СТАТЬЯ. Как помочь ученику начальных классов с нарушением письма.
Оценка 4.6

СТАТЬЯ. Как помочь ученику начальных классов с нарушением письма.

Оценка 4.6
docx
27.08.2024
СТАТЬЯ. Как помочь ученику начальных классов с нарушением письма.
Как помочь ученику начальных классов с нарушением письма.docx

СТАТЬЯ. Как помочь ученику начальных классов с нарушением письма.

Автор: Ивлева Татьяна Михайловна, учитель начальных классов, учитель-логопед.

 

   Практически каждый из учителей начальных классов сталкивается с проблемой нарушения письма у детей в классе. Нарушение письма может быть у разных детей, но чаще всего встречается у детей с ОВЗ.

Происхождение нарушений и причины их возникновения у всех детей разные.

Что можем мы сделать для этих детей? Предлагаю некоторые рекомендации для учителей и родителей для использования их при работе с детьми.

 

При корректировке почерка, если он крупный, корявый, некрасивый, можно использовать написание небольших по содержанию текстов в тетради в клетку, где каждая буква прописывается в отдельной клеточке (подходят также тетради в узкую линию с частой косой линией, в этой тетради по средствам таких линий образованы клетки, но наклонные).

В тетради В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника, для маленьких детей – это может быть одно предложение. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

 

В выборе канцелярских принадлежностей для детей с нарушением письма есть свои хитрости.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.

Желательно чтобы корпус был трехгранным. Такие ручки и карандаши с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, будет удобно держать ребенку, тогда почерк скорее стабилизируется.

К сожалению, редко можно увидеть, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Но есть трехгранные карандаши и фломастеры, "пупырчатые" ручки, можно рекомендовать родителям купить их.

 

Правила, к которым необходимо придерживаться при выполнении письменных работ.

 

1. Перед письмом следует прочитать сначала всё предложение, посчитать количество слов в нем.

2.  Если в предложении есть предлоги, обратить внимание ребенка на то, что они пишутся отдельно от слов. Обязательно всегда вспоминать, как оформляем предложение (заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения).

3. Во время письма ребенок должен проговаривать слова вслух.

Даже взрослый во время письма, сам того не замечая, «проговаривает про себя» то, что пишет. Если во время письма, язык зажать между зубами, мы будем допускать ошибки. Поэтому ребенку обязательно нужно писать, проговаривая слова вслух.

4. Диктовать себе лучше по две буквы.

5. Под гласными буквами нужно ставить точки, чтобы не пропустить гласные. Можно разделить слова на слоги, поставить ударение, выделить орфограммы.

 

Очень важно, чтобы ребенок сам умел находить в своей работе ошибки. Для этого взрослый может отмечать на полях простым карандашом строчки, на которых ребенок допустил ошибку. Одна «палочка» - одна ошибка. Если ребенок не нашел ошибку, поставить метку над словами с ошибками. В случае, если ребенок не видит ошибку, написать на отдельном листочке слово правильно и дать ребенку сверить с образцом.

 

Пишем диктанты, но по-особому. Чрезвычайно медленно!

Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Каждый день (желательно дома с родителями) следует писать короткие диктанты карандашом. Ошибки взрослый отмечает на полях (а не в самом тексте!) зеленой или черной ручкой (не красной!). Затем отдает тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и не зачеркивать, а стереть ее, написать правильно.

Учителю стараться проверять тетради ребенка с нарушением письма не красной ручкой!

Вместо красных чернил можно закрашивать ошибки белым «штрихом», не поставив никакой оценки. Таким образом, ученику представится возможность посмотреть на образовавшиеся пробелы, и еще раз даст возможность подумать над пробелом, может быть лишний раз даст возможность посмотреть в учебнике, прочитать правило, повторить словарные слова, с родителями посоветоваться. И, может быть, кто-то из детей на месте этих пробелов сам исправит свои ошибки.

 

Игры и упражнения, которые можно использовать с детьми

Для мелкой моторики

Игра со счетными палочками или мозаикой

Дети с удовольствием выкладывают букву из счетных палочек или мозаики.

Ниткография

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «ниткографией».

Буквы из проволоки

Взрослый может научить ребенка делать букву, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке.

«Лабиринты»

Они хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Нужно следить, чтобы ученик изменял положение руки, а не листа бумаги.

В начале берем крупные лабиринты, затем их усложняем.

«Цифровые таблицы»

Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.

Другие игры и упражнения

«Собери слово» 

Из букв, а потом и из слогов нужно собрать слово.

«Найди слово в слове», «Составь предложение по схеме», «Змейка», «Улитка» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.

«Реши пример»

 Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова («дом» + «ик» = «домик»);

Дом + ик;       Вы + ход

Пропо – про + это - о

Сок – к + ночи – но + ня + ет

«Корректурная правка». Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с крупным шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

«Пропущенные буквы»

При выполнении этого упражнения, необходимо пользоваться текстом-подсказкой, где написаны все слова полностью. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например:

Н_ст_п_л_  п_зд_я_  о_е_ь. Д_и ст_л_  к_р_ч_  и  х_л_дн_е.  Ч_ст_  и_ут д_жд_.  Д_ет х_л_дн_й  в_т_р.  Пр_р_да г_т_в_тся к з_м_е_у  отд_ху.  С_вс_м оп_ст_ли  л_га и п_ля.  Д_р_вья ск_ну_и св_и з_л_тые  нар_ды и окун_л_сь в глуб_кий с_н.

             

Чего нельзя делать!

Дети с нарушением письма имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может отрицательно сказаться на обучающихся.
Самое главное: НЕ ПРЕДЛАГАТЬ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЬ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления нарушения письма в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать.
Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то.

 

При выполнении домашних заданий, можно посоветовать родителям:

- Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, необходимо разбить текст на части и задание выполнять в несколько приемов.

- Не заставлять ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. Детям с нарушением письма – лучше писать домашнее задание сразу в тетрадь, так как переписывая с черновика будет больше ошибок.

- Хвалить своего ребенка за каждый достигнутый успех, не сравнивать с другими детьми.

- Если в тетради всё красно и у ребенка стресс, успокоить лучше всего с помощью творчества. Практически все дети с нарушением письма – люди творческие, прекрасно рисуют, изготавливают отличные поделки, композиции.

 

Дети с нарушением письма нуждаются в поддержке и помощи со стороны взрослых: родителей, учителей, по возможности специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не всегда могут быть преодолены обычными методами.

 

 

 

 


 

СТАТЬЯ. Как помочь ученику начальных классов с нарушением письма

СТАТЬЯ. Как помочь ученику начальных классов с нарушением письма

В случае, если ребенок не видит ошибку, написать на отдельном листочке слово правильно и дать ребенку сверить с образцом

В случае, если ребенок не видит ошибку, написать на отдельном листочке слово правильно и дать ребенку сверить с образцом

Корректурная правка» . Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с крупным шрифтом

Корректурная правка» . Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с крупным шрифтом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2024