Тезисы к выпускной квалификационной работе
«Развитие учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира»
Сабот Софья Сергеевна
Группа: Ш-46
Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Руководитель: Кулагина Наталия Владимировна
В настоящее время в обществе востребованы мыслящие, инициативные, творческие люди. Задача школ - создать условия для формирования и дальнейшего развития положительной мотивации к обучению у младших школьников. Поэтому и по сей день, вопрос о мотивации является актуальным и значимым. Данная проблема остро поднимается именно в младшем школьном возрасте, это обоснованно тем, что именно в начальной школе начинается формирование внутренней учебной мотивации.
Важное место занимает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности младшего школьника в контексте овладения ими учебной деятельностью. Это связано с тем, что в период поступления ребенка в школу, учебная деятельность становится новой, а впоследствии ведущей, поэтому уровень сформированности учебной мотивации на данном этапе будет определять их дальнейшее развитие в учебной деятельности, а также положение в коллективе и уровень самооценки. Стремительными темпами происходит изменение жизни, таким образом, у детей меняются взгляды и убеждения, возникают новые причины потери интереса к обучению в школе. В дальнейшем от снижения учебной мотивации падает качество обучения.
Ведется поиск отдельных педагогических методов, приемов и средств стимулирования, таких как: содержание учебного материала, конкретные формы организации учебной и внеклассной деятельности, методы и приемы обучения, оценка учебной деятельности и позитивное подкрепление, личность педагога, стиль его деятельности и взаимоотношений с обучающимся, микроклимат в классе, рациональные способы познавательной деятельности, самостоятельная работа в учебном процессе, речевое развитие обучающихся, учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
О мотивации к учению говорили многие педагоги и психологи такие как: Эльконин Д. Б., Давыдов В. В., Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н., Павлов И. И. и другие.
В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова полагают, что для эффективного развития теоретического познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, согласно В. В. Давыдову, обязана соответствовать следующим условиям: 1) объектом усвоения должны являться теоретические понятия; 2) процедура освоения должна проходить таким образом, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий; 3) итогом усвоения должно стать развитие специфической учебной деятельности, в которую входят следующие компоненты: учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки. При соблюдении этих требований, можно добиться более эффективного формирования мотивации познавательных интересов.
Исходя из вышесказанного, тема исследования «Развитие учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира» актуальна.
Объект исследования - учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования - педагогические методы и средства повышения учебной мотивации младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических методов и средств для повышения учебной мотивации младших школьников на уроках окружающего мира
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) Изучить научную и учебную литературу по теме выпускной квалификационной работы.
2) На основе литературного анализа раскрыть и описать сущность понятий «мотивация», «учебная мотивация».
3) Изучить возрастные особенности младших школьников.
4) Написать статью по теме ВКР.
Гипотеза: использование педагогических методов и средств повышения учебной мотивации будут эффективны при следующих условиях:
1) будут использоваться в системе;
2) будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
3) будут привлечены родители.
В первой главе мы рассматриваем понятие мотивация, учебная мотивация, изучаем возрастные особенности младшего школьника, которые оказывают влияние на развитие учебной мотивации, рассматриваем психолого – педагогические средства формирования мотивации в начальной школе в рамках урочной деятельности.
В результате изучения главы теоретического обоснования проблемы развития учебной мотивации младших школьников посредствам психолого – педагогических средств, можно сделать вывод, что развитие мотивации к учению является одним из самых важных условий в формировании личности младших школьников.
Во второй главе рассматриваются практическая значимость исследования. Исследование проводилось в 3 этапа.
Первым этапом исследования было проведение диагностик на констатирующем этапе, в котором были выявлены уровни развития учебной мотивации, определены виды мотивов обучения.
Обобщённые результаты диагностики «Оценка школьной мотивации» представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты диагностики 1 проведенных на констатирующем этапе исследования.
Результаты диагностики «Лесенка побуждений» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Мотив учения |
Количество человек |
В % |
Познавательный |
4 |
33 |
Социальный |
2 |
17 |
Гармоничное сочетание |
6 |
50 |
Таким образом, учащиеся показали различные уровни учебной мотивации. В процессе проведения диагностик, учащиеся были не полностью сконцентрированы.
Вторым этапом исследования были разработка и написание конспектов и дополнительных материалов с использованием различных психолого – педагогических средств повышения учебной мотивации. Далее проведение уроков.
Третьим этапом было проведение диагностик на контрольном этапе исследования, в этом заключалась работа для проведения исследования. Диагностики проводились те же, что и на констатирующем этапе исследования, в том же классе. Можно отметить, что на этом этапе учащиеся были более внимательны и полностью сконцентрированы на выполнении заданий диагностик. Обобщенные результаты диагностики 1 представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты диагностик проведенных на контрольном этапе исследования.
Результаты диагностики «Лесенка побуждений» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Мотив учения |
Результаты в % на констатирующем этапе |
Результаты в % на контрольном этапе |
Познавательный |
34 |
34 |
Социальный |
17 |
8 |
Гармоничное сочетание |
50 |
58 |
Таким образом, ученики показали отличающиеся от констатирующих результаты. После проведения в системе занятий с использованием психолого – педагогических средств повышения мотивации, можно сделать вывод, что ученики смогли повысить уровень мотивации к учению.
Следовательно, гипотеза, которая была выдвинута в начале нашего исследования, нашла свое подтверждение. Поставленные нами задачи в исследовании решены, цель достигнута.
В продолжении данной работы будет разработана статья по теме ВКР.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.