Статья на тему: «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе»
Аннотация.Статьяпосвященавопросамформированияуниверсальныхучебныхдействийвначальнойшколенаурокахокружающегомира, математики, русскогоязыкаилитературногочтения. ДанакраткаяхарактеристикакаждоготипаУУД. Приведеныпримерныезаданияпоформированиюличностных, регулятивных, познавательных, коммуникативныхуниверсальныхучебныхдействий.
Ключевыеслова:универсальныеучебныедействия, регулятивныеуниверсальныеучебныедействия, личностныеучебныедействия, познавательныеуниверсальныеучебныедействия, коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия.
Новыесоциальныезапросы, отраженныевФГОС, определяютцелиобразованиякакобщекультурное, личностноеипознавательноеразвитиеучащихся, обеспечивающиетакуюключевуюкомпетенциюобразования, как«научитьучиться». Важнейшейзадачейсовременнойсистемыобразованияявляетсяформированиесовокупностиуниверсальныхучебныхдействий (УУД), обеспечивающихкомпетенцию«научитьучиться», анетолькоосвоениеучащимисяконкретныхпредметныхзнанийинавыковврамкахотдельныхдисциплин.[1]
Вширокомзначении«универсальныеучебныедействия»–саморазвитиеисамосовершенствованиепутемсознательногоиактивногоприсвоенияновогосоциальногоопыта. Вболееузком (собственнопсихологическомзначении) «универсальныеучебныедействия»–этосовокупностьдействийучащегося, обеспечивающихегокультурнуюидентичность, социальнуюкомпетентность, толерантность, способностьксамостоятельномуусвоениюновыхзнанийиумений, включаяорганизациюэтогопроцесс. [2]
Универсальныеучебныедействия (УУД) подразделяютсяна 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативныеипознавательные.
Личностныедействияпозволяютсделатьучениеосмысленным, обеспечиваютученикузначимостьрешенияучебныхзадач, увязываяихсреальнымижизненнымицелямииситуациями. Личностныедействиянаправленынаосознание, исследованиеипринятиежизненныхценностейисмыслов, позволяютсориентироватьсявнравственныхнормах, правилах, оценках, выработатьсвоюжизненнуюпозициювотношениимира, окружающихлюдей,самогосебяисвоегобудущего.
Регулятивныедействияобеспечиваютвозможностьуправленияпознавательнойиучебнойдеятельностипосредствомпостановкицелей, планирования, контроля, коррекциисвоихдействийиоценкиуспешностиусвоения. Последовательныйпереходксамоуправлениюисаморегуляциивучебнойдеятельностиобеспечиваетбазубудущегопрофессиональногообразованияисамосовершенствования.
Познавательныедействиявключаютдействияисследования, поискаиотборанеобходимойинформации, ееструктурирования; моделированияизучаемогосодержания, логическиедействияиоперации, способырешениязадач.
Овладениеучащимисяуниверсальнымиучебнымидействиямисоздаютвозможностьсамостоятельногоуспешногоусвоенияновыхзнаний, уменийикомпетентностейнаосновеформированияуменияучиться. Этавозможностьобеспечиваетсятем, чтоуниверсальныеучебныедействия–этообобщенныедействия, порождающиеширокуюориентациюучащихсявразличныхпредметныхобластяхпознанияимотивациюкобучению.
Коммуникативныедействияобеспечиваютвозможностисотрудничества–умениеслышать, слушатьипониматьпартнера, планироватьисогласованновыполнятьсовместнуюдеятельность, распределятьроли, взаимноконтролироватьдействиядругдруга, уметьдоговариваться, вестидискуссию, правильновыражатьсвоимысливречи, уважатьвобщенииисотрудничествапартнераисамогосебя. Умениеучитьсяозначаетумениеэффективносотрудничатькаксучителем, такисосверстниками, умениеиготовностьвестидиалог, искатьрешения, оказыватьподдержкудругдругу.
Формированияличностных, регулятивных, познавательных, коммуникативныхуниверсальныхучебныхдействий
Учительдолженучитыватьвзаимосвязьуровнясформированностиуниверсальныхучебныхдействий (УУД) соследующимипоказателями:
-состояниездоровьядетей;
- успеваемостьпоосновнымпредметам;
-уровеньразвитияречи;
-степеньвладениярусскимязыком;
-умениеслушатьислышатьучителя, задаватьвопросы;н
-стремлениеприниматьирешатьучебнуюзадачу;
-навыкиобщениясосверстниками;
- умениеконтролироватьсвоидействиянауроке.[2]
Какможетбытьвыраженоуниверсальноеучебноедействие?
Наурокахматематикиуниверсальнымучебнымдействиемможетслужитьпознавательноедействие(объединяющеелогическоеизнаково-символическоедействия), определяющееумениеученикавыделятьтипзадачииспособеерешения. Сэтойцельюученикампредлагаетсярядзаданий, вкоторыхнеобходимонайтисхему, отображающуюлогическиеотношениямеждуизвестнымиданнымииискомым. Вэтомслучаеученикирешаютсобственноучебнуюзадачу, задачунаустановлениелогическоймодели, устанавливающейсоотношениеданныхинеизвестного. Аэтоявляетсяважнымшагомучениковкуспешномуусвоениюобщегоспособарешениязадач.
Можнопредложитьученикампарныезадания, гдеуниверсальнымучебнымдействиемслужаткоммуникативныедействия,которыедолжныобеспечиватьвозможностисотрудничестваучеников: умениеслушатьипониматьпартнера, планироватьисогласованновыполнятьсовместнуюдеятельность, распределятьроли, взаимноконтролироватьдействиядругдругаиуметьдоговариваться.
Сцельюформированиярегулятивногоуниверсальногоучебногодействия- действияконтроля,проводятсясамопроверкиивзаимопроверкитекста. Учащимсяпредлагаютсятекстыдляпроверки, содержащиеразличныевидыошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). Адлярешенияэтойучебнойзадачисовместносдетьмисоставляютсяправилапроверкитекста,определяющиеалгоритмдействия.
Последовательнопереходяотоднойоперациикдругой, проговариваясодержаниеирезультатвыполняемойоперации, практическивсеучащиесябездополнительнойпомощиуспешносправляютсяспредложеннымзаданием. Главноездесь - речевоепроговариваниеученикомвыполняемогодействия. Такоепроговариваниепозволяетобеспечитьвыполнениевсехзвеньевдействияконтроляиосознатьегосодержание.
Словесноепроговариваниеявляетсясредствомпереходаученикаотвыполнениядействиясопоройнаправило, представленноенакарточкеввидетекста, ксамостоятельномувыполнениюконтроля, сначаламедленно, апотомбыстро, ориентируясьнавнутреннийалгоритмспособовпроверки. Успешностьобучениявначальнойшколевомногомзависитотсформированностиуниверсальныхучебныхдействий. Универсальныеучебныедействия, ихсвойстваикачестваопределяютэффективностьобразовательногопроцесса, вчастности, усвоениязнаний, формированиеумений, образамираиосновныхвидовкомпетенцийучащегося, втомчислесоциальнойиличностной.Развитиеуниверсальныхучебныхдействийобеспечиваетформированиепсихологическихновообразованийиспособностейучащегося, которыевсвоюочередьопределяютусловиявысокойуспешностиучебнойдеятельностииосвоенияучебныхдисциплин. Есливначальнойшколеуучащихсяуниверсальныеучебныедействиябудутсформированывполноймере,учащиесянаучатсяконтролироватьсвоюучебнуюдеятельность, тоимбудетнесложноучитьсянадругихэтапах.
Личностныеуниверсальныеучебныедействия
Дляформированияличностныхуниверсальныхучебныхдействийможнопредложитьследующиевидызаданий:
· участиевпроектах;
· подведениеитоговурока;
· творческиезадания;
· зрительное, моторное, вербальноевосприятиемузыки;
· мысленноевоспроизведениекартины, ситуации, видеофильма;
· самооценкасобытия, происшествия;
· дневникидостиженийидр.
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия
Дляформированияпознавательныхуниверсальныхучебныхдействийцелесообразныследующиевидызаданий:
· «найдиотличия» (можнозадатьихколичество);
· «начтопохоже?»;
· поисклишнего;
· «лабиринты»;
· упорядочивание;
· «цепочки»;
· хитроумныерешения;
· составлениесхем-опор;
· работасразноговидатаблицами;
· составлениеираспознаваниедиаграмм;
· работасословарями;
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Дляформированиярегулятивныхуниверсальныхучебныхдействийвозможныследующиевидызаданий:
· «преднамеренныеошибки»;
· поискинформациивпредложенныхисточниках;
· взаимоконтроль;
· взаимныйдиктант
· диспут;
· заучиваниематериаланаизустьвклассе;
· «ищуошибки»;
· КОНОП (контрольныйопроснаопределеннуюпроблему) идр.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия
Длядиагностикииформированиякоммуникативныхуниверсальныхучебныхдействийможнопредложитьследующиевидызаданий:
· составьзаданиепартнеру;
· отзывнаработутоварища;
· групповаяработапосоставлениюкроссворда;
· «отгадай, окомговорим»;
· диалоговоеслушание (формулировкавопросовдляобратнойсвязи);
· «подготовьрассказ...», «опишиустно...», «объясни...»ит. д.
ПримерытиповыхзадачпоформированиюрегулятивныхУУД
Приобъявлениитемыурока, целейзадачаучителясостоитвтом, чтобыподвестидетейксамостоятельнойпостановкезадач, приэтомучащиесядолжнычёткопониматьграницы. Так, научитьдетей целеполаганию, формулированиютемыурока возможночерезвведениевурокпроблемногодиалога, необходимосоздаватьпроблемнуюситуациюдляопределенияучащимисяграницзнания–незнания. Например:
Задание 1. «Пропущенныеслова»
Цель: формированиеуменийопределятьцель (проблему) ипландействий, действоватьпопланурешаяпроблему, оцениватьрезультатдействия.
Возрастобучающихся: 8–10 лет.
Учебныедисциплины: русскийязык.
Наурокерусскогоязыкапотеме«Разделительныймягкийзнак»предлагаюучащимсявписатьвпредложенияпропущенныеслова«Таня… (польёт) цветы. Мысовершили… (полёт) насамолёте». Пройдяпоклассуипросмотревзаписивтетрадях, выписываюнадоскевариантынаписанияслов (конечно, срединихестькакверные, такиневерные). Послепрочтениядетьминаписанного, задаювопросы: «Заданиебылоодно? («Одно») Акакиеполучилисьрезультаты? («Разные») Какдумаете, почему?»Приходимквыводу, чтоиз-затого, чточего-тоещёнезнаем, идалее–невсёзнаемонаписаниисловсмягкимзнаком, оегороливсловах. «Каковажецельнашейработынауроке?» - обращаюськдетям («Узнатьбольшеомягкомзнаке»). Продолжаю: «Длячегонамэтонеобходимо?» («Чтобыправильнописатьслова»). Такчерезсозданиепроблемнойситуациииведениепроблемногодиалогаучащиесясформулировалитемуицель урока.
Задание 2. Игра«Вопрос-ответ»
Цель: формированиеуменийопределятьцель (проблему) ипландействий, действоватьпопланурешаяпроблему, оцениватьрезультатдействия.
Возрастобучающихся: 8–10 лет.
Учебныедисциплины: математика.
Формавыполнениязадания: фронтальнаяработа.
Материалы: карточкисвопросамиикарточкисответами.
Описаниезадания: каждыйобучающийсяполучаетнесколькокарточексответами, уучителяостаютсякарточкисвопросами. Учительзачитываетвопрос, обучающиеся, укогоправильныйответ, егозачитывают. Вэтомзаданиеможнооставитьодногоилидвухобучающихсябезкарточек, онибудутвыступатьэкспертами, которыебудутследитьзаправильностьюответаиоцениватьответобучающихся. Вдальнейшемэтозаданиеисключаетприсутствиеучителя.
ПримерытиповыхзадачпоформированиюличностныхУУД
Задание 1.
Учебнаядисциплина: окружающиймир
Темаурока: «Полевыецветы»
Упражнение«Цветырадости»:
Каждыйучащийсярисуетполевыецветы (достаточнокрупные), вкаждомцветке, послебеседыочувстверадости, пишетокончаниепредложения«Ярадуюсь, когда...». Делаетсявыставкаработ, ианализируютсяполученныерезультаты. Особоевниманиеуделяетсясоциально - значимымответам (порадоватьсязадругогочеловека, порадоватьдругогочеловекаит.д.).
Задание 2.
Учебнаядисциплина:литературноечтение[3]
Темаурока: «А. Плещеев«СЕЛЬСКАЯПЕСЕНКА».
А. Майков«ЛАСТОЧКАПРИМЧАЛАСЬ…», «ВЕСНА»»
Внимательноеотношениеккрасотеокружающегомира, ксобственнымпереживаниям, вызваннымвосприятиемпроизведенийискусства (музыка, живопись).
УчительпредлагаетпослушатьмузыкальнуюпьесуП. И. Чайковского«Песняжаворонка»ирассмотретьрепродукциюкартиныИ. Левитана«Март» .
– Какоенастроениепередаетмузыкальноепроизведение?
– Какиечувствавозникаютувасприрассматриваниикартины«Март»?
Музыкапервогомесяцавеснынежнаяизвонкая. Онаоченьпохожанаразливающиесянадполямитрелижаворонков. Самапеснясветлая, мелодичная. Слушаешь –исловновдыхаешьсвежий, ароматныйзапахвесны, словноощущаешьудивительноевесеннеесолнце, теплолучейкоторогосмешиваетсясосвежестьюхолодногопо-зимнемуветерка. Воздухпрозрачный, чистый…
КартинаИ. Левитана«Март»передаетзвонкуюхолодноватостьмартовскоговоздухаияркостьсолнечныхлучейнабеломснегу, иожиданиетепла, которогоещенемноговэтотмартовскийдень. Ноужегреютсолнечныелучи, ужеподтаиваетснег…Ивсяприродаждетнастоящейвесны.
ПримерытиповыхзадачпоформированиюпознавательныхУУД
Задание 1.
Учебнаядисциплина:русскийязык[4]
Темаурока: «Имясуществительное»
Упражнение–игра«Отгадайзадуманное»
Ведущийзагадываетслово. Участникизадаютвопросы, чтобыотгадатьзагаданноеслово.Ведущийможетотвечатьтолько«да»и«нет».
Примечание: напервомэтапезагадываютсяслова, обозначающиепредметы, затемпостепенноможнопереходитькабстрактнымпонятиям.
Задание 2.
Учебнаядисциплина: литературноечтение 1 класс[3]
Темаурока:И. Гамазковой, Е. Григорьевой«Живаяазбука».
Уметьпрогнозироватьсодержаниепроизведенияпоегоназваниюиключевымсловам, сравниватьпроизведенияигероев.
– Прочтитефамилииавторов.
– Прочтитеназваниестихотворения.
– Рассмотритеиллюстрации.
– Каквыдумаете, очемрасскажетэтостихотворение?
Заранееподготовленныеучащиесячитаютстихотворение, остальныеученикиподбираютпропущенныеслова.
– Сравнитеэтостихотворениесостихотворением«Ктокаккричит?». Чтовнихобщего?
– Чемэтидвастихотворенияотличаются?
Задание№3
Игра «Назовитебуквы».
Уметьпроводитьаналогиимеждуизучаемымматериаломисобственнымопытом; познакомитьсясиллюстрациямибукв.
Учительнадоскеоткрываетрисункисосказочнымибуквами.
– Какиебуквывывидите? Назовите!
Внимательныелюди–художники–увиделиипоказалибуквывокругнас.
– Акакиебуквывидитевывокруг, рядом, дома, наулице?
– Нарисуйтеивысказочныебуквы.
ПримерытиповыхзадачпоформированиюкоммуникативныхУУД
Задание№1
Учебнаядисциплина: литературноечтение[3]
Темаурока: «Животные–героисказок»,
Впроцессеобобщенияматериалапотемеучащимсяпредлагаетсязадание.
- Вызаметили, наверное, чтокаждоеживотноевсказкахразныхнародовнаделеноопределённымикачествами. Лиса, например, всегдахитрая, обманщица, медведь…, волк…, белка…, ёж…, тигр…, заяц…. Поработайтевпарах.Продолжитесамиэтумысль: назовитекакможнобольшесказочныхгероев–животныхиихосновныекачества. Вспомните, вкакихсказкахвыихвстречали. Учащиесяучатсяобщатьсяивзаимодействоватьстоварищами: владетьустнойиписьменнойречью, пониматьдругдруга, договариваться, сотрудничать.
Такимобразом, впроцессеучебнойдеятельностиучащиесяучатсяправильнообщаться, договариваться, уважатьмнениедругихтоварищей, находитьсообщаилисоветуясь, правильноерешение.
Задание№ 2.
Учебнаядисциплина: «Окружающиймир»
Темаурока: «Карта. Условныеобозначения»
Упражнение «Маршрут»
Описаниезадания: двоихдетейсажаютдругнапротивдругазастол, перегороженныйэкраном (ширмой). Одномудаюткарточкуслинией, изображающеймаршрут, другому—карточкусориентирами-точками. Первыйребенокговорит, какнадодвигатьсяпомаршруту. Второйстараетсяпровестилиниюпоинструкции. Разрешаетсязадаватьлюбыевопросы, нонельзясмотретьнакарточкусизображениеммаршрута. Послевыполнениязаданиядетименяютсяролями.
Целесообразнопрактиковатьвыполнениехотябычаститакогородазаданийдетьми, объединеннымивпарыилимикрогруппыпо 3–4 человека, когдаони, например, должнывыработатьобщеемнениеилисоздатьобщееописание.
Ясчитаю, чтоуниверсальныеучебныедействия–этофундаментдляформированияключевыхкомпетенцийобучающихся. Важното, чтодетимогутпочувствоватьсебяравноправнымиучастникамиобразовательногопроцесса. Онисамистараютсянаучить, самостоятельнодобываязнания, учатдругих. И, втожевремя, имважнознать, чтовслучаезатрудненияучительможетимпомочь, направитьихдействия. Главнымнаурокестановитсясотрудничество, возникаетвзаимопониманиемеждувсемиучастниками, повышаетсяработоспособностьимотивациякучению. Работатьвэтомнаправлениинужноспервогошкольногодняребёнкаидовыпускаегоизначальнойшколы, азатемвсреднихистаршихклассах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.