Статья на тему: «Формирование функциональной грамотности в учебной деятельности с использованием различных педагогических технологий»
Идея о проведении урока в технологии «Перевернутый класс» .
Общая характеристика родного края: главный город, важнейшие достопримечательности, включающая в себя все этапы от постановки проблемы до ее самостоятельного и индивидуального решения с помощью последовательных действий под руководством учителя, используя знания и умения из других предметных областей, возникла после многолетних наблюдений и изучения методической литературы, связанной с мотивацией учащихся. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников. Поэтому целью данного урока стало- создание условий для формирования положительной учебной мотивации через организацию обучения в группах, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
Во время урока учащимися самостоятельно была определена проблема и пути ее решения. С помощью учителя ребята разработали памятки и алгоритмы работы, они были зафиксированы на рабочем листе. Вся деятельность учащихся была направлена на формирование функциональной грамотности (что помним с занятий внеурочной деятельности? ... как работать над созданием презентаций? ... как скачивать видео сYouTube? ...) и различных универсальных учебных действий - регулятивных (определить проблему, проверить правильность выполнения заданий), познавательных (поиск информации, обобщение, вывод), личностных (рефлексия, сопоставление собственного опыта с образцом). Решалась главная проблема современного школьника - проблема коммуникации с помощью интервьюирования. Задания были рассчитаны на работу в парах сменного состава и индивидуальную, а главное - на самостоятельную работу дома.
В конце урока учащиеся ушли домой с планом работы к следующему занятию.
Новизна формата урока, приемов, заданий и организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний стимулировала познавательный интерес. В результате которого, на следующем уроке были презентованы прекрасные результаты работы с последующим применением и высоким баллом на контрольном уровне.
Ход урока (сопровождается презентацией).
1. Орг. момент.
При входе в класс отрывают смайлик с объявления «Возьми с собой хорошее настроение». Смайлики определенного цвета позволяют детям разделиться на несколько рабочих групп.
2. Целеполагание.
Следующая тема урока окружающего мира: Общая характеристика родного края: главный город, важнейшие достопримечательности.
Какой главный город нашего края?
Возьмите рабочий лист и заполните первую графу - Санкт-Петербург.
Напишите ассоциации , связанные с названием города.
Следующая графа - Важнейшие достопримечательности.
Какие достопримечательности вы знаете? Вспомните, что вы изучали на курсе внеурочной деятельности «История и культура Санкт-Петербурга», запишите во второй графе.
Затем, из предложенных иллюстраций (на столах в больших конвертах лежат иллюстрации достопримечательностей нашего города - Санкт-Петербурга),предлагаю выбрать ту, на которой изображен неизвестный объект, вы не знаете, что это, кто архитектор, где находится ...
Сейчас мы можем где-то получить информацию, что это за достопримечательность?
Попробуем получить информацию необычным образом - интервьюированием.
Что вы сейчас будете делать?
А есть правила, которые необходимо соблюдать во время интервьюирования? (выслушиваем несколько учеников, составляем памятку, на доске алгоритм действий)
Вам необходимо взять интервью у 2-3 учеников и заполнить опросный лист. Ученики берут интервью, фиксируют ответы в опросном листе, стараются соблюдать правила поведения при интервьюировании.
Получили ли вы точную информацию? (выслушиваем несколько ответов)
Теперь заполните третью графу рабочего листа - Вывод после интервьюирования (нет точных, одинаковых ответов)
Значит эту информацию придется находить в других источниках. В каких? Вспоминаем и перечисляем эти источники, затем записываем в рабочий лист. (Поиск информации)
Уточняем как в библиотеке находить информацию? У кого? Какие правила?
На доске алгоритм действий, как находить информацию в библиотеке.
Находить информацию в интернете … (правила безопасности … как находить … что делать … на каких сайтах …)
На доске алгоритмы действий:
1) Российские сайты. 2) Поиск информации. 3) Безопасный интернет.
А как поделиться информацией с одноклассниками?
(Дети перечисляют способы презентации и заполняем графу в рабочем листе - Презентация информации.)
Кто поделится опытом, как делать презентацию?
(На доске алгоритм работы над презентацией)
Как скачать видео с YouTube?
(На доске подробная инструкция)
Карточку с выбранной достопримечательностью заберите с собой домой. Дома определитесь со способами нахождения и презентацией информации.
На следующем уроке ждем результатов вашей работы, а напоминать о занятии будет выбранный смайлик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.