Статья "Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, как центральный компонент профессиональной компетентности педагога дополнительного образования"
Оценка 4.7

Статья "Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, как центральный компонент профессиональной компетентности педагога дополнительного образования"

Оценка 4.7
docx
20.06.2024
Статья "Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, как центральный компонент профессиональной компетентности педагога дополнительного образования"
статья.docx

Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, как центральный компонент профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

 

В статье рассматривается сущность компетентности педагога дополнительного образования в области обеспечения информационной основы деятельности, приводятся её ключевые показатели и  критерии оценки их сформированности.  Статья адресована педагогам дополнительного образования.

 

Ключевые слова: профессиональная компетентность, показатели компетентности, показатели и критерии компетентности.

 

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Компетентность педагога  представляет собой синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) и творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

Показателями компетенции педагога дополнительного образования являются:

-компетентность в области личностных качеств;

- компетентность в области постановки целей и задач;

-компетентность в области мотивирования;

-компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности.

В век огромных информационных потоков и цифровизации, компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, является на наш взгляд, ключевой.

Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности отражает теоретическую и методическую грамотность педагога, свободное владение предметом, объем знаний о профессиональной деятельности, которым он владеет, умение получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию, знание условий педагогической ситуации, особенностей обучающихся.

Информация является обязательным компонентом педагогической деятельности как системы. Чем точнее и полнее будет информационная основа деятельности, тем эффективнее будет осуществляться профессиональная педагогическая деятельность.

Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: компетентность в методах преподавания, компетентность в предмете преподавания, компетентность в условиях деятельности.

Необходимым критерием эффективной работы педагога  является умение  рационально подбирать приемы и методы работы в рамках  изучения той или иной темы. Компетентный педагог  должен уметь  адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся, уровню их подготовленности, их интересам; менять выбор методов с учетом конкретных условий. Важным элементом преподавания (воспитания) являются используемые педагогом методические материалы и дополнительные источники.  

 Компетентность в методах преподавания оценивается по следующим  критериям:

-своевременность внесения корректив в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации;

-соответствие, применяемых методов методы целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы.

- соответствие, применяемых методов имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы;   

-владение современными методами преподавания.

-обоснованность использования на занятиях современных информационно-коммуникативные технологии.

Компетентный педагог сочетает теоретическое знание предмета с пониманием возможностей его практического применения и умеет применять данное знание. Знание предмета является необходимым, но не достаточным условием хорошего преподавания.

Компетентность в предмете предполагает не только свободное владение педагогом фактической информацией, но и знание основных принципов, связей и имеющихся проблем. Педагоги, которые хорошо владеют своим предметом, знают, какие вопросы могут заинтересовать обучающихся, стремятся добиться глубокого понимания.

Компетентность в предмете преподавания оценивается по следующим критериям:

- педагог хорошо знает преподаваемый предмет;

-программа по предмету построена с учетом межпредметных связей;

- при подготовке к занятиям используются дополнительные материалы по предмету (медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.);

-в процессе формирования новых знаний осуществляется опора на  личный опыт обучающихся;

-достижение высоких результатов  в конкурсах, смотрах, выставках.

Компетентный педагог осуществляет индивидуальный подход к организации образовательного процесса, выбирает наиболее действенные способы мотивации, поддержки, приёмов и методов работы для каждого обучающегося или их группы. А также учитывает все личностные или интеллектуальные ограничения существующие у воспитанника и, в то же время, осознает его возможности, потенциал и опирается на них, в процессе педагогического воздействия.

Логика, объем, скорость изложения предлагаемого материала соответствуют познавательным возможностям обучающихся. При постановке целей и задач, выборе содержания и методических приемов, используемых на занятии, педагог ориентирован на особенности процесса освоения учебного материала обучающимися (или решения воспитательных задач), распределяет задания индивидуально, т.к. осведомлен об уровне возможностей, знаний и умений каждого воспитанника.

Педагог ориентирован на оказание индивидуальной помощи и психологической поддержки обучающихся.  

Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности, знание учащихся и учебных коллективов оценивается по следующим критериям:

- ориентирование в социальной ситуации группы, знание и учёт  взаимоотношения обучающихся;

-знание и действие в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

-систематический анализ уровня усвоения учебного материала и развития обучающихся;

- наличие «банка» учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями. 

Владение педагогом  компетентностью в методах преподавания, компетентностью в предмете преподавания, компетентностью в условиях деятельности обеспечивают интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса


 

Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, как центральный компонент профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, как центральный компонент профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: компетентность в методах преподавания, компетентность в предмете преподавания, компетентность в условиях деятельности

Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: компетентность в методах преподавания, компетентность в предмете преподавания, компетентность в условиях деятельности

Логика, объем, скорость изложения предлагаемого материала соответствуют познавательным возможностям обучающихся

Логика, объем, скорость изложения предлагаемого материала соответствуют познавательным возможностям обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2024