Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности
Современное содержание образования включает в себя требование в формировании у учащихся универсальных учебных действий различных сферах: личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной, которые должны обеспечить способность к организации самими студентами самостоятельной учебной деятельности.
Фундаментом для формирования самостоятельной учебной деятельности сегодня становится начальное образование, цели которого определяются новыми социальными запросами и обеспечивают важнейшую компетенцию образования, как «научить учиться». То есть современные студенты должны не только освоить конкретные предметные знания и навыки, но и уметь в совокупности применить их на практике.
Таким образом, главной целью современной системы образования становится формирование совокупности «универсальных учебных действий», что в широком понятии подразумевает саморазвитие учащихся и их самосовершенствование в активном и сознательном присвоении социального опыта. Это достигается в процессе активности учащихся в какой‑либо совместной деятельности с преподавателем по решению каких‑либо проблем.
Исследования современных ученых показали, что критическое оригинальное мышление, сотрудничество, творчество, самосовершенствование учащихся очень успешно проявляется в деятельности, которая имеет исследовательскую направленность в реализации творческого проекта. Это актуально как для учеников школы, так и для студентов СПО.
Проектная исследовательская работа — последовательная деятельность учащихся по изучению различных объектов и явлений с соблюдением требований к научному исследованию, но адаптированных к уровню возможностей и способностей учащихся. Отличием учебной исследовательской деятельности становится тот факт, что в конечном результате студенты не открывают новые знания, а приобретают навыки освоения информации посредством исследования того или иного явления, как универсального способа освоения действительности, а также формируют собственную позицию.
Совокупность «универсальных учебных действий» подразумевает прохождение студентами всех этапов проектной исследовательской деятельности. Опираясь на методику обучения детей исследовательскому умению А. И. Савенкова, можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:
1. Выделение и постановка проблемы.
2. Выработка гипотез.
3. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).
4. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация). 4
5. Представление результатов исследовательской деятельности [Савенков: 204].
Вышеперечисленные этапы уже способствуют развитию регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. А если учитывать, что при организации проектной исследовательской работы формами работы выступают не только индивидуальная, но и групповая и коллективная, можно сказать, что в комплексе формируются и коммуникативные УУД.
В результате исследовательской работы учащиеся получают не только готовый продукт (новые знания), но и личный опыт, что говорит о формировании личностных УУД.
Таким образом, при организации исследовательской деятельности учащихся формируются все группы универсальных учебных действий.
Таким образом, организуя исследовательскую деятельность студентов, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Но, чтобы УУД не были разовыми, необходимо систематично организовывать исследовательскую деятельности на протяжении всего обучения, поэтому активно применяется метод проектирования.
Обращаясь к определению А. И. Савенкова, мы видим, что «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» [Савенков: 134]. На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов является одним из эффективных методов формирования УУД, предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий [Савенков: 174].
При проведении проектной исследовательской деятельности часто используются информационно-коммуникативные технологии (создание презентации к проекту, поиск информации в Интернете, оформление готового продукта проекта в виде буклета, словаря, видеофильма и т. д.), то есть овладение ИКТ учениками полностью соответствует задачам современного обучения.
Таким образом, использование проектно-исследовательского метода в обучении студентов способствует формированию всех УУД.
Следует отметить, что формирование УУД проходит на всех этапах подготовки проектов, и ведущую роль занимает преподаватель, который консультирует, помогает, анализирует работу вместе с учащимся. Роль учащегося не менее важна: теперь он — активный участник процесса. Если идет работа над групповыми проектами, то студенты учатся работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать ответственность на себя за свои и за общие действия, испытывать удовлетворенность от приложенных усилий и готового результата.
Таким образом, организация проектно-исследовательской деятельности студентов является главным движущим фактором в формировании универсальных учебных действий учащихся, в воспитании ответственности обучающихся за свой учебный опыт, в принятии решений о своем дальнейшем образовании, в духовно-нравственном воспитании.
Литература:
1. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе /под редакцией А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
2. Кузнецова О. В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н.
3. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. — М.: «Сентябрь», 2003. — с. 204
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.