Развитие учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира
Оценка 5

Развитие учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира

Оценка 5
docx
06.06.2024
Развитие учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира
Развитие УМ.docx

Тезисы к выпускной квалификационной работе

«Развитие учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира»

Сабот Софья Сергеевна

Группа: Ш-46         

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: Кулагина Наталия Владимировна

В настоящее время в обществе востребованы мыслящие, инициативные, творческие люди. Задача школ - создать условия для формирования и дальнейшего развития положительной мотивации к обучению у младших школьников. Поэтому и по сей день, вопрос о мотивации является актуальным и значимым. Данная проблема остро поднимается именно в младшем школьном возрасте, это обоснованно тем, что именно в начальной школе начинается формирование внутренней учебной мотивации.

Важное место занимает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности младшего школьника в контексте овладения ими учебной деятельностью. Это связано с тем, что в период поступления ребенка в школу, учебная деятельность становится новой, а впоследствии ведущей, поэтому уровень сформированности учебной мотивации на данном этапе будет определять их дальнейшее развитие в учебной деятельности, а также положение в коллективе и уровень самооценки. Стремительными темпами происходит изменение жизни, таким образом, у детей меняются взгляды и убеждения, возникают новые причины потери интереса к обучению в школе. В дальнейшем от снижения учебной мотивации падает качество обучения.

Ведется поиск отдельных педагогических методов, приемов и средств стимулирования, таких как: содержание учебного материала, конкретные формы организации учебной и внеклассной деятельности, методы и приемы обучения, оценка учебной деятельности и позитивное подкрепление, личность педагога, стиль его деятельности и взаимоотношений с обучающимся, микроклимат в классе, рациональные способы познавательной деятельности, самостоятельная работа в учебном процессе, речевое развитие обучающихся, учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

О мотивации к учению говорили многие педагоги и психологи такие как: Эльконин Д. Б., Давыдов В. В., Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н., Павлов И. И. и другие.

В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова полагают, что для эффективного развития теоретического познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, согласно В. В. Давыдову, обязана соответствовать следующим условиям: 1) объектом усвоения должны являться теоретические понятия; 2) процедура освоения должна проходить таким образом, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий; 3) итогом усвоения должно стать развитие специфической учебной деятельности, в которую входят следующие компоненты: учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки. При соблюдении этих требований, можно добиться более эффективного формирования мотивации познавательных интересов.

Исходя из вышесказанного, тема исследования «Развитие учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира» актуальна.

Объект исследования - учебная мотивация младших школьников.

 Предмет исследования - педагогические методы и средства повышения учебной мотивации младших школьников на уроках окружающего мира.

 Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических методов и средств для повышения учебной мотивации младших школьников на уроках окружающего мира

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1)     Изучить научную и учебную литературу по теме выпускной квалификационной работы.

2)     На основе литературного анализа раскрыть и описать сущность понятий «мотивация», «учебная мотивация».

3)     Изучить возрастные особенности младших школьников.

4)     Написать статью по теме ВКР.

Гипотеза: использование педагогических методов и средств повышения учебной мотивации будут эффективны при следующих условиях:

1) будут использоваться в системе;

2) будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

3) будут привлечены родители.

В первой главе мы рассматриваем понятие мотивация, учебная мотивация, изучаем возрастные особенности младшего школьника, которые оказывают влияние на развитие учебной мотивации, рассматриваем психолого – педагогические средства формирования мотивации в начальной школе в рамках урочной деятельности.

В результате изучения главы теоретического обоснования проблемы развития учебной мотивации младших школьников посредствам психолого – педагогических средств, можно сделать вывод, что развитие мотивации к учению является одним из самых важных условий в формировании личности младших школьников.

Во второй главе рассматриваются практическая значимость исследования. Исследование проводилось в 3 этапа.

Первым этапом исследования было проведение диагностик на констатирующем этапе, в котором были выявлены уровни развития учебной мотивации, определены виды мотивов обучения.

Обобщённые результаты диагностики «Оценка школьной мотивации» представлены на  рисунке 1.

Рис. 1. Результаты диагностики 1 проведенных на констатирующем этапе исследования.

 

Результаты диагностики «Лесенка побуждений» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Мотив учения

Количество человек

В %

Познавательный

4

33

Социальный

2

17

Гармоничное сочетание

6

50

 

 

 

 

Таким образом, учащиеся показали различные уровни учебной мотивации. В процессе проведения диагностик, учащиеся были не полностью сконцентрированы.

Вторым этапом исследования были разработка и написание конспектов и дополнительных материалов с использованием различных психолого – педагогических средств повышения учебной мотивации. Далее проведение уроков.

Третьим этапом было проведение диагностик на контрольном этапе исследования, в этом заключалась работа для проведения исследования. Диагностики проводились те же, что и на констатирующем этапе исследования, в том же классе. Можно отметить, что на этом этапе учащиеся были более внимательны и полностью сконцентрированы на выполнении заданий диагностик. Обобщенные результаты диагностики 1 представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты диагностик проведенных на контрольном этапе исследования.

Результаты диагностики «Лесенка побуждений» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Мотив учения

Результаты в % на констатирующем этапе

Результаты в % на контрольном этапе

Познавательный

34

34

Социальный

17

8

Гармоничное сочетание

50

58

 

Таким образом, ученики показали отличающиеся от констатирующих результаты. После проведения в системе занятий с использованием психолого – педагогических средств повышения мотивации, можно сделать вывод, что ученики смогли повысить уровень мотивации к учению.

Следовательно, гипотеза, которая была выдвинута в начале нашего исследования, нашла свое подтверждение. Поставленные нами задачи в исследовании решены, цель достигнута.

В продолжении данной работы будет разработана статья по теме ВКР.


 

Тезисы к выпускной квалификационной работе «

Тезисы к выпускной квалификационной работе «

Учебная деятельность, согласно

Учебная деятельность, согласно

Во второй главе рассматриваются практическая значимость исследования

Во второй главе рассматриваются практическая значимость исследования

Таким образом, учащиеся показали различные уровни учебной мотивации

Таким образом, учащиеся показали различные уровни учебной мотивации

Таблица 2 Мотив учения

Таблица 2 Мотив учения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2024