Словарная работа на уроках русского языка
Большое место в работе каждого словесника занимает словарная работа на уроках русского языка.
Программа предусматривает усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти слова в учебниках заключаются в рамки.
Работа с этими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слов, научит употреблять слово в новом контексте, повысит грамотность. Но слова даются без всякой системы, только в связи с упражнением на данной странице. Потом они встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы.
Перепробовав различные формы словарной работы, мы остановились на ведении учащимися личного тематического словаря. Использование такой книжечки приводит словарную работу в систему.
Все слова, данные в рамках, делим условно на темы, группы. Так, в 5 классе такие группы: спорт, армия, дорога и движение, школа, меры длины и веса, профессия, искусство, общественно-политическая лексика, космос.
В 6 классе: общественно-политическая лексика, школа, литература, искусство, наука, строительство, улица и движение, спорт, армия, нравственные качества. В 7 классе появляются новые темы: связь и почта, театр и искусство, армия и флот, улица и движение, спорт, армия, нравственные качества. В 8 классе: литература, искусство и наука, спорт, армия и флот, улица и движение, школа, нравственные качества.
Из перечня видно, что существует преемственность, учитываются возрастные особенности учащихся, в связи с чем и меняется тематика словарной работы.
На первом уроке объясняются слова, данные в рамке, и еще три-четыре слова из этой группы, которые встретятся позже. Так выполняется принцип опережающего обучения и экономится время на объяснение на следующем уроке. Дальше каждая группа пополняется двумя-тремя словами по мере прохождения учебного материала.
Если на предстоящем уроке в рамке встретились слова, например, из группы «Армия и флот», заранее дается задание на дом повторить слова по этой теме. А на уроке учащиеся пишут словарный диктант или диктант по памяти (проверка домашнего задания). Затем объясняется значение новых слов, данных в рамке, они записываются в словари. Дети придумывают и с ними предложения. Так новые слова естественно входят в сознание учащихся. Можно отдельным ребятам дать задание: найти в словаре значение слов и объяснить их значение на следующем уроке в классе.
Упражнения по тематическому словарю возможны самые разнообразные: словарный диктант, диктант по памяти, объяснительный диктант, сочинение-миниатюра по опорным словам; при работе с карточками – вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, прочитать правильно, расставить ударения.
Толкование значения слова проводится различными способами: с помощью словаря, подбора синонимов, исторического комментария. Большинство слов запоминается лучше, если учитель использует исторический или этимологический комментарий. К такому виду работы могут быть привлечены и учащиеся.
Словарная работа на уроках русского языка очень важна. Такая система работы на занятиях способствует развитию познавательной активности учащихся , их самостоятельности в работе с дополнительной литературой и способствует постепенному пополнению словарного запаса школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.