Статья "Кому нужен этот русский?"
Оценка 4.9

Статья "Кому нужен этот русский?"

Оценка 4.9
doc
20.06.2020
Статья "Кому нужен этот русский?"
Статья о русском языке..doc

                                         Кому нужен этот русский?

 

                                                        Как материал словесности, язык славяно-

                                                        русский имеет неоспоримое превосходство

                                                        перед всеми европейскими…

                                                                                               А.С.Пушкин.

               Язык – величайшее достижение человечества, важнейшее средство социализации личности, самый эффективный способ интеграции народов и государств. Вся общественная жизнь приводится в движение  и осуществля-ется посредством языка. Подобно реке, то плавно несущей свои воды по гладкой равнине, то низвергающейся бурным потоком в горных ущельях, язык знает и периоды относительного застоя, и ускоренного обновления.

             В наше время идёт активный процесс модернизации казахстанского образования и его адаптация в мировом интеграционном пространстве. Поднятие статуса образования в стране на международный уровень будора-жит умы многих людей. Понятно стремление в корне изменить его истлев-шую систему, но и демократические формы устройства общества ставят людей перед необходимостью искусного владения словом. И  мы, учителя, сводим курс обучения не только к постижению норм языка, работе над точностью, выразительностью, образностью речи, но и уделяем  внимание развитию коммуникативных умений, основным этапам работы над речью. И судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного словесника. 

          Русский язык, хотя и принадлежит, как родной, только русской нации,

выполняет и функцию межнационального общения, используется в качестве

официального языка в нашей республике и, бесспорно, имеет важное между-

народное значение, так как является одним из распространённых среди язы-

ков, известных на земном шаре.

           Современный русский литературный язык – это один из богатейших и

весьма развитых языков мира. Его обширный лексический фонд позволяет не только бесконечно расширять свой собственный словарный запас, но и нахо-

дить то единственно нужное слово, которое необходимо в разнообразных и сложных ситуациях нашей жизни. Справедливо писал М.Горький: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поразительной».  У учителя русского языка имеются все возможности воодушевить детей, под-вигвигнуть к наивысшему уровню достижений.

       Кому в Казахстане всё же нужен этот русский? Прежде всего тем, для кого он является родным, языком предков, народа. А для других народов он ценен тем, что стал ключом к познанию, науке, мировой литературе, то есть был и остаётся вратами к просвещению, ибо лишь с его помощью можно вку-сить со всей полнотой плоды познания. Современный русский язык стал нужным не только политическим деятелям, литераторам, конструкторам и учёным. С каждым годом расширяются международные торговые и деловые контакты. Не только научные идеи русских, но и художественные творения, добротные товары завоевали признание человечества и нашли спрос на миро-вом рынке. Всё большее количество русских слов становится всеобщим достоянием жителей Земли. По воле истории этот богатейший язык продол-жает своё победоносное шествие по планете. Количество людей, владеющих русским языком, приближается к полумиллиарду. Известный немецкий писатель И.Бехер мудро назвал русский язык тем языком, на котором «исто-рия, будущее человечества обращается ко всем передовым людям мира». Русский язык в данную пору на территории Казахстана, хоть и имеет статус официального, всё же подвергается вытеснению на задворки, чему начало положено в общеобразовательной школе.

          Да, сфера применения русского языка стала сужаться в связи с ускоре-нием процесса внедрения государственного языка. Однако русский язык про-должает функционировать во всех сферах общественной и государственной жизни. И несправедливо, конечно, вменять в вину русскому языку незнание молодёжью коренной национальности своего родного языка, любовь к кото-рому они должны были впитать в семье от родителей. А те, в свою очередь, тоже его не знают и разговаривают только по-русски. История сплела судьбы русского и казахского народа, так и судьбы языков неразделимы: учили оба языка наши отцы и деды, учили мы, учат и будут учить наши потомки. Было больше в школах часов русского языка, казахского меньше, сейчас всё наобо-рот. Но немногие казахи заговорили на своём языке. Никакие законы не смо-гут заставить в одно мгновение нас говорить по-казахски, а казахов – забыть русский язык. На каком языке им следует тогда общаться, если они тоже не владеют государственным? Английский в совершенстве не знают даже в правительственных структурах. По крайней мере, я не знаю ни одного пред-приятия у нас, в столице, где бы звучала лишь казахская речь.

     Судьбы и роль русского языка меняются на наших глазах. Освободившись от идеологической одномерности и пропагандистских ограничений, русский язык ныне получает возможность полностью раскрыть себя, увереннее слу-жить тем межнациональным задачам, которые поставила перед ним история. Задачи эти будут решаться в условиях, когда высвобождаются новые пласты национальных культур, изменяются наши представления об устройстве мира и о роли разных языков в нём. Однако народы ещё долго будут овладевать мировой технической и гуманитарной культурой через русский язык, и русский язык по-прежнему будет осуществлять связь между народами.                                        

          Русский язык в Казахстане используется около 300 лет. Однако раз-

ность в функциональной нагрузке (числе сфер общественной жизни, обслу-живаемой данным языком) при казахско-русском билинвизме  - в пользу русского языка, несмотря даже на то, что за годы становления  Казахстана как независимого государства значительно изменился коллектив носителей русского языка, ухудшилось качество читаемых или слышимых текстов. В наше время у молодёжи, да и не только у неё, снижается интерес к художест-енной литературе, всё большее место занимает телевидение, интернет, рас-ширяющийся поток англоязычной лексики, сленга. Это активизирует воспри-ятие сиюминутного, исчезают навыки осмысленной творческой работы с художественным текстом. А проводником норм русского языка становятся казахстанские и российские СМИ, которые отнюдь не всегда демонстрируют хорошие речевые образцы. А то и вовсе появилась мысль упростить русское правописание в угоду возрастающей повсеместной безграмотности.  

          Наблюдается селекция языковых средств. Так, на базе трёх языков: русского, казахского и английского - формируется в республике молодёжный жаргон. В узусе общения молодёжи отмечается большая раскованность, сме-шение стилей, терпимость к нелитературной лексике, что свидетельствует об ужасающем состоянии молодёжной речевой культуры, которая будет прояв-ляться и в будущей сфере их деятельности. Разве такую смену предполагаем увидеть в 2030 году, приближаясь к мировым стандартам? Ведь не лучшим образом уже вот в течение  ряда лет  казахстанские школьники изучают рус-ский язык, с помощью которого овладевают другими учебными дисциплина-ми, способствующими развитию креативного мышления. Осуществляется тесный контакт с Российским центром науки и культуры, который система-тически привлекает большое количество детей и учителей к участию в прове-дении культурно-просветительских, научных и образовательных мероприя-тий (празднуются  Дни славянской письменности и культуры, Дни русского языка, проводятся творческие вечера, посвящённые юбилейным датам рус-ской славистики и литературы, олимпиады по русскому языку, курсы повышения квалификации и др.).   

              В новых социальных условиях, когда наш век бурлит реформами  под стать преобразованиям Петра І, правомерно ли снижать степень овладе-ния языком, являющимся по праву одним из мировых языков? Ведь  ещё в ХІ веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищни-цу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои пре-красные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, изба-вя таким образом от медленных усовершенствований времени. Что же каса-ется до изобилия российского языка, то нет такой мысли, которую бы по-русски изъяснить было невозможно. И вот имея во владении такой язык, по крайней мере было бы неразумно отказываться от духовного и исторического опыта народа во всей совокупности его поколений, увлекаться англоманией или дожидаться расцвета агглютинативного казахского языка, переживаю-щего период своего становления.

           А ведь чтобы слово приносило радость, надежду, настроило на путь обновления и созидания, надо бы им владеть виртуозно. Без этого немыслима дорога в будущее. И стоит ли  искусственно ограничивать использование русского языка, когда практически вся планета говорит на нём без переводчика?!

 

         

                      

 

 


Кому нужен этот русский?

Кому нужен этот русский?

Всё большее количество русских слов становится всеобщим достоянием жителей

Всё большее количество русских слов становится всеобщим достоянием жителей

СМИ, которые отнюдь не всегда демонстрируют хорошие речевые образцы

СМИ, которые отнюдь не всегда демонстрируют хорошие речевые образцы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2020