Моисеева Раиса Ивановна
учитель
ОГБОУ «Школа-интернат для
обучающихся с нарушениями слуха»
г. Томск, Томская область
Педагогическое просвещение родителей в воспитании младших школьников с нарушениями слуха
Аннотация: статья описывает на достаточно хорошем уровне общие и частные методы взаимодействия педагога и родителей по воспитанию младших школьников с нарушениями слуха. Автор демонстрирует способность оценить качество семейного воспитания, соотнести новую с уже имеющейся информацией и внести коррективы в виде родительского просвещения. Теоретические знания в области семейного воспитания, позволяют педагогу организовывать качественную и продуктивную деятельность с родителями в их педагогическом просвещении.
Ключевые слова: нарушения слуха, просвещение, отношения, родители, воспитание, младшие школьники.
В современном обществе всё заметнее проявляется кризис семьи и выражается в том, что семья не реализует качественно свою функцию – достойное воспитание детей. Прежде всего, это заключается в легкомысленном отношении к браку и в целом к семье, забвении традиций, нравственных аспектов воспитания. Семейная самодисциплина отсутствует, наблюдается достаточно высокий процент разводов, пагубным образом отрицательно влияющий на воспитание детей в семье.
Воспитание и обучение ребёнка с нарушениями слуха младшего школьного возраста, успех, в значительной мере зависит от объединения усилий педагога и родителей, а также от того, как семья понимает задачи работы с ребёнком и может продуктивно участвовать в их решении.
Итак, семилетние, восьмилетние дети, вместе с родителями переступили порог школы-интерната. Первый этап работы начинается с взаимодействия с родителями. По своему социальному статусу, общекультурному уровню, характерологическим аспектам, как правило, состав родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, очень разнообразен. Также разнообразно и отношение к ребёнку, оценке его возможностей.
Вооружившись искренностью, уважительным отношением, тактичностью и объективностью, педагог с помощью анкет, тестов, получает необходимую информацию о семье, а именно:
Ø общие сведения о родителях;
Ø жилищные условия семьи;
Ø образовательный уровень семьи;
Ø интересы родителей к школе;
Ø уровень педагогической культуры родителей;
Ø авторитетность семьи в глазах ребёнка;
Ø семейные традиции, обычаи, ритуалы.
Получив данные о семье, педагог вооружается определёнными знаниями и привлекает родителей к самодиагностике семейного воспитания. Предоставляет возможность с помощью анкеты С.Т. Шацкого: «Знаете ли Вы своего ребёнка?» самостоятельно определить уровень личного родительского мастерства,
Ценность данной анкеты заключается, прежде всего, в том, что анкета С.Т. Шацкого позволяет родителям лучше узнать своего ребёнка, даёт возможность увидеть сильные и слабые места в воспитательном процессе в семье. С помощью анкеты родители узнают пробелы в своём знании ребёнка, обращаются к педагогу за помощью, что непременно способствует укреплению контактов с семьёй. С другой стороны, анкета позволяет педагогу узнать много того, что в школьных условиях он не может увидеть.
Естественно, не возможно предвидеть и предугадать все ситуации, с которыми приходится сталкиваться педагогу, поэтому данное направление в работе с родителями весьма эффективно. Далее, педагог определяет второй шаг – формы работы, базирующийся на трёх, очень важных основных направлениях в педагогическом просвещении родителей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей – это первое направление. При его реализации, через индивидуальные беседы, круглые столы, родительские собрания педагог знакомит родителей с вопросами сурдопедагогики, сурдопсихологии. Организует дни открытых дверей. Родители имеют право присутствовать на любом уроке, на любом внеклассном мероприятии, где могут получить ответы на возникшие здесь и сейчас вопросы.
По личной инициативе педагога, первое направление включает индивидуальные тематические консультации, рекомендации. Если педагог видит, что родители испытывают определённые трудности в решении той или иной проблемы, не могут самостоятельно разобраться с возникшими трудностями в процессе воспитании, организует внеплановую консультацию, определяет линии сотрудничества родителей и школы, обсуждает, в том числе, успехи детей в жизнедеятельности класса, подводит итоги.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс – это есть второе направление. Все родители выступают социальными заказчиками образовательного процесса, поэтому на них возлагается обязанность активного участия в учебно-воспитательном процессе. В каждой группе родителей, как правило, есть инициативная, интересующаяся школьной жизнью и опытная личность, которая помогает во всех делах:
Ø проведение разовых классных часов;
Ø организация и участие в работе жюри внеклассных мероприятий;
Ø материальная помощь по сбору средств на нужды класса,
Ø прямое участие в ремонте классной мебели, самого классного помещения;
Ø покупка подарков, учебников для детей;
Ø сопровождение детей за пределы школы в театр, на выставки, экскурсии.
Поощрение самых активных родителей – заключительный аспект второго направления, заключающийся в поощрении родителей, а именно вручение благодарственных писем, медалей, изготовление сувениров младшими школьниками на уроках трудового обучения.
Осуществление педагогического всеобуча – это третье направление педагогического просвещения родителей, другими словами – это «родительские университеты». Все родители желают видеть своих детей одарёнными и культурными, воспитанными и преуспевающими, благоразумными и милосердными. Это естественное стремление родителей помогает педагогу выстраивать отношения с семьёй. Он организует и проводит лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизических особенностях младших школьников с нарушениями слуха; подходах к преодолению отчуждённости между родителями и детьми; конфликтных и кризисных состояниях в семейном воспитании; о соблюдении единства требований семьи и школы.
Педагог оформляет уголки для родителей, другими словами информационные стенды, где размещает всю необходимую информацию, в том числе творческие работы самих обучающихся. Отдельно организует выставки детских работ. Представленная форма педагогического просвещения родителей помогает лучше понять своего ребёнка, его интересы, склонности, пожелания, исходя из чего, правильно организовывать жизнедеятельность ребёнка с нарушениями слуха в домашних условиях.
Стоит отметить, что не все родители владеют дактильной азбукой и жестовой речью, которые рассматриваются образованием как вспомогательные средства, используемые наряду с основными средствами – устной и письменной речью. Педагог просвещает родителей в отношении важности использования в процессе общения с детьми дактильной азбуки.
Устная речь младшего школьника с нарушениями слуха формируется очень медленно. Ребёнок далеко не сразу может вести устные беседы. Вот тут и приходит на помощь дактильная азбука, поскольку она легко воспринимается ребёнком, помогает предметно видеть каждый элемент слова. При дактилировании формируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки), благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее. Эту информацию педагог доводит до сознания родителей, объясняя важную сущность данного направления: «Если ребёнок не разобрал произнесённого слова, повторите сказанное и продактилируйте это слово с помощью дактильной азбуки. Обязательно применяйте дактильную азбуку с целью исправления коррекционных ошибок, допущенных Вашим ребёнком в процессе активной речевой деятельности».
Педагогическое просвещение родителей включает и такое направление в работе как «Слуховой аппарат – твой друг». Некоторые родители целенаправленно предоставляют «отдых» ребёнку, «выключая» его из речевой среды. Они стесняются того, что их ребёнок носит слуховой аппарат, мотивируют так: «Дети будут дразнить его. Над ним будут смеяться. Он может потерять аппараты». Педагог аргументирует, доказывает родителям необходимость обязательного ношения слуховых аппаратов не только в процессе обучения, а также и во внеурочное, каникулярное время, в повседневной жизни. Только тогда ребёнок «купается» в речевых и неречевых звуках, его звуковой мир расширяется, а это положительным образом влияет на личностное развитие ребёнка, расширяет его кругозор, активизирует познавательный интерес к окружающему миру.
Таким образом, просветительская работа с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушениями слуха, является нормальной, естественной и крайне необходимой частью учебно-воспитательного процесса. В проведении работы с родителями педагог придерживается последовательности, систематичности, адекватности с учётом реальных возможностей, он понимает, что только от продуктивных взаимоотношений, качественного совместного участия и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат – образцовое семейное воспитание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.