Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-КВЕСТА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"
Оценка 4.6

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-КВЕСТА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"

Оценка 4.6
docx
10.10.2022
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-КВЕСТА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"
статья_Чупахина Г.А._МНПК_6ноября2021.docx

Чупахина Г.А.

РФ, село Пичаево Пичаевского района Тамбовской области

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-КВЕСТА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

Аннотация: В статье показана возможность использования образовательного веб-квеста при обучении школьников иностранным языкам. По мнению автора веб-квест можно рассматривать как одно из средств, направленных на повышение учебной мотивации. В статье рассмотрена структура веб-квеста, а также на примере реализованного веб-квеста рассмотрено, как организовать сетевое взаимодействие участников образовательного процесса.

Ключевые слова: веб-квест, мотивация, критическое мышление, работа в сети, критериальное оценивание.

 

         С введением Стандартов нового поколения большое внимание уделяется созданию оптимальной среды, направленной на повышение учебной мотивации школьников. Установленные ФГОС новые требования предполагают создание условий, при которых обеспечивается возможность участия педагогических работников, учащихся и их родителей в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Таким образом, возможность участия школьников в образовательном процессе – одно из важнейших условий реализации ФГОС.

         Совершенствование образовательного пространства школы, предусмотренное новыми стандартами, ведёт к появлению системных новообразований в работе с учащимися. Монолог педагога преобразовался в диалог со школьниками. Сотрудничество учителя и ученического сообщества

выходит на уровень своего развития. Значительное расширение границ и сфер взаимодействия участников образовательного процесса происходит за счёт использования разнообразных сетевых технологий. Современные интернет-технологии позволяют сделать образовательное взаимодействие комфортным, непрерывным, быстрым.   Таким образом, организация взаимодействия в сети позволяет превратить учащихся из пассивных слушателей в активных участников образовательного процесса.

Использование  методов  (технологий)  обучения  иностранным языкам  в  современной  школе  основывается  на  развитии  субъект-субъектных  отношений  учителя  и  обучающихся. Критериями  отбора  методов  (технологий)  выступают:  интерактивность, деятельностный характер, направленность на поддержку индивидуального развития, наличие свободы для принятия самостоятельного решения, выбора содержания, способа учения, диалогичность, перенос  акцента  с  запоминания  информации  на  изучение  действительности. Выбор метода каждым конкретным учителем основывается на анализе педагогической ситуации [3, с.18].

В поисках новых видов и форм организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса важно, чтобы обучение было развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Технология веб-квеста – одна из форм такого взаимодействия.

Веб-квест можно рассматривать как один из эффективных способов организации деятельности учащихся, направленных на достижение метапредметных результатов - умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.  

Работа над веб-квестом требует определенных знаний учителя. Важно уметь вести поиск  необходимых ресурсов в сети Интернет и критически оценивать их технические возможности. Необходимо предварительно изучить найденные сайты, определить, соответствуют ли их возможности для выполнения задания.  Также пригодится навык работы с текстовыми процессорами для объединения текста, картинки и веб-ссылки в законченном продукте.

Веб-квест с учащимися имеет стандартную структуру.

1. Введение – описание темы веб-квеста. На данном этапе проходит подготовительная работа: участники знакомятся с темой и проблемными вопросами, планом проведения работы, обзором веб-квеста в целом.

2. Задание – формулировка проблемной задачи и описание формы представления результата. Чётко определён итоговый продукт самостоятельной работы.

3. Процесс работы и необходимые ресурсы – описание последовательности действий и ресурсов для работы (ссылки на источники), а также инструкции и другие вспомогательные материалы.

4. Оценка – описание критериев работы и параметры оценки, которое представляется в виде оценочного бланка или таблицы. Этот этап предполагает само- и взаимооценку созданного продукта, сравнение с результатами других участников.

5. Заключение – краткое описание того, чему смогут научиться участники после завершения работы над веб-квестом [2].

         Перед началом работы важно провести подготовительную работу с учащимися. Во-первых, для многих из них понятие «веб-квест» является новым. Необходимо познакомить участников со структурой веб-квеста и порядком выполнения заданий. Кроме того, работа над заданиями веб-квеста предполагает сетевое общение. Сервисы Google – наиболее удобные и доступные сервисы для работы с документами совместного доступа. Для ознакомления с возможностями сервисов такого типа можно провести  практическое занятие. Следует помнить, что ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Таким образом, предварительная подготовка школьных команд поможет обеспечить слаженную работу на протяжении всего веб-квеста.

         Обновление содержания   образования, достижение нового  качества  его результатов  -  это   основание как  для  сохранения  фундаментальности образования, так  и  для  усиления  его практической направленности.  Эти процессы   коснулись и   предметной области «иностранные языки». Современные образовательные стандарты предоставляют возможность изучения учащимися второго иностранного языка. Возможность  выбора  иностранного языка в качестве второго является значительным мотивационным фактором. Практический опыт доказывает, что самое главное в обучении иностранному языку – это мотивация обучающихся [1].

В январе 2020-21 учебного года на базе МБОУ «Пичаевская СОШ»  Пичаевского района Тамбовской области был организован и проведён веб-квест «Путешествие в страну Языкознание» (ссылка на веб-квест - https://potorykina.wixsite.com/website-1/blank, авторы веб-квеста – Чупахина Г.А., учитель английского языка МБОУ «Пичаевская СОШ», Поторыкина Т.Е., учитель немецкого языка МБОУ «Пичаевская СОШ»), основной целью которого является поддержка мотивации обучающихся к изучению родного и иностранного языков (английский, немецкий),  формирование представления об иностранном языке как о почётном и важном в современном обществе средстве человеческого общения, повышение престижа изучения иностранного языка.

В ходе работы над заданиями веб-квеста решались следующие задачи:

·                    создать условия для формирования у учащихся навыков общения на родном и иностранном языках (английский, немецкий);

·                    содействовать развитию интереса и осознанной направленности на изучение английского и немецкого языков;

·                    развивать мышление, кругозор, память, языковые способности;

·                    сформировать позитивную установку по отношению к иностранным языкам;

·                    способствовать формированию творческих умений и навыков, формировать представление о языках как духовной ценности, форме выражения национальной культуры, воспитывать дружеские отношения.

Работа над заданиями веб-квеста проходила в несколько этапов.

Перед началом работы участники объединились в группы по три –четыре  человека – педагог-куратор и учащиеся.  После регистрации команды оформили страницы своих дневников и приняли участие в «Мозговом штурме».

          На первом этапе «Когда язык понятен всем» перед участниками была поставлена задача – рассказать, какие языки считаются международными в настоящее время. Участники команды не только собрали информацию, но и трансформировали её, чтобы выполнить задание и ответить на проблемный вопрос этапа «Как образовался язык и как он менялся за время существования человечества?». 

Второй этап «Разные или похожие?» нацелил участников на подготовку материалов о сходстве и различии английского и немецкого языков. В тесном сотрудничестве педагоги и дети создавали интерактивные продукты, отвечающие на вопрос «Почему люди говорят на разных языках?». 

         «Почему современному человеку важно знание иностранного языка?» - проблемный вопрос третьего этапа «Слияние языков». Было замечено, что работа над заданием вдохновила не только участников команды, но и даже членов их семей. Можно было чётко проследить преемственность поколений.

На четвёртом этапе «Языковые «полезности»»  командам предстояло сделать словарик для путешественника на английском и немецком языках. Работы последнего этапа отличались высоким качеством и точностью понимания задания, что говорит о возросшей ответственности за опубликованные работы.

Анализ готовых продуктов, предоставленных участниками, показал, что команды работали сплоченно. Педагогам и  детям приходилось много общаться: сбор и обработка информации, обсуждение собственных работ и продуктов других участников, оценивание, обмен впечатлениями. Учащиеся, объединенные общей целью работы, взаимодействовали с педагогом-куратором, который направлял работу команды. Участники работали как индивидуально, так и группой, выполняя различные роли.  

Таким образом, образовательный веб-квест является одним из инновационных и эффективных средств повышения учебной мотивации на уроках иностранного языка.

 

Список используемых источников

1.     Введение  предмета  «Второй  иностранный  язык»  в общеобразовательной  школе:  задачи,  проблемы,  решения:  материалы  VIII областной научно-практической  конференции  (30  апреля  2019 года) [Электронный  ресурс]  /  под  общ.  ред. Л.Р.  Ермаковой,  Е.А.  Калининой,  А.О.  Рундквист.  –  Белгород: ОГАОУ  ДПО  «БелИРО»,  2019.  –  46  c.  –  Режим  доступа:https:// new.beliro.ru/wp-content/uploads/2019/10/vvedenie-predmeta-vtoroj-inostrannyj-jazyk-1.pdf

2.     Кашеня Г.В. Методические рекомендации "Создание Веб-квеста".[Электронный ресурс]: https://infourok.ru. URL: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-sozdanie-veb-kvesta-4291166.html (дата обращения: 07.11.2021).

3.     Щемелева, И. Ю. Применение инновационных  методов обучения иностранным языкам в школе : учебно-методическое пособие  /  И.  Ю.  Щемелева,  Ю.  С.  Васильева,  А.  О.  Наследова,  И. В. Нужа. – Орск : Издательство ОГТИ, 2009. – 118 с.

 

 

Заявка участника конференции

(для выступающих и авторов статей)

Фамилия, имя, отчество автора (авторов) полностью

Чупахина  Галина  Анатольевна

Электронный адрес автора (авторов)

[email protected]

Место работы (учебы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Научное звание, степень, должность (для тех, кто работает)

Учитель английского языка

Название статьи

Использование образовательного веб-квеста как средства повышения учебной мотивации на уроках иностранного языка

Тематическое направление работы

1. Теория и методика преподавания иностранных языков и культур.

2. Вопросы контроля в преподавании иностранных языков и культур.

3. Лингводидактические аспекты преподавания иностранных языков и культур.

4. Современные технологии в обучении иностранным языкам.

5. Профессиональные компетенции преподавателей иностранных языков.

4. Современные технологии в обучении иностранным языкам.

 

Форма участия в конференции

·        выступление без публикации

·        выступление и публикация статьи в сборнике

·        только публикация статьи в сборнике

•        только публикация статьи в сборнике

ФИО (полностью) научного руководителя (для студентов, бакалавров, магистрантов, аспирантов)

-

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Чупахина Г.А. РФ, село Пичаево

Чупахина Г.А. РФ, село Пичаево

Значительное расширение границ и сфер взаимодействия участников образовательного процесса происходит за счёт использования разнообразных сетевых технологий

Значительное расширение границ и сфер взаимодействия участников образовательного процесса происходит за счёт использования разнообразных сетевых технологий

Также пригодится навык работы с текстовыми процессорами для объединения текста, картинки и веб-ссылки в законченном продукте

Также пригодится навык работы с текстовыми процессорами для объединения текста, картинки и веб-ссылки в законченном продукте

Таким образом, предварительная подготовка школьных команд поможет обеспечить слаженную работу на протяжении всего веб-квеста

Таким образом, предварительная подготовка школьных команд поможет обеспечить слаженную работу на протяжении всего веб-квеста

Работа над заданиями веб-квеста проходила в несколько этапов

Работа над заданиями веб-квеста проходила в несколько этапов

Анализ готовых продуктов, предоставленных участниками, показал, что команды работали сплоченно

Анализ готовых продуктов, предоставленных участниками, показал, что команды работали сплоченно

Заявка участника конференции (для выступающих и авторов статей)

Заявка участника конференции (для выступающих и авторов статей)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2022
Посмотрите также: