Статья на тему "Характеристика профориентационной работы с младшими школьниками в рамках внеурочной деятельности"
Оценка 4.9

Статья на тему "Характеристика профориентационной работы с младшими школьниками в рамках внеурочной деятельности"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
06.06.2024
Статья на тему "Характеристика профориентационной работы с младшими школьниками в рамках внеурочной деятельности"
Характеристика профориентационной внеурочной работы с младшими школьниками.docx

Характеристика профориентационной работы с младшими школьниками

Есть множество определений «профориентации». Данный термин произошёл от двух английских слов «profession» (профессия) и «orientation» (ориентация) [22].

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова профориентация – это научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через профессиональную информацию, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор, профессиональную адаптацию [5].

По мнению А. Д. Саронова профориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися [20].

Базовой целью профориентационной работы в начальной школе по Е.В. Харисовой является:

1. Оказание профориентационной поддержки учащимися в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

2. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда  [14].

Т.Г. Богданова, К.Б. Вовненко, Т.М. Попова, Н.А. Степанова в рамках профессиональной реабилитации выделяют профориентацию как ее начальный этап. По мнению исследователей, профориентация представляет собой комплекс медицинских, психологических и социально-педагогических мероприятий, в ходе которых происходит ознакомление субъекта профориентации с миром профессий, с потребностями рынка труда.

Как комплексную и системную поддержку в выборе профессиональных ориентиров, а также в планировании дальнейшего профессионального развития видят профориентацию Н.С. Пряжников и Л.С. Румянцева. С точки зрения авторов, профориентация проводится через профинформацию, профагитацию, профпросвещение, профдиагностику и эмоционально-нравственную поддержку подростка, молодого человека. [10]

Педагоги определяют профориентацию как научно-практическую систему подготовки учащихся к свободному сознательному выбору профессии.

В психологии профориентация трактуется как психологический процесс, состоящий из двух взаимосвязанных сторон: принятия оптантом решения о своем профессиональном выборе и воздействия на психику оптанта с целью формирования у него профессиональных намерений.

С позиции социологии и экономики профориентация — это совокупность социально-экономических отношений между обществом и его членами по вопросу формирования специализированной рабочей силы с учетом общественных потребностей в ней.

В общем «профориентация» - это комплекс научно обоснованных мер и различные мероприятия, позволяющие человеку понять свои склонности, интересы и предпочтения, решить, чем бы он хотел заниматься, и найти ролевантную своим запросам профессию или сферу деятельности в рамках существующего рынка труда [22].

Профориентационная работа в начальной школе – это подготовительный этап, целью которого сформировать у детей данного возраста любовь и добросовестное отношение к труду, понимать роль труда в жизни, развивать интерес к разнообразным профессиям, также к профессиональной деятельности семьи.

На этапе начальной школы осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Знакомство с миром профессий расширяет кругозор учащихся, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.

Поэтому профориентационную работу начинают с начальных классов, так как в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь и профессию.

При организации профориентационной работы в начальной школе решаются следующие задачи:

1.     Расширить интересы и способности детей в учебном процессе через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности.

2.     Расширить первоначальные представления о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации.

3.     Развивать мотивацию к учёбе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры.

4.     Выявлять общие тенденции в развитии способностей ребёнка в совместной деятельности с родителями и педагогами.

5.     Развивать творческие способности детей в процессе знакомства с профессиями.

6.     Побуждать школьников к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения [21].

Цели и задачи профориентационной работы в каждом классе направлены на достижение определённого результата.

В 1 классе формируются первые умения и навыки общего труда на пользу людям, культуре труда, на расширение знаний о производственной деятельности людей, на понимание значения труда в жизни человека.

Во 2 классе продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей, углубление их представления о разных профессиях. Учащиеся учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.

В 3 классе продолжается развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Дети учатся проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел. Идёт процесс воспитания чувства ответственности за качество выполненной работы.

В 4 классе идёт работа над обобщением и развитием представлений о труде, полученные в 1-3 классах. Продолжение воспитания любви к труду, уважения к людям разных профессий. Также дети углубляют свои знания и представления о профессиях [15].

Функции профориентации:

1.     Информационная – её цель дать максимум информации о профессиях, их содержании, достоинствах и недостатках, о ситуации на рынке труда.

2.     Диагностическая – выявить способности, личные качества человека соотнести и соотнести их с определёнными видами профессиональной деятельности с учётом психологических особенностей.

3.     Организационная – сформировать чёткое представление о содержании деятельности в профессиях, разных специализациях в одной профессии.

4.     Профилактическая – предупредить неверное восприятие профессий, оценку их престижности, перспектив [16,25].

Для максимального успеха в процессе развития профессионального самоопределения учащихся младших классов важно соблюдать определенные педагогические условия. Среди таких условий можно выделить следующие:

1.     учитывать возрастные и психологические особенности учащихся при выборе форм и методов профориентационной работы;

2.     проводить профориентационные занятия, учитывая предпочтения, склонности и способности каждого ребенка;

3.     формировать отношения с учащимися на основе сотрудничества, взаимопомощи и партнерства.

4.     Соответствие разрабатываемого содержания профориентационной работы современным требованиям и реальным интересам учащихся, отказ от устаревших методик;

5.     Практическая ориентация разрабатываемого содержания профориентационной работы, с акцентом на практические навыки вместо избыточной теории;

6.     Непрерывное профессиональное развитие педагога и совершенствование его профессионального мастерства.

Проведение комплекса мероприятий по профориентации позволит учащимся и их родителям осознать важность знакомства с различными профессиями, а педагогам систематически заниматься вопросами профессиональной ориентации на начальной ступени обучения [7].

Документы, регламентирующие профориентационную работу

1.     Конвенция о правах ребенка

Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

- Пункт 1, Статья 28: Государства - участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей [6].

2.     Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

- образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

- Пункт 2, Статья 42: Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации [23].

3.     Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

- Пункт 2, Статья 58: Органы службы занятости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также с другими организациями, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации вправе осуществлять мероприятия по профессиональной ориентации граждан  [4].

4.     Постановление Минтруда России от 29.08.1995 г. № 47. «Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации».

- Настоящие Основные направления содержат концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется государственная политика в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, цели и принципы которой являются общими для федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления  [11].

5.     Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации"

- Понятие профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы: Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда  [12].

6.     Письмо Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций"

- С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования целесообразно при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотреть часть, рекомендуемую для всех обучающихся:

1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства) [9].


 

Характеристика профориентационной работы с младшими школьниками

Характеристика профориентационной работы с младшими школьниками

Т.Г. Богданова, К.Б. Вовненко,

Т.Г. Богданова, К.Б. Вовненко,

Профориентационная работа в начальной школе – это подготовительный этап, целью которого сформировать у детей данного возраста любовь и добросовестное отношение к труду, понимать роль труда…

Профориентационная работа в начальной школе – это подготовительный этап, целью которого сформировать у детей данного возраста любовь и добросовестное отношение к труду, понимать роль труда…

Побуждать школьников к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения [21]

Побуждать школьников к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения [21]

Организационная – сформировать чёткое представление о содержании деятельности в профессиях, разных специализациях в одной профессии

Организационная – сформировать чёткое представление о содержании деятельности в профессиях, разных специализациях в одной профессии

Принята резолюцией 44/25 Генеральной

Принята резолюцией 44/25 Генеральной

Пункт 2, Статья 58: Органы службы занятости в порядке, установленном

Пункт 2, Статья 58: Органы службы занятости в порядке, установленном

Письмо Министерства просвещения

Письмо Министерства просвещения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2024