Статья на тему: "Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения"
Оценка 4.9

Статья на тему: "Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения"

Оценка 4.9
docx
02.11.2021
Статья на тему: "Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения"
Формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения.docx

Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения

Актуальность проблемы. В последние годы в начальную школу поступают дети, которые имеют психологические  и социальные проблемы, педагогически запущены, отягощены хроническими заболеваниями и психическими нарушениями. Зачастую дети не проявляют интереса к познанию, поэтому их часто преследуют в учебе неудачи и тогда возникает необходимость развития познавательного интереса школьника в условиях современного обучения.

Цель статьи. Выявить различные способы и приёмы, способствующие развитию познавательных интересов младшего школьника в условиях современного обучения.

Познавательный интерес-это интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления, большую роль в этом играет классный руководитель. Он, непосредственно и каждодневно реализует некоторые задачи, в целях образования личности ребенка, одной из них является формирование ответственного отношения к учению, что не может быть без развития интереса к познанию.

Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы современного воспитания и образования в современном обучении. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. Для нас учителей начальных классов, одна из важнейших задач- это повышение качества учёбы школьника.

Что же конкретно способствует развитию познавательного интереса младшего школьника в современном учебном процессе?

В данной работе будет описана система работы по развитию познавательных интересов детей в процессе их обучения. Система работы по развитию познавательных интересов школьников должна проходить не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов, отработку содержания обучения. Важное  значение в решении этого вопроса в своей педагогической деятельности нужно отводить развитию интереса у младших школьников к учению, процессу знания вообще.

Задача современного обучения не только дать широкое образование, но и как  расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный процесс и ведущая роль в этом процессе принадлежит школе, а также выявление условий формирования познавательного интереса младших школьников; активное включение учащихся с низким уровнем познавательного интереса в процесс обучения и, конечно, организация деятельности учащихся по формированию познавательного интереса младших школьников.

Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению..

Опираясь на личный педагогический опыт и на специальные исследования, выделяю условия, соблюдение которых, на мой взгляд, способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников:

-максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся

Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

-оптимальный уровень развития учащихся во время учебного процесса

- эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса

Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика. Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие - опосредованно.

Используя диагностику Г.В.Репкиной, Е.В.Заики можно выделить уровень сформированности учебно-познавательного интереса.

Эта диагностика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Отмечаю наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика, заполняя таблицу.

                       

 

 

 

 

                                                                                  

 

Таблица 1

                                   Лист наблюдений за обучающимися _____ класса

п/п

ФИ ученика

Уровни сформированности учебно-познавательного интереса

Отсутствие интереса

Реакция на новизну

Любопытство

Ситуативный познавательный интерес

Устойчивый познавательный интерес

Обобщенный познавательный интерес

1

2

3

4

5

6

1

2

3

Классификация уровней:

1 - несформированность познавательного интереса;

2 и 3 –низкий;

4 – удовлетворительный;

5 –высокий;

6 - очень высокий.

Познавательный интерес может быть ситуативным, ограниченным
отдельными яркими вспышками, как ответ на какую-либо особо эмоциональную ситуацию обучения (эффектный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм).

Такой интерес может быстро остыть, исчезнуть вместе с породившей его ситуацией. Он требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных впечатлений. В структуре личности он не оставляет особого следа, так как интерес её всё время побуждается внешними
средствами, сам школьник остаётся к познанию нейтральным.

Интерес к учению может быть относительно устойчив и связан с
определённым кругом предметом, заданий. Этот уровень устойчивости
познавательного интереса характерен для большинства учащихся, в
которых мотив познавательного интереса как внутренний побудитель их учения ещё не настолько силён, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции, идущей от средств учебного процесса.

Наконец, познавательный интерес школьника может быть достаточно
устойчив. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать и ученик
может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может не учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко не каждого школьника.

Если воспроизведение - первый, начальный этап, то творчество - самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся.

Отсюда их различное назначение в учебном процессе. Если главной задачей воспроизводящей деятельности учащихся является усвоение, накопление знаний, умений и навыков, то цель творческой деятельности — не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и всемерная активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей.

Таким образом, обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивали свои познавательные способности и творческие силы, постоянно совершенствовали методы самостоятельной работы.

Уже с 1-го класса на уроках необходимо систематически использовать чистоговорки, скороговорки, заучивание четверостиший, ребусы, кроссворды, сканворды, загадки, анаграммы, упражнения для развития скорости чтения, расширения поля чтения.

      Ребята с удовольствием разучивают рифмовки, скороговорки, отгадывают загадки со зрительными опорами.

     В работе над четкостью дикции, для тренировки речевого аппарата, а также с целью развития творческих способностей использовать чистоговорки. Чистоговорки, как правило, заучиваются наизусть, хотя на первых порах можно применять и такой прием, как отраженная речь. Дети с удовольствием включаются и в самостоятельное сочинение чистоговорок, например:

            Ал-ал-ал..                                                    . http://gigabaza.ru/images/84/167362/c9fe2831.jpg

Наш малыш упал         

             Ок-ок-ок.                                             ..           http://gigabaza.ru/images/84/167362/43d0d51b.jpg

На улице снежок.                                 

 

Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив, а творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов, развитию творческого мышления, индивидуальности каждого школьника. Зная по опыту, что ребенок может испугаться творческого задания, его непривычной формулировки, я начинаю с простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Творческие задания давать осторожно, постепенно переходя от воспроизводящих работ к творческим. Выполнение творческих заданий требует большой подготовительной работы.

Практически на каждом уроке с первого дня обучения в школе рекомендую использую индивидуальные карточки. Работа с карточками не только привлекает внимание ребят, возбуждает их интерес, но и помогает мне научить детей слышать и понимать инструкции, а также выполнять задания самостоятельно.

Так, например, на уроках грамоты я использую фонетические упражнения по индивидуальным карточкам, которые способствуют закреплению знаний по фонетике, а раскрашивание картинок, различные штриховки тренируют мелкую моторику.

1. Назови пары предметов. Определи, какие звуки в словах разные. Запиши предметы парами, буквы подчеркни.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/j/j9MBLubgQmRstayoVY3CnpdNzW8eKwcrJAxqP0/slide-9.jpg

 

2. Тема: Род имен существительных

  • К данным существительным подбери синонимы и запиши:

Перстень-…

Бастион-…

Занавес-…

Обязанность-…

Безмолвие-…

Мрак-…

Залив-…

Зной-…

Граница-…

Удача-…

Слова для справок: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.

  • Укажи род имен существительных.

      Разгадывание загадок для моих учеников - дело трудное. У ребят небольшой жизненный опыт, узкий кругозор, неразвитое воображение. Поэтому на начальном этапе я стараюсь предлагать детям загадки тоже со зрительными опорами. Вот например.

 Вырос он в березняке.                                       http://gigabaza.ru/images/84/167362/4fe0ae07.jpg

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

     Способствует формированию познавательной активности также следующий вид упражнений.

1.      Соединяя линией предмет и букву, с которой начинается название, дети сопоставляют звук и букву.

http://gigabaza.ru/images/84/167362/3fefbe68.jpg

       Также хочу предложить творческие задания на отдельных этапах учебного процесса на уроках математики для развития внимания, мышления, расширению представлений об окружающем мире способствуют следующие задания.

 1. При правильном решении каждого примера открывать букву из которых состоит имя гостьи нашего урока. Хотите знать ее имя?


4×2×9=72 (М)

60–6×6=24 (А)

(18+9)÷9=3 (Ш)

770–70=700 (Е)

80–64÷8=72 (Н)

48÷(12–4)=6 (Ь)

500–1=499   (К)

600+20=620 (А)


– Молодцы! Решили верно! А вот и Маша!(далее Маша принесла следующие задания…)

Далее также развивать познавательные интересы можно и при решении математических зада и в  классе, например:

 1.Работа над задачей № 575 чтение задачи.(Береза  растет 150 лет. Сосна растет на 220 лет больше, чем береза, а липа на 20 лет растет больше, чем сосна. Сколько  лет растет липа?)

– Действительно задача о трех деревьях. Решите верно, узнаете интересный материал об одном из деревьев.

Ø Решение и запись задачи.

  Береза – 150 лет  <     

  Сосна – ?, на 220 лет больше    

Липа –   ? на 20 лет  больше              

            Решение:

1)    150+220=360 (лет) – сосна

2)    360+20=380 (лет) – липа

(150+220)+20=380 (лет)

Ответ: 380 лет живет липа.

– Молодцы!

– Какое дерево живет больше? (липа)

– А меньше всех? (береза)

1.     Сообщение о березе (ученик подготовил заранее)

·        Берёза является красивым и полезным деревом, а так же самым распространённым деревом в российских лесах..

·        Береза – один из символов России. Поэты восхваляли березу в стихах и песнях.

Предлагаю  вам  интересные факты о березе:

·        Название берёзы  пошло от слова «берегиня», от имени славянской богини, которая считалась матерью всех добрых духов и сил.

·        За сутки весной берёза может дать 10 литров сока.

·        В возрасте 180-200 лет береза достигает высоты 20 метров и  диаметра 61 см

·        Серёжки и почки берёзы используются в медицине.
В России самыми популярными вениками для бани являются берёзовые.

Данный пример показывает метапредметную связь, которая  является актуальным в данной теме, а также при решении задачи происходит развитие познавательных способностей ученика. В едином курсе обучения учебные предметы связаны друг с другом. Один предмет черпает из другого материал, необходимый для развития понятий в данной отрасли знаний и в то же время этот предмет готовит почву для усвоения знаний в других областях.

    Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала интенсификации умственной работы. Включение игр в учебный процесс создаёт у детей радостное рабочее настроение, облегчая переход от игры к серьёзной умственной работе. В начале его внимание проявляется только к игре, а затем к тому программному материалу, без которого она невозможна.

   Игры можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе проверки знаний, умений и навыков. Наиболее часто игры использую на этапе закрепления.

Опыт работы в этом направлении дал возможность получить следующие результаты:

-у учащихся формируется познавательный интерес с первых дней обучения в школе;

-дети активно включились в процесс самообразования и саморазвития;

-ученики приобрели умения и навыки самостоятельной работы;

-повысился уровень знаний.

В заключении  с уверенностью можно сказать, что если целенаправленно применять на различных этапах уроков творческие задания, то можно сформировать у учащихся стойкий познавательный интерес

В данной статье проанализированы лишь некоторые существенные факторы, способствующие развитию у учащихся начальных классов познавательного интереса и познавательной активности в современном учебном процессе.

Выводы. Среди всех общеучебных умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает развитие познавательного интереса. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, их природная любознательность, отзывчивость на все окружающее, особая особенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создаёт благоприятные условия для развития у них познавательного интереса и активности.

       Каждому учителю надо стараться, чтобы на уроках каждый ученик работал активно, увлечённо, чтобы каждая новая задача развивала любознательность, вызывала глубокий познавательный интерес. Это особенно важно в начальных классах, когда ещё только формируется интерес к тому или иному предмету, стремиться вызвать у ребят интерес к работе на протяжении всего урока. В этом оказывает большую помощь сменяемость видов деятельности на уроке, уместное использование ИКТ, дидактических игр и различных занимательных упражнений.

Список литературы

1.      Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

2.      Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977.-254 с.

3.      Бондаревский В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

4.      Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. - Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1970. - 142 с.

5.      Занимательное азбуковедение: Кн.для родителей, учителей и милых детей/ Авт.-сост. В.В.Волина.- М.: Просвещение, 1994.- 400с.

6.      Репкина Г.В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности- Томск.: Пеленг, 1993. - 61 с.

7.      Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 172 с.

8.      Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся / Педагогич. соч. -М.:Педагогика, 1989. - т. 4. - с. 23-89.


 

9.      Скачано с www.znanio.ru

Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения

Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения

Для нас учителей начальных классов, одна из важнейших задач- это повышение качества учёбы школьника

Для нас учителей начальных классов, одна из важнейших задач- это повышение качества учёбы школьника

Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок,…

Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок,…

Таблица 1

Таблица 1

Наконец, познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчив

Наконец, познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчив

Чистоговорки, как правило, заучиваются наизусть, хотя на первых порах можно применять и такой прием, как отраженная речь

Чистоговорки, как правило, заучиваются наизусть, хотя на первых порах можно применять и такой прием, как отраженная речь

Тема: Род имен существительных

Тема: Род имен существительных

М) 60–6×6=24 (А) (18+9)÷9=3 (Ш) 770–70=700 (Е) 80–64÷8=72 (Н) 48÷(12–4)=6 (Ь) 500–1=499 (К) 600+20=620 (А) –

М) 60–6×6=24 (А) (18+9)÷9=3 (Ш) 770–70=700 (Е) 80–64÷8=72 (Н) 48÷(12–4)=6 (Ь) 500–1=499 (К) 600+20=620 (А) –

Серёжки и почки берёзы используются в медицине

Серёжки и почки берёзы используются в медицине

В данной статье проанализированы лишь некоторые существенные факторы, способствующие развитию у учащихся начальных классов познавательного интереса и познавательной активности в современном учебном процессе

В данной статье проанализированы лишь некоторые существенные факторы, способствующие развитию у учащихся начальных классов познавательного интереса и познавательной активности в современном учебном процессе

Репкина Г.В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности-

Репкина Г.В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности-
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021