КООПЕРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Так звучит название цикла тренингов, которые можно проводить с педагогами любого уровня образования. Преподаватели смогут познакомиться с сингапурской образовательной методикой, причём не только в теории, но и на практике.
Сингапур — маленькая страна, получившая широкую известность благодаря лучшим в мире результатам школьников по математике и естественным наукам. Стабильно высокие ежегодные показатели учащихся связаны с особенностями сингапурской методики обучения. Всемирно известные мониторинги качества образования (Сингапур занимает 1 место Согласно школьному рейтингу ОЭСР и 2 место согласно Международной оценке образовательных достижений обучающихся (PISA)) наглядно демонстрируют жизнеспособность обучающего метода и его гораздо большую эффективность, чем традиционное обучение.
Сами сингапурцы говорят: «Мы собрали советский опыт, опираясь на Л.С. Выготского, на различных американских, английских педагогов, преподавателей вузов, на таких известных психологов, как Пиаже». Весь этот опыт, собранный вместе, был структурирован. Всего в сингапурской системе образования используется 250 лучших структур.
«Структура» – это отдельный прием, сопровождающийся методическими рекомендациями, позволяющий организовать взаимодействие учеников между собой, с учебным материалом и учителем.
К примеру, Simultaneous Round Table – это одновременное объединение вокруг стола - 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу. Rally Table – это объединение за столом Двое участников поочередно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги
Концепция кооперативного обучения - успешность обучения в малых группах, т.к. это создает позитивную зависимость, условия для прямой поддержки, развития ответственности, социальной компетентности, собственной оценки.
Малая группа – это небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака.
Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования, – психологическая общность. Основными ее критериями выступают:
· а) явления сходства и общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентаций и социальных установок);
· б) идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, чувство "Мы");
· в) осознание членами группы имеющихся между ними сходства и общности, а также отличий "своей" группы от других групп;
· г) наличие социально-психологических характеристик, которые присущи группе в целом, а не отдельным ее индивидам, например, таких, как сплоченность, социально-психологический климат и др.
За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимают три человека (в сингапурской системе 4 человека). Это связано с тем, что в случае отсутствия согласия в группе из двух человек не могут формироваться групповые социально-психологические феномены, поэтому диаду рассматривают как специфическую разновидность малой группы. Верхняя граница малой группы определяется не столько ее количественными, сколько качественными характеристиками, например, контактностью, т.е. возможностью каждого члена группы регулярно воспринимать друг друга, вступать в непосредственный контакт и общаться с другими ее представителями.
Одним из видов малой группы является кооперация.
Кооперация — это интеграция субъектов в виде объединения и координации их действий, которые подчиняются общим интересам. В данном случае действия каждого участника способствуют или, как минимум, не препятствуют действиям других по решению задач. Для кооперации характерны такие сочетания способов взаимодействия, как содействие-содействие и содействие-бездействие.
Кооперация является необходимым условием осуществления и эффективного выполнения любой совместной деятельности. К признакам кооперации относятся: отсутствие выраженного противоречия интересов, взаимозависимость, взаимоответственность, взаимопомощь, высокая включенность и вклад людей в процесс взаимодействия.
Крайний вариант кооперации (чистая кооперация) будет иметь место тогда, когда, во-первых, полностью совпадают личные интересы и интересы других (общие интересы), а, во-вторых, успех или неуспех группы означает, соответственно, успех или неуспех каждого.
Отличия от классической групповой работы
Совместное обучение, как мы уже упоминали, основано на организации и формировании небольших рабочих групп; однако это не классическая «групповая работа». Итак, чем отличаются два типа обучения? В основном различия основаны на упомянутых выше основах и других примерах. Давай увидим это:
1. Важность межличностных отношений
Основное различие между совместным обучением и классической командной работой заключается в том, что в первом типе методологии особенно ценятся межличностные отношения, которые возникают (или уже существовали) в самой группе. Эти отношения служат основой или источником новых способов обучения.
2. Обучение через дисбаланс
С другой стороны, в кооперативном обучении происходит несбалансированное обучение; Это означает, что она усваивается через потенциальные и слабые стороны каждого члена, как в масштабе или головоломке, где каждый вносит свой вклад в то, что он знает, и где вместе формируется «головоломка».
3. Социокогнитивная теория конфликта.
Еще одна фундаментальная особенность кооперативного обучения, которая отличает его от классической групповой работы, заключается в том, что оно основано на так называемой «теории социально-когнитивного конфликта».
В частности, социокогнитивный конфликт основан на процесс решения проблем, который решают два человека, и это состоит из двух моментов или этапов; На первом этапе существуют разногласия по поводу того, как вы пытаетесь решить рассматриваемую проблему (поскольку используемая процедура неэффективна). Это создает необходимость учитывать точку зрения другого человека.
Вторая стадия состоит в появлении когнитивного противоречия («Я думаю одно, что неэффективно, а другое думает другое»); Это противоречие, в свою очередь, порождает необходимость выстраивать общий путь, содержащий точки зрения, чтобы получить единое и совместное решение.
Наконец, результат или полученные преимущества имеют двоякий характер: с одной стороны, разрешение конфликта или проблемы, а с другой - когнитивная реструктуризация обоих участников
Данные тренинги позволят педагогам не только повысить уровень профессиональной компетентности, но и сделать шаг вперёд к чему-то новому, взять на заметку продуктивные образовательные приёмы и способы взаимодействия с обучающимися. А, значит, учиться студентам станет ещё интереснее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.