Статья "Методика логопедической работы по формированию словообразования"

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методика логоп словообразование.doc

Методика логопедической работы по формированию

словообразования

 

         Мы считаем, одним из первичных направлений обучающего эксперимента является формирование процессов словообразования, которое служит одним из важных средств обогащения словаря и развития речи ребенка.

         В коррекционно-логопедической работе Туманова Т.В. выделяет 3 этапа по формированию словообразования:

I  этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

II этап.   Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

IIIэтап.Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

 

Содержание I этапа логопедической работы.

 

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.

Дифференциация совершенного и несовершенного вида глаголов. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-. Работа над родственными словами.

Развитие антонимии.

Развитие синонимии.

 

Содержание II этапа  логопедической работы.

 

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами:

-оньк-.   -еньк-, -ышек-, -ышк-, -ушк-.

Образование существительных с суффиксом -ниц-.

Образование существительных с суффиксом -инк-, с суффиксом -ин-.

Образование глаголов при помощи приставок: в-, вы-, на-, вы-.

Образование глаголов пространственного значения при помощи приставки при-.

Образование относительных прилагательных при помощи суффиксов: -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

Работа над родственными словами.

Развитие антонимии.

Развитие синонимии.

 

Содержание III этапа логопедической работы.

Образование названий профессий.

Образование глаголов пространственного значения при помощи приставок: с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до-.

Образование притяжательных прилагательных с суффиксами: -ан-, -ян-, -енн-.

Образование качественных прилагательных при помощи суффиксов: -оват-, -ньк-.

Работа над родственными словами.

Развитие антонимии.

Развитие синонимии.

Игровые упражнения и задания на I этапе логопедической работы по формированию словообразования

 

I. Образование уменьшительно-ласкательных существительных

Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости гнома. Гном маленький, и его можно назвать гномик. Все предметы для гномика тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

         Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и всё-всё у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика носик; у нас колпак, а у гномика - ? (куртка, пальто, комната, кастрюля, кресло, кровать, шкаф, окно, огород, борода, брюки, носки, туфли и т.д.)

 

1. Словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода). Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

а)  без изменения звуковой структуры корня производного слова: дом -домик, нос - носик, хвост - хвостик, карандаш - карандашик, куст - кустик, халат - халатик, лист - листик;

б)  с чередованием глухих и звонких звуков в корне: таз - тазик, сад -садик, клюв - клювик, гвоздь - гвоздик, лоб - лобик.

 

2.    Словообразование с использованием суффикса -к- проводится в следующей последовательности:

а)   словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова: лапа - лапка, яблоня -яблонька, туча - тучка, мышь - мышка, лошадь - лошадка, ночь - ночка;

б)   словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования): шуба - шубка, берёза - берёзка, корова - коровка, синица - синичка, страница - страничка, книга - книжка, бумага - бумажка, рука - ручка, птица - птичка;

в)  словообразование существительных среднего рода от основ на Ц (с изменением звуковой структуры основы слова): крыльцо - крылечко, кольцо - колечко.

 

3.      Словообразование с использованием суффикса -чик- (с существительными мужского рода). Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов: забор - заборчик, шкаф - шкафчик, стакан - стаканчик, блин - блинчик, трамвай - трамвайчик, костюм - костюмчик, стул -стульчик, вагон - вагончик, суп - супчик, диван - диванчик;

б) с изменением звуковой структуры производного слова: рукав - рукавчик.

 

4.  Словообразование существительных с использованием суффиксов очк-, -ечк- проводится в следующей последовательности:

а)    словообразование ласкательных собственных имён мужского и женского рода на -а, -я: Аня - Анечка, Оля - Олечка, Ваня - Ванечка, Таня -Танечка, Соня - Сонечка, Дима - Димочка;

б)  словообразование неодушевлённых существительных женского рода: лента - ленточка, клумба - клумбочка, звезда - звёздочка, тумба - тумбочка, верба - вербочка, морда - мордочка.

 

5.  Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-: вода - водичка, коса - косичка, сестра - сестричка.

 

П. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

Игра «Покажи действие».

         Детям предлагается показать на картинках, где действие уже совершенно, а где оно совершается, и называть его.

Речевой материал: мыла - вымыла, умывается - умылся, одевается -оделся, гладит - погладила, рисует - нарисовал, поливает - полил, чинит -починил, рубил - срубил, убирает - убрал, вешает - повесила, прячется -спрятался, стирает - постирала, пишет - написал, ловит - поймал, красит -покрасил, догоняет - догнал, строит - построил.

 

III. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов

Игра «Сам себе».

         Мальчик ложился спать.

- Иди, умой своё личико, - сказала мама.

- Ладно, надо и вправду умыться, - согласился мальчик и вдруг задумался.

-Мама, а почему ты говоришь умой, а я говорю умыться? Откуда появился этот хвостик - ся?

-Этот хвостик говорит о том, что ты будешь делать всё сам. Сам умываться, ложиться, просыпаться, одеваться и так далее.

Запомни! Слова с «хвостиком» -ся обозначают, что человек или животное делает что-то сам с собой.

         Логопед   просит   детей образовать новые слова-действия.

Речевой материал: моет - моется, умывает - умывается, обувает -обувается, купает - купается, качает - качается, прячет - прячется, одевает -одевается,    причёсывает - причёсывается, вытирает - вытирается.

         Делается вывод, что слова: умывается, прячется, причёсывается, обувается, качается, вытирается обозначают, что человек делает что-то сам с собой. Послушайте ещё раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? - ся. С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.

 

IV. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-

Игра «Чей? (Чья?), (Чьё?)».

Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тётин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный.

 

 

V. Работа над родственными словами.

         Подобрать слова-«родственники».

На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

- А теперь подберите слова-«родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму?» (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-«родственники» к слову «зима»? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро).

- Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит ... (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (Снеговика.) А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.) А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.)

Итак, какие же слова-«родственники» мы подобрали к слову «снег»? (Снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник)

         Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик.

 

VI. Развитие антонимии.

1.  Игра «Выбери слова-«неприятели».

Выбрать из 3 слов 2 слова-«неприятеля».

Друг, печаль, враг; высокий, большой, низкий; ночь, сутки, день; длинный, большой, короткий; радость, радостный, печаль; большой, низкий, маленький; поднимать, опускать, брать; белый, длинный, чёрный; давать, продавать, брать; тяжёлый, длинный, лёгкий; покупать, продавать, отдавать; короткий, маленький, длинный; говорить, идти, молчать; хороший, светлый, плохой.

2. Игра «Выбери слово - противоположное по смыслу».

         Логопед предлагает детям выбрать из 3 или 4 слов одно, противоположное по смыслу.

Холодильник (мороженое, плитка, лампа, альбом).

Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).

Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).

Микрофон (утюг, наушники, гитара, микрофон).

Молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь).

Обогреватель или печка (сумка, пылесос, вентилятор, утюг).

Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).

 

 

VII. Развитие синонимии.

1.  Игра «Выбери нужное слово».

         Логопед предлагает детям выбрать из 3 слов 2 слова-«приятеля».

Дом, солдат, маршал; конь, собака, лошадь; дом, здание, улица; грустный, печальный, глубокий; храбрый, звонкий, смелый; весёлый, крепкий, прочный; слабый, неловкий, неуклюжий; большой, красивый, огромный; взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.

2. Игра «Придумай слово».

         Логопед предлагает детям придумать слова-«приятели» к данным словам: здание - (дом), хворостина - (прут), печаль - (грусть), конь - (лошадь), солдат - (боец), Отчизна - (Родина), приятель - (друг), идти - (шагать), льётся - (течёт), глядеть - (смотреть), торопиться - (спешить), крошечный -(маленький),   смелый - (храбрый), прежде - (раньше).

 

Игровые упражнения и задания на II этапе логопедической работы по формированию словообразования

1. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -оньк-, -еньк-.

Игра «Назови ласково» проводится в следующей последовательности:

а)  словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имён собственных женского и мужского рода на -а, -я: Маша - Машенька, Даша -Дашенька, Миша - Мишенька, Надя - Наденька, Петя - Петенька, Коля -Коленька;

б)   словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова: берёза –

берёзонька, дочь - доченька, тётя - тётенька, дядя - дяденька, мама -

маменька;

в)   словообразование с изменением звуковой структуры корня слова: рука - рученька, нога - ноженька, дорога - дороженька.

         Словообразование с использованием    менее продуктивных суффиксов -

УШК-, - ЫШК-, -ИЦ-, -ЕЦ-, -Ц:

а)     словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -УШК-: дед - дедушка, соловей -соловушка, скворец -скворушка, поле - полюшко, голова -головушка, зима - зимушка, рябина -рябинушка;

б)    словообразование существительного среднего рода с суффиксом -ЫШК-: перо - перышко, солнце - солнышко, зерно - зёрнышко, стекло -стёклышко, горло - горлышко, гнездо - гнёздышко;

в)      словообразование с помощью суффиксов -ИЦ-, -ЕЦ-, -Ц-:

-  суффикс -ИЦ- в существительных женского рода: лужа -лужица, кожа -кожица, земля - землица, роща - рощица;

-  суффикс -ЕЦ- в существительных мужского и среднего рода: мороз -морозец, письмо - письмецо, хлеб - хлебец;

-  суффикс -Ц- в существительных женского и среднего рода: пыль -пыльца, дерево - деревце, корыто - корытце, мыло -мыльце, зеркало -зеркальце, одеяло - одеяльце.

 

 

2. Игра "Что для чего?".

Образование существительных с помощью суффикса -НИЦ- со значением вместилища (посуды).

         Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задаёт вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб - в хлебнице, сахар - в сахарнице, конфеты - в конфетнице, мыло - в мыльнице). После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится. Далее логопед предлагает детям ещё раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчёркивает голосом суффикс -НИЦ-. Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часть называется словом, в котором есть "частичка" (суффикс) -НИЦ-. В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

- Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница). Как называется посуда, в которую кладут селёдку? (Селёдочница). Как называется сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница). Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница).

3. Игра "Наведи порядок".

         Помоги Зайчику навести порядок на кухне - соедини слова и картинки, назови посуду.

Речевой материал: Стеклянный, высокий - стакан; глубокая, фарфоровая -тарелка; чайная, металлическая - ложечка; маленькое, кофейное - блюдце; тяжёлая, чугунная - сковорода; электрический, зелёный - чайник; коричневый, глиняный - кувшин; красная, эмалированная - кастрюля; голубая, фарфоровая - супница; новая, прозрачная - банка; острый, железный - нож.

4. Игра "Эхо".

         Образование существительных с помощью суффиксов -ИН-, -ИНК-. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня: бусы -бусинка, пыль -пылинка, солома - соломинка, икра - икринка, дождь -дождинка, изюм -изюминка, роса - росинка, мармелад - мармеладинка.

В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов: горох - горошинка, чай - чаинка, пух -пушинка, снег - снежинка, песок - песчинка.

5. Игра "Измени слово по аналогии".

         Речевой материал: виноград - виноградина, свинья - свинина, баран -баранина, телёнок - телятина, горох - горошина, жемчуг - жемчужина, картофель - картофелина, лёд - льдина.

6.  Игра "Добавь похожее слово".

         Речевой материал: утренник, ночник, ... : говядина, виноградина, ... : снежинка, пушинка,   ... : горошинка, песчинка,   ....

7. Сказка про большую путаницу

         Давным-давно жили все звери в одном лесу. Мирно жили, не ссорились. Утром вставали рано, самых маленьких детёнышей отводили в детский сад, тех, кто постарше - в школу, а сами дружно за работу принимались. И всё было хорошо, пока не наступил День Большой Путаницы.

         Итак, однажды на рассвете невнимательные отцы отвели своих деток в детский сад. Целый день взрослое население леса трудилось без отдыха. Вернулись звери домой поздно. Матери стали ужин готовить, чтобы семьи накормить, а отцы за малышами отправились.

         Надо сказать, что отцы своих детей водили в сад очень редко и вообще видели малышей не часто, поэтому, придя за детёнышами, рассеянные папы с трудом сообразили, кто чей ребёнок. Маленькие часто отличаются по внешнему виду от взрослых. Да и темнеть уже стало. Дети хныкали, хотели домой, поэтому папы схватили быстренько, кто кому попался, и по домам разбежались.

         А дома-то и выяснилось, что произошла Большая Путаница. Волк привёл зайчонка. Малыш так плакал, что у волка голова заболела, а обидеть крошку нельзя, ведь все звери жили мирно. Лось домой ежат принёс, пока нёс, они ему всю шею иголками искололи. А лосят забрал ёж, так им даже в домик забраться не удалось - домик маленький. Заяц привёл волчат. Они все подушки в заячьей норе порвали, разбили лампу. Тигр моржат приволок, а тигрята на льдине у моржа мёрзнут.

         Вот какая история произошла.

- Поможем зверям и соберём семьи правильно, чтобы впредь не было Большой Путаницы.

8.  Игра "Собери семью".

         В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детёнышей. Вначале логопед задаёт детям загадку про животного. Например: Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут её ...

- Кто это? (Это лиса). А как называют детёныша лисы? (Лисёнок).

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: "Собери семью" Посмотрите на картинки и вспомните названия детёнышей животных. (Щенок, телёнок, жеребёнок, цыплёнок, ягнёнок, котёнок). Логопед показывает картинку и задаёт вопрос: "Кто у кошки?" Дети отвечают: "У кошки котёнок" и т. д.

-  Послушайте ещё раз названия детёнышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок)

9. Игра "Назвать животных парами".

         Детям предлагается назвать животных парами:

- Если медведь - это ОН, то кто ОНА? (Медведица) Речевой материал: волк - волчица, лис - лиса, лев - львиц, тигр -тигрица, буйвол - буйволица, орёл - орлица, слон - слониха, лось - лосиха, заяц - зайчиха, ёж - ежиха, морж - моржиха, барсук - барсучиха, бобр - бобриха.

10. Игра-лабиринт "Помоги детёнышу найти свою маму".

         Речевой материал: корова - телёнок,   собака - щенок, коза - козлёнок,

лиса - лисёнок,  утка - утёнок,  кошка - котёнок,  курица - цыплёнок, медведица - медвежонок.

- Посмотри на картинку внимательно. Кто из детёнышей вышел на прогулку с папой и мамой? (Цыпленок вышел с курицей и петухом).

11. Игра с мячом "Правильно назови детёнышей животных".

         На   столе   картинка   "Курица   и   цыплята".   Сначала  дети   вспоминают

название одного детёныша.

-  Посмотрите, дети, на картинку. У курицы один цыплёнок или много? (Много). Цыплёнок - это один. А как сказать одним словом, если их много? (Цыплята). А теперь поиграем с мячом.

Логопед называет одного детёныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду. Речевой материал: волчонок - волчата, львёнок, медвежонок, бельчонок, крольчонок, котенок, щенок, телёнок, поросёнок, утёнок, зайчонок, слонёнок, ослёнок, ягнёнок, козлёнок, жеребёнок.

12. Игра "Два брата ИК и ИЩ" .

         На холме стоял дом. В нём жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата - звали одного ИК, а другого ИЩ.

ИК был маленький и ласковый, он превратил холм в холмик. На нём построил домик. В домике стал жить котик, У котика был лобик, ротик, носик, животик, хвостик, дом в домик.

         Брат ИЩ был очень большой и серьёзный. Он превратил холм в холмище. На нём построил домище. В нём стал жить котище. У котища был ротище, носище, лбище, животище, хвостище.

         Делается вывод: если в слове слышится ИК, это значит, что предмет маленький, а если ИЩ - значит предмет большой.

Назови слова с хвостиком -ИК- и -ИЩ-

13. Игра с мячом "Назови правильно".

- Сейчас я буду говорить два слова, и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ИК и ИЩ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище. Речевой материал: большой комар -(комарище), маленький куст - (кустик), большие усы - (усищи), большой куст - (кустище), маленький ковёр - (коврик), большая изба - (избища), маленький винт - (винтик), большой помидор - (помидорище).

 

II. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, на-, под-, от-, при-, у-, пре-, за-, от-

Игра "Движение".

Логопед предлагает детям показать правильно картинки и запомнить чем отличается одно движение от другого.

Речевой материал: ходит - переходит, отходит, обходит, проходит, находит, доходит, подходит, входит, уходит, сходит.

 

III.  Словообразование притяжательных прилагательных

а) словообразование с использованием суффикса -И- без изменения звуковой структуры корня производного слова: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий;

б) словообразование с помощью суффикса -И- и с чередованием в корне.

Игра "Чьи хвосты?".

         Логопед рассказывает сказку "Хвосты". Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнёс их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы их найти, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: "Чей это хвост?"

Например, хвост зайца надо назвать "заячий хвост".

         Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост.

         А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий) Дадим медведю его хвост.

         В чаще леса нашёлся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий)

         А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий)

         А на пенёчке - тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный) Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

- А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

         Хвост собаки - собачий, хвост кошки - кошачий, хвост короваы -коровий, хвост лошади - лошадиный, хвост быка - бычий, хвост козы -козий, хвост барана - бараний, хвост овцы - овечий.

 

IV.  Образование относительных прилагательных

а)   словообразование с использованием суффикса -Н- без чередования в корне производного слова.

Игра "Скажи, какой?"

Речевой материал: зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной;

б)      словообразование с использованием суффикса -н- и с чередованием звуков в   корне производного слова.

Игра "Скажи, какой?"

Речевой материал: яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный;

в)      словообразование с использованием суффиксов -ОВ-, -ЕВ- без чередования звуков в   корне мотивирующего и производного слова.

Игра "Скажи, какой?"

Речевой материал: шёлковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишнёвый, грушевый, малиновый, берёзовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый;

г) словообразование   с использованием суффиксов -ОВ-, -ЕВ- с чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевые, перцовый.

 

V. Образование качественных прилагательных

а)     словообразование с использованием суффикса -н- без чередования: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный,

б)     словообразование с использованием суффикса -Н- с чередованием в корне слов: смешной, скучный, мрачный;

в)   словообразование с помощью суффиксов -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый.

 

VI. Работа над родственными словами

1.  Найти "лишнее" слово.

Речевой материал: горе, горный, гора; боль, большой, больница; водить, вода, водный; лес, лесник, лестница; море, морщины, морской; беседа, беседка, соседка.

2. Назвать общую часть слов - "родственников".

Речевой материал: зимушка, зимовать, зимний; животное, живёт, живой; пасёт, пастух, пастушка; печка, печник, испечь; дворик, дворник, дворовый; корма, кормить, кормление; сорить, мусор, насорить; звонить, звонок, звонкий.

 

VII. Развитие антонимии

1. Игра "Назови слова".

         Детям предлагается закончить предложение и назвать слова-"неприятели".

Речевой материал: слон большой, а комар ... ; камень тяжёлый, а пушинка ...; Золушка добрая, а мачеха ... ; зимой погода холодная, а летом ... ; сахар сладкий, а горчица ... ; дерево высокое, а куст ... ; дедушка старый, а внук ... ; суп горячий, а компот ... ; сажа черная, а снег ... ; лев смелый, а заяц ... ; молоко жидкое, а сметана ... ; река широкая, а ручеёк ... ; работать трудно, а отдыхать ...: днём светло, а ночью ... ; сегодня мне весело, а вчера было ... ; заяц скачет быстро, а черепаха ползает ... ; переходя улицу сначала посмотри налево, а потом ... ; кричат громко, а шепчут ... ; я больна, но скоро буду ... ; я живу близко от реки, а мой друг ... ; продавец продаёт, а покупатель ... ; друзья часто ссорятся, но легко ... ; легко заболеть, но трудно ... ; воспитатель спрашивает, а дети ... ; утром дети приходят в детский сад, а вечером ... ; сначала гостей встречают, а потом ... ; при встрече здороваются, а при расставании ... ; вечером ложатся в кровать, а утром ....

2. Игра "Сравни!".

         По вкусу: горчицу и мёд.

         По цвету: снег и сажу.

         По высоте: дерево и цветок.

         По толщине: канат и нитку.

         По ширине: дорогу и тропинку.

         По возрасту: юношу и старика.

         По весу: гирю и пушинку.

         По размеру: дом и шалаш.

3. Игра "Скажи наоборот".

Речевой материал: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, юг, польза, великан, богач, трусость, войти, говорить, взял, нашёл, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, шастать, закрывать, включать, входить, хвалить, гаснуть, разрешать.

 

VIII. Развитие синонимии

         Придумать предложение с каждым из слов - "приятелей".

Речевой материал: пища - корм - еда: груз - ноша - багаж; человек -незнакомец - гость; большой - громадный - огромный; быстрый - скорый -стремительный; неловкий - неуклюжий - нескладный.

 

 

 

 

Игровые упражнения и задания на III этапе логопедической работы по формированию словообразования

 

I. Образование названий профессий.

а)   словообразование существительных мужского рода с суффиксом -ЩИК-.

Игра "Назови профессии" (по картинкам).

Речевой материал: барабанщик, угольщик, стекольщик, кладовщик, танцовщик, дрессировщик,   часовщик, сварщик, носильщик

б) словообразование существительных мужского рода с суффиксом -ЧИК-: лётчик, грузчик, переплётчик, переводчик, водопроводчик, разведчик, ракетчик, миномётчик, зенитчик;

в) словообразование существительных, обозначающих лиц женского рода с суффиксами -НИЦ-, -ИЦ-: художник - художница, работник -работница, проводник - проводница, учитель - учительница, писатель -писательница, певец - певица.

         Логопед обращает внимание детей на названия профессий, которые не изменяются, например: хирург, шахтёр, маляр, конюх, экскурсовод, врач, пограничник.

1.   Игра "Назови профессии"

         Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

Кто носит багаж? Носильщик. Кто сваривает трубы? Сварщик. Кто вставляет стекло? Стекольщик. Кто работает на кране? Крановщик. Кто укладывает камни? Каменщик. Кто точит кожи? Точильщик. Кто чинит часы? Часовщик. Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.

2. Игра "Что делают люди?"

         Взрослые умеют делать самые разные дела. Прочти слова в столбиках и соедини их линиями: название профессии человека и то, что он делает. Покажи подходящие картинки. Врач лечит, повар варит и т.д.

3. Игра "Как назвать того, кто... ?"  Логопед предлагает детям назвать того, кто ... :

- Кто на паровозе ездит? (Машинист).

- Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен).

- Кто песни сочиняет? (Композитор).

- Кто играет на рояле? (Пианист).

- Кто всё ломает? (Хулиган).

- Кто водит самолёт? (Лётчик, пилот).

- Кто такой полководец?

- Кто главнее: маршал или полководец?

4. Игра "От таких слов получились названия профессий?"

Речевой материал: каменщик, лётчик, таксист, тракторист, связист, пианист, учитель, водитель.

5. Игра "Назови спортсмена".

         Логопед предлагает детям назвать спортсмена, который играет: в хоккей, в футбол, в баскетбол, в волейбол, в шахматы.

 

II. Дифференциация глаголов с приставками

1.   Игра - лото "Назови действие". У детей   карточки с    картинками,   изображающими действия.  Логопед

называет слова, обозначающие действия, дети         закрывают соответствующую   картинку   фишкой.   Затем   просит   назвать действие   и

придумать предложение с этим словом. Речевой       материал:       входит

выходит, подлетает - отлетает, подходит - отходит,     влетает -вылетает, переходит - перебегает, наливает - выливает, залезает -слезает.

2. Игра "Добавь слово".

Логопед предлагает детям добавить слово, обозначающее действие, по картинкам: в клетку ... (влетает), из клетки ... (вылетает), через дорогу ... (переходит), от дерева ... (отходит), к дому ... (подъезжает), в стакан ... (наливает), из стакана ... (выливает), на дерево ... (влезает), с дерева ... (слезает).

 

III.  Образование притяжательных прилагательных

1.  Словообразование с помощью суффикса -и- и с чередованием в корне.

Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

2.  Игра "Ералаш". Используются картинки с изображением животных, разрезанных на три

части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей, какой - либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: "У меня на картинке заячья голова", "У меня на картинке лисий хвост". Затем из частей ^              дети составляют целое изображение животного.

 

IV.  Образование относительных прилагательных

Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -Н-, -ЯН-, СК-, -ЕНН- и др.

1. Игра "Что из чего сделано?"

         У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети находят изображение этого предмета. Тот, у которого на карточке есть изображение этого предмета, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, то есть ответить на вопрос: "Какой?", "Какая?", "Какое?" (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Речевой материал: стакан из стекла, - стеклянный, сковорода из чугуна -чугунная, ложка из дерева - деревянная, нож из металла металлический, ведро из железа - железное, ваза из хрусталя хрустальная, чашка из фарфора - фарфоровая, платье из шёлка -шёлковое, коробка из картона - картонная, шарф из шерсти -шерстяной, булка из пшеницы - пшеничная, хлеб из ржи - ржаной, варенье из вишни - вишнёвое, дорога из песка - песчаная, сумка из кожи - кожаная, мяч из резины - резиновый, шуба из меха - меховая, крыша из соломы -соломенная, игрушка из пластмассы - пластмассовая, шарик из пластилина -пластилиновый, труба из кирпича - кирпичная, подушка из пуха - пуховая, одеяло из ваты - ватное, салфетка из бумаги - бумажная, сарафан из ситца -ситцевый, кувшин из глины - глиняный, погреб из камня - каменный, шинель из сукна - суконная.

 

2. Игра "Правильно назови листья".

         Логопед раздаёт листья (гербарий) и предлагает детям правильно их назвать.

Речевой материал: лист дуба - дубовый, лист берёзы - берёзовый, лист липы - липовый, лист рябины - рябиновый, лист осины - осиновый, лист клёна    -     кленовый,     лист   яблони     -    яблоневый,     лист    смородины

смородиновый,     шишка    из    сосны    -    сосновая,     шишка    из    ели    -еловая, серёжка ольхи - ольховая.

 

V. Образование качественных прилагательных

1. Игра "Скажи, какой?"

         Детям предлагается назвать оттенки цветов.

Речевой материал: сероватый, синеватый, розоватый, красноватый, зеленоватый.

2. Игра "Сравни предметы".

         Логопед произносит предложения и просит детей сравнить предметы и закончить предложения.

Речевой материал: апельсин большой, а арбуз ещё больше; клубника маленькая, а смородина ещё ... ; дыня сладкая, а арбуз ещё ... : персик мягкий, а вишня ещё ... : яблоко твёрдое, а айва ещё ... : груша вкусная, а ананас ещё ... ; дерево высокое, а башня ещё ... : куст низкий, а трава ещё ... ; клён толстый, а дуб ещё ... , рябина тонкая, а камыш ещё ...; шар лёгкий, а пушинка ещё ... ; сумка тяжёлая, а чемодан ещё ...; диван мягкий, а подушка ещё ... ; дерево твёрдое, а железо ещё...; лёд прозрачный, а стекло ещё ... ; лента узкая, а нитка ещё ... ; шнурок длинный, а нитка ещё ... ; линейка короткая, а карандаш ещё ...;волк большой, а медведь ещё ... ; олень высокий, а жираф ещё... ; медведь тяжёлый, а слон ещё ....

3. Игра "Ответь на вопрос "Как?"

Речевой материал: утром светло, а днём (как?) ещё светлее: вечером темно, а ночью ещё ... ; осенью холодно, а зимой ещё ... ; в пальто тепло, а в шубе ещё ... ; весной солнце светит ярко, а летом ещё ... ; весной птицы поют звонко, а летом ещё ... ; поезд едет быстро, а самолёт летит ещё ... ; черепаха ползёт медленно, а улитка ещё ....

 

VI. Работа над родственными словами

1. Игра "Эхо".

         Детям предлагается объяснить, почему так слова называются.

Речевой материал: рыболов (рыбу ловит), листопад (листья падают), пчеловод (пчёл разводит), ледоход (лёд ходит, идёт), землекоп (землю копает), самокат (сам катается), пешеход (ходит пешком), вездеход (везде ходит), ледокол (лёд колет), самосвал (сам сваливает), лесоруб (лес рубит), паровоз (возит с помощью пара), трубочист (трубы чистит), пароход (ходит, едет с помощью пара), самолёт (сам летает).

2. Игра "Придумай слово".

         Логопед предлагает детям придумать одно слово вместо двух. Речевой  материал:   снег чистит  -  (снегоочиститель),   канавы  копает  -

(канавокопатель), трубы укладывает - (трубоукладчик), возит с помощью -*              электричества - (электровоз), быстро ходит - (быстроход), сама ходит -

(самоходка), землю роет - (землеройка).

 

3. Игра "Назови слово".

         Логопед предлагает детям образовать слова-действия и слова-признаки от слов-предметов по образцу:  (что?)  гроза,  (что делать?) грозить,  (какой?) *              грозный; мир ...; свет ... ; синька ... ; белила ....

4. Игра "Придумай слово".

         Логопед предлагает детям образовать слова-действия и слова-предметы от слов-признаков по образцу: (какой?) синий, (что делать?) синеть, (что?) синева; чёрный ... ; красный ... ; белый ... ; жёлтый ... ; зелёный.

 

VII. Развитие антонимии.

1. Игра "Скажи наоборот".

         Логопед предлагает детям назвать слова - "неприятели" к данным. Речевой материал: большой, белый, высокий, весёлый, тёмный, горький, добрый,  здоровый,  новый,  молодой,  острый,  толстый,  широкий,  сухой, смелый,   твёрдый,   чистый,   яркий,   красивый,   хороший;   близко,   редко, медленно, рано, темно, низко, легко, можно, трудно, радостно, много, плохо, сухо, широко, ярко, высоко, чисто, мокро, светло, быстро.

2. Игра "Сравни наоборот".

         Используются слова: больше - меньше, тяжелее - легче, выше - ниже, быстрее - медленнее. Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше? Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

3. Игра с мячом "Скажи наоборот".

         Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребёнок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Речевой материал: одеть - (раздеть), поднять - (опустить), бросить -(поймать), спрятать - (найти), положить - (убрать), дать - (взять), купить -(продать), налить - (вылить).

4. Игра "Образуй словосочетание, противоположное по смыслу". Логопед предлагает детям образовать словосочетания с противоположным

значением.

Речевой материал: на гору - (с горы); на работу - ... ;к норе - ... ;к дороге –

 

VIII. Развитие синонимии.

1.  Игра "Назови слова - "приятели".

         Логопед предлагает заменить словосочетания одним словом, близким по смыслу: очень сильный мороз - трескучий; очень известный писатель - ... ; очень маленькая туфелька - ... ; очень жаркое лето -... ; очень неаккуратный вид - ... ; очень худой человек - ... ; очень густой лес - ... ; очень холодная вода -... ; очень большой завод

2.  Игра «Назови, какой».

Речевой материал: прочный металл - твёрдый, крепкий; мокрый луг -... ; дремучий лес - ... ; интересный рассказ - ... ; робкий человек - ....


Посмотрите также