ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В век цифровизации трудно представить себе обучение и воспитание без использования современных коммуникаций. Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь и стали одним из эффективных средств получения детьми новых знаний и организации их досуга. Благодаря ним появились новые игры и новые герои, они позволили расширить восприятие учащимися окружающего мира. Кроме того, их использование значительно облегчило восприятие информации, предлагаемой на мероприятии, позволило решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры учащихся, развивать их творческий потенциал.
Благодаря современным информационным технологиям организация досуговой деятельности стала более творческой, свободной, разноплановой. Педагогу-организатору представилась возможность максимально гибко выстраивать систему досуговых мероприятий и автоматизировать процесс их реализации, высвобождая тем самым больше времени для методической работы, повышения уровня профессиональной подготовки. Учащиеся же получили возможность стать субъектами процесса обучения и воспитания и самостоятельно определять для себя способы познавательной и досуговой деятельности.
Арсенал форм организации досуговой деятельности в формате дистанционного обучения напрямую зависит от целей. Единой универсальной системы дистанционного обучения нет. Каждое решение подходит для определенных задач. Существуют определенные формы занятий и различные компьютерные программы для решения задач организации досуговой деятельности обучающихся в рамках дополнительного образования. Среди них:
-мероприятия в облачных конференциях, квесты, виртуальные выставки, видеолекции, тренинги, мастер-классы, и т.д.;
- открытые электронные библиотеки и музеи с встроенными инструментами навигации;
-дистанционные консультации, прежде всего, в социальных сетях;
-онлайн конкурсы и онлайн выставки.
Список указанных дистанционных образовательных форм не может быть окончательным, он может изменяться в зависимости от потребностей педагога, обучающихся, а так же от конкретных методических и технологических возможностей всех участников образовательного процесса.
Не менее широк и спектр средств, предоставляемых дистанционными технологиями, для организации досуговой деятельности. К ним можно отнести:
- использование имеющихся ресурсов, найденных в информационной базе Интернет (при подготовке к различным мероприятиям, праздникам, акциям, тематическим неделям можно найти готовые сценарии, анимации, презентации, музыку, стихи и т.д., которые можно использовать в работе полностью или частично, в оригинальном виде или после переработки);
- возможность адаптации готовых презентаций (для наилучшего восприятия учащимися информации иногда приходится готовые презентации «переделывать»: убавлять количество слайдов или количество информации; добавлять различные средства наглядности (картинки, фотографии, анимацию); выделять нужное цветом; включать слайды с текстом стихов, песен);
- создание своего методического продукта в программе Power Point;
- использование видеороликов (для создания праздничной атмосферы перед мероприятием или непосредственно на нём).
Описанные формы и средства дистанционной формы организации досуговой деятельности позволяют выделить ее положительные стороны:
1.Обучение проходит в индивидуальном темпе (каждый выбирает, когда и как долго ему заниматься творчеством, может пересматривать видео-уроки, останавливать на нужном месте, перематывать, спрашивать у педагога непонятные моменты в онлайн-чате).
2.Доступность (работать можно везде и в любое время, важно только иметь гаджет и доступ в интернет).
3.Ребенок работает в своей привычной, комфортной обстановке, может сделать паузу, прогуляться, а затем снова приняться за работу.
4.Процесс обучения доступен для всех детей независимо от состояния здоровья.
5.Дети могут общаться с учащимися других групп в едином чате, тем самым увеличивая свой круг общения.
6. Учащиеся совершенствуют умения и навыки, приобретённые на очных занятиях, формируют личностные результаты и информационную компетентность.
При этом нельзя забывать и об отрицательных аспектах досуга, организованного дистанционно. К минусам дистанционной организации досуга можно отнести:
- некачественное интернет – соединение.
- отсутствие хорошей технической базы.
-отсутствие прямого контакта педагога с ребенком.
-большую загруженность детей школьными уроками и нехватка времени на досуговую деятельность.
Для устранения проблем при организации досуговой деятельности с применением дистанционных технологий важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося. Даже самые лучшие и передовые технологии, такие как информационные и психолого-педагогические, без оптимизации процесса организации досуга могут оказать обратное воздействие. Поэтому для качественного, доступного, развивающего досуга детей и подростков необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы онлайн и оффлайн мероприятий, требующей пересмотра принципов, методов, форм работы педагога-организатора.
Наиболее приемлемой для учреждений дополнительного образования является смешанная модель организации детского досуга, сочетание традиционных и дистанционных форм работы. Данная модель должна функционировать таким образом, чтобы онлайн мероприятия не заменяли, а дополняли очные досуговые формы.
Несомненно, будущее организации детского досуга за активным использованием дистанционных технологий. Умелое сочетание традиционных и дистанционных форм позволит повысить интерес к нему среди учащихся, и достичь основной стратегической цели дополнительного образования — воспитания личности, готовой к саморазвитию, самообучению, использованию полученных знаний на практике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.