Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области
«Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
303140 Россия, Орловская область, г. Болхов, ул. Генерала Белова 82. тел. 2-39-44; 2-34-10 факс (8-486-40) 2-34-10; e-mail: bolchovslikola@orel-region.ru; сайт: http://bolhov-int.obr57.ru
Статья на тему
«Информационно-ресурсное обеспечение географии и биологии в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья информационно-коммуникативные технологии - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Компьютерные технологии - это будущее образовательного процесса нового тысячелетия, это тот новый источник, который даст возможность следующим поколениям не только получить качественное образование, но и уютно чувствовать себя (в т. ч. и детям с ОВЗ) в информационном обществе, ведь современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций, глобализации выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении предметов биологии и географии. Общеизвестно, что преподавание этих дисциплин невозможно без наглядных средств обучения. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии и биологии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.
Рабочие программы по учебным предметам для обучающихся 5-9 классов разработаны в соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019-2020 учебный год (I вариант); на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Учебно–методическое обеспечение преподаваемых предметов:
1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006
2. Лифанов Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2001
3. Атлас 6 класс
4. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
5. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов 7 класс. М.: «Просвещение», 2001
6. Атлас 7 класс
7. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
8. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов 8 класс. М.: «Просвещение», 2001
9. Атлас 8 класс
10. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов. Государства Евразии. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2007
11. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов 9 класс. М.: «Просвещение», 2001
12. Атлас 9 класс
13. Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / И. В. Романов, Р.А. Петросова – М: Дрофа, 2010. - 189с.
14. «Биология. Неживая природа. 6 класс», А.И.Никишов, Москва, «Просвещение», 2009.
15. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс», З.А.Клепинина, Москва, «Просвещение», 2005.
16. «Биология. Животные. 8 класс», А.И.Никишов, Москва, «Просвещение», 2008.
17. «Биология. Человек. 9 класс», Е.Н.Соломина, Москва, «Просвещение», 2010.
К наиболее часто используемым мною в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
· электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
· презентации;
· электронные энциклопедии и справочники,
· тренажеры и программы тестирования,
· образовательные ресурсы Интернета,
· DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
· видео и аудиотехника.
Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (географические карты, таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, транспаранты, фильмы). Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач.
Используя базу данных, я могу подготовить раздаточный материал (карточки, контурные карты, карты-схемы, перфокарты, дидактические игры и т.п.), иллюстративный материал (таблицы, схемы, географические карты, видеофрагменты и т.д.), создать учебную презентацию.
Исходя из опыта работы, можно заключить, что повысить интерес к предмету (изучаемой теме) можно через создание мультимедийных презентаций, которые привлекают внимание обучащихся своей новизной.
Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников, а ведь внимание — множитель информации. Преимущество такого урока заключается в том, что демонстрация сохраняет устойчивую мотивацию у учащихся, готовит к образному восприятию.
Использование электронного пособия с текстовым материалом позволит учителю отработать с детьми основные географические и биологические понятия и словарные слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, обучающиеся пополняют свой словарный запас.
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
• психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышение интереса к изучению географии и повышение успеваемости по предмету;
• идет более полное усвоение теоретического материала;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Список используемой литературы:
1. Арнольдов М. А. Дидактическая эффективность применения элементов программированного обучения во вспомогательной школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1968. 20 с.
2.Кукушкина О. И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе. // Дефектология. 1994, №6. С. 59-62.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. И.М. Бгажноковой.
4. Украинцева А. Ю. Использование технических средств обучения - один из эффективных методов коррекционной работы с умственно отсталыми детьми на уроках географии во вспомогательной школе. / Материалы III научной конференции. Ижевск, МВЕУ, 1998.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.