Использование технологии "БиС" на уроках русского языка
Ум человеческий должен постоянно работать. Новое откроют люди смелого ума. А.С. Макаренко
Век глобализации
ставит свои требования. Самым ценным капиталом в новом миропорядке становится
знание. И перед нами поставлена задача огромного значения –
формирование интеллектуальной нации и вхождение в сообщество самых развитых
государств. Устойчивое развитие и конкурентоспособность базируются на
опережающем развитии человеческих ресурсов, поэтому образование в нашей стране
определено стратегическим приоритетом. В
государственной программе «Казахстан - 2030» указано, что повышение
благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики. Вопросы
образования в Республике Казахстан так или иначе касаются каждого из нас. Для этого необходима последовательная модернизация и
обеспечение устойчивых темпов экономического роста. Для достижения этой цели
необходимо добиться качественных услуг образования по всей стране на уровне
мировых стандартов. Ведь только качественное образование может стать
основой инновационного развития Казахстана. Нам необходимо создать ядро
национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать
на международном уровне. Такие
эпохи, как наша, требуют приложения максимум сил, и надо быть готовыми к новому
уровню требований жизни, которые будут неуклонно возрастать. Для движения жизни
с ускорением должна постоянно прикладываться сила. Этой силой могут быть
знания, умения, убеждения новых поколений. Лишь этот ресурс не растрачивается
безвозвратно. Образование - основа всех основ. Так как наука и образование –
те жизненно важные сферы, без которых немыслимо строительство развитого
демократического государства, то в моей работе рассматриваются в образовании
актуальные проблемы современного Казахстана, который сегодня выходит на новую,
ещё более высокую траекторию своего развития. Инновационный
процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых
педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе,
образовательное нововведение. Современные тенденции в Казахстане и
стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные
дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники много лет
назад, так как ресурсы современного детского организма необычайно высоки.
Всем известно, что образование является одним из ключевых индикаторов
развития во всех странах мира. Взяв на
вооружение эту аксиому, Казахстан выстраивает свою стратегию интеллектуального
развития – выверенную, долгосрочную. К 2020 году все школы страны будут
обеспечены широкополосным Интернетом, локальными сетями и цифровым контентом.
Сегодня интерактивные уроки стали нормой, создана полноценная система
электронного обучения. Поэтому постоянной заботой
педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Образование направлено на развивающий
характер, воспитанию
обеспечивается гуманно-личностный
подход. Особое внимание уделяется развитию
современных технологий обучения. Одной из таких технологий является "БиС"
(биоинформатика и синергетика), автором которой является кандидат
педагогических наук Вассерман Фёдор Яковлевич. В основе этой уникальной образовательной технологии управления
качеством образования на
уроках происходит смена целевой установки «дать образование» на установку
«образование как самореализация». Основным вкладом технологии «БиС» в развитие
образования Казахстана является разработка объективных критериев показателей и
параметров качества обучения, а также создание эффективных педагогических
условий для формирования операциональной системы управления качеством обучения
с учётом основных закономерностей теории самоорганизации [8]. Учёный
– практик Вассерман Ф.Я. в результате проведённых исследований, а также
экспериментально-практической работы установил нормативный показатель качества
обучения – не ниже 63%. "БиС"-технология Ф.Я.Вассермана основывается на
технологических картах, которые помогают педагогам-практикам достичь более
высокого КПД усвоения материала на уроке, развивать память, внимание, скорость
мышления. Сейчас мы
переживаем очень сложный этап в сфере образования. Заканчивается эпоха так
называемой знаниевой парадигмы организации образования, когда всё обучение
школьника построено на информационно-объяснительном иллюстративном подходе.
Информация бесконечно расширяется, и рано или поздно этот метод перестаёт
работать. Вот как раз это сейчас и произошло. В условиях глобализации и бурного
научно-технического прогресса, когда знания устаревают с невероятной скоростью,
главным качеством, определяющим уровень человека, становится его умение думать
и быстро ориентироваться в потоке информации. Мне не безразлично, каким
ребёнок становится, формируется как личность, приобретая качественные знания,
различные умения и навыки. И я способствую повышению индивидуальной речевой
культуры учащихся, расширению коммуникативных возможностей. Так как именно сегодня интерес к родному языку
становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей,
стремящихся достичь успеха в жизни с помощью
профессиональных знаний и навыков, я попыталась с помощью новейшей технологии удовлетворить
их потребности. Я провела наблюдение за использованием технологии "БиС"
в образовательной деятельности с целью выяснения её соответствия желаемому
результату, выявления эффективности использования технологии "БиС" на
уроках русского языка. И
если одним из актуальных векторов посткризисного развития на ближайшее
десятилетие является создание конкурентоспособного человеческого капитала, то
технология "БИС" позволяет управлять качеством знаний учащихся,
создаёт условия для развития и формирования нового мышления и мировоззрения,
активного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми
навыками речевого поведения.
Образование – ёмкое
слово, обозначающее и долговременный процесс созидания, и рождения чего-то
нового, прогрессивного…. Образование относится к масштабным проектам,
затрагивающим процессы развития целых отраслей в движении от вчерашнего дня к
завтрашнему. Форсайт, т.е. образ будущего. Наша система образования и науки,
безусловно, развивается по этому самому грандиозному стратегическому плану,
который благодаря инициативам Главы государства Нурсултана Назарбаева
воплощается в жизнь. За последние годы в сфере образования и науки сделано
немало, что позволяет совершить качественный рывок в сообщество
конкурентоспособных стран. Глава государства Н.Назарбаев выделил один из актуальных
векторов посткрисисного развития на ближайшее десятилетие – создание
конкурентоспособного человеческого капитала. Словарь С.И.
Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или
сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый,
относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно
знакомый, малоизвестный.[1]
Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о
прогрессивности, об эффективности нового.
В "Советском энциклопедическом словаре понятие “инновация“
в переводе с
латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“.[2]
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность,
изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью
повышение их эффективности. [3]
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии
содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается
комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению,
использованию и распространению новшеств. Относительно легко вписывается в
существующие "нормы" понимания и
объяснения Экспериментальный (апробирование частных
нововведений) Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить
новый результат, полное обновление позиции субъектов практики, обретение нового
качества результатов деятельности. Усовершенствование прежней системы,
рационализация её функциональных связей.
Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации,
а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх
основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие),
разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в
практике. [4]
В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения
научной идеи до стадии практического использования Нововведения,
или инновации, характерны для
любой профессиональной деятельности человека и
поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и
внедрения.
Инновация – это не только научная, но и во многом инженерная деятельность. И
чтобы завтра развитие Казахстана не замедлилось, сегодня нужно решать проблемы
образования. Нужно срочно формировать инновационную экономику нового типа,
способную обеспечить устойчивость экономического роста, и как следствие роста
благосостояния населения страны. Один из главных механизмов создания
такой экономики – конкурентоспособный человеческий капитал. А его составляющее
– образование, здравоохранение и наука. Педагогические
новшества, относящиеся к изменению урока, которые лежат в русле парадигмы человекосообразного
образования,
следующие:
- смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности
предполагает основную задачу учителя: определить при подготовке урока, что
именно, какой образовательный продукт создадут ученики в ходе урока;
- переход от общего образования для всех к реализации
индивидуальной образовательной траектории каждого ученика, для чего применяется
ряд педагогических новшеств: индивидуальное целеполагание учеников,
индивидуальные образовательные программы и их утверждение, личностная
диагностика и мониторинг учебной деятельности каждого, индивидуализированная
система диагностики и оценки образовательных
результатов;
- переход от ЗУНовских ориентиров подготовки
и проведения урока к компетентностному, когда включается в план проведения
урока выявление личностной и социальной значимости темы, организация реального
практического опыта учеников;
- внедрение в урок или в систему уроков технологии образовательной ситуации, в результате
которой реализуется внутренняя логика развития учащихся по отношению к
изучаемым вопросам;
- вместо заданий, не предполагающих их индивидуального
решения, вводятся эвристические – открытые задания, когда любой ответ всегда
уникален и отражает степень творческого самовыражения
ученика;
- вместо заданий, не предполагающих их индивидуального решения, вводятся
эвристические – открытые задания, которые не имеют однозначных «правильных»
ответов, когда любой ответ всегда уникален и отражает степень творческого
самовыражения ученика;
- вместо обобщения материала и заранее готовых
выводов урока внедряется система индивидуальной и коллективной рефлексии –
осознание выполненной деятельности;
- универсализированная система
контроля результатов обучения заменяется на персонализированную, учитывающую
индивидуальные возможности и цели каждого
ученика; -
оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными
нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения,
сравнение его с самим собой. Вначале
было слово. Эта идея известна всем. Но, соединяясь вместе, слова создают особый
мир. И я помогаю учащимся при выполнении заданий, корректировке текстов и
предложений управлять словом, принимать его, уметь пользоваться им, что
является не только признаком культуры, но и показателем мудрости. Ведь именно в
таком смысле о слове беспокоился великий Абай: «Охотники до словесной
перебранки чаще всего затевают споры не для выяснения истины, а чтоб блеснуть
своими знаниями, одержать верх над другими. Такие споры рождают зависть, они не
прибавляют человечности, не служат науке. Нам бы неустанно ширить круг своих
интересов, множить знания, которые питают наши души…» В процессе работы над
словом учащиеся осознают, что речь, которой мы пользуемся для выражения мысли,
всегда сопряжена с определённым творческим импульсом: каждый человек должен
что-то творчески осмыслить и передать своими словами. Точнее, формировать свою
речевую культуру. Высокая речевая культура, в отличие от нормы, - это умение
пользоваться всеми оттенками, вариантами, которые даёт русская речь. Это
проблема образовательная: человек должен быть всем понятен.
Сегодняшнее школьное образование
полностью поглотил госстандарт. И в результате школьник теряет возможность
всесторонне развиваться - он загружен информацией и требованиями. А ученик не
чистая доска, как говорил Аристотель, на которой можно написать любые письмена.
В любом уже заложены свои особенности самой природой, и их-то нужно развивать.
Чтобы воспитать личностные качества ребёнка, прежде всего нужно дать ему
свободу. Поэтому стараюсь приучать учащихся к самостоятельной работе, в которой
ученик обретает полную свободу творить (технология "БиС"
предоставляет большие для этого возможности).
Инновационные формы обучения на уроках позволяют разнообразить процесс
обучения, повысить интерес учащихся к предмету, стимулировать их творческую
активность, активизировать мышление, способствовать эстетическому развитию,
повысить речевую культуру, внедрить интеграционные процессы. Ребята на практике
убеждаются в том, что внимание, память, мышление – основы, на которых строится
речь. А я убеждаюсь, что такое обучение может способствовать развитию
пытливого, творческого ума. Главная
задача возникает передо мной как учителем – научить детей узнавать свои
способности: дети иногда даже не подозревают, как много заложила в них природа.
При этом я стремлюсь беречь искорку таланта. Радуюсь тому, что дети пытаются
проявлять себя, воплотив самостоятельно какую-то свою идею. И поэтому моя
основная концепция в работе с молодым поколением, выросшим в условиях
суверенитета, - пробудить желание быть причастными к определению дальнейшей
судьбы страны, высказать видение перспектив развития, дать юным выразить свою
позицию.
Длительное
общение с молодёжью позволяет сделать вывод, что молодые казахстанцы находятся
в курсе всех тенденций, происходящих в стране и обществе, а их позиция и мнения
свободны от формальностей прошлого века и действительно отражают современные
реалии. Молодые люди – это залог успеха будущего республики, которой как воздух
необходимы мир, модернизация, научно-техническое развитие и просвещение. Именно
с такой категорией молодых людей возможно создать культурную элиту с высокой
речевой культурой, которая предполагает творческое отношение к любому делу и
будет продолжать укреплять и развивать духовные и культурные контакты с
представителями других стран. Именно такая молодёжь способна генерировать
новые идеи, должна составлять цвет будущей нации и сделать нашу страну
конкурентоспособной. И я в свою очередь испытываю полное удовлетворение от
того, что в формирование человеческих ресурсов, интеллектуального капитала я
внесла свою небольшую лепту. С
детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Национальный литературный язык обслуживает все нужды общества: он применяется в
художественной литературе и в публицистике, в государственных актах, в науке, в
общении – устном и письменном – на производстве, в школе, наконец, и в бытовом
общении образованных культурных людей. И так как есть высокая потребность в его
использовании, в школьном образовании важная роль отводится предметам
языкового цикла, в том числе и преподаванию русского языка как родного и как
неродного. Работая
в школе с 1965 года, я всегда интересовалась новыми подходами в образовании. Природа
людей по отношению к нововведениям различна, одни склонены к их принятию,
другие - более консервативны. Я принадлежу к типам людей, которые всегда
открыты новому, поглощены новшествами, следуя за новаторами. Увлекалась опорными
таблицами, подачей материала блоком, ТРИЗом, рейтинговой системой. В данное
время школа апробирует новую технологию "БиС". Это технология
управления качеством в общеобразовательной школе "Биоинформатика и
синергетика", автором которой является к.п.н. Вассерман Фёдор Яковлевич. Он
терпеливо помогал мне делать первые шаги в освоении форм и методов работы на
уроке с применением данной технологии. И что сразу мною было отмечено, так
это то, что при объяснении новой темы следует использовать всевозможные формы и
методы работы, лишь бы давали эффект. Потом идёт работа с алгоритмом, где
материал строго распределён в схеме, удобной для восприятия и более прочного
запоминания. А в работе с тренажёрами меня подкупило то, что не приходится "выуживать"
в несовершенном учебнике парочку примеров из упражнения, на чём могло и
захлебнуться закрепление темы. Тут в полной мере пришлось осознать преимущество
новой технологии, которое кроется в многочисленных примерах по закреплению и
отработке навыков. Значительный эффект наблюдается в параллельной отработке
пробелов в знаниях учащихся, которые выявляются при выполнении
дифференцированных заданий по тренажёрам, разработанным в рамках технологии "БиС".
При этом прослеживается включение всех учащихся в процесс обучения. В
следующей таблице наглядно представлено, что не только идёт углубление базового
стандарта, но восполняются пробелы учебников.
Темы КТП |
Учебник |
Пособие |
2-ой урок. Закон о языках. Основоположники русского литературного языка. |
1 упр. 1 упр. |
Информация, 30 заданий. |
13. Строение и грамматическое значение словосочетания. |
Информ., упр. |
Инф., 60 пр. |
14. Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные. |
Упражнения, а термина нет. |
Информация, 60 заданий |
15. Способы подчинительной связи слов в словосочетании. |
Информация, упражнения. |
Информация, 60 заданий |
16. Нормы согласования, управления и примыкания. |
Ничего нет. |
Инф.+ 30 зад. |
17. Согласование, управление, примыкание. |
Инф. + упр. |
Инф.+ 30 зад. |
18. Сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями. |
Ничего нет. |
Инф.+ 30 зад. |
19. Нормы, связанные с вариантами сочетаний имен числительных с именами существительными. |
Ничего нет. |
Информация, 60 заданий |
43. Особенности строения неполных предложений Эллипсис. |
Ничего нет. |
Информация, 60 заданий. |
73. Употребление обращений в зависимости от ситуации общения. Различия в употреблении обращений в русском и казахском языках. |
Ничего нет. |
Информация, 30 заданий |
Возможности технологии "БиС"
Причины поиска альтернативы |
Плюсы БиС |
1.Несовершенство учебников. |
1.Наличие всех тем КТП. |
2.Неглубокое изложение теоретического материала или вообще его отсутствие. |
2.Более глубокое изложение теоретического материала. |
3.Недостаточное наличие материала для выработки практических навыков |
3.Информационный материал представлен в свёрнутом виде (в форме таблицы, схемы, алгоритма). |
4.Затруднённость при самостоятельном рассмотрении учебного материала. |
4.Цветовое выделение изучаемого материала. Объяснение делаете более понятным. |
|
5.Наличие тренажёров с массой дифференцированных заданий. |
|
6.Экономится время на уроке благодаря печатной основе. |
|
7.Тратится минимум собственных сил на подготовку и объяснение темы урока. |
|
8.Благодаря смене видов деятельности урок становится более разнообразным. |
|
9.Проверка знаний с применением данной технологии становится максимально быстрой и объективной. |
|
10.Вопросы дисциплины отпадают за счет продуманности и наполнения каждого этапа: учащимся просто некогда отвлекаться, так как все организованно вовлекаются в работу. |
|
11.Обучение при этом максимально доступное, так как при объяснении учебного материала мы задействуем разные каналы восприятия. |
В чём просматривается новизна технологии "БиС"?
1. Углубление программы ГОСО дополнительным материалом, делающим тему более полностной (позволяет экономия времени даже за счёт печатной основы).
2. Широкое использование
ИКТ.
3. Использование игровых технологий (карта "Лидер"). 4.
Отсутствие ограничений творческого подхода к любому этапу урока. 5.
Прикладной характер. У
школьников больший интерес вызывают уроки с применением данной технологии,
поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают
развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового
программного материала, и, что интересно, при таком подходе ум разбужен, душа
затронута. Здесь прослеживается аналогия с проповедью ходжи Насреддина, который
однажды, взойдя на кафедру в Акшехире, сказал: "Верующие, знаете ли вы,
что я хочу вам сказать?" Ему ответили: "Нет,
не знаем". Тогда ходжа сказал: "Раз вы не знаете, так что мне вам и
говорить". С этими словами он сошёл с кафедры и пошёл своей дорогой.
Когда в следующий раз он снова взошёл на кафедру и предложил тот же вопрос,
община ему ответила: "Знаем". - "Ну, коли вы знаете, значит, мне
нет надобности и говорить". Так сказал ходжа и опять удалился. Община,
поражённая, решила, если ходжа взойдёт ещё раз на кафедру, ответить: "Одни
из нас знают, а другие нет".
Поднявшись как-то опять на кафедру, ходжа по обыкновению обратился к народу со
своим вопросом. Ему ответили: "Одни из нас знают, другие нет". Ходжа,
сохраняя на лице серьёзность, воскликнул: "Великолепно! Пусть тогда те из
вас, кто знает, расскажут тем, которые не знают". Однако интерес пробуждён
был у всех. Опыт работы по технологии "БиС" показал
нам, что только системный подход и практически востребованные инструменты могут
привести к реальному повышению качества знаний учащихся.
Закономерно напрашиваются следующие выводы, что технология
"БиС" способствует: 1)
более глубокому осмыслению теоретического материала;
2) выработке прочных знаний и навыков;
3) повышению качества знаний по предмету.
Поэтому в течение трёх летних отпусков я составляла ежегодно одно методическое
пособие по данной технологии – для 8-го, 7-го и 9-го классов, то есть
соответственно 102 урока (8 кл.), 102 урока (7 кл.) и 68 уроков (9 кл.)
согласно календарному планированию. На
первых же шагах пришлось проводить открытые уроки на городском уровне, а на
следующий год – в ходе регионального семинара. При этом постоянно ощущала
поддержку коллег по работе, продолжая самосовершенствоваться.
На канале "YouTube" есть заснятый урок русского языка, который я провожу по данной технологии (Youtube. Алгоритм. Русский язык от Дубинской В.К. Астана, школа-гимназия № 3). Эта технология способствует созданию условий для получения качественного образования и формирования интеллектуально, физически и духовно развитого гражданина Республики в условиях повышения конкурентоспособности образования. Учащиеся выпускного класса в период предметного декадника с большим интересом приняли участие в лингвистическом лектории "Мир русской речи", к которому было приготовлено 20 презентаций. Достигнув определённых результатов в учёбе, учащиеся проверяли свои силы, участвуя в олимпиадах различного уровня. Приятно было видеть их желание участвовать в Ломоносовской олимпиаде и, по её итогам получив приглашение на второй тур, поехать в город Омск на очный тур. Также с удовлетворением приходится отмечать тот факт, что в Международной олимпиаде "Урфоду" только в минувшем учебном году во втором туре сразу было получено девять первых мест. Михеенко Анастасия в "Ақ боте" заняла первое место и в награду получила путёвку. А в прошлом году Дюсебекова Жамиля заняла первое место в регионе. В течение многих лет работы мне в пяти плановых диктантах за год (одного по повторению и четырёх четвертных) приходилось обычно ставить от одной-двух, максимум трёх пятёрок, а то и ни одной. И вдруг в 9 классе за третью четверть выставляю целых пять пятёрок. Не хуже Архимеда, открывшего один из главных законов гидростатики и статики газов, я помчалась с этой радостной вестью к завучу. Отрадным оказались у этого же класса, ставшего выпускным, в минувшем учебном году и результаты ЕНТ, где получено только две четвёрки, а остальными оценками явились пятёрки. За имеющиеся успехи я, естественно, благодарна пробивающей широкую дорогу в образовании технологии "БиС" – технологии управления качеством в общеобразовательной школе.
Анализ результатов ЕНТ по русскому языку в 11 "Б" классе. По итогам ЕНТ от 6 июня 2016 года по русскому языку получены следующие результаты:
Дата |
Класс |
Результаты |
Всего |
Писали |
Кач-во |
Сре Средний балл
|
|||
|
|
0-4 |
5-13 |
14-20 |
21-25 |
|
|
|
|
06.06.16 |
11 «Б» |
- |
- |
2 |
18 |
22 |
20 |
100 |
22,4 |
По результатам данного тестирования нужно отметить, что в 11-б результат великолепный: только две четвёрки, а остальные – пятёрки. Без всяких колебаний -100% качества. Общий средний балл в 11-б классе соответствует пятёрке. Отличники подтвердили свои высокие баллы (три медалиста и один аттестат особого образца). Государственный экзамен в форме ЕНТ сдавали 20 человек. В результате имели две четвёрки, а остальные – пять. Получен действительно желаемый результат. Именно он побудил меня задуматься, что способствовало этому успеху. И вывод был один - технология "БиС". Думаю, что именно она пробудила интерес к предмету. Мониторинг качества знаний учащихся 11 "Б" класса в разрезе по годам 2013-2014 - 9 класс - 44% 2014-2015 – 10 класс - 65,2% 2015-2016 – 11 класс - 100% Теоретическая значимость эксперимента заключается в обобщении методов и форм основных положений технологии обучения с точки зрения её влияния на эффективность учебно-воспитательного процесса, а также в обосновании назревшей необходимости двигаться от репродуктивных способов обучения по направлению личностно-ориентированного образования и воспитания, как единственно возможного в создавшихся социально-экономических условиях. Практическая ценность - в реализации на практике идеи гуманизации педагогического процесса, которая направлена на развитие каждого ученика и предполагает создание максимально благоприятных условий для проявления его способностей и интересов, то есть развитие ученика становится смыслом, целью, средством и результатом педагогического процесса. Одарённые дети получают возможность на нестандартных уроках систематически работать на очень высоком уровне сложности, что способствует реализации их интеллектуального потенциала. Мною был проведён соцопрос на тему: «Что вы знаете о технологии БиС?» среди подростков 9-11 классов. Всего было опрошено 50 учеников. Из них: 17 – мало что знают; 10 – частично знают; 23 – имеют искажённое представление. Исходя из этих результатов, можно сказать, что эта замечательная технология требует наличия ознакомительных пособий не только для подростков, но и для взрослых людей. Следовательно, целесообразно будет их создание для специального, более глубокого осмысления принципов новой технологии, что, безусловно, повысит обучающий эффект. Только в Интернете можно встретить материалы, а в СМИ они практически отсутствуют. В своё время А.П.Чехов сетовал: "В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать". К сожалению, мало что изменилось с тех пор. Речь некоторых наших современников поражает невыразительностью, бедностью лексики, обилием стилистических ошибок. Горько и обидно становится за русский язык, больно видеть, как его уродуют и искажают. Столетиями мастера слова обрабатывали его, совершенствовали, доводили до тонкости. Между тем речевая атмосфера изобилует годными на все случаи жизни стандартными остротами, речевыми штампами, краснобайством и даже словесной нечистоплотностью вместо подлинного остроумия, красноречия. Штампованные, трескучие фразы не только обесценивают слово, но и развращают морально. В конце концов, это убожество речи, косноязычие – дефект не столько речи, сколько мысли. Тут дело даже не в запасе слов. "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает", - гласит известная пословица. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуре. Справедлива и другая пословица: "По одёжке встречают, по уму провожают". Пока человек молчит, трудно судить о его интеллекте и культуре, но стоит ему заговорить – и мы, как правило, делаем для себя обоснованные выводы о собеседнике. Нравственное и духовное развитие общества при любом повороте исторических событий отражается и на том, как относятся к языку его носители. Культура создана человеком, и важнейшим её компонентом является язык. Хочется надеяться, что люди разного возраста, воспитания и социального положения сочтут важным своё отношение к языку, станут критически оценивать свою речь и целенаправленно её совершенствовать. И существенную помощь в овладении секретами языка может оказать технология БиС, имеющая целью воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, создающая условия для раскрытия творческого потенциала ученика. Сегодня важно учитывать, что обучаемый должен быть не столько объектом, сколько субъектом обучения, причём наравне с педагогом. Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, погружаясь в реальную атмосферу делового сотрудничества. Использование инновационной технологии "БиС" в учебном процессе позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию речевых навыков, способствует организации учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей личности, то есть на уровне его возможностей и способностей, помогает ребёнку поверить в свои силы, обеспечивает его максимальное развитие. Отмечая реальные успехи в обучении при использовании данной технологии, я считаю, что следует обратить на неё должное внимание всем методистам с целью улучшения качества образования в нашей стране. Образование – это вечная тема, так как разум человека не знает границ. Но оно заслуживает огромного внимания, ведь неученье и в нашем мире – тьма. Современный мир развивается такими стремительными темпами, что порой знания, которые были нужны сегодня, устареют уже завтра. Поэтому мы должны быть заинтересованы в улучшении системы образования, чтобы у людей было светлое будущее, чтобы дети не знали бед, чтобы страна могла жить в союзе с другими странами, чтобы у молодёжи пробуждались патриотические чувства, а не вражеский дух, чтобы труды наши открывали нам дорогу в совершенство. Уровень знаний в любой точке мира зависит лишь от самих нас. Знания можно получить везде, просто знания надо поглощать с аппетитом. Рассматриваемая технология, как я пыталась убеждать в своей работе, этот аппетит вызывает, так как технология "БиС" – путь к успеху, качеству и совершенству.[4] Не скупись вложить труд «за науку»: за науку заплатить дорого не жалко, лишь бы ученье было с толком. В работе освещается опыт использования технологии "БиС" на уроках русского языка. Если приведённые доводы о достоинствах технологии "БиС" вас не убедили, просто попробуйте провести сами хотя бы один урок. Технология обязательно даст результат тем, кто её знает, кто её освоил и научился применять. Например, коллеги из Татарстана, применив данную технологию, всего за полгода текущего года получили повышение качества знаний на 30%. Ведь учитель имеет право использовать всё, что он имеет в своём арсенале из форм и методов обучения, лишь бы это работало на пользу учащихся. Наверняка полученные ощущения вам понравятся. Ведь работая по старинке, можно было при закреплении записать, разложить на составляющие и составить схемы максимум где-то к трём предложениям за урок. Технология позволяет сделать намного больше (ведь предложения там имеются уже готовые на печатной основе, подчёркивай основы, расставляй знаки, обозначай границы предложений, нумеруй их и строй схемы). И это ещё не всё. Есть один главный момент – ученик, уходя с урока, знает, правильно ли он выполнял задания, видел, в чём его ошибки, так как тут же на уроке он получал при проверке правильный вариант. А это много значит. Мне лично хочется помочь нашей молодёжи обрести крылья для уверенного полёта в будущем. Думаю, что к рабочим тетрадям по технологии "БиС" для 7, 8 и 9-го класса не без пользы могут обратиться как молодые педагоги, так и опытные коллеги.
Использованная литература 1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – Москва, Русский язык, 1987. – с.336. 2. А.М.Прохоров и др. Советский энциклопедический словарь. – Москва, Советская энциклопедия:: 1980, с.499. 3. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2005.– с. 198. 4. Ф.Я.Вассерман. Технология управления качеством в общеобразовательной школе "Биоинформатика и синергетика". Алматы, ТОО НВЦ "Образовательный технопарк", 2013 г. 5. Послание Президента народу Казахстана "Казахстан-2030". Н.А.Назарбаев. 1997 год. 6. Послание Президента народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» - Казахстанская правда – 2014 г.-19 марта. 7. План Нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ. Н.А.Назарбаев. 2015 год. 8. Выгодский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 т. – Т. 2 – М., 1982. 9. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения // Алматы, 2009,с.14-15.
Дубинская Валентина Константиновна Школа-гимназия № 3 Город Астана Казахстан
В статье рассматриваются актуальные проблемы современного образования. Автор наглядно продемонстрировала, что использование учебной технологии "БиС" неуклонно ведёт к повышению качества знаний по предмету. Данная технология не только оправдывает ожидаемый результат, вызывает повышенный интерес к изучаемому материалу, но и предполагает высокую мотивацию к учебному процессу, внедряет систему индивидуальной и коллективной рефлексии – осознание выполненной деятельности. Работа адресована всем, кого интересуют вопросы образования и преподавания русского языка в школе.
Образование, технология, качество, инновация, развитие.
Dubinskaya Valentina Konstantinovna
School-gymnasium №3
Astana
Kazakhstan
The article deals with actual problems of modern education. The author clearly demonstrated that the use of the educational program "BiS" is steadily leading to an improvement in the quality of knowledge on the subject. This technology not only justifies the expected results but causes an increased interest in the material under study, but also involves a higher motivation for the learning process, introduces a system of individual and collective reflections - awareness of the performed activities. The work is addressed to all those interested in the issues of education and teaching of the Russian language at school.
Education, technology, quality, innovation, development.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.