Статья на тему: "КОНКУРСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГА"
Оценка 4.9

Статья на тему: "КОНКУРСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГА"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
03.08.2020
Статья на тему: "КОНКУРСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГА"
В статье поднимаются актуальные вопросы участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, подготовки к ним, уделяется внимание проблемам, возникающим у участников данных мероприятий.
статья конкурсы профмастерства.docx

 

КОНКУРСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГА

 

Аннотация. В статье поднимаются актуальные вопросы участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, подготовки к ним, уделяется внимание проблемам, возникающим у участников данных мероприятий.

Ключевые слова: самообразование, конкурс профессионального мастерства, предметы гуманитарного цикла, русский язык и литература.

 

Самообразование – едва ли не единственный фактор, способствующий росту профессионального мастерства педагога. Педагог – это не только тот, кто учит, это, прежде всего,  тот, кто учится сам. Тарасова О.Г. в своей статье «Самообразование педагога – главная составляющая учебного процесса» говорит о том, что «самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно». Автор выделяет ряд показателей, по которым будет определяться эффективность самообразования, среди которых:

-       разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

-       разработка новых форм, методов и приемов обучения;

-       доклады, выступления;

-       разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

-       разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

-       создание комплектов педагогических разработок;

-       проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме[5].

Копылова И.А. говорит, что «самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом», которая  «характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью»[1].

Стекленёва С. Ю. обращает внимание на то, что «конкурсы профессионального мастерства стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального мастерства педагогических работников и являются средством творческой самореализации педагогов»[4].

Для преподавателя предмета гуманитарного цикла, прежде всего языковеда, самообразование не должно заканчиваться никогда.  Работа с языковым материалом, включающая анализ лексических средств, находящихся в обороте несколько столетий назад, и таковых, что формируются здесь и сейчас, должна быть постоянной. Только такое внимание к повседневности способно действительно повысить качество самообразования преподавателя, а в итоге и качество образования в принципе. Только  опора на актуальность способна дать наивысший результат, при том что актуальными должны быть и лексические средства, и примеры, и приёмы. Объединить их воедино, возведя в максимальную степень рациональность  и функциональность, позволяют конкурсы профессионального мастерства.

Цель статьи – проанализировать степень влияния педагогических конкурсов на профессиональный рост их участников, проблемы подготовки конкурсантов.

Конкурс – это мероприятие, направленное на выявление лучших. Профессиональный конкурс – мероприятие, направленное на выявление лучших в определённой сфере.

Одним из факторов, способствующих повышению уровня педагогов, являются конкурсы профессионального мастерства. Ряд конкурсов носят универсальный характер, то есть дают возможность принять участие  любому  представителю сферы образования и науки,  вторая категория является узкоспециализированной, ориентированной на работников сферы образования в какой-то конкретной области. Ценность представляют обе категории, так как ориентируют на выполнение поставленной сверхзадачи, но  приобретённый опыт в результате отличается.

         Универсальный конкурс – это мероприятие, направленное на поиск лучших представителей в определённой области   независимо от сферы деятельности. Прежде всего базируется на общем для всех представителей, ориентируется на то, что сможет использовать в своей работе любой работник сферы образования. Участник такого конкурса  чаще всего не демонстрирует уникальные знания и умения в своей сфере, имеет значение не наполненность, а форма.

         Узкоспециализированный конкурс – конкурс, ориентированный на поиск инноваций в определённой сфере образования. В данном случае  имеет значение внутренняя наполненность, а не форма.

         Каждый из таких конкурсов сложен, обеспечивает формирование   уникального опыта. Для того чтобы принять участие в конкурсе, педагогу необходимо выполнить ряд действий:

1.     Изучить тематику конкурса. Участие в конкурсе невозможно без предварительной подготовки, обеспечивающей адекватную оценку собственных сил, целесообразность участия в конкурсе.

2.     Подготовить  материал для участия в конкурсе. Данный этап предполагает анализ наработок, дополнительная работа с которыми позволит педагогу участвовать в конкурсе.

3.     Поиск литературы по проблеме. Объективная оценка своего материала с точки зрения существующей методической литературы.

4.     Обобщение информации, найденной в методической литературе.

5.     Обобщение собственного опыта. Наиболее трудоёмкий этап работы, предполагающий систематизацию существующего методического материала соответственно требованиям конкурса.

6.     Подготовка к презентации работы. Продумывание выступления, вопросов, которые могут возникнуть к работе,  подготовка медиасопровождения.

7.     Презентация работы.

8.     Работа над ошибками.

Участие в конкурсе профессионального мастерства требует от педагога тщательной подготовки, началом которой является изучение положения. Подготовка не может быть качественной, если в полной мере не изучена информационная составляющая, определяющая конкурентоспособность потенциального участника, степень готовности, сроки, отведенные на подготовку, целесообразность участия.
      Изучение литературы по данному вопросу не только  добавит объективности работе, но и повысит её  значимость, поможет определить степень уникальности материала, планируемого для представления на конкурс. Иногда изучение литературы способно кардинально изменить ход подготовки к конкурсу ещё на уровне "участие" - "неучастие".
          Самым трудоёмким является этап обобщения опыта, даже если касается только какого-то конкретного вопроса. Если же нет четкости в выборе потенциально  представляемой информации, то затратность повышается в разы. Любой материал для подачи на конкурс требует коррекции, независимо от уровня конкурса, соответственно представленному положению про конкурс. Затратность на коррекцию прямо пропорциональна степени готовности материала: " сырой" материал требует большего вмешательства. Сокращение времени на коррекцию возможно только при постоянной целенаправленной обработке и систематизации материала, особенно если говорить о ежегодном участии в одном и том же конкурсе.

Учитывая все факторы, на подготовку к конкурсу педагогу необходимо около месяца каждодневной, кропотливой  и целенаправленной работы: примерно три недели на обработку материала и его систематизацию и неделя на коррекцию. Даже тот материал, который изначально готовился для участия в конкретном конкурсе, требует дополнительной проверки. Только при таком условии педагог может представить материал, соответствующий требованиям и претендующий на призовое место.

         Но существует и ряд моментов, которые следует учитывать при  создании готового продукта. В процессе работы с материалом, его систематизацией, может в корне измениться концепция конкурсной работы, ввиду того что открылись новые горизонты в изучении проблемного вопроса. Поэтому первоначальный вид работы и конечный результат могут не иметь между собой ничего общего.  Сложившаяся ситуация  на уровень развития педагога влияет исключительно положительным образом, влияет на самооценку педагога, в идеале способствует представлению на конкурс более качественного продукта, и при этом является исключительно результатом самообразовательной деятельности  педагога. Из положительных моментов следует отметить тот, что творческие искания остаются вне зоны видимости жюри.

         Все профессиональные конкурсы по форме участия можно разделить на заочные, очно-заочные и очные. Каждая группа имеет свои специфические особенности.

         Заочный конкурс – это конкурс, рассчитанный на длительный период подготовки, соответственно в результате представляется объёмный продукт. Среди плюсов – отсутствие очного этапа, соответственно исключение стрессовой ситуации; возможность  оценить конкурентоспособность работы на этапе подготовки. Данный конкурс  подходит для тех, кому нужно время сконцентрироваться. Среди минусов – большая затрата времени на подготовку к конкурсу.

         Очно-заочный конкурс – конкурс, требующий длительной подготовки, но при этом конечный результат зависит от очного этапа. Сочетает в себе большую временную  затрату на подготовку и наличие стрессовой ситуации. Форс-мажорные обстоятельства могут свести работу к нулю.

         Очный конкурс – сложнейшая категория конкурсов, предполагающая непосредственное личное участие педагога. Подходит для тех, кто способен  быстро принимать  решения. Чаще всего предполагает наименьший период подготовки по сравнению с предыдущими двумя. Среди плюсов – практически мгновенное объявление  результатов.

         Ежегодно количество конкурсов профессионального мастерства вариируется. На это влияет ряд факторов, среди которых актуальность, политическая ситуация, гражданские веяния, реформы.

         Для преподавателей  русского языка и литературы последнее время разработан ряд профессиональных конкурсов, способствующих не только повышению уровня мастерства педагога, но и воспитывающих в лице конкурсантов современных медиаграмотных участников учебно-воспитательного процесса. Это такие мероприятия как «45 минут славы», «Методический шедевр», конкурс видеоуроков «КреативУрок», конкурс сайтов и блогов «Методический веб-навигатор», всевозможные конкурсы эссе, чтецов, интернет-марафоны и т.п.

         Профессиональный конкурс – это не рутина, забирающая время, это возможность проявить себя современному педагогу, осознающему всю степень важности процесса самообразования и заинтересованному в собственном профессиональном росте.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Копылова И. А. Самообразование педагога как условие профессионального роста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 51-54. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8462/ (дата обращения: 06.10.2019).

2.     Петрова В. М. О роли конкурса педагогического мастерства в дошкольном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 40–41. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570010.htm.

3.     Положение о проведении Смотра методического мастерства «Методический шедевр»// https://drive.google.com/file/d/1qQ3hm_o4wJ-u1EBTpG35SS8TPEb-pABO/view (дата обращения: 12.10.2019)

4.     Стекленева С. Ю. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 136-138. — URL https://moluch.ru/archive/31/3522/ (дата обращения: 12.10.2019)

5.     Тарасова О. Г. Самообразование педагога – главная составляющая учебного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 156–159. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770129.htm.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

КОНКУРСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

КОНКУРСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Стекленёва С. Ю. обращает внимание на то, что «конкурсы профессионального мастерства стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального мастерства педагогических работников и являются средством творческой самореализации…

Стекленёва С. Ю. обращает внимание на то, что «конкурсы профессионального мастерства стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального мастерства педагогических работников и являются средством творческой самореализации…

Универсальный конкурс – это мероприятие, направленное на поиск лучших представителей в определённой области независимо от сферы деятельности

Универсальный конкурс – это мероприятие, направленное на поиск лучших представителей в определённой области независимо от сферы деятельности

Участие в конкурсе профессионального мастерства требует от педагога тщательной подготовки, началом которой является изучение положения

Участие в конкурсе профессионального мастерства требует от педагога тщательной подготовки, началом которой является изучение положения

Поэтому первоначальный вид работы и конечный результат могут не иметь между собой ничего общего

Поэтому первоначальный вид работы и конечный результат могут не иметь между собой ничего общего

Ежегодно количество конкурсов профессионального мастерства вариируется

Ежегодно количество конкурсов профессионального мастерства вариируется

Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 40–41

Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 40–41

Статья на тему: "КОНКУРСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГА"

Статья на тему: "КОНКУРСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2020