Характеристика профориентационной работы с младшими школьниками
Есть множество определений «профориентации». Данный термин произошёл от двух английских слов «profession» (профессия) и «orientation» (ориентация) [22].
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова профориентация – это научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через профессиональную информацию, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор, профессиональную адаптацию [5].
По мнению А. Д. Саронова профориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися [20].
Базовой целью профориентационной работы в начальной школе по Е.В. Харисовой является:
1. Оказание профориентационной поддержки учащимися в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
2. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда [14].
Т.Г. Богданова, К.Б. Вовненко, Т.М. Попова, Н.А. Степанова в рамках профессиональной реабилитации выделяют профориентацию как ее начальный этап. По мнению исследователей, профориентация представляет собой комплекс медицинских, психологических и социально-педагогических мероприятий, в ходе которых происходит ознакомление субъекта профориентации с миром профессий, с потребностями рынка труда.
Как комплексную и системную поддержку в выборе профессиональных ориентиров, а также в планировании дальнейшего профессионального развития видят профориентацию Н.С. Пряжников и Л.С. Румянцева. С точки зрения авторов, профориентация проводится через профинформацию, профагитацию, профпросвещение, профдиагностику и эмоционально-нравственную поддержку подростка, молодого человека. [10]
Педагоги определяют профориентацию как научно-практическую систему подготовки учащихся к свободному сознательному выбору профессии.
В психологии профориентация трактуется как психологический процесс, состоящий из двух взаимосвязанных сторон: принятия оптантом решения о своем профессиональном выборе и воздействия на психику оптанта с целью формирования у него профессиональных намерений.
С позиции социологии и экономики профориентация — это совокупность социально-экономических отношений между обществом и его членами по вопросу формирования специализированной рабочей силы с учетом общественных потребностей в ней.
В общем «профориентация» - это комплекс научно обоснованных мер и различные мероприятия, позволяющие человеку понять свои склонности, интересы и предпочтения, решить, чем бы он хотел заниматься, и найти ролевантную своим запросам профессию или сферу деятельности в рамках существующего рынка труда [22].
Профориентационная работа в начальной школе – это подготовительный этап, целью которого сформировать у детей данного возраста любовь и добросовестное отношение к труду, понимать роль труда в жизни, развивать интерес к разнообразным профессиям, также к профессиональной деятельности семьи.
На этапе начальной школы осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Знакомство с миром профессий расширяет кругозор учащихся, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.
Поэтому профориентационную работу начинают с начальных классов, так как в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь и профессию.
При организации профориентационной работы в начальной школе решаются следующие задачи:
1. Расширить интересы и способности детей в учебном процессе через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности.
2. Расширить первоначальные представления о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации.
3. Развивать мотивацию к учёбе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры.
4. Выявлять общие тенденции в развитии способностей ребёнка в совместной деятельности с родителями и педагогами.
5. Развивать творческие способности детей в процессе знакомства с профессиями.
6. Побуждать школьников к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения [21].
Цели и задачи профориентационной работы в каждом классе направлены на достижение определённого результата.
В 1 классе формируются первые умения и навыки общего труда на пользу людям, культуре труда, на расширение знаний о производственной деятельности людей, на понимание значения труда в жизни человека.
Во 2 классе продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей, углубление их представления о разных профессиях. Учащиеся учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
В 3 классе продолжается развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Дети учатся проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел. Идёт процесс воспитания чувства ответственности за качество выполненной работы.
В 4 классе идёт работа над обобщением и развитием представлений о труде, полученные в 1-3 классах. Продолжение воспитания любви к труду, уважения к людям разных профессий. Также дети углубляют свои знания и представления о профессиях [15].
Функции профориентации:
1. Информационная – её цель дать максимум информации о профессиях, их содержании, достоинствах и недостатках, о ситуации на рынке труда.
2. Диагностическая – выявить способности, личные качества человека соотнести и соотнести их с определёнными видами профессиональной деятельности с учётом психологических особенностей.
3. Организационная – сформировать чёткое представление о содержании деятельности в профессиях, разных специализациях в одной профессии.
4. Профилактическая – предупредить неверное восприятие профессий, оценку их престижности, перспектив [16,25].
Для максимального успеха в процессе развития профессионального самоопределения учащихся младших классов важно соблюдать определенные педагогические условия. Среди таких условий можно выделить следующие:
1. учитывать возрастные и психологические особенности учащихся при выборе форм и методов профориентационной работы;
2. проводить профориентационные занятия, учитывая предпочтения, склонности и способности каждого ребенка;
3. формировать отношения с учащимися на основе сотрудничества, взаимопомощи и партнерства.
4. Соответствие разрабатываемого содержания профориентационной работы современным требованиям и реальным интересам учащихся, отказ от устаревших методик;
5. Практическая ориентация разрабатываемого содержания профориентационной работы, с акцентом на практические навыки вместо избыточной теории;
6. Непрерывное профессиональное развитие педагога и совершенствование его профессионального мастерства.
Проведение комплекса мероприятий по профориентации позволит учащимся и их родителям осознать важность знакомства с различными профессиями, а педагогам систематически заниматься вопросами профессиональной ориентации на начальной ступени обучения [7].
Документы, регламентирующие профориентационную работу
1. Конвенция о правах ребенка
Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
- Пункт 1, Статья 28: Государства - участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей [6].
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
- образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
- Пункт 2, Статья 42: Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации [23].
3. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
- Пункт 2, Статья 58: Органы службы занятости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также с другими организациями, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации вправе осуществлять мероприятия по профессиональной ориентации граждан [4].
4. Постановление Минтруда России от 29.08.1995 г. № 47. «Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации».
- Настоящие Основные направления содержат концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется государственная политика в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, цели и принципы которой являются общими для федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления [11].
5. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации"
- Понятие профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы: Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда [12].
6. Письмо Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций"
- С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования целесообразно при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотреть часть, рекомендуемую для всех обучающихся:
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства) [9].
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.