Статья на тему: Адаптивная система обучения на уроках.
Оценка 5

Статья на тему: Адаптивная система обучения на уроках.

Оценка 5
doc
22.02.2020
Статья на тему: Адаптивная система обучения на уроках.
Адаптивная система обучения на уроках.doc

Адаптивная система обучения на уроках.

 

Кашинская Татьяна Иосифовна

Биология, немецкий язык

Подольская СШ

Тайыншинский район

Северо-Казахстанская область

 

Работаю в школе 11 лет над проблемой «Коллективные  формы работы на уроках немецкого языка и биологии». Работаю по АСО (адаптивная система обучения).

     Отношения «учитель – ученик» нужно строить так, чтобы это позволяло учить всех и дать каждому уверенность в том, что он добьется успеха. В этом  мне помогает АСО.                                    

  АСО возникла на основе  анализа наметившихся за последнее время тенденций совершенствования учебного процесса под влиянием воздействия на формирование творческого мышления учителя новейших психологических теорий. Особенно плодотворными из них являются теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и подход к обучению А.А.Леонтьева.

  В основе разрабатываемой концепции обучения лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения. Организационная структура урока позволяет увеличить время самостоятельной работы учащихся, что в свою очередь требует перехода к непрерывному управлению, обеспечивающему реализацию на практике основных положений теории деятельности. В АСО создаются условия для разумного включения в учебный процесс передового опыта учителей и результатов теоретических исследований ученых и педагогов-практиков. АСО в процессе ее становления впитывает в себя не только более совершенные организационные формы ( А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко, Н.С. Лейтес и др.), но и требует принципиально нового подхода к содержанию обучения и процессам, обеспечивающим гармоническое развитие учащихся.

  АСО можно представить в виде модели.

Модель АСО

Учитель обучает всех учащихся

Учитель работает индивидуально

Учащиеся работают самостоятельно

 

  В этой модели я часть времени, как и всегда, работаю со всеми учащимися класса, обучаю их. Остальное время в учебном процессе вообще и на уроке в частности использую для самостоятельной работы учащихся. Казалось бы, что же тут нового? Ведь так и работаем. Суть, однако, в том, что эффективность урока заметно повышается в том случае, когда  не просто наблюдаю за самостоятельной работой учащихся, а работаю в это время с отдельными учащимися индивидуально.

   Объяснила новое, дала учащимся задание для самостоятельной работы, а сама в это время стала работать с одним из учеников у доски.

  На каждом уроке  чему-то обучаю всех (сообщаю новое, объясняю, демонстрирую, показываю, одновременно тренирую) а затем работаю в индивидуальном режиме (управляю самостоятельной работой, осуществляю включенный в самостоятельную работу контроль и работаю индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди). Учащиеся соответственно могут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально и самостоятельно под руководством учителя. Однако, может возникнуть ситуация, когда учащиеся по тем или иным причинам не выполняют задание, предназначенное для самостоятельной работы дома. Но даже в этом случае, придя в класс, они могут безболезненно включить  в отдельные виды на уроке, так как не все из режимов работы на уроке базируются на домашнем задании, которое выполняется по особой программе.

   Время урока максимально используется для устной самостоятельной работы при условии, что для каждого говорящего обеспечен слушающий партнер (Работа в статистических, динамичных  и вариационных парах, работа в малых группах ). Взаимопроверка устного домашнего задания в течение 3-5 минут. Раздаю карточки с вопросами, заданиями, и ребята работают по схеме: 

1«2     1        2

                                                                                          

3«4     3        4  

                                

  Выставляют друг другу оценки, записывают в тетрадь те вопросы, которые учащийся не знает.

  В условиях АСО обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать задания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе.

     После введения ЕНТ в 11классе и ПГК в 9 классе, я стала задумываться над тем как улучшить систему своей работы и знания уч-ся, и пришла к следующему. В каждом класс в начале учебного года  провожу  диагностику каждого ученика по всем темам.        Завожу индивидуальные и общие карточки.

 

ФИ О

Корень

Лист

Стебель

Цветок

Бурковская С.

+

+

- внутреннее

строение стебля

+

Бучинская Т..

+

-жилкование.

+

формула цветка

Дрозд К.

+

-листорасположение.

+

+

Заполняю их с помощью учащихся, путем взаимоконтроля, при выполнении самостоятельных работ, тестирования. 

 

   Основным признакам АСО является резкое увеличение времени самостоятельной работы на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой. На уроке учащиеся овладевают приемами устной самостоятельной работы, для выполнения которой необходимо иметь партнера. Партнером этим может быть как учитель, так и ученик, а также обучающие технические средства. На домашнее время переносятся такие виды самостоятельной работы, которые ученик в состоянии выполнить сам. Это может быть чтение, письмо, решение задач и т.д. Часть таких заданий может выполняться и в классе.

  По теме: «Биомасса Мирового океана» в 11 классе учащиеся – консультанты составили опорные схемы конспекты, а так же по теме « Биомасса почвы» в 11 классе:

                                                    Почва

 

 

 


                                                                         Чернозем

                            Подзолистая

  По этой схеме учащиеся потом опрашивают всю группу, затем переходят к опросу у доски. Ставят две оценки – одну за теорию, другую - за практику. В 7 классе по теме «Грибы» по учебнику нового поколения, составляют вопросы в тетради, я их проверяю, выбираю более удачные, формирую в тесты.   В 6 классе, дано такое же задание по теме «Лист». Ребята составляют вопросы. Часть вопросов идут на составление тестов, часть на карточки. Некоторые ребята формируются в малые группы и составляют лото, часть ребят составляют викторину.

  Многое придется перестраивать в себе. Перестраивать педагогическое мышление. Перестраивать свои представления, которые вошли в учителя  еще в его бытность учеником. Надо найти в себе силы разорвать бесконечную цепь: учу так, как учили меня. Необходимо справиться с недоверием к учащимся, изменить весь стиль взаимоотношений с учениками. Изменить все представления о том, что должен делать ученик и как ему в этом должен помогать учитель. Что он может сделать сам, что с помощью товарища, что с помощью учителя.

   Непроизвольному запоминанию способствует и широкое использование наглядности, когда сливаются воедино слова и образ явления или предмета. Готовясь к таким объяснениям, необходимо подумать, а что нового, помимо имеющегося в учебнике, можно сообщить учащимся, чтобы расширить своими объяснениями то, чего не дает учебник. Необходимо подумать о том, чтобы  часть материала учебника  учащиеся учились прорабатывать самостоятельно, без предварительных объяснений учителя. В прошлом году ребята по группам работали над темой: «Здоровье наше богатство».Учащиеся за две три недели были поделены на четыре группы для обследования школы. Каждой группе было дано задание:

 1.группа – устный журнал-« Слово о здоровье».

 2. группа – деловая игра « Научное совещание».

3. группа – телепередача « Хабар- новости».

4. группа – биохимическая лаборатория.

 

  В этом  году я с учащимися начала работать над научным проектом по этой теме.

   Стараюсь подбирать интересный дополнительный материал по тем темам, над которыми учащиеся работают самостоятельно. В среднем звене дети любят работать с карточками и тестами. Как показал опыт работы учителей в условиях АСО, средняя длительность объяснений колеблется в пределах от 5 –7 до 10 мин. Это позволяет увеличить время самостоятельной работы учащихся на уроке до 35 – 40 мин; 10 мин, отводимые на объяснение не предел, возможны и другие варианты.

  Не следует предлагать учащимся готовые схемы, подготовленные самим учителем или опубликованные в печати. Следует обучать учащихся строить эти схемы самостоятельно.

  Предлагаю еще раз вернуться к представлению о модели АСО в одной ее модификации:

Учитель

Учащиеся (каждый)

Обучает всех одновременно

Учатся одновременно

Работает индивидуально с учениками по очереди

Все, кроме одного, работающего индивидуально с учителем, работают самостоятельно

 

Самостоятельная работа учащихся на уроке.

Как организовать самостоятельную работу всех учащихся?  Как проверить ее результаты у каждого ученика? Как обеспечить материалами и заданиями постоянно работающий самостоятельно класс.

  Большую часть времени на уроке следует отвести на самостоятельную устную работу, которая в условиях АСО проводится преимущественно в парах различного типа. Работа в парах включает взаимоконтроль как одно из средств, обеспечивающих сплошную контролируемость результатов самостоятельной работы.  В 7 классе в парах ребята пишут творческие работы по дополнительному материалу, к примеру,  по теме « Членистоногие» (см. приложение 1),по которому  на следующий год, ребята не используя дополнительного материала узнают много нового.

  Я уверена, что придет время, когда все учебники по всем предметам станут самоучителями, средствами для организации и проведения самостоятельной работы. Они будут оснащены средствами обратной связи, программами для компьютеров и специально рассчитанным планам многовариантного многоуровневого типа. И тогда каждый учитель сможет работать плодотворно и творчески. А сейчас, пока таких учебников нет, многое придется делать учителю самому, привлекая к изготовлению материалов с обратной связью, схем, опор всех учащихся, организуя постепенный переход от контроля учителя к контролю товарища, к опосредованному самоконтролю с использованием средств обратной связи и в конечном итоге к внутреннему самоконтролю.

  Чтобы преодолеть возникающее в процессе обучения неравенство (сильный, слабый, средний), учитель в традиционной системе дает учащимся дифференцированные задания. Время для выполнения заданий у всех одинаковое, но каждый ученик продвигается от уровня к уровню со своей скоростью. Работа завершается по сигналу учителя до звонка, чтобы учащиеся успели выставить себе оценки за достигнутый уровень и качество выполнения заданий. Контроль осуществляет учитель, привлекая в качестве  ассистентов тех учащихся, у кого он уже проверил задания, и свою очередь тех, у кого эти задания проверили ассистенты. Число помощников быстро возрастает, каждый ученик получает две оценки. Одну он поставил себе сам, а вторую чаще всего выставляют товарищи, иногда оценка ставится учителем, а иногда и самим учеником.   

 

  Если вы только начали переход к АСО и у вас еще нет материалов для организации самостоятельной работы, начинайте с самого простого варианта организации самостоятельной работы учащихся на уроке. После объяснения нового материала дайте домашнее задание, включив в него и задание на закрепление, которые вы предполагали выполнить на уроке. Это делается для того, чтобы учащиеся видели весь объем самостоятельной работы. Затем разрешите учащимся приступить к выполнению домашнего задания в классе. Создаются вполне благоприятные условия и мотивы для успешной самостоятельной работы на уроке. Задание это пока одинаковое для всех. Но уже в этой ситуации учащиеся выполняют его с разными скоростями. У них большая часть остается для завершения дома. А других наоборот большая часть будет выполнена на уроке. Найдутся и такие, которые все успеют сделать в классе.

  И вот сразу совершено, ясна картина, кто как работает, кто на каком уровне самостоятельности находится. Впервые  на глазах у учителя ученик оказался с домашним задание один на один. Учитель увидит, кому и какая помощь  нужна, определить меру этой помощи и еще раз убедиться, что одному ему с обучением всех не справиться, нужно обязательно растить помощников.

  Не будь строг при взаимоконтроле, советует учитель ученикам, не знает товарищ – помоги. Запнулся – подскажи. Подсказка из запретной становится не только средством обучения, но и средством воспитания. Меняется и функция оценки, выставляемой товарищем, когда он проверяет работу вместе с тобой.


Адаптивная система обучения на уроках

Адаптивная система обучения на уроках

Объяснила новое, дала учащимся задание для самостоятельной работы, а сама в это время стала работать с одним из учеников у доски

Объяснила новое, дала учащимся задание для самостоятельной работы, а сама в это время стала работать с одним из учеников у доски

Бурковская С. + + - внутреннее строение стебля +

Бурковская С. + + - внутреннее строение стебля +

Изменить все представления о том, что должен делать ученик и как ему в этом должен помогать учитель

Изменить все представления о том, что должен делать ученик и как ему в этом должен помогать учитель

Большую часть времени на уроке следует отвести на самостоятельную устную работу, которая в условиях

Большую часть времени на уроке следует отвести на самостоятельную устную работу, которая в условиях

Создаются вполне благоприятные условия и мотивы для успешной самостоятельной работы на уроке

Создаются вполне благоприятные условия и мотивы для успешной самостоятельной работы на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2020