Статья на тему: «Приемы формирования нравственных ценностей обучающихся на уроках в начальной школе»
«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». А.С. Пушкин.
Федеральный государственный стандарт второго поколения устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.
Ни крепкая воля, ни твёрдый характер, ни высокий ум сами по себе ещё не гарантируют ценности человека как члена общества. Важно на что направлена воля, над чем работает ум, в каких действиях проявляется характер человека. Вот над чем должны призадуматься мы воспитатели, не тогда, когда личность и поведение ребёнка уже оформились и выявились, а тогда, когда они ещё формируются, когда они ещё отличаются гибкостью и легко поддаются воздействию.
Категория «ценность» - одно из ключевых понятий современной общественной педагогической мысли. Какие же ценности можно считать нравственными? В педагогической литературе авторы вкладывают в понятие «нравственные ценности» то, чем дорожит человек, включая уже достигнутое, определяют их как факторы, придающие человеку стойкость, сопротивляемость, надёжность. Помните, как у С. Острового в поэме «Мать»: «Ты меня научила не прятать у сердца обид. Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая? Если слово ты дал, это значит на веки, гранит. Если в гору идешь, поднимайся, других не толкая».
На мой взгляд, нравственные ценности – это те ценности, которые действуют в любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальные нравственные ценности: Жизнь, Красота, Человек, Труд, Познание, Добро. Т.е. нравственные ценности можно рассматривать, как методологическую основу нравственного воспитания.
Работая над проблемой ориентации учащихся на нравственные ценности, я поставила задачу слить воедино содержание учебного и дидактического материала, саму организацию урока и воспитательную работу.
Подбор учебного материала, при правильной подаче учителя, наиболее полно способствует развитию учащихся (их ума, воли, чувств), так же даёт возможность пересмотреть проблему воспитания личности в процессе обучения, тем самым позволяет слить воспитание, развитие, обучение в единое целое.
Само содержание учебных предметов помогает осознать, что окружающий мир существует по своим объективным законам, ориентируется на усвоение нравственных норм, без которых невозможна жизнь в обществе.
Например,произведения литературного курса, как «Косточка», «Орёл», «Филиппок», «Как волки учат своих детей», «Пожар», «Булька» Л.Н. Толстого; «Спор деревьев», «Лес и ручей», «Лиса Патрикеевна», «Пчёлки на разведках» К.Д. Ушинского; «Кот – ворюга» К. Паустовского и многие другие, глубоки по мысли и позволяют выполнять воспитательную роль косвенными путями. То есть через переживания, соучастие, часто не выраженные словами, художественные произведения позволяют развивать общечеловеческие качества. Правильно работая, с этим материалом на уроках, позволяет учителю содействовать формированию нравственных ценностей обучающихся.
Хочется отметить и необычную глубину сказок. Например:
На уроке, после прочтения «Сказки о рыбаке и рыбки» А. Пушкина ребята давали такие определения: «если человек плохой, то его никто не любит» или «… старик добрый, поэтому рыбка ему помогла».
Однако, на уроках естественнонаучного цикла очень трудно отыскать пути решения для обучения, на эмоциональной основе ориентируя обучающих на усвоение нравственных норм. Я нашла свой выход из этой ситуации. Так появились сюжетные уроки: «Банковские служащие», «На поиски птицы счастья», «Экономическая игра», «Посади дерево». «Дом мечты» и др.
Для организации этого урока необходимо 2-3 минуты в начале для эмоционального настроя детей на урок и 2 минуты в конце урока для подведения итогов и завершения сюжета. Этим приемом я добиваюсь наименьшей потери времени на уроке, но самое главное, в классе нет равнодушных глаз.
Например: Урок «Дом мечты».
Ребята, народная мудрость гласит: «Человек прожил жизнь не зря, если он вырастил ребенка, посадил дерево и построил дом». Дом, который стоит на кирпичиках терпения, любви, понимания, мудрости. И сегодня мы с вами будем строить дом, но нашим строительным материалом будут ваши знания, умения и сообразительность.
Дальше урок идет обычным ходом. На доске выставлены кирпичики с математическими заданиями. Это этапы урока. По ходу решения определенных заданий кирпичики переворачиваются, и на доске в процессе урока выстраивается дом. А завершением урока стало построение крыши «хорошего настроения».
Итак, ребята, с помощью ваших знаний мы построили на этом уроке дом. Я вам желаю, чтобы у каждого из вас в вашей жизни появился свой дом, не просто жилище с крышей над головой, а место, где вас будут любить, и ждать, понимать и принимать такими, какие вы есть.
Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучению социального поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов расширения социальных ситуаций. На уроках русского языка работа с текстом тоже приобретает нравственную направленность.
Хорошо воздействуют на эмоциональную сферу детей, воспитывают чувства сопереживания такие тексты, которые хорошо использовать при обучению изложению.
Например: Лорд и зайчишка. Изложение.
Вот, топая тяжёлыми сапогами, вошли в дом охотники. И побросали битую дичь в угол. А подранок, подбитый зайчишка, тут оказался. Он тихо пищал, но никто его не слышал. Только Лорд – огромная лохматая собака - большим сердцем своим его услышал. Это была не простая собака. Когда она важно шла по деревне, то все собаки уходили с дороги. Люди её уважали за отвагу, силу и благородство. Так вот это Лорд приметил зайчишку и прилёг к нему. И стал зализывать раны у зайчишки. А потом целую неделю лежал около него и никого не подпускал к раненому зайчишке. А когда зайчишка выздоровел и совсем поправился, то Лорд проводил его в поле. И по следам потом люди догадались, что собака и зайчишка весело играли на снегу.
Так же на уроках можно использовать физкультминутки имеющие текстовую направленность на формированию нравственных ценностей.
Например: Физкультминутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно соединяют пальчики обеих рук)
Будем мир мы защищать! (Жмут руки друг другу)
На границе встанем, (Прямые руки вытягивают вперёд)
Всех врагов достанем. (Шаг, выпад вперёд)
Будем чаще улыбаться, (Повороты в стороны, улыбаются друг другу)
А не ссориться и драться! (Обнимаются друг с другом)
Физкультминутка «Дружная семья»
Мама, папа, брат и я – (Загибаем пальчики.)
Вместе дружная семья! (Зажимаем в кулачок.)
Мы шагаем по планете –
Вместе – взрослые и дети! (Шагаем на месте.)
Чтобы мир нам сохранить,
Мы должны уметь дружить! (Пожать друг другу руки.)
День у нас такой хороший
Дружно хлопаем в ладоши! (Хлопаем в ладоши.)
Для того чтобы освободить эмоциональную сферу ребёнка от натиска негативных факторов жизни, помогают в 1 -2 классах минуты эмоционального настроя на урок:
Утром солнце большое встаёт.
Лучики тёплые нам подаёт.
Ты же руку друг другу подай.
Соберись! Улыбнись! На вопрос отвечай!
В 3,4 классах с этой целью можно использовать психологические тренинги.
Хочется отметить, что в сегодняшнее время школьники, не имея возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки, становятся всё более агрессивными и неуправляемыми. В этой ситуации можно организовать интерактивные игры, которые научат детей логически мыслить, анализировать, справляться со страхами и стрессами, разрешать конфликты с окружающими без агрессии, уважая точку зрения других людей, и следовать социальным нормам и правилам поведения.
1. Интерактивная игра «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ».
Цель: Научить детей считаться с настроением друг друга и улучшать психологический климат в классе, иногда в конце урока дети могут изменить свой рисунок.
Инструкция. Бывают дни, когда мы чувствуем себя не лучшим образом. У нас по каким-то причинам испорчено настроение. Как же дать понять другим, что нам хочется побыть в одиночестве? Мы можем показать одноклассникам свой «прогноз погоды», ведь погода бывает разная: пасмурная, дождливая, ветреная, снежная, солнечная, ясная и т.д. Возьмите бумагу, карандаши и нарисуйте свою погоду, которая соответствует сейчас вашему настроению. Или просто напишите большими буквами: «надвигается гроза», «светит солнце» «идёт дождь» и т.д.
Дети, как взрослые, иногда не ценят свои успехи и достижения, сосредоточившись лишь на ошибках и неудачах. Интерактивная игра «КОПИЛКА ХОРОШИХ ПОСТУПКОВ» поможет им закончить школьную неделю приятными переживаниями. Её целесообразно давать в конце последнего урока недели.
2. Интерактивная игра «КОПИЛКА ХОРОШИХ ПОСТУПКОВ».
Цель: игра поможет детям самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя среди них хороши, и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом новых побед.
Инструкция: Для начала пусть каждый из вас вспомнит, над чем он особенно потрудился на этой неделе. Например, выполнил сложное домашнее задание, помог однокласснику убрать классную комнату и т.д. Выберете три поступка, которыми вы гордитесь, и напишите их на листе бумаги, после этого похвалите себя: «Петя, ты на самом деле сделал это здорово!». Запишите и эту фразу.
Приведенные выше примеры способствуют формирования нравственных ценностей обучающихся на уроках в начальной школе, другими словами духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, органически входящим в учебно-воспитательный процесс и составляющим его стержневую основу.
То есть позволяют соединить воедино развитие, обучение и воспитание.
А от того, что мы, педагоги, вложим в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, чего он достигнет в дальнейшем, как будет он строить свои отношения с окружающим его миром. А это одна из актуальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями России сегодня.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.