Статья на тему: "Основные проблемы цифровой трансформации высшего образования в России"
Оценка 4.8

Статья на тему: "Основные проблемы цифровой трансформации высшего образования в России"

Оценка 4.8
doc
05.08.2024
Статья на тему: "Основные проблемы цифровой трансформации высшего образования в России"
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ..doc

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 

Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам  цифровой трансформации высшего образования,  как необходимого условия развития современного информационного общества. Рассмотрен ряд противоречий педагогического, методологического, научного характера в русле цифровой трансформации  высшего образования. На основе аналитических исследований рассмотрены взгляды некоторых ученых-новаторов в области цифровой трансформации  высшего образования. Обозначена деятельность ведущих организаций, занимающихся исследованием проблем цифровой трансформации  общества и образования.

 

Ключевые слова: университеты мирового уровня, конкурентоспособность, ключевые факторы, информационно-коммуникационные технологии, цифровая трансформация,  цифровая трансформация высшего образования,  информационное общество, информационные технологии,  средства и методы цифровой трансформации.

 

Мы живем в быстро развивающемся информационном обществе, характеризующемся новой ролью информации в обществе, скоростью ее распространения и переработки. В начале жизни человека (в младенческом возрасте) человеку было достаточно элементарных знаний и простейших умений и навыков. По мере развития личности требуются уже не только индивидуальные, но и групповые (коллективные) информационные технологии, способствующие адекватной реакции на обстоятельства. Для этого человеку уже в начале жизни требуются различные технические средства. Другими словами, личность должна пройти этапы филогенеза. Этапы появления средств и методов обработки потоков информации, вызывающих кардинальные изменения в развитии личности (филогенезные процессы, отражённые в онтогенезе), обычно определяются как информационные революции, трансформированные в опыте конкретной персоны. Обычно принято говорит о четырёх информационных революциях. Считается, что первая информационная революция связана с изобретением письменности. При этом появление устной речи не считается революцией в информационной сфере. Вторая информационная революция (середина XVI века) - это эпоха Возрождения и связана с изобретением книгопечатания. Третья информационная революция (конец XIX века) связана с появлением телеграфа, телефона и радио. Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров.

Ведущие университеты мирового уровня уделяют особое внимание использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей образовательной и научно-исследовательской деятельности. Многофункциональное и эффективное использование ИКТ воспринимается университетами мирового уровня, как важнейший фактор, обеспечивающий их глобальную конкурентоспособность. Ведущие российские образовательные учреждения в своих программах развития также уделяют особое внимание этой проблеме.

Статья посвящена актуальным проблемам цифровой трансформации высшего образования как необходимого условия развития современного информационного общества. Рассмотрен ряд противоречий педагогического, методологического, научного характера в русле цифровой трансформации  высшего образования. На основе аналитических исследований рассмотрены взгляды некоторых ученых-новаторов в области цифровой трансформации  высшего образования. Обозначена деятельность ведущих организаций, занимающихся исследованием проблем цифровой трансформации  общества и образования.

Цифровая трансформация  практически во всех областях человеческой деятельности является глобальной тенденцией мирового развития. В мире складывается глобальное информационное общество, единство которого обеспечено современными технологиями [1].

Стратегической задачей России на данном историческом этапе является полномасштабное вхождение в это общество в качестве его полноправного участника. Существенная роль в цифровой трансформации  общества принадлежит цифровой трансформации образования – области, от которой зависит всестороннее становление членов этого общества. Исследования в области цифровой трансформации  образования, создания и применения средств цифровой трансформации  в педагогической деятельности проводились М.Н. Алексеевым, Е.Ы. Бидайбековым, Я.А. Ваграменко, И.В. Вострокнутовым, Г.Г. Геркушенко, С.Г. Григорьевым, В.П. Демкиным, А.П. Ершовым, С.А. Ждановым, Л.Х. Зайнутдиновой, А.Д. Иванниковым, Г.А. Красновой, И.В. Роберт, О.А. Козловым, А.В. Кирилловой, С.И. Макаровым, В.М. Монаховым, Е.В. Огородниковым, А.В. Осиным, С.В. Панюковой, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Н.Х. Розовым, И.Н. Скопиным, О.Г. Смоляниновой, А.Н. Тихоновым, Е.В. Якушиной и другими российскими учеными.

За рубежом большой вклад в решение проблем цифровой трансформации  образования внесли Р. Вильяме, Н. Вирт, Д. Грисс, Э. Дейкстра, П. Деннинг, Д. Коллинс, Д. Кнут, С. Пейперт, Б. Хантер и др.

Цифровая трансформация образования представляет собой научно-практическую деятельность, направленную на применение компьютерных технологий для сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающую систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

В настоящее время наблюдается ряд противоречий педагогического, методологического, научного характера в русле цифровой трансформации  высшего образования. Так, существует противоречие между ориентацией педагогической практики на интенсивный процесс цифровой трансформации  высшего образования (компьютеризация, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, формирование информационной культуры личности) и отсутствием установленных общепринятых методологических и теоретических основ процесса цифровой трансформации, ее стратегических перспектив развития. Другое противоречие складывается между активным насыщением образовательной системы компьютерными средствами и отсутствием желаемого результата качества подготовки специалистов, между внедрением новых информационно-коммуникационных технологий в педагогический процесс и неподготовленностью педагогических кадров и обучающихся к овладению ими [2].

При этом остаются нереализованными развивающий и обучающий потенциалы этих технологий и далекой от совершенства подготовка кадров, призванных осуществлять цифровую трансформацию высшего образования. Имеется также противоречие между необходимостью формирования информационной культуры личности независимо от направленности вуза (технический или гуманитарный) и реалиями современной практики, когда в среде педагогических кадров наблюдается недостаточное развитие информационной культуры преподавателей, их нежелание применять информационные технологии и недооценка возможностей компьютерного обучения, особенно в гуманитарных областях.

Компьютерные технологии развиваются стремительно, темпы же их осмысления преподавателями-методистами отстают от теоретических разработок. Это приводит к новому противоречию – между наличием обновленных и усовершенствованных технических средств обучения и отставанием разработки методики их внедрения в высшее образование.

В современной образовательной системе распространение учебной информации и взаимодействие студентов и преподавателей осуществляются с помощью спутниковой связи, компьютерных телекоммуникаций, эфирного и кабельного телевидения, мультимедиа, компьютерных обучающих систем. Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер.

При этом важно понимать, что цифровая трансформация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей:

– первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– вторая – в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

В процессе цифровой трансформации под информационными технологиями понимают в широком смысле слова отрасль дидактики, занимающуюся изучением образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных средств. В узком смысле – совокупность методов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления учебной информации. Информатизация образования, обеспечивая интеграционные тенденции познания закономерностей развития предметных областей, актуализирует разработку современных теорий обучения, основанных на эффективном использовании потенциала компьютерных технологий [3].

При разработке программных средств обучения необходимо учитывать требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) к выпускнику вуза, а также ведомственные дополнения, определяющие особенности подготовки специалиста. Понятие средств цифровой трансформации  образования значительно шире понятия компьютерных средств обучения. Помимо последних, к средствам цифровой трансформации  образования относятся и различные компьютерные средства цифровой трансформации  организационно-управленческой деятельности учреждений образования, средства методического и контрольно-измерительного назначения, средства информационного обеспечения вне учебной и научно-исследовательской деятельности, инструментальные средства.

Исторически информатизация образования осуществляется по двум основным направлениям: управляемому и неуправляемому.

Управляемая информатизация образования имеет характер организованного процесса и поддерживается материальными ресурсами. В ее основе лежат обоснованные общепризнанные концепции и программы.

Неуправляемая информатизация образования реализуется снизу по инициативе работников системы образования и охватывает наиболее актуальные сферы образовательной деятельности и предметные области.

Особенную проблему цифровой трансформации  высшего образования представляет подготовка и переподготовка педагогических кадров для использования новых информационных технологий в образовательном процессе.

Основными целями подготовки педагогов в области цифровой трансформации  образования являются:

– формирование представлений о роли компьютеризации высшего образования, видах информационных технологий и методах их применения;

– ознакомление с положительными и отрицательными аспектами использования информационных технологий в образовании;

– изучение опыта применения информационных технологий в вузах;

– развитие личной информационной культуры.

В качестве основных направлений, систематизирующих содержание подготовки будущих специалистов, должны быть определены сущность, цели, особенности, технические средства, технологии, методы цифровой трансформации  образовательной деятельности, основы формирования информационных образовательных сред и информационного образовательного пространства, вопросы формирования готовности педагогических кадров к их использованию.

Анализ процессов цифровой трансформации системы образования выявляет существенные проблемы. В большинстве учебных заведений отсутствуют специалисты по разработке и эксплуатации информационных систем, отмечается недостаточный опыт и квалификация у педагогического и административного персонала в области использования информационных технологий. Отдельную нерешенную проблему представляет собой качество и разобщенность существующих средств цифровой трансформации , применяемых в образовательных целях.

Несмотря на то, что с каждым годом выпуск подобных средств неуклонно растет, большинство из них находятся в стадии развития. Множество актуальных нерешенных задач порождает качество создаваемых и распространяемых средств цифровой трансформации образования, наличие в их содержании смысловых циклов и внутренних противоречий, отсутствие полноты и четкой структуры учебного материала, предоставляемого обучаемым для занятий.

Кроме этого, следует подчеркнуть повсеместное отсутствие интерфейсной, технологической, содержательной и информационной связи между отдельными средствами цифровой трансформации образования, задействованными в разных областях деятельности учебных заведений. Как правило, подобные средства никак не связаны между собой и неоправданно дублируют одну и ту же информацию, что очень часто приводит к содержательным и методологическим коллизиям.

Средства, задействованные в процессах цифровой трансформации образования, нуждаются в принципиально различных методических и технологических подходах, определяют существенные требования к знаниям и умениям обучаемых, что отрицательно сказывается на эффективности системы подготовки кадров. Отсутствие единообразных подходов к созданию новых средств цифровой трансформации сдерживает разработку, внедрение и эффективное совместное использование информационных технологий в образовании.

Это связано в первую очередь с неоправданным стремлением к созданию новых специализированных технологий разработки и подходов к формированию содержательного наполнения практически для каждого нового электронного учебника, пособия или методического руководства, в то время как наличие единообразных технологий, а также методов их разработки и применения позволило бы авторам не только повысить количество и качество создаваемых средств цифровой трансформации, но и уделить больше внимания содержательным и методическим аспектам своей деятельности.

Еще одной проблемой, связанной с разработкой и использованием информационных технологий и ресурсов в образовании, является практическая невозможность универсальной подготовки педагогических кадров, способных комплексно использовать преимущества информационных технологий в профессиональной деятельности.

Нередки ситуации, когда участникам образовательного процесса приходится овладевать ненужными дополнительными приемами оперирования с техническим оборудованием, программным обеспечением и содержательным наполнением для каждого отдельного средства цифровой трансформации .

В связи с этим существует необходимость разработки педагогических и информационных технологий и средств, создаваемых в общем концептуальном и технологическом ключе, обеспечивающем их тесную интеграцию. Становится очевидным, что жизнеспособность и эффективность педагогического применения средств цифровой трансформации  определяется не только их высокими психолого-педагогическими, технико-технологическими и эргономическими показателями, но и степенью единообразия (унификации) содержательных, методических и технологических подходов к реализации и эксплуатации подобных средств.

Решение проблемы цифровой трансформации  образования возможно при использовании в учебном процессе вуза нового – информационно-технологического вида обеспечения, представляющего собой педагогическую систему, состоящую из двух самостоятельных и в то же время взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга составляющих – информационной и технологической.

Исследователь цифровой трансформации  академик П.И. Образцов предлагает следующий инновационный подход в реализации информационно-технологического обеспечения. В качестве информационной составляющей рекомендуется применение дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины. Он представляет собой дидактическую систему, в которую с целью создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и обучающимися интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также другие дидактические средства и методические материалы, обеспечивающие и поддерживающие учебный процесс.

Среди преимуществ  использования дидактических  комплексов      П.И. Образцов выделяет следующие:

– во-первых, названные дидактические комплексы проектируются и создаются как целостные системы педагогических программных средств, интегрированных с целью сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления учебной информации их пользователям;

– во-вторых, все элементы дидактических комплексов взаимосвязаны между собой, имеют единую информационную основу и программно-аппаратную среду;

– в-третьих, изначально при проектировании дидактических комплексов предусматривается возможность их использования как в локальных и распределенных компьютерных сетях вуза, так и при дистанционной форме обучения, что позволяет решать вопрос об их поддержке имеющимися в учебном заведении информационными и телекоммуникационными средствами, а также средствами связи.

Подобные комплексы практичны и удобны в использовании в образовательном процессе вузов. Так, в разработанном дидактическом комплексе для дисциплины «Культурология» в военном техническом вузе состав и структура достаточно гибкие, что связано с содержанием предметной области, для которой он создавался. Технологическое обеспечение образовательного процесса подразумевает реализацию современных технологий обучения. Среди особенностей их проектирования и разработки в рамках информационно - технологического обеспечения учебного процесса технология обучения является основой информационной среды. В своих работах П.И. Образцов экспериментально доказал, что использование в вузе дидактических комплексов позволяет интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс, значительно активизировать познавательную деятельность обучающихся, проводить оперативный контроль за ходом усвоения знаний, вести статистику успеваемости и диагностировать уровень подготовки каждого обучающегося и группы в целом.

В работах Д. Севеджа отражается своевременность и необходимость перехода от «технологичного» к «личностному» подходу в области применения информационных технологий: «На заре восьмидесятых мы были увлечены всем тем, что можно сделать с помощью компьютера, программного обеспечения и периферийных устройств. Например, очень популярными в то время были обсуждения скорости процессоров. То есть невозможно было отвлечься от самих технологий.

Сегодня же самой популярной становится фраза «личностно ориентированное обучение» и акцент делается на совершенствовании процесса обучения, а не технологии. Это не означает полного игнорирования компьютерных технологий: мы занимаемся самыми разными вопросами – связь, широкополосный доступ, электронное портфолио, электронное оценивание, защита данных, интерактивные доски, программное обеспечение, контент, аппаратное обеспечение. Но мы возвращаемся к осознанию того, что доверие педагогов – это то, что будет продвигать вперед процесс трансформирования обучения».

Проблема всестороннего обеспечения учебного процесса в вузе всегда находилась и находится в центре внимания педагогов-исследователей. Вместе с тем анализ научных публикаций за последние два десятилетия приводит к выводу, что единых, принимаемых всеми учеными научных подходов к раскрытию сущности данного феномена до сих пор не выработано. Об этом может свидетельствовать тот факт, что данное понятие не вошло даже в Российскую педагогическую энциклопедию.

В различных источниках можно встретить обоснование таких видов обеспечения учебного процесса, как методическое, учебно-методическое, дидакто-методическое, системно-методическое, научно-методическое, программно-методическое и др.

В числе возможных факторов, которые могли бы составить основу интегративных подходов для унификации методики цифровой трансформации  высшего образования [3], можно отметить:

– реализацию единого подхода, согласно которому все средства цифровой трансформации  образования рассматриваются в качестве образовательных электронных изданий и ресурсов, для которых формируется единый комплекс требований качества;

– унификацию формирования содержания средств цифровой трансформации , выработку формальных методов описания и структуризации содержания образовательных областей [4];

– единообразное использование компьютерных иерархических структур как непосредственно в учебном процессе [5], [8], так и в разработке новых средств обучения;

– введение единой для всех средств цифровой трансформации  системы спецификаций; – реализацию единой унифицированной экспертизы средств цифровой трансформации  образования;

– соблюдение единой терминологии в разработке, экспертизе и эксплуатации средств цифровой трансформации  образования.

Виды информационной деятельности отличаются друг от друга в зависимости от использования каналов информации. Неоспорим тот факт, что наиболее информативными являются те, где применяются средства информационных электронных технологий [9].

Характерной особенностью современной науки является бурный рост данных, получаемых в результате исследований. Общий объем научно-технической литературы в настоящее время удваивается каждые 8-10 лет. Но это лишь около одной трети научных материалов. Остальные две трети (диссертации, отчеты и др.) не попадают в печать, хотя во многих случаях рукописные материалы представляют для ученых не меньший интерес, чем опубликованные [10].

Перед специалистами всегда стоит трудная проблема:

Как отыскать по интересующему вопросу новое и передовое? Как из такой массы информации выбрать ту, которая ему необходима? Научный сотрудник тратит более трети рабочего времени на то, чтобы установить, что уже сделано по теме его исследований.

Чтобы повысить эффективность труда научных работников, создана служба научно-технической информации (НТИ), которая решает следующие задачи:

- сбор и переработка документальной информации с целью быстрого оповещения ученых и специалистов в области науки и техники.

- хранение  информации в информационно-поисковых системах (ИПС), позволяющих осуществлять быстрый поиск нужных знаний.

- переработку информации в информационно-логических системах (ИЛС) для получения новой информации.

Система НТИ включает в себя центральные и отраслевые институты научной и научно-технической информации, межотраслевые и территориальные центры и библиотеки.

Методика применения в образовательном процессе новых технологий на сегодняшний день не имеет определенного стандарта:

1. Использование в качестве источника знаний основных типов печатных документов и изданий:

– учебники, учебные пособия;

– непериодические издания (научно-популярная, производственная, документальная (нормативная), массово-политическая, рекламная, художественная, издания для досуга, информационная литература);

– периодические издания.

2. Использование в качестве источника знаний различных электронных документов и изданий, образовательных мультимедийных продуктов:

– электронные учебники и различные типы компьютерных программ учебного назначения;

– различные типы мультимедийных продуктов;

– электронные газеты и журналы.

3. Составление информационного запроса для поиска информации. Составление информационного запроса для ввода в автоматизированную поисковую систему.

4. Поиск информации:

– в справочных изданиях (энциклопедии, словари, справочники);

– библиотеке.

5. Поиск информации:

– в электронных справочных изданиях (электронные энциклопедии, словари, справочники);

– в сети Интернет, электронных базах.

6. Владение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации: составление библиографического описания, плана, выписки, цитаты, тезисов, резюме, конспекта, аннотации, рецензии, обзора литературы, реферата.

7. Владение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации: составление с помощью различных компьютерных средств библиографического описания, плана, выписки, цитат, тезисов, резюме, конспекта, аннотации, рецензии, обзора литературы, реферата.

8. Подготовка и оформление результатов самостоятельной работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.

9. Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной работы.

10. Подготовка и представление публичного выступления, доклада. Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации.

11. Участие в публичной дискуссии. Участие в телеконференции.

12. Составление и отправка письма. Создание, отправка и получение электронных писем.

Изучив опыт внедрения компьютерных технологий различных педагогов-исследователей и практиков, мы пришли к выводу, что предложенные технологии имеют ряд схожих алгоритмов, которые включают:

– изучение специфики образовательной (предметной) области для практической цифровой трансформации  учебного процесса;

– выявление в образовательном процессе элементов, требующих компьютеризации;

– анализ, отбор или разработку новых компьютерных программ и программно-методических средств для обеспечения образовательного процесса;

– разработку документации по внедрению информационных средств (описание программ, пояснительные записки, методические рекомендации);

– обобщение практического опыта, отслеживание новых педагогических тенденций и направлений развития технических средств.

Из перечисленных элементов алгоритма не все еще, в должной мере, получили отражение в экспериментальной работе. Так, проектированию и созданию обучающих программ уделяется значительное внимание и в теории, и на практике, в сфере же их методического применения и ознакомления с ними широкого круга педагогов вуза обнаруживается определенный вакуум.

Информационные ресурсы общества становятся сегодня определяющим фактором его научно-технического и социально-экономического развития. Поэтому способность той или иной страны формировать, сохранять, распределять и эффективно использовать эти ресурсы в значительной степени определяет сегодня ее конкурентную способность в мировом сообществе и рассматривается в качестве одного из необходимых условий обеспечения ее национальной безопасности.

Россия в этом плане отстает от европейских государств. В настоящее время существует множество организаций, занимающихся исследованием проблем цифровизации общества и образования. Назовем некоторые из них:

1.    ФГУ ГНИИ ИТТ «Информатика».

2. РАО «Институт цифровизации образования» (выпускает периодический научно-методический журнал «Информатизация образования и науки»).

3. Международный центр цифровизации – ведущая организация, призванная способствовать формированию единого мирового информационного пространства и устанавливать неофициальные связи между учеными, бизнесменами, государственными и политическими деятелями, решать фундаментальные, исследовательские и прикладные проблемы, связанные с созданием информационно-распределенного общества, гарантировать информатизацию всех сфер человеческой деятельности, обучать и аттестовывать специалистов высшей квалификации.

 Для достижения указанных целей эти организации участвует в формировании и деятельности: университетов, академий, научных центров, институтов, колледжей, факультетов и отделений с целью обучения и переобучения специалистов высшей квалификации; международных, межрегиональных, региональных отделений и других структур по различным отраслям человеческой деятельности; научных комиссий и экспертных комитетов для оценки и аттестации проектов и научной квалификации специалистов в различных сферах деятельности.

В его состав входят:

– Международная академия наук (ISA);

– Всемирный информационно-распределенный университет (WIDU);

– Информационный центр (IC);

– Европейская ассоциация университетов и высших школ (EAUHS);

– Международная ассоциация высших аттестационных комитетов и комиссий (полномочий) (AIHACC);

– Комитет по присуждению ордена «Наука, образование, культура» при ООН.

Информатизация образовательного процесса – один из основных приоритетов в развитии высшей школы, качественно новый этап для всей системы высшего образования, перспективное направление повышения эффективности процесса обучения в вузе. При этом следует отметить, что ключевыми факторами обеспечения деятельности вуза на сегодняшний день являются:

– современные информационно-коммуникационные технологии, конкурентоспособные, с точки зрения стратегического развития;

–   образовательные ресурсы, созданные с использованием ИКТ;

– инновационная система образования, отвечающая требованиям цифрового будущего.

Вместе с тем активное и систематическое использование  ЦИТ на современном этапе развития образования определяет необходимость дополнения и совершенствования понятийного аппарата информатизации образования. В связи с этим представим обоснование и описание ряда определений некоторых терминов и словосочетаний, касающихся процессов использования ЦИТ в образовательных целях.

1. Цифровой образовательный ресурс – это учебное средство, реализующее возможности ЦИТ, и обеспечивающее: экранное представление учебной информации; интерактивное взаимодействие как  между субъектами образовательного процесса, так и между ними и информационным ресурсом; автоматизацию контроля результатов обучения и продвижения в учении; автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением.

2. Цифровизация образовательных услуг – это реализация возможностей ЦИТ для обеспечения автоматизации процессов:

·                   получения образовательного контента, а также методических консультаций по его освоению в электронной форме адекватно индивидуальным возможностям и предпочтениям обучающегося;

·                   контроля результатов обучения или продвижения в обучении с предоставлением соответствующих значений критериев, рейтингов и иных показателей уровня обученности или компетентности обучающегося с  предоставлением ему методических комментариев в электронном виде по исправлению ошибочных действий;

·                   идентификации (по предоставленным в электронном виде документам) личности обучающегося при: записи и посещении им учебно-методических мероприятий в условиях индивидуальной, групповой, коллективной учебной деятельности, в том числе, осуществляемой в условиях удаленного доступа; сдачи или получении личных документов, в том числе при экзаменах, опросах и прочих контрольных мероприятиях;

·                   совместного создания: обучающимися электронного (или цифрового) образовательного ресурса, в том числе в условиях удаленного доступа к преподавателю (преподавателям), выступающего (щих) в качестве научно-методического руководителя; электронного (или цифрового) образовательного ресурса коллективом разработчиков, в том числе распределённой группой разработчиков;

·                   проверки письменных работ обучающихся на научность, на грамотность текста, на отсутствие заимствования из других научно-методических источников, на соответствие содержания текста предложенной тематике, на неадекватность фрагментов текста предложенной тематике;

·                   участия обучающегося в web-конференциях, в профессиональных социальных сетях и в иных профессиональных сообществах, реализованных на базе Интернет.

3. Цифровизация информационного взаимодействия это реализация возможностей ЦИТ для виртуальной передачи-приема информации, представленной в любом виде, как между пользователями, так и между ними и интерактивной информационной системой при реализации обратной связи, развитых средств ведения интерактивного диалога.

4. Цифровизация информационно-методического обеспечения учебного процесса образовательной организации это реализация возможностей ЦИТ для обеспечения образовательного процесса необходимыми научно-педагогическими, учебно-методическими, информационно-справочными, инструктивно-организационными, нормативно-методическими и другими материалами, представленными в электронном виде, которые используются в учебном процессе конкретной образовательной организации.

5. Цифровизация информационной деятельности это процесс реализация возможностей ЦИТ для автоматизации  сбора, обработки, применения, передачи, тиражирования, формализации, представления учебной информации, осуществляемой  субъектами образовательного процесса.

6. Цифровизация управления образовательной организацией – это реализация возможностей ЦИТ для осуществления:

·                    проектирования развития образовательной организации или научно-исследовательского учреждения и оперативного планирования образовательной или научной деятельностью;

·                    информационной деятельности и информационного взаимодействия  при осуществлении образовательной или научной деятельности, при ведении делопроизводства в образовательном или научном учреждении;

·                    информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса, администрацией и иными заинтересованными лицами в процессе использования информационного, учебно-методического и научно-педаго­гического обеспечения;

·                    информационной поддержки современных методов ведения делопроизводства в образовательном или научном учреждении, в том числе электронного документооборота;

·                     принятия управленческих решений с возможностью дистантного оповещения о принятых решениях

7. Цифровизация информационного обеспечения деятельности образовательной организации и организационного управления процессами документооборота – это реализации возможностей ЦИТ для функционирования следующих процессов:

·                    общая обработка электронных документов, их верификация, оформление, тиражирование;

·                    хранение и использование электронных документов, в том числе с использованием облачных технологий;

·                    обеспечение сквозной доступности электронных документов без их дублирования на твердом носителе, дистанционная совместная работа сотрудников и служащих над электронным документом;

·                    поддержка информационного сетевого взаимодействия, общения между сотрудниками (служащими) с их рабочих мест;

·                    различные виды информационного взаимодействия по информационным сетям или каналам телекоммуникаций;

·                    персональная и коллективная обработка данных и электронных документов, в том числе дистанционная, средствами телекоммуникаций;

·                    обмен информацией между базами данных, содержащих научно-педагогическое, учебно-методическое, нормативно-правовое и программное обеспечение;

·                    использование распределенного информационного ресурса локальных и глобальной информационных сетей;

·                    интеграция электронной и вербальной коммуникаций;

·                    ведение персональных баз данных, в том числе с дистанционным доступом;

·                    ввод/вывод данных или фиксированных форм электронных документов.

8. Цифровизация обеспечения информационной безопасности личности это реализации возможностей ЦИТ для автоматизации процессов обеспечения защиты:

- от противозаконной информации (пропаганда насилия, терроризма, суицида, «очернение» человека; вовлечение в запрещенные интернет-сообщества; вымогательство; запугивание);

- от предоставления недостоверной, нелегитимной, агрессивной информации;

- от этически некорректной информации, пропагандирующей нарушения норм и правил поведения человека в обществе;

- личной информации, в том числе персональных данных;

- от вмешательства в частную информацию, определяющую статус индивидуума.

9. Цифровизация образовательных услуг - это реализации возможностей ЦИТ для автоматизации процессов:

·                     получения образовательного контента, методических консультаций по его освоению адекватно индивидуальным возможностям и предпочтениям обучающегося;

·                     контроля результатов обучения, продвижения в обучениях с методическими комментариями по исправлению ошибочных действий и решений;

·                     записи на учебно-методические мероприятия в условиях индивидуальной, групповой, коллективной учебной деятельности;

·                     совместного создания цифрового образовательного ресурса, как в условиях научно-методического руководства со стороны преподавателя, так и распределённой группы профессиональных разработчиков;

·                     проверки письменных работ обучающихся на научность и грамотность текста, на отсутствие заимствования из других научно-методических источников, на соответствие содержания текста предложенной тематике, на неадекватность фрагментов текста предложенной тематике;

·                     организации web-конференций, профессиональных социальных сетей и иных профессиональных сообществ, реализованных на базе Интернета.

В заключении отметим целесообразность и необходимость развития понятийного аппарата научной области «Информатизация образования» в связи с активным и систематическим использованием ЦИТ в образовательных целях при интеллектуализации процесса обучения, осуществляемого в сберегающих здоровье, условиях [6]; [7]; [10].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ:

 

 1. Гриншкун, В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств цифровизации образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:,,www.dissertations, archive,index.php.

2. Образцов, П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях цифровизации высшей школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:,,[email protected].

3. Роберт, И.В. Теория и методика цифровизации образования (психологопедагогический и технологический аспекты), ИИО РАО. – 2-е изд., доп. – М., 2008. – 274 с.

4. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст] : учеб.-метод. пособие для пед. вузов , И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова ; под ред. И.В. Роберт ; ИИО РАО. – М., 2006. – 374 с. 5. Сэвэдж, Д. ИКТ: пришло время стать персональными, Информатика и образование. –2006. – № 3. – С. 6–10.

5. Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях интеллектуализации деятельности и информационной безопасности субъектов образовательного процесса // Педагогическая информатика – 2017 – № 2. С. 12-30

6. Толковый словарь слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / Составители: И.В. Роберт, Т.А. Лавина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 108 с.

7. Ро­берт, И. В. Раз­ви­тие по­ня­тий­но­го ап­па­ра­та пе­да­го­ги­ки: циф­ро­вые ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии об­ра­зо­ва­ния / И. В. Ро­берт // Педагогичес-кая ин­фор­ма­ти­ка. – 2019. – № 1. – С. 108–121.

8. Козлов О.А в сборнике: Цифровизации  образования – 2014. Материалы Международной научно-практической конференции. Современные проблемы подготовки педагогических и управленческих кадров в области применения ИКТ в профессиональной деятельности, Е.В. Данильчук, А.Н. Сергеев, Н.В. Борисова, С.Н. Касьянов, Л.Ю.Кравченко, К.А. Попов, Е.М. Филиппова. 2014. с. 283-287.    

9. Козлов О.А., Михайлов Ю.Ф. Особенности развития уровневой системы управления профессиональным образованием В сборнике: Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Печатается по решению Ученого совета Института социально-гуманитарных технологий, протокол № 8 от 20 апреля 2017 года. 2017. с. 359-362.

10. Козлов О.А. Принципы использования информационных технологий обучения в образовательном процессе технических вузов. Ученые записки ИИО РАО. 2001. № 5. с. 168-182.


Скачано с www.znanio.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Обозначена деятельность ведущих организаций, занимающихся исследованием проблем цифровой трансформации общества и образования

Обозначена деятельность ведущих организаций, занимающихся исследованием проблем цифровой трансформации общества и образования

Компьютерные технологии развиваются стремительно, темпы же их осмысления преподавателями-методистами отстают от теоретических разработок

Компьютерные технологии развиваются стремительно, темпы же их осмысления преподавателями-методистами отстают от теоретических разработок

Особенную проблему цифровой трансформации высшего образования представляет подготовка и переподготовка педагогических кадров для использования новых информационных технологий в образовательном процессе

Особенную проблему цифровой трансформации высшего образования представляет подготовка и переподготовка педагогических кадров для использования новых информационных технологий в образовательном процессе

Еще одной проблемой, связанной с разработкой и использованием информационных технологий и ресурсов в образовании, является практическая невозможность универсальной подготовки педагогических кадров, способных комплексно использовать преимущества…

Еще одной проблемой, связанной с разработкой и использованием информационных технологий и ресурсов в образовании, является практическая невозможность универсальной подготовки педагогических кадров, способных комплексно использовать преимущества…

Подобные комплексы практичны и удобны в использовании в образовательном процессе вузов

Подобные комплексы практичны и удобны в использовании в образовательном процессе вузов

Виды информационной деятельности отличаются друг от друга в зависимости от использования каналов информации

Виды информационной деятельности отличаются друг от друга в зависимости от использования каналов информации

Составление информационного запроса для поиска информации

Составление информационного запроса для поиска информации

Россия в этом плане отстает от европейских государств

Россия в этом плане отстает от европейских государств

Цифровой образовательный ресурс – это учебное средство, реализующее возможности

Цифровой образовательный ресурс – это учебное средство, реализующее возможности

Цифровизация информационной деятельности – это процесс реализация возможностей

Цифровизация информационной деятельности – это процесс реализация возможностей

Цифровизация обеспечения информационной безопасности личности – это реализации возможностей

Цифровизация обеспечения информационной безопасности личности – это реализации возможностей

Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях интеллектуализации деятельности и информационной безопасности субъектов образовательного процесса //

Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях интеллектуализации деятельности и информационной безопасности субъектов образовательного процесса //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2024