Статья "Интерактивные технологии обучения физике в условиях введения ФГОС"
Оценка 5

Статья "Интерактивные технологии обучения физике в условиях введения ФГОС"

Оценка 5
doc
01.06.2021
Статья "Интерактивные технологии обучения физике в условиях введения ФГОС"
В статье рассматриваются методы формирования и развития универсальных учебных действий школьников на уроках физики через интерактивные технологии. Автор излагает суть рассматриваемого метода и приводит обоснование и результаты использования данного метода на различных этапах урока.
Интерактивные технологии обучения физике в условиях введения ФГОС.doc

Интерактивные технологии обучения физике в условиях введения ФГОС

 

      В настоящее время все педагоги общеобразовательных школ, гимназий и лицеев объединены общей задачей – введение новых стандартов. Федеральный государственный стандарт предъявляет новые требования к структуре, результатам освоения и условиям реализации основной образовательной программы. И сегодня перед учителями стоит первостепенная задача: формирование и развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Физика – это наука о природе, наука экспериментальная, и в основе методики обучения данному предмету лежит системно-деятельностный подход. Развивая качества личности ученика, отвечающие современным требованиям, необходимо менять структуру урока – каждый этап урока подразумевает целеполагание и рефлексию деятельности учащегося. Новый урок требует новых технологий. И одной из инновационных технологий, выступающей на первый план, становится технология интерактивного обучения.

Интерактивность — означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например), компьютером. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие не только учителя и обучающегося, но и взаимодействие между обучающимися. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества, приближает к реалиям жизни. 

К интерактивным формам и методам могут быть отнесены: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», кластер, ролевые, «деловые» игры, метод проектов, исследовательский метод, групповая работа с иллюстративным материалом, лабораторным оборудованием, обсуждение видеофильмов и т.д.

Средства интерактивного обучения –   интерактивная доска, система открытого голосования «Живой опрос», мобильный компьютерный класс, цифровое оборудование по физике лаборатории L –микро, электронные образовательные ресурсы, виртуальные лабораторные работы. Этим оборудование оснащён кабинет физики в нашей гимназии и используется мною в урочной и внеурочной деятельности.

Эвристическая беседа. При изучении тепловых явлений как в 8 классе,  так и в 10, в зависимости от профиля обучения, задаю вопрос: «Кипит ли вода внутри макарон при их варке?» или «Почему хрустит снег под ногами?». Такие вопросы непроизвольно вызывают интерес у любого школьника, и ученик активно включается в беседу, размышляя над ответом на данные вопросы.

Это могут быть не только качественные вопросы, но и занимательные опыты. Так при изучении силы Архимеда можно провести занимательный опыт: всплытие виноградины в газированной воде и в ходе диалога обучающиеся сами найдут объяснение и более того, могут поставить перед собой новую задачу: а сколько нужно шаров, надутых гелием, чтобы подняться человеку в небо.

Такой приём настраивает ребят на диалог, показывает применение законов физики в природе, быту, учит наблюдательности, самостоятельному поиску решения поставленной задачи, то есть формируются познавательные и регулятивные действия.

Исследовательский метод. В физике всегда есть место эксперименту, опыту, проекту, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. При выполнении экспериментального задания с помощью лабораторного оборудования или мобильного компьютерного класса (виртуальные лабораторные работы) каждая пара или группа работает в своём ритме, выполняет свой образовательный маршрут. 

Способствует организации исследовательской деятельности на уроке и интерактивная доска и цифровое оборудование  лаборатория L –микро. Это оборудование позволяет нам недоступное сделать очевидным и понятным. Приведу пример: при изучении темы «Плавление и кристаллизация твёрдых тел» сложным для восприятия учащимися является факт, что температура вещества в процессе плавлении и отвердевания не изменяется. С помощью цифрового оборудования проводим опыт: плавление и кристаллизация олова, результаты данного эксперимента в виде графика вывожу на интерактивную доску и в интерактивном режиме объясняем данное явление и  убеждаемся в том, что температура остается неизменной на всём процессе плавления.

Система открытого голосования «Живой опрос» обеспечивает интерактивное общение между учителем и обучающимися, даёт возможность  очень быстро провести опрос обучающихся, оценить уровень их знаний — рефлексию.

Таким образом, интерактивные формы обучения несомненно способствуют:

§  повышению мотивации к предмету;

§  эффективному усвоению учебного материала;

§  самостоятельному выполнению поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

§  формированию умения регулировать собственную деятельность;

§  формированию у обучающихся собственного практического опыта;

§  установлению взаимодействия между обучающимися, обучению работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.


Интерактивные технологии обучения физике в условиях введения

Интерактивные технологии обучения физике в условиях введения

Это могут быть не только качественные вопросы, но и занимательные опыты

Это могут быть не только качественные вопросы, но и занимательные опыты

§ установлению взаимодействия между обучающимися, обучению работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.

§ установлению взаимодействия между обучающимися, обучению работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2021