Статья на тему: «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе»

  • docx
  • 08.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала php3V4eBz_Itogovaya-kontrolnaya-rabota.docx

Статья на тему: «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе»

 

Аннотация.Статьяпосвященавопросамформированияуниверсальныхучебныхдействийвначальнойшколенаурокахокружающегомира, математики, русскогоязыкаилитературногочтения. ДанакраткаяхарактеристикакаждоготипаУУД. Приведеныпримерныезаданияпоформированиюличностных, регулятивных, познавательных, коммуникативныхуниверсальныхучебныхдействий.

Ключевыеслова:универсальныеучебныедействия, регулятивныеуниверсальныеучебныедействия, личностныеучебныедействия, познавательныеуниверсальныеучебныедействия, коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия.

 

Новыесоциальныезапросы, отраженныевФГОС, определяютцелиобразованиякакобщекультурное, личностноеипознавательноеразвитиеучащихся, обеспечивающиетакуюключевуюкомпетенциюобразования, как«научитьучиться». Важнейшейзадачейсовременнойсистемыобразованияявляетсяформированиесовокупностиуниверсальныхучебныхдействий (УУД), обеспечивающихкомпетенцию«научитьучиться», анетолькоосвоениеучащимисяконкретныхпредметныхзнанийинавыковврамкахотдельныхдисциплин.[1]

Вширокомзначении«универсальныеучебныедействия»–саморазвитиеисамосовершенствованиепутемсознательногоиактивногоприсвоенияновогосоциальногоопыта. Вболееузком (собственнопсихологическомзначении) «универсальныеучебныедействия»–этосовокупностьдействийучащегося, обеспечивающихегокультурнуюидентичность, социальнуюкомпетентность, толерантность, способностьксамостоятельномуусвоениюновыхзнанийиумений, включаяорганизациюэтогопроцесс. [2]

Универсальныеучебныедействия (УУД) подразделяютсяна 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативныеипознавательные.

 

Личностныедействияпозволяютсделатьучениеосмысленным, обеспечиваютученикузначимостьрешенияучебныхзадач, увязываяихсреальнымижизненнымицелямииситуациями. Личностныедействиянаправленынаосознание, исследованиеипринятиежизненныхценностейисмыслов, позволяютсориентироватьсявнравственныхнормах, правилах, оценках, выработатьсвоюжизненнуюпозициювотношениимира, окружающихлюдей,самогосебяисвоегобудущего.

Регулятивныедействияобеспечиваютвозможностьуправленияпознавательнойиучебнойдеятельностипосредствомпостановкицелей, планирования, контроля, коррекциисвоихдействийиоценкиуспешностиусвоения. Последовательныйпереходксамоуправлениюисаморегуляциивучебнойдеятельностиобеспечиваетбазубудущегопрофессиональногообразованияисамосовершенствования.

Познавательныедействиявключаютдействияисследования, поискаиотборанеобходимойинформации, ееструктурирования; моделированияизучаемогосодержания, логическиедействияиоперации, способырешениязадач.

Овладениеучащимисяуниверсальнымиучебнымидействиямисоздаютвозможностьсамостоятельногоуспешногоусвоенияновыхзнаний, уменийикомпетентностейнаосновеформированияуменияучиться. Этавозможностьобеспечиваетсятем, чтоуниверсальныеучебныедействияэтообобщенныедействия, порождающиеширокуюориентациюучащихсявразличныхпредметныхобластяхпознанияимотивациюкобучению.

Коммуникативныедействияобеспечиваютвозможностисотрудничестваумениеслышать, слушатьипониматьпартнера, планироватьисогласованновыполнятьсовместнуюдеятельность, распределятьроли, взаимноконтролироватьдействиядругдруга, уметьдоговариваться, вестидискуссию, правильновыражатьсвоимысливречи, уважатьвобщенииисотрудничествапартнераисамогосебя. Умениеучитьсяозначаетумениеэффективносотрудничатькаксучителем, такисосверстниками, умениеиготовностьвестидиалог, искатьрешения, оказыватьподдержкудругдругу.

 

Формированияличностных, регулятивных, познавательных, коммуникативныхуниверсальныхучебныхдействий

Учительдолженучитыватьвзаимосвязьуровнясформированностиуниверсальныхучебныхдействий (УУД) соследующимипоказателями:

-состояниездоровьядетей;

- успеваемостьпоосновнымпредметам;

-уровеньразвитияречи;

-степеньвладениярусскимязыком;

-умениеслушатьислышатьучителя, задаватьвопросы;н

-стремлениеприниматьирешатьучебнуюзадачу;

-навыкиобщениясосверстниками;

- умениеконтролироватьсвоидействиянауроке.[2]

Какможетбытьвыраженоуниверсальноеучебноедействие?

Наурокахматематикиуниверсальнымучебнымдействиемможетслужитьпознавательноедействие(объединяющеелогическоеизнаково-символическоедействия), определяющееумениеученикавыделятьтипзадачииспособеерешения. Сэтойцельюученикампредлагаетсярядзаданий, вкоторыхнеобходимонайтисхему, отображающуюлогическиеотношениямеждуизвестнымиданнымииискомым. Вэтомслучаеученикирешаютсобственноучебнуюзадачу, задачунаустановлениелогическоймодели, устанавливающейсоотношениеданныхинеизвестного. Аэтоявляетсяважнымшагомучениковкуспешномуусвоениюобщегоспособарешениязадач.

Можнопредложитьученикампарныезадания, гдеуниверсальнымучебнымдействиемслужаткоммуникативныедействия,которыедолжныобеспечиватьвозможностисотрудничестваучеников: умениеслушатьипониматьпартнера, планироватьисогласованновыполнятьсовместнуюдеятельность, распределятьроли, взаимноконтролироватьдействиядругдругаиуметьдоговариваться.

Сцельюформированиярегулятивногоуниверсальногоучебногодействия- действияконтроля,проводятсясамопроверкиивзаимопроверкитекста. Учащимсяпредлагаютсятекстыдляпроверки, содержащиеразличныевидыошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). Адлярешенияэтойучебнойзадачисовместносдетьмисоставляютсяправилапроверкитекста,определяющиеалгоритмдействия.

Последовательнопереходяотоднойоперациикдругой, проговариваясодержаниеирезультатвыполняемойоперации, практическивсеучащиесябездополнительнойпомощиуспешносправляютсяспредложеннымзаданием. Главноездесь - речевоепроговариваниеученикомвыполняемогодействия. Такоепроговариваниепозволяетобеспечитьвыполнениевсехзвеньевдействияконтроляиосознатьегосодержание.

Словесноепроговариваниеявляетсясредствомпереходаученикаотвыполнениядействиясопоройнаправило, представленноенакарточкеввидетекста, ксамостоятельномувыполнениюконтроля, сначаламедленно, апотомбыстро, ориентируясьнавнутреннийалгоритмспособовпроверки. Успешностьобучениявначальнойшколевомногомзависитотсформированностиуниверсальныхучебныхдействий. Универсальныеучебныедействия, ихсвойстваикачестваопределяютэффективностьобразовательногопроцесса, вчастности, усвоениязнаний, формированиеумений, образамираиосновныхвидовкомпетенцийучащегося, втомчислесоциальнойиличностной.Развитиеуниверсальныхучебныхдействийобеспечиваетформированиепсихологическихновообразованийиспособностейучащегося, которыевсвоюочередьопределяютусловиявысокойуспешностиучебнойдеятельностииосвоенияучебныхдисциплин. Есливначальнойшколеуучащихсяуниверсальныеучебныедействиябудутсформированывполноймере,учащиесянаучатсяконтролироватьсвоюучебнуюдеятельность, тоимбудетнесложноучитьсянадругихэтапах.

 

Личностныеуниверсальныеучебныедействия

Дляформированияличностныхуниверсальныхучебныхдействийможнопредложитьследующиевидызаданий:

·  участиевпроектах;

·  подведениеитоговурока;

·  творческиезадания;

·  зрительное, моторное, вербальноевосприятиемузыки;

·  мысленноевоспроизведениекартины, ситуации, видеофильма;

·  самооценкасобытия, происшествия;

·  дневникидостиженийидр.

 

Познавательныеуниверсальныеучебныедействия

Дляформированияпознавательныхуниверсальныхучебныхдействийцелесообразныследующиевидызаданий:

·  «найдиотличия» (можнозадатьихколичество);

·  «начтопохоже?»;

·  поисклишнего;

·  «лабиринты»;

·  упорядочивание;

·  «цепочки»;

·  хитроумныерешения;

·  составлениесхем-опор;

·  работасразноговидатаблицами;

·  составлениеираспознаваниедиаграмм;

·  работасословарями;

 

Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия

Дляформированиярегулятивныхуниверсальныхучебныхдействийвозможныследующиевидызаданий:

·  «преднамеренныеошибки»;

·  поискинформациивпредложенныхисточниках;

·  взаимоконтроль;

·  взаимныйдиктант

·  диспут;

·  заучиваниематериаланаизустьвклассе;

·  «ищуошибки»;

·  КОНОП (контрольныйопроснаопределеннуюпроблему) идр.

 

Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия

Длядиагностикииформированиякоммуникативныхуниверсальныхучебныхдействийможнопредложитьследующиевидызаданий:

·  составьзаданиепартнеру;

·  отзывнаработутоварища;

·  групповаяработапосоставлениюкроссворда;

·  «отгадай, окомговорим»;

·  диалоговоеслушание (формулировкавопросовдляобратнойсвязи);

·  «подготовьрассказ...», «опишиустно...», «объясни...»ит. д.

 

ПримерытиповыхзадачпоформированиюрегулятивныхУУД

Приобъявлениитемыурока, целейзадачаучителясостоитвтом, чтобыподвестидетейксамостоятельнойпостановкезадач, приэтомучащиесядолжнычёткопониматьграницы. Так, научитьдетей целеполаганию, формулированиютемыурока возможночерезвведениевурокпроблемногодиалога, необходимосоздаватьпроблемнуюситуациюдляопределенияучащимисяграницзнаниянезнания. Например:

Задание 1. «Пропущенныеслова»

Цель: формированиеуменийопределятьцель (проблему) ипландействий, действоватьпопланурешаяпроблему, оцениватьрезультатдействия.

Возрастобучающихся: 810 лет.

Учебныедисциплины: русскийязык.

 Наурокерусскогоязыкапотеме«Разделительныймягкийзнак»предлагаюучащимсявписатьвпредложенияпропущенныеслова«Таня (польёт) цветы. Мысовершили (полёт) насамолёте». Пройдяпоклассуипросмотревзаписивтетрадях, выписываюнадоскевариантынаписанияслов (конечно, срединихестькакверные, такиневерные). Послепрочтениядетьминаписанного, задаювопросы: «Заданиебылоодно? («Одно») Акакиеполучилисьрезультаты? («Разные») Какдумаете, почему?»Приходимквыводу, чтоиз-затого, чточего-тоещёнезнаем, идалееневсёзнаемонаписаниисловсмягкимзнаком, оегороливсловах. «Каковажецельнашейработынауроке?» - обращаюськдетям («Узнатьбольшеомягкомзнаке»). Продолжаю: «Длячегонамэтонеобходимо?» («Чтобыправильнописатьслова»). Такчерезсозданиепроблемнойситуациииведениепроблемногодиалогаучащиесясформулировалитемуицель урока.

Задание 2. Игра«Вопрос-ответ»

Цель: формированиеуменийопределятьцель (проблему) ипландействий, действоватьпопланурешаяпроблему, оцениватьрезультатдействия.

Возрастобучающихся: 810 лет.

Учебныедисциплины: математика.

Формавыполнениязадания: фронтальнаяработа.

Материалы: карточкисвопросамиикарточкисответами.

Описаниезадания: каждыйобучающийсяполучаетнесколькокарточексответами, уучителяостаютсякарточкисвопросами. Учительзачитываетвопрос, обучающиеся, укогоправильныйответ, егозачитывают. Вэтомзаданиеможнооставитьодногоилидвухобучающихсябезкарточек, онибудутвыступатьэкспертами, которыебудутследитьзаправильностьюответаиоцениватьответобучающихся. Вдальнейшемэтозаданиеисключаетприсутствиеучителя.

 

ПримерытиповыхзадачпоформированиюличностныхУУД

 

Задание 1.

Учебнаядисциплина: окружающиймир

Темаурока: «Полевыецветы»

Упражнение«Цветырадости»:

Каждыйучащийсярисуетполевыецветы (достаточнокрупные), вкаждомцветке, послебеседыочувстверадости, пишетокончаниепредложения«Ярадуюсь, когда...». Делаетсявыставкаработ, ианализируютсяполученныерезультаты. Особоевниманиеуделяетсясоциально - значимымответам (порадоватьсязадругогочеловека, порадоватьдругогочеловекаит.д.).

Задание 2.

Учебнаядисциплина:литературноечтение[3]

Темаурока: «А. Плещеев«СЕЛЬСКАЯПЕСЕНКА».

А. Майков«ЛАСТОЧКАПРИМЧАЛАСЬ…», «ВЕСНА»»

Внимательноеотношениеккрасотеокружающегомира, ксобственнымпереживаниям, вызваннымвосприятиемпроизведенийискусства (музыка, живопись).

УчительпредлагаетпослушатьмузыкальнуюпьесуП. И. Чайковского«Песняжаворонка»ирассмотретьрепродукциюкартиныИ. Левитана«Март» .

Какоенастроениепередаетмузыкальноепроизведение?

Какиечувствавозникаютувасприрассматриваниикартины«Март»?

Музыкапервогомесяцавеснынежнаяизвонкая. Онаоченьпохожанаразливающиесянадполямитрелижаворонков. Самапеснясветлая, мелодичная. Слушаешь –исловновдыхаешьсвежий, ароматныйзапахвесны, словноощущаешьудивительноевесеннеесолнце, теплолучейкоторогосмешиваетсясосвежестьюхолодногопо-зимнемуветерка. Воздухпрозрачный, чистый

КартинаИ. Левитана«Март»передаетзвонкуюхолодноватостьмартовскоговоздухаияркостьсолнечныхлучейнабеломснегу, иожиданиетепла, которогоещенемноговэтотмартовскийдень. Ноужегреютсолнечныелучи, ужеподтаиваетснегИвсяприродаждетнастоящейвесны.

ПримерытиповыхзадачпоформированиюпознавательныхУУД

Задание 1.

Учебнаядисциплина:русскийязык[4]

Темаурока: «Имясуществительное»

Упражнениеигра«Отгадайзадуманное»

Ведущийзагадываетслово. Участникизадаютвопросы, чтобыотгадатьзагаданноеслово.Ведущийможетотвечатьтолько«да»и«нет».

Примечание: напервомэтапезагадываютсяслова, обозначающиепредметы, затемпостепенноможнопереходитькабстрактнымпонятиям.

Задание 2.

Учебнаядисциплина: литературноечтение 1 класс[3]

Темаурока:И. Гамазковой, Е. Григорьевой«Живаяазбука».

Уметьпрогнозироватьсодержаниепроизведенияпоегоназваниюиключевымсловам, сравниватьпроизведенияигероев.

Прочтитефамилииавторов.

Прочтитеназваниестихотворения.

Рассмотритеиллюстрации.

Каквыдумаете, очемрасскажетэтостихотворение?

Заранееподготовленныеучащиесячитаютстихотворение, остальныеученикиподбираютпропущенныеслова.

Сравнитеэтостихотворениесостихотворением«Ктокаккричит?». Чтовнихобщего?

Чемэтидвастихотворенияотличаются?

Задание№3

Игра «Назовитебуквы».

Уметьпроводитьаналогиимеждуизучаемымматериаломисобственнымопытом; познакомитьсясиллюстрациямибукв.

Учительнадоскеоткрываетрисункисосказочнымибуквами.

Какиебуквывывидите? Назовите!

Внимательныелюдихудожникиувиделиипоказалибуквывокругнас.

Акакиебуквывидитевывокруг, рядом, дома, наулице?

Нарисуйтеивысказочныебуквы.

ПримерытиповыхзадачпоформированиюкоммуникативныхУУД

Задание№1

Учебнаядисциплина: литературноечтение[3]

Темаурока: «Животныегероисказок»,

Впроцессеобобщенияматериалапотемеучащимсяпредлагаетсязадание.

- Вызаметили, наверное, чтокаждоеживотноевсказкахразныхнародовнаделеноопределённымикачествами. Лиса, например, всегдахитрая, обманщица, медведь, волк, белка, ёж, тигр, заяц. Поработайтевпарах.Продолжитесамиэтумысль: назовитекакможнобольшесказочныхгероевживотныхиихосновныекачества. Вспомните, вкакихсказкахвыихвстречали. Учащиесяучатсяобщатьсяивзаимодействоватьстоварищами: владетьустнойиписьменнойречью, пониматьдругдруга, договариваться, сотрудничать.

Такимобразом, впроцессеучебнойдеятельностиучащиесяучатсяправильнообщаться, договариваться, уважатьмнениедругихтоварищей, находитьсообщаилисоветуясь, правильноерешение.

Задание№ 2.

Учебнаядисциплина: «Окружающиймир»

Темаурока: «Карта. Условныеобозначения»

Упражнение «Маршрут»

Описаниезадания: двоихдетейсажаютдругнапротивдругазастол, перегороженныйэкраном (ширмой). Одномудаюткарточкуслинией, изображающеймаршрут, другомукарточкусориентирами-точками. Первыйребенокговорит, какнадодвигатьсяпомаршруту. Второйстараетсяпровестилиниюпоинструкции. Разрешаетсязадаватьлюбыевопросы, нонельзясмотретьнакарточкусизображениеммаршрута. Послевыполнениязаданиядетименяютсяролями.

Целесообразнопрактиковатьвыполнениехотябычаститакогородазаданийдетьми, объединеннымивпарыилимикрогруппыпо 34 человека, когдаони, например, должнывыработатьобщеемнениеилисоздатьобщееописание.

 

Ясчитаю, чтоуниверсальныеучебныедействияэтофундаментдляформированияключевыхкомпетенцийобучающихся. Важното, чтодетимогутпочувствоватьсебяравноправнымиучастникамиобразовательногопроцесса. Онисамистараютсянаучить, самостоятельнодобываязнания, учатдругих. И, втожевремя, имважнознать, чтовслучаезатрудненияучительможетимпомочь, направитьихдействия. Главнымнаурокестановитсясотрудничество, возникаетвзаимопониманиемеждувсемиучастниками, повышаетсяработоспособностьимотивациякучению. Работатьвэтомнаправлениинужноспервогошкольногодняребёнкаидовыпускаегоизначальнойшколы, азатемвсреднихистаршихклассах.