Статья на тему "ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ – ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ"

  • Педсоветы
  • doc
  • 06.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основная цель обучения учащихся с ООП – применение принципа коррекционной направленности: формирование трудовых качеств, умение работать в коллективе, планировать работу. Основная задача - развитие детей в процессе обучения: овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми в повседневной жизни.
Иконка файла материала Обухов В.В. Статья.doc

Обухов В.В.

Учитель технологии

КГУ «СШ №12» ГУ «Отдел образования акииата Житикаринского района»

Житикара, Житикаринский район

 

Трудовая подготовка учащихся – первая ступень в развитии способности к самостоятельной жизни

 

Ключевые слова: культура труда, социальная адаптация учащихся, коррекция трудовых навыков, профессиональное самоопределение.

Аннотация

         Основная цель  обучения учащихся с ООП – применение принципа коррекционной направленности: формирование трудовых качеств, умение работать в коллективе, планировать работу.

         Основная задача - развитие детей в процессе обучения: овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми в повседневной жизни.

 

  Сегодня проходит немало дискуссий о том, каким должно быть трудовое обучение в школе. Специальной задачей вспомогательной школы является исправление дефектов развития детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Важно сохранить принцип коррекционной направленности обучения: воспитание трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе, формирование трудовых качеств, умение анализировать и объект и условия работы, планировать работу [1].

         Трудовое обучение и воспитание рассматриваются как важнейшая составная часть подготовки подрастающего поколения к социальной адаптации формирующейся личности, к производственной деятельности. Труд является основой школьной жизни учащихся коррекционной школы и поэтому должен быть тесно связан с производством. Но так как связи с производством утеряны, учащиеся получают общие основы технического труда [4].

         Основные задачи моих уроков: вооружение учащихся несложными трудовыми умениями, необходимыми в дальнейшей жизни; привитие интереса к труду; воспитание элементарных навыков культуры труда; социальная адаптация учащихся в современных условиях рыночной экономики.

         Одна из важнейших задач, решаемых на уроках технологии – всесторонняя политехническая подготовка учащихся, сочетаемая с общественно-полезным трудом. Например, учить плотницкому мастерству можно по-разному: можно часами забивать гвозди в ровный ряд, отрабатывая скорость и технику удара молотком. А можно (и нужно) поставить обучение так, чтобы оно было связано с изучением нового материала и инструмента, чтобы ребёнку стало ясно, что для разных материалов и инструменты, и приспособления тоже будут разными. Такой подход предполагает связи с другими предметами: математикой, черчением, естественными науками. Труд должен нести общественно-полезный характер, воспитывать у детей уважение к чужому труду и людям труда. Поэтому невозможно переоценить значение уроков технологии для формирования личности школьника. Педагогическая эффективность уроков во многом определяется тем, какие изделия выполняют школьники. Для возникновения интереса у школьников к работе изделие должно обладать определенной сложностью, не быть в их глазах примитивным. В процессе изготовления формируются новые умения, развиваются способности [2].

         Особенностями организации уроков технологии для детей с ООП  в методическом плане являются развитие у школьников творческого отношения к труду, формирование обобщённых понятий о технике, технологии, организации производства. Я стремлюсь к тому, чтобы творческий поиск был характерен для любого урока, чтобы на каждом из них учащиеся сталкивались с задачами, в решении которым им надо проявить техническую сметку, изобретательность, использовать теоретические знания. Моя цель создать на уроке такую ситуацию, когда подросток чувствовал бы себя исследователем, открывателем. Это чувство рождает и укрепляет интерес к урокам технологии и собственно к труду.

Творчество по законам красоты - вот чему ещё я стараюсь учить своих воспитанников, стремлюсь развить у них эстетический вкус, приучить к красивой, радующий глаз работе. Большое это дело - видеть плоды своего труда. На уроках я избегаю поручать им выполнение какой - либо одной операции, а стараюсь дать комбинированное задание, рекомендую самим выбрать конструкцию. Порой они выбирают работу выше собственных сил и умений, но интерес побеждает всё. В каждом своём ученике стараюсь видеть личность, стремлюсь понять то, что позволит повести школьника за собой, сделать для него каждый урок желанным. Главное - доброе отношение к любому ребёнку.

         Труд, наполненный богатым содержанием, многогранно развивает умственные способности. Задания составляю таким образом, чтобы учащийся вначале  «поработал головой», а затем руками. Ребёнок должен ясно представлять конечный результат своего труда, уметь планировать ход работы, провести самоконтроль за своим трудом. Всё это активно развивает мышление. А так как мысль тесно связана с речью, развивается и язык ребёнка. Практическое изготовление конкретной вещи ставит ученика перед необходимостью глубокого изучения предмета труда, орудий труда и конечного продукта.

         В процессе трудовой деятельности на уроках технологии формируются не только необходимые умения и навыки выполнения простейших трудовых операций, но и возникает определённый эстетический вкус. Воспитывается отношение к труду, как источнику радости. Большое значение имеет коллективная организация труда при которой повышается качество работы и ответственность за порученное дело,  воспитывает у учащихся чувство долга, волю, творческую инициативу, взаимопомощь.

         Как учитель технологии я вижу свою задачу не только в том, чтобы избавить учащихся от хозяйственной беспомощности, но и развить в них уверенность в себе. Поэтому основная часть времени на уроках отводится для упражнений и самостоятельной работы учащихся, т.к. основная задача развития детей в процессе обучения – овладение доступными знаниями, умениями и навыками, необходимыми в повседневной жизни и будущей профессии.

         Труд всегда был основой для человеческой жизни, для создания благополучия и культуры. От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже. Эти трудовые качества воспитываются в течение жизни. Неправильно думать, что, в трудовом воспитании развиваются только мускулы или внешние качества. Главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека.

         На уроках технологии учащиеся приобретают не только теоретические знания, но и закрепляют практические навыки и умения. Всё это способствует социальной адаптации учащихся, развивает их умственный и сенсомоторный потенциал, положительно влияет на личностные свойства, открывает широкий простор для творчества [3].

Важной задачей своих уроков считаю воспитывать такое отношение к труду, когда он становится для ребёнка источником радости. Дети всё любят делать сами. Самостоятельность в труде их искренне радует и воодушевляет. Поэтому необходимо, чтобы у каждого учащегося был простор для самостоятельного творчества.

Уроки технологии предоставляют учащимся возможность применять на практике знания и умения, полученные на других уроках. Например, в процессе изготовления действующей модели корабля учащиеся должны применять знания из курса математики - способы расчёта, вычислений, измерений; из курса ИЗО и черчения - способы изображения модели; из курса истории - знания о видах кораблей в прошлом и настоящем; из курса русского языка - знания правильных обозначений частей корабля.

Творческие задания формируют не только эстетические и политехнические знания, но также и специальные навыки - культуру труда, интерес к творческому процессу, приучат доводить начатое дело до конца, будут способствовать развитию ловкости сноровки, воспитанию уважения к труду.

Считаю основными задачами своих уроков: выбор будущей профессии с учётом личных качеств и склонностей, а цели эти достигаются, когда дети заканчивают курс по технологии трудолюбивыми и талантливыми, предприимчивыми и ответственными, бережливыми и умелыми.

 

Список литературы

1.                  Агавелян О. К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1974. - № 1.

2.                  Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. - № 3.

3.                  Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка.//Дефектология. - 1976. - № 6.

4.                 Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. - Москва, 1988.


5.                 

Посмотрите также