Статья на тему: «Организация занятий легкой атлетикой со школьниками в рамках внеурочной деятельности».
Ходьба и бег относятся к естественным видам движений, способствуют развитию опорно-двигательного аппарата и занимают в физическом воспитании школьников одно из ведущих мест. Основная задача обучения в начальных классах — воспитать у детей навык правильной, рациональной, красивой ходьбы. Кроме того, должно быть обращено внимание на умение сохранять заданный темп ходьбы, а также изменять его соответственно различным условиям. В 3-4 классе приобретенные навыки совершенствуются.
Бег на различные дистанции также является одним из самых распространенных упражнений; как неотъемлемая часть, он входит во многие другие виды движений (прыжки, метания, игры). Основной задачей обучения бегу в начальных классах является воспитание у учащихся навыка свободного, прямолинейного бега на носках с хорошей осанкой, с достаточно высоким подниманием бедра, параллельной постановкой стоп. В 1 классе основное внимание обращается на свободу, непринужденность бега, правильную осанку. Во 2 классе, продолжая работу над воспитанием свободного и легкого бега, следует обучить детей ставить ногу с передней части стопы, бежать ритмично, а также с изменением темпа. В 3-4 классе, совершенствуя свободу и непринужденность бега, переходят к обучению быстрому бегу, а также умению преодолевать различные препятствия во время бега.
Ходьба и бег оказывают большое тренирующее воздействие на мышцы всего тела, способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При ходьбе и беге чередуются движения разноименными руками и ногами. Делаются они свободно и естественно. При ходьбе туловище и голова держатся прямо, плечи разведены. Нога ставится на пятку, перекатом переходит на носок, а при толчке до отказа выпрямляется. При движении вперед рука сгибается в локте и поднимается выше пояса на ширину ладони, при движении назад – выпрямляется и отводится назад до отказа. С возрастом длина шагов увеличивается. У девочек длина шага несколько меньше, чем у мальчиков. Стопа при постановке на землю слегка разворачивается наружу ( угол разворота ног 10*), расстояние между ногами равняется 2-3 см.
Бег, как и ходьба, это циклическое упражнение динамического характера. Цикл движений в беге состоит из двойного шага, который подразделяется на два периода одиночной опоры, и двух периодов «полета». Безопорная фаза обеспечивает расслабление мышц ног. В нервных центрах создаются благоприятные предпосылки для восстановления функционального потенциала нервных клеток: возбуждение их сменяется торможением, обеспечивающим отдых.
Во время бега в работу вовлекаются почти все группы мышц.
В зависимости от скорости и длительности бега, степень изменения функций внутренних органов различна. Максимальная скорость бега зависит от частоты и силы пусковых импульсов, возбудимости и функциональной подвижности нервно-мышечного аппарата. Формирование технически совершенного навыка бега проходит со значительными трудностями, которые встречаются на практике у каждого педагога, работающего с младшими школьниками.
Фаза полета – непременное условие правильного бега. Туловище при беге слегка наклонить вперед, голову держать прямо, плечи не поднимать, стопы ставить параллельно друг другу (разворот стоп наружу не допустим). Ногу на опору ставить с носка, держа ее слегка согнутой. С моментатолчка ноги полностью выпрямлять. После толчка сгибать ногу в колене и выносить вперед. Наибольшая высота выноса бедра достигается в момент толчка другой ногой. Движения руками, согнутыми в локтях, делать свободного, в том же темпе, пальцы полусогнуты.
При непродолжительном и спокойном беге дышать через нос, при продолжительном через рот и нос. Важно дышать глубоко и ритмично. Задержка дыхания вот время бега недопустима.
Требования к уровню развития физической культуры учащихся, оканчивающих начальную школу.
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бега до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бег в равномерном темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений;
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6 минутный бег.
2. Последовательность обучения бегу в начальных классах.
Остановимся подробнее на особенностях обучения технике бега в каждом из классов начальной школы.
1 класс
Изучение техники бега в 1-м классе лучше всего начинать с групповых пробежек. Для этого на площадке вдоль стартовой линии выстраивается группа из 8-10 учащихся. Интервал между ними – два шага. Для того чтобы научить детей не терять прямого направления, от стартовой линии размечаются беговые дорожки шириной 1 м и длиной 10-15 м. Постепенно, от урока к уроку, их ширина уменьшается до 40-30 см. По команде учителя дети пробегают заданное расстояние в медленном или среднем темпе, а затем организованно следуют шагом в обход площадки снова к стартовой линии. Когда они научатся бежать в прямом направлении, можно начинать выполнять перебегание с одной стороны площадки на другую, бег наперегонки и т.д.
Наиболее распространенные ошибки у детей – раскачивание туловища, размахивание из стороны в сторону почти выпрямленными руками, неправильное положение головы и плеч, неполное разгибание ноги при отталкивании, бег на полусогнутых ногах, бег с постановкой ноги на пятку или всю стопу, а не на носок.
Для формирования правильной осанки рекомендуется применять бег с палкой за спиной, удерживая ее между согнутыми локтями или за плечам, а для снятия закрепощенности плпчевого пояса, избегания судорожных, напряженных движений руками – с трубочками из бумаги или картона; руки должны быть так расслаблены, чтобы трубочки не помялись.
Бег включается в программу занятий в виде кратковременных и небольших по расстоянию пробежек в чередовании с ходьбой. Бег в течение длительного времени и на большие расстояния в начальных классах недопустим.
2 класс
Продолжая обучать детей широкому и свободному шагу в ходьбе и беге, педагог учит второклассников ходить с изменением темпа движений, при беге ставить ногу с носка, бежать прямолинейно и т.д. При этом усложняются подводящие упражнения, увеличиваются отрезки дистанции, количество повторений.
Задача повышения скорости ходьбы решается за счет увеличения темпа шагов. Для этого можно рекомендовать детям выполнять ходьбу с энергичными движениями рук, согнутых в локтях. Это упражнение способствует также быстрому разогреванию организма и применяется обычно в подготовительной части урока.
Во время обычной ходьбы в колонне по одному дети по сигналу учителя сгибают руки в локтях и под учащающиеся хлопки переходят на ускоренную ходьбу. Учитель обращает их внимание на энергичные и достаточно быстрые движения рук, правильную осанку, прямую спину, сохранение дистанции. После того как школьники научатся быстро ходить в строю, можно начинать обучение ходьбе с замедлениями и ускорениями. Ученики, идущие в колонне по одному обычным шагом, увеличивают и уменьшают частоту шагов соответственно темпу хлопков или подсчету. Одновременно учитель напоминает о необходимости согнуть руки в локтях. Во время упражнения обращается внимание на равнение и точное соблюдение темпа.
Ходьба используется и как подготовительное упражнение для формирования правильного навыка бега. Для этого применяется ходьба на носках в коридоре шириной 20 см с высоким подниманием бедра. Коридор обозначается двумя положенными на пол (землю) рейками, веревками, кубиками и другими предметами. Ходьба с высоким подниманием бедра сначала выполняется на месте, а затем с продвижением вперед. При проведении этого упражнения учитель следит за тем, чтобы опорная нога у занимающихся была прямой и ставилась на стопу с носка, чтобы колени не разводились, а руки были на поясе. В дальнейшем применяются такие варианты ходьбы: перекатом с пятки на носок в прямом направлении; в коридоре с параллельной постановкой стоп; на носках в коридоре с высоким подниманием бедра.
К концу второго года обучения дети должны научиться бегать свободно, широкими шагами, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь на носок, с движениями рук, совпадающими по темпу с движениями ног; туловище слегка наклонено вперед, дыхание согласовано с ритмом движений.
Для обучения бега по прямой применяется многократное пробегание отрезков до 40 м на носках по коридору шириной в 30 см. Учитель обращает внимание детей на необходимость постановки ноги с носка и прямолинейности постановки стоп на землю. Последовательность обучения бегу на носках в узком коридоре может быть такой:
- бег с бесшумной постановкой ног;
- бег с поднятыми в стороны руками;
- бег с согнутыми в локтях руками;
- бег по прямому коридору через линии, нанесенные на расстоянии 90-100 см одна от другой;
- бег по коридору, имеющему форму дуги;
Во 2-м классе изучается также бег с изменением направления. По сигналу учителя дети меняют направление бега: вправо, влево, кругом – или обегают различные предметы. Полезно провести различные эстафеты с пробеганием через узкие коридоры по разложенным на земле кольцам, когда учащиеся вынуждены бежать на носках и прямолинейно.
Вводя на уроке элементы соревнований, учитель обращает внимание школьников не на количественный результат, а на технику бега. Во 2-м классе увеличивается дистанция для совершенствования чередования ходьбы и бега до 100 м, которое проводится в течение урока дважды. Наряду с закрепление навыка правильного перехода с бега на ходьбу продолжается и работа над формированием умения изменять темп движения.
Бег в чередовании с ходьбой проводится чаще всего в подготовительной части урока. Упражнения начинаются с обычной ходьбы. Постепенно увеличивая частоту шагов, дети сгибают руки в локтях и по команде учителя переходят на медленный бег. После того как они снова перейдут на ходьбу, необходимо выполнить два-три упражнения для восстановления дыхания, например:
1-4- поднять руки через стороны вверх – вдох;
5-8 – опустить их вниз – выдох.
Закончив упражнения на дыхание, повторяют чередование ходьбы с бегом.
3 класс
Продолжая обучение свободному, непринужденному бегу, учитель обращает внимание детей на более тонкие детали техники, используя при этом различные подводящие упражнения. Особое значение придается бегу на носках.
Последовательность может быть такой:
1. Бег по кольцам, расположенным на полу (земле) по прямой линии на расстоянии 80-100 см одно от другого. Следует обратить внимание на точное попадание носком ноги в каждое кольцо и высокое поднимание бедра.
2. Бег по коридору шириной 30 см, ограниченному гимнастическими булавами, внутри которого разложены кольца.
3. Бег по горизонтальной лестнице – начерченным на полу (земле) линиям – в медленном, а затем в ускоренном темпе.
4. Бег в сочетании с прыжками через набивные мячи после каждого третьего шага.
С целью совершенствования навыка бега рекомендуется создавать игровую обстановку и вводить элементы соревнований. Для учащихся 3-го класса подойдут игровые упражнения на лучшее выполнение технических элементов бега: с носка, с узкой постановки стопы, с правильными и свободными движениями рук и др.
При обучении бегу на скорость может быть применена следующая последовательность:
1. Медленный бег с последующим ускорением. Здесь важно следить за сохранением легкости движений при ускорении и постановкой ноги с носка.
2. Имитация движений рук, согнув их в локтях, стоя на месте – сначала медленно, затем быстрее. Выполнить 2-3 раза по 10 сек. Учитель обращает внимание школьников на необходимость широких и свободных движений руками.
3. Бег с ускорением на 20-30 м. Дистанцию делят поперечными полосами на три отрезка: на первом учащиеся бегут в среднем темпе, на втором темп бега увеличивается, на третьем – становится самым высоким. После этого учащиеся переходят на медленный бег и ходьбу: в начале обучения – шеренгами, а затем группами по 4-6 человек.
4. Бег на скорость до 40 м. В 20-25 м от линии старта чертят поперечную линию, а еще через 15-20 м – линию финиша. Ученики, разогнавшись на первых 20-25 м, стремятся пробежать зону, отмеченную двумя линиями, как можно быстрее. Упражнение выполняется группами по 4-5 человек или парами. Для достижения большего эффекта следует составлять пары из детей, равных по уровню физической подготовленности.
5. Бег по горизонтальной лестнице, т.е. по линиям, начерченным на площадке (зале) на расстоянии 40 см одна от другой, в форме соревнований между командами.
6. Для развития быстроты бега применяются также специальные подвижные игры.
Бег с попутным преодолением препятствий может включать обегание, прыжки, перелезание, удержание равновесия. Изучение бега с преодолением препятствий начинается не ранее второго полугодия – после того, как дети усвоят основы техники обегания или преодоления препятствий.
Количество препятствий и степень трудности их преодоления должны постепенно возрастать. Сначала можно установить только одно препятствие, например, на дистанции 20 м перепрыгнуть во время бега через ров шириной 50-60 см. Затем постепенно количество разнородных препятствий может быть увеличено до двух, трех. Например, требуется пробежать отрезок в 20 м, перепрыгнуть ров или вал, обежать куст или дерево, пробежать по узкой извилистой тропинке.
После того, как учащиеся овладеют правильным бегом, ходьбой, научатся преодолевать горизонтальные и вертикальные препятствия, можно переходить к смешанному передвижению на местности. Занятия на свежем воздухе позволяют применить полученные знания и навыки бега в естественных условиях. Бег на местности проводится широким, свободным шагом, нога ставится на землю с носка, нос последующим опусканием на всю стопу. При беге в гору туловище слегка наклоняется вперед, активизируется работа рук, нога также ставится с носка, а с горы – туловище отклоняется назад, нога ставится с пятки, скорость передвижения немного уменьшается, и затем увеличивается перед выбеганием со склона на ровную поверхность.
Высокий старт дети разучивают во время пробежек с ускорением на 20-30 м. Принимая высокий старт, ученик ставит сильнейшую ногу, обычно левую вперед, носком вплотную к линии старта; другую ногу отставляет на шаг назад, стопы параллельны. По команде «Внимание!» тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впереди, другая нога упирается в грунт (пол) передней частью стопы, обе ноги немного сгибаются в коленях, туловище наклоняется вперед, руки сгибаются в локтях, причем рука, противоположная выставленной вперед ноге, выносится вперед, а другая – назад. По команде «Марш!» учащиеся начинают бег.
После того как дети научатся правильно выполнять старт в беге с ускорением, можно начинать бег наперегонки на 20-50 м по два-четыре раза на уроке. Между забегами на 20-30 м даются перерывы для отдыха по 1-2 мин., при беге на 40-50 м (не более двух повторений) 4-5 мин. При выполнении школьниками упражнений учитель обязательно должен следить за техникой их выполнения. Бег наперегонки лучше проводить в конце основной части урока, после метаний и прыжков.
4 класс
В 4-м классе необходимо закрепить навыки, приобретенные в 1-3-м классах: бег на носках в колонне по одному в медленном темпе и т.д. – научить детей бегу с ускорением, соблюдению правильной осанки и техники движений; закрепить технику высокогостарта и прыжков в чередовании с бегом в медленном темпе.
Бег с постановкой ноги на переднюю часть стопы проводится в медленном темпе в чередовании с ходьбой, что способствует развитию выносливости. Общую длину дистанции постепенно доводят до 300 м, 50 м бега и 50 м ходьбы и т.д., - а затем отрезки для ходьбы постепенно укорачивают до 20 м. Учитель должен добиваться того, чтобы дети совершенствовали технику бега, соблюдали правильную осанку и равномерно дышали. Для лучшего закрепления техники полезно проводить бег в разных условиях. Например, чтобы приучить детей прямолинейно ставить стопы, полезно вдоль одной из сторон площадки (зала) обозначить узкий коридор.
В 4-м классе учащиеся выполняют бег с ускорением на дистанции до 30 м в относительно быстром темпе – 200-250 шагов в минуту – при длине шага около 130 см с постановкой ноги на переднюю часть стопы в начале основной части урока два-четыре раза. При этом совершенствуется и техника высокого старта. Техника бега с ускорением та же, что и при медленном беге; не допускается опускание ноги с носка на всю стопу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.