Статья "Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, как центральный компонент профессиональной компетентности педагога дополнительного образования"

  • docx
  • 20.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, как центральный компонент профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

 

В статье рассматривается сущность компетентности педагога дополнительного образования в области обеспечения информационной основы деятельности, приводятся её ключевые показатели и  критерии оценки их сформированности.  Статья адресована педагогам дополнительного образования.

 

Ключевые слова: профессиональная компетентность, показатели компетентности, показатели и критерии компетентности.

 

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Компетентность педагога  представляет собой синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) и творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

Показателями компетенции педагога дополнительного образования являются:

-компетентность в области личностных качеств;

- компетентность в области постановки целей и задач;

-компетентность в области мотивирования;

-компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности.

В век огромных информационных потоков и цифровизации, компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, является на наш взгляд, ключевой.

Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности отражает теоретическую и методическую грамотность педагога, свободное владение предметом, объем знаний о профессиональной деятельности, которым он владеет, умение получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию, знание условий педагогической ситуации, особенностей обучающихся.

Информация является обязательным компонентом педагогической деятельности как системы. Чем точнее и полнее будет информационная основа деятельности, тем эффективнее будет осуществляться профессиональная педагогическая деятельность.

Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: компетентность в методах преподавания, компетентность в предмете преподавания, компетентность в условиях деятельности.

Необходимым критерием эффективной работы педагога  является умение  рационально подбирать приемы и методы работы в рамках  изучения той или иной темы. Компетентный педагог  должен уметь  адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся, уровню их подготовленности, их интересам; менять выбор методов с учетом конкретных условий. Важным элементом преподавания (воспитания) являются используемые педагогом методические материалы и дополнительные источники.  

 Компетентность в методах преподавания оценивается по следующим  критериям:

-своевременность внесения корректив в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации;

-соответствие, применяемых методов методы целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы.

- соответствие, применяемых методов имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы;   

-владение современными методами преподавания.

-обоснованность использования на занятиях современных информационно-коммуникативные технологии.

Компетентный педагог сочетает теоретическое знание предмета с пониманием возможностей его практического применения и умеет применять данное знание. Знание предмета является необходимым, но не достаточным условием хорошего преподавания.

Компетентность в предмете предполагает не только свободное владение педагогом фактической информацией, но и знание основных принципов, связей и имеющихся проблем. Педагоги, которые хорошо владеют своим предметом, знают, какие вопросы могут заинтересовать обучающихся, стремятся добиться глубокого понимания.

Компетентность в предмете преподавания оценивается по следующим критериям:

- педагог хорошо знает преподаваемый предмет;

-программа по предмету построена с учетом межпредметных связей;

- при подготовке к занятиям используются дополнительные материалы по предмету (медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.);

-в процессе формирования новых знаний осуществляется опора на  личный опыт обучающихся;

-достижение высоких результатов  в конкурсах, смотрах, выставках.

Компетентный педагог осуществляет индивидуальный подход к организации образовательного процесса, выбирает наиболее действенные способы мотивации, поддержки, приёмов и методов работы для каждого обучающегося или их группы. А также учитывает все личностные или интеллектуальные ограничения существующие у воспитанника и, в то же время, осознает его возможности, потенциал и опирается на них, в процессе педагогического воздействия.

Логика, объем, скорость изложения предлагаемого материала соответствуют познавательным возможностям обучающихся. При постановке целей и задач, выборе содержания и методических приемов, используемых на занятии, педагог ориентирован на особенности процесса освоения учебного материала обучающимися (или решения воспитательных задач), распределяет задания индивидуально, т.к. осведомлен об уровне возможностей, знаний и умений каждого воспитанника.

Педагог ориентирован на оказание индивидуальной помощи и психологической поддержки обучающихся.  

Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности, знание учащихся и учебных коллективов оценивается по следующим критериям:

- ориентирование в социальной ситуации группы, знание и учёт  взаимоотношения обучающихся;

-знание и действие в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

-систематический анализ уровня усвоения учебного материала и развития обучающихся;

- наличие «банка» учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями. 

Владение педагогом  компетентностью в методах преподавания, компетентностью в предмете преподавания, компетентностью в условиях деятельности обеспечивают интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса