Статья на тему: "Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики"
Оценка 4.6

Статья на тему: "Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики"

Оценка 4.6
Лекции +1
docx
музыка +1
1 кл—8 кл
14.03.2023
Статья на тему: "Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики"
В данной статье автор знакомит с понятием - логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Статья Значение и роль логоритмики .docx

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики

 В своей педагогической практике я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Свою работу я начала с изучения методических рекомендации и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой, таких как (М. Ю. Картушина, А. Е. Воронова, Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Г. В. Дедюхина и др.)

Почему — ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме — ритмических упражнениях и играх.

Запущенные проблемы с речью в детстве приводят к неудачам во взрослой жизни. Ведь дефекты речи могут помешать вашему ребенку в будущем стать грамотным руководителем или ведущим специалистом в любой сфере деятельности. Сегодня скорректировать речь малыша, устранить дефекты речи можно с помощью занятий с логопедом и музыкальным руководителем логопедической ритмикой.

Логоритмика, или речевая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произношением специального речевого материала. Логопедическая ритмика включает в себя: ходьбу в разных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения на развитие мелкой моторики; пальчиковые игры. Занятия логоритмикой направлены на всестороннее развитие ребенка, кроме этого, развиваются пластика, пальцы ног и рук, чувство ритма.

Логоритмические занятия проводятся с детьми начиная с 2–3 лет. Им предлагаются несложные роли в сюжетно-ролевых играх: зайчики, птички. С возрастом игры усложняются. Для детей более старшего возраста педагог подбирает стихотворения, песни, четкие по ритму движения, большинство упражнений проводятся в игровой форме.

Стоит отметить, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение — от этого зависит адаптация ребенка к школе.

С самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме — ритмических упражнений и игр. Логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение ребенка, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, развивает внимание, память — зрительную, слуховую, музыкальную, моторную, логическую — не только движением рук, но и ног, у ребенка постепенно появляется чувство ритма, вырабатывается правильное произношение звуков.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и ног. Выполняя руками, пальцами различные логоритмические упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. При выполнении упражнений совмещаются движение губ, языка, мимика лица. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Дети учатся произносить поговорки и скороговорки.

«Игры с ручками» — пальчиковые игры лучше всего помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним. Для игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, можно использовать массажные шарики (Су-Джок), маленькие игрушки для настоящих театральных постановок. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и к разговорно-ролевой игре.

Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Кроме пальчиковых игр на занятиях применяются и речевые игры — подражание голосам животных, птиц, произношение различных звуков. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребенка.

Цель логоритмики: Преодоление речевого нарушения у детей дошкольного возраста путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.                                 

                                                          Общие задачи:

— Развивать речевые и певческие навыки: дыхание, дикция, звукообразование, речевая и певческая интонация.

— Развивать речедвигательную координацию.

 — Формировать коммуникативные навыки.

— Развивать восприятие музыки и согласовывать её с движениями.

— Обеспечивать возможность эмоционального и двигательного самовыражения детей.

— Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

— Развивать умение передавать характер музыкальных произведений при помощи пантомимики и т. д.

Задачи воздействия на детей средствами логоритмики по возрастам:

Младшая группа:

 — Формирование чувства темпа;

— Развитие мышечного ощущения направления движения;

— Формирование предпосылок исполнительской деятельности;

— Формирование простейших элементов творчества;

— Расширение пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.

 Средняя группа:

— Развитие чувства темпа, чувства акцента, чередующихся ударений;

 — Формирование навыка осознанного восприятия пространства;

— Постепенное отделение исполнительства от подражания;

 — Стимуляция творческой активности;

 — Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.

 

 

Старшая группа:

— Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности;

— Развитие музыкально-пластических способностей;

— Развитие у детей точности и выразительности исполнения;

— Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности;

— Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, развитие мелкой моторики. Подготовительная группа:

— Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышления;

— Развитие способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладение свободой движений;

— Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения;

— Обучение творческому использованию накопленного арсенала знаний, навыков, умений.

                                         Направления логоритмики:

— Речевое;

— Музыкальное;

— Физкультурное.

Музыкально — ритмическое направление:

— Слушание музыки;

— Речевое дыхание;

— Певческий диапазон;

— Чувство ритма;

— Пластика.

Логопедическое направление:

— Мелкая моторика;

— Артикуляционная база;

— Речевое и слуховое внимание;

— Речевое общение.

Физкультурно-оздоровительное направление:

— Правильная осанка;

 — Координация движений;

 — Развитие зрительной функции;

 — Физиологическое дыхание;

— Общая моторика;

— Грация движений.

                                                    Средства логоритмики.

Музыкально — ритмическое направление:

 — Фонопедические упражнения для горла;

 — Ритмические игры;

— Пение песен и вокализов;

— Элементарное музицирование;

— Театральные этюды;

 — Коммуникативные игры;

— Подвижные игры и хороводы.

Рече-двигательное направление:

 — Упражнения на развитие фонационного дыхания;

— Упражнения на развитие голоса;

— Упражнения на развитие артикуляции и дикции;

 — Упражнения на развитие координации речи;

— Упражнения на развитие речевого внимания;

— Упражнения на развитие мелкой моторики;

— Речевые игры без музыкального сопровождения.

Физкультурно-оздоровительное направление:

— Ходьба и маршировка в различных направлениях;

— Упражнения на регуляцию мышечного тонуса;

— Упражнения на развитие физиологического дыхания;

— Упражнения с предметами;

 — Подвижные игры;

— Упражнения на ориентировку в пространстве;

— Релаксационные упражнения;

— Игры с элементами спорта;

— Игры на развитие внимания.

Применение здоровьесберегающих технологий

 на логоритмических занятиях.

Дыхательная гимнастика:

 — Вводная ходьба;

— Музыкально-ритмические движения;

— Распевание и пение.

Артикуляционная гимнастика:

— Распевание;

— Пение, песенное творчество.

 Пальчиковые игры:

— Восприятие музыки:

 — Пение, песенное творчество;

— Игры, хороводы, инсценировки.

Музыкотерапия (активная, пассивная):

— Музыкально-ритмические упражнения;

— Игра на музыкальных инструментах;

— Пляски, танцевальное творчество;

— Восприятие музыки.

Оздоровительные и фонопедические упражнения:

— Распевание;

 — Музыкально-ритмические упражнения.

 Речевые игры:

— Песни, песенное творчество;

 — Игра на музыкальных инструментах;

— Игры, хороводы, инсценировки.

 Ожидаемые результаты:

 — Повышение эффективности и качества предоставляемых занятий воспитательно-образовательного процесса.

— Модернизация воспитательно-образовательного процесса путём внедрения новой коррекционной технологии.

 — Развитие речевых, музыкальных, двигательных способностей у детей дошкольного возраста.

 — Укрепление здоровья детей.

— Создание условий для своевременной диагностики детей с тяжёлыми нарушениями речи.

— Организация систематической педагогической поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, имеющих недостатки в речевом и психофизическом развитии.

Диагностика неречевых психических функций

 (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.

Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии диагностики:

Слуховое внимание.

 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»).

По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) — впереди, сзади, справа, слева.

По 1 баллу за каждое угаданное направление.

3. Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент:- -.. - 2-й элемент:-.. — - 3-й элемент:- — … 4-й элемент:… — - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

4. Ориентирование в пространстве.

 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой — правое ухо.                По 1 баллу за правильное выполнение.

 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.                                                                                                            По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

5.Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому.

6. Состояние мелкой моторики.

1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами — коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

 3. Синхронность движений правой илевой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения кдругому. «Игра на рояле» (пальцы 1–5, 2–4, 5–1, 4–2, 1–2 — 3–4 — 5, 5–4 — 3–2 — 1).

По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. Игра «Кулак — ладонь — ребро (правой, затем левой рукой).

По 1 баллу. Чередование движений: правая рука — ладонь, левая рука — кулак, далее — наоборот.

По 1 баллу. Максимальное количество за четыре задания — 21 балл Результаты заносятся в сводную таблицу.


 

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики 

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики 

Стоит отметить, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение — от этого зависит адаптация ребенка к школе

Стоит отметить, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение — от этого зависит адаптация ребенка к школе

Общие задачи: — Развивать речевые и певческие навыки: дыхание, дикция, звукообразование, речевая и певческая интонация

Общие задачи: — Развивать речевые и певческие навыки: дыхание, дикция, звукообразование, речевая и певческая интонация

Старшая группа: — Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности; —

Старшая группа: — Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности; —

Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание; —

Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание; —

Физкультурно-оздоровительное направление: —

Физкультурно-оздоровительное направление: —

Восприятие музыки. Оздоровительные и фонопедические упражнения: —

Восприятие музыки. Оздоровительные и фонопедические упражнения: —

Критерии диагностики: Слуховое внимание

Критерии диагностики: Слуховое внимание

Синхронность движений правой илевой руки

Синхронность движений правой илевой руки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2023