Статья «История Православия в системе воспитательной работы кадетских (казачьих) классов»
Оценка 5

Статья «История Православия в системе воспитательной работы кадетских (казачьих) классов»

Оценка 5
docx
08.11.2020
Статья «История Православия в системе воспитательной работы кадетских (казачьих) классов»
статья.docx

«История Православия в системе воспитательной работы кадетских (казачьих) классов».

Боцакова Наталья Ивановна, директор МОУ СОШ №35 г. Комсомольска-на-Амуре. 

«Здоровая семья и здоровая нация, переданные нам предками традиционные ценности в сочетании с устремлённостью в будущее, стабильность как условие развития и прогресса, уважение к другим народам и государствам при гарантированном обеспечении безопасности России и отстаивание её законных интересов – вот наши приоритеты» - из послания Федеральному собранию президента РФ В.В.Путина04.12.2014 года.

  Такие приоритеты стоят перед любым государством во все времена, и решение этих задач лежит в большей мере в области образования и воспитания подрастающего поколения.

Сегодня наше государство традиционно обращается к образовательным учреждениям с важным социальным заказом на воспитание у детей и подростков патриотизма, подготовку их к будущей службе Отечеству на военном и гражданском поприще. 

И на мой взгляд закономерным и очень необходимым явилось возрождение кадетских образовательных организаций.

У нас в стране сегодня более 150 кадетских образовательных учреждений только в системе образования и науки. Представьте динамику: в 1992-м появился первый кадетский корпус, прошло 22 года – их уже более 150! Значит, дело это живое, жизненно необходимое! Напомню, что в 1917 году в России был 31 кадетский корпус. Где воспитывали элиту Российской империи: выдающихся полководцев, военных, педагогов, художников, писателей.

Не остался в стороне от возрождения кадетского движения и наш Комсомольск-на-Амуре в котором сегодня функционирует_40_ кадетских классов различной направленности (МВД, МЧС, юридические и т.д.)

В МОУ СОШ № 35 с сентября 2012 реализуется программа «Кадетские (казачьи) классы - как условие воспитания подростков»

Мне часто задают вопрос: почему именно такая направленность, казачьи?

Давайте обратимся к истории освоения Сибири и Дальнего Востока: Российская империя обладала колоссальной по протяжённости территорией. Благодаря энергии и смелости землепроходцев 16-18 веков (Ермак, Невельской, Дежнёв, Беринг и т.д.) граница России была продвинута на Восток, к самому побережью Тихого океана. Огромную роль в освоении Дальнего Востока сыграли казачьи отряды. Интересен тот факт, что первыми, кто вышел на берега Тихого океана были именно казаки, руководил которыми Иван Москвитин.

Фактически, освоение Дальнего Востока и Сибири началось с 1581 года, когда казаки под предводительством Ермака начали свой «сибирский путь».

В итоге уже в 1582 году Сибирское Ханство было присоединено к Московии.                     

В 1638 году Москвитин всего с 30 казаками двинулся на Дальний Восток к берегам Охотского моря. Возможно, что именно эти казаки первыми дошли до устья Амура. В 1643 году казаки и только казаки под руководством Пояркова организовали экспедицию на Амур. Эта экспедиция, пройдя почти 8 тысяч км., собрала, ценные сведения о народах, населявших Амур. И уже в 1650 году казачья экспедиция Хабарова прибыла на Амур, где построили первый укреплённый городок «Оганский городок». 

    Именно казаки основали город Охотск, где уже к началу 18 века ими же было организовано строительство Тихоокеанского флота,. Для этих целей была построена первая верфь. В1716 году казаки проложили морской путь на Камчатку.

Окончательное освоение и закрепление восточных земель за Россией произошло во времена деятельности Невельского, в составе отряда, которого были и казаки. Они основали Петропавловское зимовье, а в 1850 году русский флаг был поднят и в устье Амура, где был основан город Николаевск.  

Активнейшее участие в освоении Дальнего Востока легло на плечи Муравьёва-Амурского. Именно при нём было организовано два казачьих войска: в 1860 году Амурское и в 1861 Забайкальское. Можно сказать, что других хорошо организованных воинских частей на Дальнем Востоке и не было.

И надо отдать дань тем людям и никогда о них не забывать, которые фактически мирным путём присоединили к России огромные территории и привели к Российскому гражданству массу местного населения.

Но не только исторические корни, а огромный пробел в духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей родителей 90-х. Ведь не секрет, что поколение девяностых оказалось потерянным в плане патриотического и православного воспитания, что накладывает негативный отпечаток на развитие современного общества.

Православие – религия, с которой судьба казачества связана вот уже второе тысячелетие. "Православный" и "казак" всегда были тождественными понятиями. Молились в минуты опасности и радости. Верность православию органически сочеталась в казачестве с преданностью Родине. Христианская вера была основой жизненного уклада и традиций казачьей общины. Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни.

Развитие национального самосознания, религиозности людей, их верности своим нравственным законам и принципам одновременно формируют духовно сильную личность, которую будут все уважать. 

Казаки всегда уделяли большое внимание подрастающему поколению, стремились к тому, чтобы передать детям свою любовь к отчему краю, уважительное отношение к старикам, верность православной вере и своей казачьей присяге. На всех исторических этапах существования Российского государства одним из главных направлений деятельности образовательных учреждений являлось воспитание настоящих патриотов — людей, готовых творчески созидать на родной земле, а при необходимости защищать ее от неприятелей.

Именно создание кадетских (казачьих) классов дает максимальную возможность реализации кадетского компонента содержания образования. 

Сроки реализации программы « Кадетские (казачьи) классы - как условие воспитания подростков» январь 2012 –июнь 2019 .

 Ожидаемый воспитательный эффект:

- формирование у обучающихся базовых национальных и региональных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, ценность религиозной культуры и светской этики.

- формирование интеллектуальной, нравственной, эстетической готовности к эффективному общению.

Работая над созданием программы педагогический коллектив понимал, что для ее реализации   необходимо создание сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования ,общественными казачьими организациями  и Отделом образования и катехизации Амурской и Чегдомынской  епархии.

В этой  совместной работе мы руководствуемся «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», «патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления.         Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание». Ведущими целями этой работы стали предоставление кадетам обширных знаний о казачьей культуре и приобщение их к идеалам Православия – правдолюбию, миротворчеству, верности долгу, отваге, бескорыстию и скромности. Особое внимание уделяется конфессиональности (православного) воспитания и образования, через которые испокон веков формировалось христианское мировоззрение, необходимость служения «Вере православной и Отечеству!».

Воспитанию лучших нравственных, патриотических и эстетических качеств казачьей молодежи служит и учебный предмет «Истоки», который включен в учебный план внеурочных занятий казачьих классов. Характерной особенностью казачьей системы воспитания является высокая значимость духовно-идейных факторов (идей, идеалов, ценностей), исходящих из Православия, выражающихся в общем смысле казачьего образа жизни — защите, сбережении православной цивилизации и актуализации на данной основе личностного образа, соответствующего этому высокому статусу.

Совместная работа с Амурской и Чегдомынской епархией проводится в соответствии с планом, содержащим разнообразные формы проведения мероприятий: еженедельные духовно-нравственные беседы, научные конференции, кадетские недели, рождественские спектакли, участие в сретенском  бале, экскурсии  в православные соборы и храмы, киноклуб.

В тематику бесед включены вопросы возникновения христианства на Руси, история православных праздников (Рождество Христово, Крещение Господне, Сретенье Господне, Благовещенье Пресвятой Богородицы ,Светлое Христово Воскресенье) и их традиций ,исторического уклада православной семьи,изучение заветов.

Заветы, традиции и символика- один из столпов воспитания .К заветам следует отнести Десять Заповедей Закона Божия, Поучение Владимира Мономаха своим сыновьям, Завещание Суворова русским воинам. Все это заветы, мудрые наставления, обобщение жизненного  опыта, предлагающие молодому поколению образцы для осмысления и построения собственной жизни, для определения ее нравственных устоев и духовного наполнения. Нравственные ориентиры кадета определены в Заповедях Великого Князя Константина Константиновича и Кодексе чести российского кадета.

Традиции тоже передают накопленный исторический опыт от одного поколения к другому. Это своего рода культурная эстафета.

Наша кадетская организация молода, но за эти три года у нас сложились свои традиции, мы имеем свою символику. Флаг кадетской организации, освящен в Кафедральном соборе Пророка Божия Илии, форма, традиционные ритуалы: посвящение в кадеты ,проведение строевого смотра, присвоение кадетам званий.

Посвящение в кадеты - традиция символизирующая вступление в кадетское братство. Кадетский строй-символ коллективизма и товарищества. Кадетская клятва-торжественное обещание быть настоящим патриотом. Кадетская форма символизирует равенство между кадетами ,возлагает на кадета ответственность за его поведение, подчеркивает причастность к воинской славе, воинскому братству, чести мундира.

Наши  исторические верования сформулированы великими людьми, такими, как святой Владимир, святой Александр Невский, святой Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов и др. Тематика научных  конференции, проходящих в рамках кадетских недель, определена памятными историческими датами православной церкви:2013-2014 учебный год «Святой Благоверный Александр Невский, 2014-2015 учебный год «Святой Князь  Владимир - креститель Руси» При  подготовке к научным конференциям кадеты выбирают темы сообщений не только с традиционными историческими вопросами о жизни  православных святых, но и темы тесно связанные  с современной историей и культурой нашей страны («Александр Невский в произведениях культуры  России, «Государственные награды имени православных  святых»). В апреле 2015 года в преддверии празднования 70-летия победы в ВОВ будет проведена научная конференция «Православие в годы ВОВ».

В процессе подготовки к любому мероприятию задействованы все возможности дополнительного образования школы. Так при подготовке Рождественских спектаклей кадеты сами изготавливают декорации и костюмы. При работе над текстом возникают вопросы о его смысловом понятии,о народных традициях празднования Рождества. Педагоги  всех направления внеурочной деятельности включаются в интерактивный учебно-воспитательный процесс, позволяющий детям узнать исторические и культурные истоки этого христианского  праздника, о котором и мы взрослые знаем только поверхностно.

Такая система подготовки  позволяет  заинтересовать и увлечь учащихся вопросами истории православия. История крещения Руси  Святым Владимиром при подготовке к обряду таинства  крещения. Цвет  праздника Сретенья Господня, история возникновения сретенских балов, почему существует традиция изготовления творожной пасхи, выпекания куличей, раскрашивания яиц, при подготовке к Светлому Христову Воскресенью.

Организовывая экскурсии в храмы и церкви нашего города, городов Хабаровского края, проводятся  небольшие исторические экскурсы о Православных Святых, которым посвящено воздвижение этого храма, архитектурным особенностям и расположению. Правилам поведения во время ведения службы. Все возникшие вопросы не остаются без обсуждения и разъяснения, что в свою очередь дает импульс к новому поиску исторических фактов и доказательств. Так при посещении Хабаровской духовной семинарии учащиеся посетили домовый храм,  и появилась задумка проекта по созданию домового храма на территории микрорайона Дружба.

Именно совместная работа с представителями духовенства помогла педагогическому коллективу привлечь родителей к организации и проведению многих мероприятий, а рядом с ними и дети осознают необходимость постижения и понимания православной культуры, включающей огромный круг социальных явлений, затрагивающих все основные сферы жизнедеятельности человека и прежде всего его духовную сферу.

Обращение родителей о проведении обряда таинства крещения (крещение приняли 25 кадетов и их родителей), совместное участие в крестном ходе, в молебнах на начало и окончание учебного года, участие в организации традиционных кадетских и общешкольных мероприятиях, совместный просмотр и дальнейшее обсуждение кинокартин, затрагивающих вопросы милосердия, долга, семьи, защиты Отечества, дружбы, веры -  это только малый воспитательный эффект реализации программы сопровождения «Кадетские (казачьи) классы - как условие воспитания подростков».

Много увлекательного и интересного из истории казачества, его укладах и традициях узнают кадеты на встречах с представителями казачьей общественной организации «Станица Георгиевская». Живой и интересный разговор, увлекает учащихся, помогает осознавать, что история учит, воспитывает и предостерегает.

История и культура России глубоко связаны с Православием. Приобщение подростков к православным культурным ценностям является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие, готовящего себя к служению Отечеству.


 

История Православия в системе воспитательной работы кадетских (казачьих) классов»

История Православия в системе воспитательной работы кадетских (казачьих) классов»

Фактически, освоение Дальнего

Фактически, освоение Дальнего

Развитие национального самосознания, религиозности людей, их верности своим нравственным законам и принципам одновременно формируют духовно сильную личность, которую будут все уважать

Развитие национального самосознания, религиозности людей, их верности своим нравственным законам и принципам одновременно формируют духовно сильную личность, которую будут все уважать

Воспитанию лучших нравственных, патриотических и эстетических качеств казачьей молодежи служит и учебный предмет «Истоки», который включен в учебный план внеурочных занятий казачьих классов

Воспитанию лучших нравственных, патриотических и эстетических качеств казачьей молодежи служит и учебный предмет «Истоки», который включен в учебный план внеурочных занятий казачьих классов

Наши исторические верования сформулированы великими людьми, такими, как святой

Наши исторические верования сформулированы великими людьми, такими, как святой

Обращение родителей о проведении обряда таинства крещения (крещение приняли 25 кадетов и их родителей), совместное участие в крестном ходе, в молебнах на начало и окончание…

Обращение родителей о проведении обряда таинства крещения (крещение приняли 25 кадетов и их родителей), совместное участие в крестном ходе, в молебнах на начало и окончание…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2020