Межпредметные связи на уроках математики
Без знания математики нельзя понять
ни основ современной техники, ни
того, как ученые изучают природные и
социальные явления.
А. Н. Колмогоров
Согласно современным тенденциям развития содержания образования одно из направлений его модернизации- это интеграция ряда учебных дисциплин и попытка поиска единства различных компонентов образования.
Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Связь между ними –это отражение интеграции между соответствующими науками, каждая из которых в своей области изучает единый объективно существующий материальный мир. Взаимосвязь между школьными дисциплинами имеет принципиальное значение и состоит в обеспечении многосторонних контактов между ними с целью гармоничного развития мышления учащихся.Реализация межпредметных связей обеспечивает формирование целостного представления учащихся о явлениях природы, делает их знания более глубокими и действенными.
В своей практике преподавания математики я широко использую связь с географией, физикой, астрономией, историей, биологией и т. д. Считаю целесообразным включать в содержание преподавания математики факты из науки, а также из жизни и деятельности ученых, выдающихся людей.
Эти уроки активизируют умственную деятельность учащихся, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, у них развивается любознательность, познавательный интерес. Познавательный интерес-это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учащихся протекает более продуктивно.
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление –сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Например, учеников поражает факт, когда, составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Таким образом, эффективное применение межпредметных связей позволяет сформировать и развивать у учащихся общекультурные, учебно-познавательные, информационные и коммуникативные компетенции, которые являются необходимым требованием ФГОС ООО.
Учитель математики И. И. Дудаков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.