Статья на тему: «Проектная деятельность младших школьников»
Актуальность темы
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию
Описание материала: С введением в школах ФГОС второго поколения важное
место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность
школьников. Предлагаю Вашему вниманию статью о достигнутых результатах
проектной деятельности в начальной школе. Думаю, что данный материал будет
полезен не только учителям начальных классов, но и другим педагогам, в качестве
консультационного материала по использованию проектной деятельности в своей
работе.
Цель: Передача опыта.
Задачи:
- донести работу по проектной деятельности на
практике;
- вызвать интерес к исследовательской и
проектной деятельности в целом;
- развивать умения по созданию проекта и
исследовательской работы;
- призвать к активному применению в
образовательных учреждениях проектной деятельности, как одной из современных
образовательных технологий.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.
С сентября 2013 года я работаю по методической теме «Проектная деятельность младших школьников».
Выбор темы продиктован тем обстоятельством, что на данный момент проектная деятельность является необходимым способом развития и обучения детей, средством развития познавательного интереса, ускорения развития мышления ребенка.
Деятельность эта необыкновенно важна и необходима в работе с детьми. Так как именно она содержит в себе такие компоненты, как целеполагание, планирование, выдвижение гипотезы (предполагаемого результата всей работы), постановку задач исследования и работу с различными литературными источниками.
Все это неотъемлемая часть работа над проектами и необходимый фактор прогрессивного развития детей. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Включение младших
школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать,
предвидеть, формирует адекватную самооценку. 3 года
веду внеурочную деятельность - «Проектная деятельность младших школьников».
Таким образом, вместе с детьми занимаемся проектной деятельностью три учебных
года.
Следует отметить, что проектная деятельность в
начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Ведь
метод проектов в образовании не случайно приобрел большую популярность. На
самом деле участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать,
проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также
взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Кроме того, младшие школьники в
процессе реализации проекта получают большую творческую тренировку, что очень
важно, так как основная цель проектов на современном этапе - это социализация
детей.
Полученный опыт, позволяет предположить, что при
правильной организации учебного процесса проектная деятельность весьма успешна,
и приносит - желаемые результаты.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно.
Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.
Рассмотрим подробнее структуру проектной деятельности.
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и
синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Стоит отметить, что эта работа – необходимое средство формирования метапредметных связей и различных УУД.
У проектной работы также можно выделить характерные принципы организации:
- Проект должен быть посильным для
выполнения;
- Создавать необходимые условия для успешного
выполнения проектов
Учитель в данном случае может выступать в различных позициях, - как руководитель проекта, но в большей части проект будет успешным, если учитель будет выступать не в роли руководителя, а в роли помощника (помогать подбирать интересный материал, контролировать работу над проектом на различных его этапах и т.п.)
Также, педагогу необходимо вести
подготовку учащихся к выполнению проектов, оказать помощь в выборе актуальной
темы проекта, подборке литературы, объяснить, как правильно выдвинуть гипотезу,
определить цель, объект и предмет работы. Проект в начальной школе это не доклад и не сухой отчёт – это,
напротив, красочное действие. В его основе лежит развитие познавательных
интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и
ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в
вопросах, связанных с темой проекта, а также развивать критическое мышление.
Метод этот может быть ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –
индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение
определённого отрезка времени.
В работе над проектами стараюсь как можно больше
заинтересовать и родителей учащихся. В этих целях провожу всеобучи,
родительские собрания, где уделяю особое внимание этапам работы над проектом.
Изначально, проект можно разрабатывать по системе педагог+ребенок+ семья, так как помощь семьи в выполнении проектных работ является неоценимой. Затем, ребенок обучается необходимым этапам выполнения работы и система переходит в позицию педагог+ребенок, не исключая, конечно и помощь семьи, ну а затем, на более поздних этапах на систему ребенок+ребенок, ребенок+группа детей, вот тогда уже роль семьи и педагога будет минимальной, дети будут обучены ведению, подготовке и представлению проектов.
В работе со своими учениками мы выполняем проекты по разным предметам, вот например названия некоторых из них: «Выращивание растений» (сроки весна-лето 2013 года, 2 класс, предмет - окружающий мир), «Мое семейное древо» ( сроки март-май 2014 года, 3 класс, предмет – технология, окружающий мир).
Необходимо также отметить важность самостоятельного выбора темы проекта самим детьми, ведь именно та тема, которая будет интересна ребенку, будет раскрыта им наиболее полно и информативно.
Участвовали в муниципальном конкурсе, готовили экологический проект «Покормите птиц зимой».
В этом учебном году провела открытое занятие по внеурочной деятельности «Вклад семьи в историю страны», где красной нитью была тема: «Проектная деятельность в рамках ФГОС второго поколения». В помощь над работой исследовательской и проектной деятельностью, готовлю и распространяю памятки для учащихся и для их родителей. Некоторые родители заинтересованы и являются активными помощниками, чему я, безусловно, очень рада.
На мой
взгляд, проектная деятельность в современном обществе - это будущее нашей
педагогики в целом. Она способствует развитию личности, как детей, так и
взрослых. Дети сами выбирают пути решения поставленной, выбранной ими проблемы,
сами собирают информацию, сами реализуют проект. Педагог и родители только
помогают и направляют.
Своим опытом с огромным удовольствием делюсь с
коллегами
Но, не стоит забывать и о том, что есть категории детей, которым не под силу самостоятельно выполнить проектную работу. Это стеснительные дети, боящиеся публики и выступлений, ведь необходимой и важной частью работы над проектом является его защита.
Что же, отказаться от такой работы с этими детьми? На этот вопрос каждый педагог может иметь свое мнение и отвечать по-разному. Да, не скрою и мне хотелось облегчить свою задачу и не работать над проектами с такими «не говорящими» детьми.
Но, делать этого не стала. Просто объединила этих детей в отдельную группу и там работаю с ними над проектами, идет тяжело, защита выходит очень трудно и не всегда, но во всех перечисленных в моей работе проектах, эти дети участвуют, стараются их защищать.
Подведем итог: проектная деятельность способствует формированию
ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям
жизнедеятельности. В работе над проектами дети учатся ставить перед собой
цели, определять задачи своей работы, а главное, достигать результата и быть в
этом успешными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.