Государственное учреждение образования «Средняя школа № 14 г.Солигорска»
Моделирование практических заданий творческого характера, стимулирующих развитие способности и готовности учащихся к межкультурному общению.
Подготовила: учитель английского языка
Сокол И.М.
Солигорск, 2018
Моделирование практических заданий творческого характера, стимулирующих развитие способности и готовности учащихся к межкультурному общению.
Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в Беларуси. Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданными другими народами. Одновременно язык – это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур.
К настоящему времени в белорусской системе языкового образования произошли значительные позитивные изменения, как в организационном, так и в содержательном аспектах. Существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков. Значительно выросли их образовательная и самообразовательнвая функции в школе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. Стал особенно актуальным интерактивный подход к обучению родному и иностранному языкам в школе, особенно в области развития культуры речи(развитие таких компетенций, как языковая, речевая, социокультурная и некоторые другие).
Все это привело к необходимости переосмыслить цели и задачи, содержание и технологии обучения иностранным языкам. Основной задачей иноязычного школьного образования стало создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности. Таким образом, на первый план выдвинулась необходимость формирования у учащихся языковых и страноведческих знаний, а также умений в говорении, чтении и письме, которые позволили бы учащимся в процессе общения с носителем иностранного языка реагировать на услышанное или прочитанное, выразить свое мнение, задать вопрос и ответить на него устно или письменно.
Для решения этой задачи необходимо систематически работать над методами повышения активности у учащихся во время урока иностранного языка и во время самоподготовки дома. И прежде всего эта активность будет зависеть от того, есть ли у учащихся интерес к предмету. Поэтому тут встает вопрос об усилении мотивации учебной деятельности, так как заинтересованность и интерес, даже если они очень сильны, далеко не всегда приводят к активной деятельности. О мотивации мы говорим тогда, когда заинтересованность и интерес привели к активной деятельности, стали ее мотивами. Высокая мотивация учебной деятельности означает, что заинтересованность в ней учащихся способствовала проявлению волевых усилий, достаточно действенных, чтобы преодолеть все внутренние и внешние препятствия. Степень мотивации — это степень заинтересованности, вызывающая активность. В основе мотивации лежит осознание учеником полезности и необходимости своих действий или деятельности в целом, а также предвосхищение чувства удовлетворения, получаемого от самого процесса деятельности или достижения ее цели. И здесь в качестве положительной мотивации к изучению английского языка может стать включение учащихся в творческую деятельность самых разных форм и видов: участие в театрализованном представлении или просто в инсценировке на английском языке, выполнение творческих заданий, работа над творческим проектом.
Что же такое творчество в рамках учебного процесса?
Большинство психологов считают, что творчество - это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового. И если дело касается творчества школьников, то совсем не обязательно при этом создавать великое историческое произведение, достаточно воображать, комбинировать, что-то изменять.
Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека. Поэтому в деле воспитания, образования понятие “творчество” обычно связывается с понятиями “способности”, “развитие”, “одарённость”.
Для творчества необходима повышенная интеллектуальная познава-тельная активность, внутренняя потребность в новых знаниях и в преобразующей деятельности по усовершенствованию сущего на их основе; сознательная постановка целей, вытекающих из осознания противоречия, проблемы; видения путей их достижения; настойчивость; трудоспособность; умение отказываться от неверных решений; общая направленность, установка на самостоятельную активность в преодолении возникающих затруднений и т.п.
В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Это акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен – даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя. Творчество – это способ положительной мотивации обучения.
Существуют внешняя и внутренняя мотивация к изучению ИЯ и важно выстроить их стимулирующее воздействие на процесс обучения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели. Для этого можно использовать различные источники информации, показывающие значение владения иностранным языком (кинофильмы, специальная литература, газеты, журналы и т.д.). Можно проводить беседы о значении английского языка. Или дать задания детям сделать подборку иностранных слов, которые они употребляют, слышат, встречают в книгах или на вывесках магазинов, офисов в своем городе и т.д.
Чтобы собрать такую информацию, учащимся необходимо проявить активность, умение взаимодействовать с другими людьми. Выполняя такие задания, учащиеся не замечают, как внешняя мотивация смыкается с внутренней мотивацией и подкрепляется ею.
Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Большинство учащихся хотят общаться, переписываться друг с другом, с иностранцами, хотят быть переводчиками, репортёрами. Несмотря на такое стремление учащихся к общению, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. В атмосфере родного языка овладение иностранным языком предстаёт как искусственное средство общения, это значит и ситуации, используемые при обучении, носят искусственный характер. Как бы учитель не старался создать естественную ситуацию для общения, язык остаётся искусственным компонентом этой ситуации. Поэтому необходимо больше обращаться к воображению ребят, к фантазии, к игре.
Игра раскрепощает ребёнка, стимулирует его фантазию, раскрывает его творческие возможности, свойства его личности. Игры превращают урок в живое интересное занятие. Использование игровых форм обучения, и в первую очередь ролевых игр, является отличительной особенностью интенсивных методов.
Игра активизирует стремление обучаемых к контакту друг с другом и с учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким преодолевать барьер неуверенности, т. к. в ней каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении[24]. В играх обучаемые овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.
Во избежание однообразия действий, снижающих умственную деятельность учащихся необходимо вводить задания творческого характера, предполагающие выполнение в первую очередь речевых упражнений, а также упражнений с различной направленностью речевого действия. Подходящим творческим процессом является работа над проектом, где учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.
Практика показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Главным достоинством нетрадиционных форм занятий является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний культуры стран изучаемого языка, это создание чего-то нового, противостоящего шаблону, пробуждающего потребность в знании, работу мысли, вводящего ученика в атмосферу поиска и творчества. К таким формам занятий относятся: урок-конференция, пресс-конференция, урок-диспут, урок-семинар, урок - заочное путешествие, видеоурок, урок – спектакль и так далее.
Конечно, много таких мероприятий в течение учебного года не проведешь - они требуют больших затрат времени, а поддерживать интерес к языку необходимо постоянно. И здесь на помощь приходят нетрадиционные формы проведения отдельных этапов урока, которые проводить можно чаще и на каждом этапе урока уже с 5 класса.
Работа педагога – это всегда очень трудный процесс. Круг задач, стоящих перед педагогом, широк, наша деятельность предполагает творческий подход к работе. В этом, может быть, и состоит основная трудность. Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для этого мы и стремимся не преподносить все в открытом виде, а всегда давать «пищу» для размышления, стараемся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду, учим своих учеников слушать и слышать, наблюдать и делать выбор, пытаемся развивать в детях не только интеллектуальные, но и творческие способности.
Творческая деятельность дает учащимся широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности. Кроме того, постигая секреты английского языка, школьники знакомятся с внутренним миром западного человека, с его мировоззрением и т.д.
Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Активность учащихся, которая заключается в усиленной деятельности над тем, что надо не просто смотреть, а видеть, не слушать, а слышать, понимать, осмысленно пользоваться мыслительными операциями, приемами умственной работы, также зависит от развития мышления. Формирование творческих способностей на занятиях по английскому языку, так же как и на занятиях по изучению других предметов призваны научить этому, что сделает жизнь учащихся духовно богаче и многограннее.
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка
- Одна из тенденций развития человеческой цивилизации заключается в том, что каждая новая историческая эпоха выдвигает к психологии живущего в ней человека совершенно новые требования. На протяжении большого отрезка существования человеческого общества творчество являлось уделом единиц, и эта ситуация удовлетворяла общественные структуры прошлого.
Современное технологическое общество движется по пути передачи функций рутинного мышления машинам, компьютерам, ожидая от человека мышления творческого, продуктивного. Быть ходячей энциклопедией никому не запрещено, но делать это совершенно необязательно, поскольку любая интересующая нас информация может быть получена за весьма короткий срок благодаря компьютеру. От человека всё больше ожидается совсем другое, а именно – умение придумывать и создавать. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся социальные условия: мы должны учить креативности точно так же, как и чтению, математике и другим предметам. Переориентация школы на обучение творческости- задача чрезвычайно трудоёмкая и, что самое главное, выполнимая только учителями.
Е. Григоренко и Р. Стернберг предлагают 12 стратегий развития творческого потенциала, которые могут быть положены в основу обучения творческому мышлению в школе на любом учебном предмете. Используя эти стратегии- принципы, учитель не только сможет увеличить вероятность раскрытия творческого потенциала своих учеников, но и усилить креативное начало в самом себе. Итак, вот эти принципы:
- быть примером для подражания;
- поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям;
- разрешать делать ошибки;
- поощрять разумный риск;
- включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность их применения;
- поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;
- поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;
- предоставлять время для творческого мышления;
- поощрять терпимость к неопределённости и непонятности;
- подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности; - стимулировать дальнейшее развитие;
- найти соответствие между творческой личностью и средой.
Необходимо отметить, что развитие творческих и изобретательных способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане. Вот простые приёмы, которые я использую в своей педагогической деятельности:
1 - творческая работа со стихами, песенками на начальном этапе обучения , а именно, их исполнение по ролям. Пример: класс хором поёт куплет: What is your name, what is your name, now tell me please, what is your name? Ученик: My name is Janet, my name is Janet, my name is Janet, that’s my name и т. д. Однажды с детьми мы совместно сочинили песню на мотив» Мы едем, едем, едем в далёкие края» We go, go, go, We go far away, We don’t go slow because we sing and say Tra- ta- tat, tra- ta- tat We shall take a dog and cat, ball and teddy bear, fox and little hare We shall go to the wood, So the company is good!
2 - творческий подход к диалогам. Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты.
Простейший диалог:
- Excuse me
-Yes
- Can you tell me the time, please?
- Certainly, it’s 4 o’clock
- Thanks
- Not at all
1 вариант: -две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются, произносят диалог, смотрят на часы и разбегаются.
2 вариант: -Мальчик знакомится с девочкой, звучит диалог. Мальчик дарит цветок и они уходят вместе.
3 вариант : - Кукольный театр. Ребята произносят диалог под партой. Говорят куклы.
4 вариант: - Разговор двух деловых людей по телефону.
Для сильных учащихся задание: расширить диалог, добавив 5-6 своих реплик.
3 - размышления над интересными цитатами и высказываниями:
Тема « Профессия. Успех »( 10- 11 класс)
1. Success does not come overnight.
2. The three D’s to succeed: Desire, Discipline, Dedication.
3. Be nice to people on your way up because you’ll meet them again on your way down ( Samuel Bekket)
4. Difficulties are stepping stones to success.
Варианты заданий:
- обсуди с партнёром по парте, выскажи своё мнение.
- дебаты в группах. Одна группа соглашается, другая - против. Выступают по очереди. На доске висят фразы согласия/ несогласия, что особенно важно для детей с более низким уровнем обученности.
4 - Проведение уроков рисования, посвящённых Рождеству и дню Святого Валентина, на которых учащиеся красочно оформляют рождественские открытки и валентинки, придумывают поздравления, затем мы выбираем самые оригинальные( 5- 6 класс) .
5 - Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеет и проектная работа, когда ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, коллажей, презентаций по таким темам, как «Мой класс», «Политические деятели России», «Британские монархи», «Образы Британии и России», «Выдающиеся спортсмены нашей страны», «Досто-примечательности Новосибирска», «Елизавета Вторая» и т. д.(8-9 класс).
6 - Нестандартные уроки: урок- театр, где учащиеся инсценируют сказки и произведения английских и американских писателей: «Золушка», «Алиса в стране чудес», «Приключения Тома Сойера», «Красная Шапочка», «Принц и нищий» и т. д. Надо отметить, что ребята сами придумывают костюмы. Далее, урок- концерт, проводимый обычно в конце года, на котором демонстрируется знание выученных за год песенок и стихов. Для ведения концерта выбираем двух активных учеников, которые самостоятельно составляют сценарий, придумывают реплики по ходу концерта, т.е. исполняют роль конферансье. Они же готовят призы для участников. Затем, урок- путешествие в страну знаний по разным станциям: «Фонетическая», «Лексическая», «Грамматическая», «Читательская», «Физкультурная», «Музыкальная». Этот урок проводится в виде соревнования между двумя командами 5 класса, как итоговый урок года. Дети сами придумывают названия команд, рисуют эмблемы. Чаще всего нестандартные уроки я практикую в среднем звене ( 5-7 классы),когда ещё высока мотивация учащихся к изучению иностранного языка.
7 - Использование творческих заданий на уроке:
- придумать другую концовку рассказа (грустную или весёлую);
- придумать и написать рассказ по серии картинок;
- сделать рисунок по прочитанному;
- узнать свои корни, нарисовать генеалогическое дерево, сделать сообщение (тема «Семья»);
- разыграть диалог между персонажами текста;
- составить рецепт любимого блюда и дать ему рекламу( тема «Еда»);
- сделать поэтический перевод стихотворения на русский язык (учащиеся переводят сонеты Шекспира, стихотворение Р. Киплинга «Если», Д. Джойса «Златовласка» ( 9- 11 класс).
Примеры:
J. Joyce. “ Goldenhair”
Lean out of the window,
Goldenhair.
I heard you singing
A merry air.
My book is closed,
I read no more,
Watching the fire dance
On the floor.
I have left my book,
I have left my room,
For I heard you singing
Through the gloom.
Singing and singing
A merry air
Lean out of the window,
Goldenhair.
Перевод стихотворения» Златовласка» учеником 9 класса:
Снова я слышу знакомый мотив,
Вижу волос золотой перелив.
Голос звенящий разносят ветра,
Песня твоя, словно злая игра.
Книгу свою я читать перестал,
Только смотрел, как огонь танцевал.
Больше читать я уже был не в силе,
Только твой голос звучит в моём мире.
Книгу оставил, влекомый тобой,
Дом свой покинул поспешно родной.
Выбежал, песню услышав твою.
Думать о чём- то другом не могу.
Спой же, красавица, песню ты мне,
Косу твою дай увидеть в окне,
Стан твой прекрасный, цвет глаз голубой.
Дай насладиться твоей красотой.
W. Shakespeare. Sonnet 130
My mistress’ eyes are nothing like the sun;
Coral is far more red than her lips’ red;
If snow be white, why then her breasts are dun;
If hairs be wires, black wires grow on her head.
I have seen roses damask’d, red and white,
But no such roses see I in her cheeks;
And in some perfumes is there more delight
Than in the breath that from my mistress reeks.
I love to hear her speak, yet well I know
That music hath a far more pleasing sound;
I grant I never saw a goddess go;
My mistress, when she walks, treads on the ground.
And yet, by heaven, I think my love as rare
As any she belied with false compare.
Перевод сонета 130 ученицей 10 класса:
Её глазам со звездой не сравниться вовек
И уста - не коралл, а бледнее.
И плечи её не светлее, чем снег,
А чёрная прядь паутинки прочнее.
И с розами алыми в летних садах
Нельзя сравнить ланит оттенок нежный.
И тела запах этот грешный
Не тот, что у кувшинок на прудах.
В её чертах нет совершенных линий
И света солнца на челе,
И шествует она не как богиня,
А как все люди - по земле.
И всё ж, мой друг милее тех,
Кого сравнений ложь возносит вверх.
- придумать ситуацию к идиоме;
- написать сочинение по темам «Школа будущего», «Если бы я был президентом», «9 Мая» и т. д.
- завершить лимерик. Лимерик- это стихотворение шуточного содержания, состоящее из пяти строчек, где рифмуются между собой 1, 2, 5 строчки, а 3 рифмуется с 4 строчкой. Для задания предлагаются 1, 2, 5 строчки. Нужно придумать 3 и 4 строчки.
Пример:
A young Lady of Riga.
1. There was a young lady of Riga
2. Who rode with a smile on a tiger
3 …………………………………...
4 …………………………………..
5. And a smile on the face of the tiger.
Вот пример лимерика, составленного ученицей 8 класса:
1 There was a young lady of Riga
2 Who rode with a smile on a tiger
3 Once he ate up her guest
4 And remained only a dress
5 And a smile on the face of a tiger.
- сочинить синквейн по заданной теме. Синквейн- это пятистишие, состоящее из пяти строк.
Line 1: One word( the title).
Line 2: two words( describing the title).
Line 3: Three words( describing an action or containing three present participles). Line 4: Four words( expressing a feeling).
Line 5: One word( a synonym for the title).
For example:
1. Snow
Silent, feathery
Falls upon fields
So beautiful to behold
Winter
2. Snow
Silent, feathery
Floating, falling, resting
Blanket of pure white
Winter.
Примеры синквейнов, составленных учениками 9 класса по теме «Карьера»:
1.Career
Interesting, rewarding
Helps to realize dreams
The only one among many others
Profession
2.Success
Big, small
Doesn’t come overnight
It’s difficult to succeed
Career.
3.Тема «Семья»:
Mother
Kind, helpful
Caring, loving, sharing
A special person in my life
A friend.
4. Тема «Праздники»:
Christmas
Merry, mysterious
Bringing beautiful presents
Makes me happy a lot
Christmas Tree
New Year
Happy, funny
Entertaining, giving hopes, smiling
The best time of the year
A holiday
- использование заданий на развитие образного воображения, творческого мышления «Придумать продолжение истории»:
1. Once upon a time there lived a king and a queen. And they had a beautiful daughter……..
2. I saw her dancing in the rain……
3. Last night I had an awful dream: I found myself in the world where all the colours were blent. The grass was orange, the trees were white, the purple sun was shining in the green sky……
4. Yesterday I heard a strange noise in the drawing- room. I came downstairs, opened the door and saw a man lying on the floor…….
8 - Я стараюсь чаще использовать на уроках вопросы, поощряющие думать творчески – «представьте себе, предположите что, сочините, порассуждайте о…» и т.д .
Таким образом, все эти нехитрые приёмы, используемые мной в работе, я думаю, способствуют развитию творческих и изобретательных способностей учащихся, обогащают их не только интеллектуально, но и личностно. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку - увлечь, а не развлечь, научить, а не навредить, развить, а не забить. Важно не обрезать ученикам крылья, а создавать для них ситуации творчества и успеха.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.