Статья на тему "Формирование экологического сознания у младших школьников через участие в исследовательской деятельности
Оценка 4.8

Статья на тему "Формирование экологического сознания у младших школьников через участие в исследовательской деятельности

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
27.03.2023
Статья  на тему "Формирование экологического сознания у  младших школьников через участие в исследовательской деятельности
публикация социально - экологические исследования.docx

Формирование экологического мышления младших школьников через участие в исследовательской и природоохранной деятельности.

 

               Сегодня все чаще мы начинаем задумываться об экологической ситуации в регионе, стране и мире в целом. Человек со временем стал понимать, что за все нужно платить. Невозможно жить в долг, беря из природы все что нужно и ничего не отдавать взамен. Человек, потребитель по природе, начинает постепенно осознавать необходимость сохранять  природные ресурсы, уменьшать воздействие антропогенных факторов. Но процесс этот очень медленный. Осознание это есть не у всех.  Кто — то уже понимает необходимость раздельного вывоза мусора, экономии природных ресурсов, экологического поведения, кто — то пока на пути к этому, а кто — то не задумывается ни о чем и живет так, как ему удобно. Планета уже не может самовосстанавливаться и нуждается в помощи.

                 Подакина В.В. в с своей статье «Экологическое воспитание детей: зачем это нужно» отмечает необходимость формирования нового, ответственного типа мышления. Она указывает на то, что необходимо сформировать новым поколениям экологическую культуру. Невозможно воспитать нравственного человека, не привив ему культуры бережного отношения к миру, в котором он живет (1). Невозможно с этим не согласится. Если человек с детства научится заботиться о братьях наших меньших, быть внимательным к природе  и наблюдательным, будет участвовать в уборке территории на которой он живет, то он вырастит нравственным человеком, который будет бережно относится и к природе, и к людям, с которыми от взаимодействует.

               Родители в следствии своей сильной загруженности сегодня мало уделяют внимания воспитанию детей, а формированию экологичных привычек  тем более. К экологичным привычкам можно отнести:

- беречь воду и электроэнергию;

- покупать только то, что необходимо;

- отказываться от полиэтиленовых пакетов и переходить на многоразовые сумки;

- разделать отходы, вредные сдавать отдельно;

- убирать за собой мусор после отдыха на природе;

- если есть возможность добраться на самокате, велосипеде или общественном транспорте, то отказываться от использования лишний раз машины.

Естественно, что немаловажная роль в процессе формирования ценностного отношения к природе у младших школьников  отводится педагогу. Именно учитель не ограничивает взаимоотношение детей с природой лишь теоретическими знаниями и правилами, а формирует у них опыт практической деятельности, знакомит детей с окружающим миром, учит понимать и уважать природу, дает почувствовать ребенку «ответственным лицом», быть причастным к происходящему (Сбитнева, 2016).

 

Понимая необходимость проводить с ребятами работу по формированию этих привычек,  мы в школе  много внимания уделяем формированию экологического сознания.

               Работу я начала с диагностики. Ребята получили задание:  занести на схему (каждый получал лист со схемой ДОМ - ШКОЛА) все увиденные объекты и предметы по пути в школу. Придя в школу, ребята поделились своими записями. Выяснилось, что проходя мимо парковой зоны около школы, никто не нанес природные объекты. Исключением стали 3 человека. Данным показаны в таблице.

объекты

количество человек

процент

машины

24

100 %

магазины

24

100 %

деревья

2

8 %

птицы

1

4 %

киоски с газировкой

3

12,5 %

прохожие

12

50 %

баннеры

6

25 %

мусор

2

8  %

 

Так я смогла  выявить «проблемные» места моего класса. Были проведены классные часы, посвященные птицам нашего региона, насекомым нашего региона, совершена виртуальная экскурсия в природный парк «Кумысная Поляна», посетили экологический центр Саратова, изготовили кормушки для птиц, развесили их во дворе школы и проводили наблюдение за птицами всю зиму.

В конце года ребята снова получили задание нанести на схему все увиденные объекты и предметы по пути в школу. Данные приведены в таблице.

 

объекты

количество человек

процент

машины

24

100 %

магазины

24

100 %

деревья

24

100  %

птицы

20

83  %

киоски с газировкой

1

4 %

прохожие

10

 41 %

баннеры

8

 33 %

мусор

5

 21 %

насекомые

4

17 %

скворечники

6

25 %

кормушки

6

25 %

собаки

4

17 %

гнезда птиц

1

4 %

черви

2

8 %

              

               Как видно из таблицы, многие ребята стали обращать внимание на природные объекты.

               Формировать экологическое сознание обучающихся мне очень помогает участие в проектах, которые проводятся совместно с Саратовским государственным университетом под руководством Елены Евгеньевны Морозовой, а также в акциях и лекториях, проводимых волонтерами «Зеленый Бык».

               Так в рамках проекта «Зеленый маршрут» совместно с Саратовским государственным институтом мой класс принял участия в проекте «Зеленый маршрут». В конце я с ребятами проводила исследование «Зеленый наряд Саратова». Сначала мы изучили литературу по данной теме, выяснили как полезны хвойные деревья для здоровья человека. Затем прошлись по центральным улицам города Саратова провели подсчет всех деревьев и хвойных деревьев в том числе. Ребята обратили внимание на то, что многие хвойные деревья выглядят больными. Они имеют сухие отмершие ветви. Выяснили, что хвойные деревья составляют 2 % от всех встреченных нами деревьев. Стали искать ответ на вопрос: «Почему так мало хвойных деревьев высаживается в городской зоне?». Выяснили, что оказывается хвойные деревья плохо приживаются и развиваются в загазованном воздухе. Спустя некоторое время мы с ребятами снова отправились уже знакомым нам маршрутом. С помощью влажных салфеток мы определяли количество пыли на хвоинках. Чем более грязные были смывы, тем болезненней выглядели деревья. Так мы с ребятами подтвердили данные о том, что хвойные деревья плохо растут в загазованном городе, что и является причиной редких «встреч» с этими деревьями на пути нашего следования.

               Некоторые ребята  решили посадить хвойные и лиственные деревья. Два деревца посадили на Соколовой горе, одно в Шумейке, несколько деревьев ребята посадили около своих домов.

               На следующий год я на классном часе говорила с ребятами о парках Саратова. В том числе речь зашла о парке «Липки». Я познакомила ребят с историей парка, много интересного ребята нашли самостоятельно в литературе. В выходной день ребята вместе со мной отправились на экскурсию в парк «Липки» и решили узнать, а сейчас парк оправдывает ли свое название? Мы провели подсчет всех растений, в том числе лип, провели опрос среди гуляющих горожан и узнали, что им нравится в этом парке, а чтобы они хотели изменить. Ребята с радостью потом делились своими впечатлениями от прогулки и сделали вывод, что лип сейчас очень немного, но парк очень любим саратовцами, и они почти ничего не хотят в нем менять.

               Исследовали мы с ребятами и шумовое загрязнение города, искали самый «благоприятный» уголок, где можно минимизировать воздействие антропогенных факторов. Для исследования использовали датчик шума, который устанавливали у себя на телефоны. Сделали выводы, что вблизи вокзала и крупных трасс шумовое загрязнение превышает нормы.

               Также работу вели по изучению птиц нашего края. Изучали материал, смотрели видео, слушали пение, приглашали орнитолога Ирину Владимировну Демину, которая рассказывала как правильно сделать кормушку, как за ней ухаживать, что вредно птицам. Наши съедобные кормушки мы развешивали на территории прогимназии и в парковой зоне рядом. Наблюдали синичек и воробушков, которые с жадностью уничтожали лакомство.

               Мусор - вот еще очень актуальная проблема не только нашего города, но и мира в целом! Как уменьшить количество отходов? Как уменьшить вредное воздействие отходов на окружающую природу? Что мы можем сделать для этого?

                Весной ребята получили задание  провести эксперимент во дворе и на даче. Они закапывали разный мусор и в течение года наблюдали, как он разлагается. Ребята сделали вывод, что мусор остается в том же виде очень долго, поэтому очень важно сдавать некоторый мусор в переработку. Так в школе мы провели акции по сбору макулатуры, батареек, пластиковых крышечек. Составили с ребятами лист-опросник и выяснили, что всего 1 семья разделяет мусор и сдает его. После встречи с волонтерами из «Зеленого Быка» многие ребята задумались над проблемой загрязнения природы. К концу года раздельно стали сдавать мусор еще 2 семьи, а одна девочка стала волонтером экологического движения «Зеленый Бык».

               Исследовательская и проектная работа в области экологии, всевозможные классные часы, субботники, постановка экологических сказок, в которых ребята активно участвовали, квесты и игры помогли ребятам задуматься о проблемах на нашей планете. Многие ребята  откликнулись и поняли важность ответственного отношения каждого человека к экологическим проблемам нашей планеты. Только вместе мы можем помочь нашей планете и сохранить нашу природу для следующих поколений.

 

Список используемых источников

 

1. Подакина В.В.  статья «Воспитание детей в экологическом стиле: зачем это нужно "// MedAboutMe;

2. Сбитнева Е.С. Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый,  2016. — № 26 (130);

3.Воробьева Н. Ф., Максимова Е. В. Школьное экологическое образование  // Воспитание школьников, 2012. — № 4.(32)


 

              


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование экологического мышления младших школьников через участие в исследовательской и природоохранной деятельности

Формирование экологического мышления младших школьников через участие в исследовательской и природоохранной деятельности

Естественно, что немаловажная роль в процессе формирования ценностного отношения к природе у младших школьников отводится педагогу

Естественно, что немаловажная роль в процессе формирования ценностного отношения к природе у младших школьников отводится педагогу

Так я смогла выявить «проблемные» места моего класса

Так я смогла выявить «проблемные» места моего класса

Как видно из таблицы, многие ребята стали обращать внимание на природные объекты

Как видно из таблицы, многие ребята стали обращать внимание на природные объекты

Саратова. В том числе речь зашла о парке «Липки»

Саратова. В том числе речь зашла о парке «Липки»

После встречи с волонтерами из «Зеленого

После встречи с волонтерами из «Зеленого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2023