Статья на тему:
«Приобщение детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности».
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие на сегодняшний день в дошкольном образовании, требуют от педагогов новых форм организации педагогического процесса в ДОУ. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей.
Познавательно-исследовательская деятельность занимает не менее важное место в организации самостоятельной деятельности дошкольников, чем игровая. Эта деятельность прогрессирует в наш век модернизации, но это не является новшеством в образовании, еще в начале ХХ века известный прогрессивный общественный деятель России, врач и педагог Лесгафт П.Ф. писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других»
Склонность к исследованиям свойственна
всем детям без исключения, именно поэтому свою работу я решила направить на
развитие и укрепление исследовательской деятельности моих воспитанников. С этой
целью мною проводится работа, как с детьми, так и с родителями.
В первую очередь в группе был организован исследовательский центр с
разнообразными приборами, такими как:
1. весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
2. разнообразные сосуды из различных материалов (стекла, металла, пластмассы);
3. природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
4. гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
5. бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
6. мука, соль, сода, различные крупы, свечи, фонарики;
7. схемы для проведения опытов.
В группе ведется целенаправленная работа с
родителями по формированию исследовательских навыков. С этой целью проводятся
родительские собрания в нетрадиционной форме, на которых родители узнают о
способах организации проектной деятельности и знакомятся с исследовательскими
методами обучения. Также для родителей проводятся консультации об
исследовательской деятельности. Выпускаются информационные стенды по данному
вопросу.
Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы,
плакаты, организуют фотосессии и многое другое.
Родители участвуют в пополнении необходимыми материалами и оборудованием уголка
экспериментирования, способствуют удовлетворению познавательных интересов
дошкольников в домашних условиях. Являются непосредственными участниками в
проведении экскурсий, туристических походов, которые тоже способствуют развитию
исследовательских способностей детей.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания - не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Список
литературы:
1. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на
экологической тропе.- Изд. «Учитель»,2011- 174 с.
2. Савенков А.И. « Методика исследовательского обучения дошкольников. – Изд. «
Учебная литература», 2010 – 125 с.
3. Деркунская В.А. « Проектная деятельность дошкольников» -М.- « Центр
педагогического образования», 2013 – 141 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.