Статья на тему Возможности сказки в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Оценка 5

Статья на тему Возможности сказки в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Оценка 5
docx
26.11.2020
Статья на тему Возможности сказки в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Статья Тешевой АФ.docx

Возможности сказки в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

 

Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это анализ текстов сказок, его пересказ, и составление новых сказок на основе изменения известных. Дети испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. «Модель сказки - это высокий уровень абстракции» [40, с.34]. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание.  Необходимо разобраться, чем же отличается сказка от любого другого литературного текста.

Следует выяснить значение понятия «сказка» -  впервые  встречается в XVII веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины XIX века в сказках видели забаву, достойную низших слоев общества или детей. 

В настоящее время сказка – это 1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность; 2) жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

 Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки. К главным признакам сказки относятся несоответствие окружающей действительности и необычайность событий, о которых повествуется (в этом отличие сказки от литературного повествования). 

В настоящее время существует несколько классификаций сказок.

В соответствии с классификацией Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой [7] сказки подразделяются на:

1) художественные;

2) дидактические;

3) медитативные;

4) психотерапевтические;

5) психокоррекционные.

И.В. Вачков [3] классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет два вида:

1) фольклорные;

2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю. Соколова, А.В. Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка), по мнению И.В. Вачкова, призвана раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.

Главная отличительная особенность сказки – «это ее метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии» [3, с.25]. Как правило, сказка держится на каком-либо жизненном правиле (или нескольких правилах). Тем самым определяется тема сказки.  Для того, чтобы читатель или слушатель осознал тему и принял эти жизненные правила, введены их носители. Это герои, их поступки, действия в определенном месте, времени. Отличительной особенностью носителей являются некая фантастичность. Это могут быть волшебные предметы или герои с необычными свойствами.

Нарушение объективных законов природы, с одной стороны, является мотивом, позволяющим заинтересовать и удержать внимание слушателя или читателя. С другой стороны, фантастические свойства объектов позволяют не напрямую, а косвенно обобщить и вывести некоторые понятия как часть общей морали. Поэтому в сказке в уста героя могут быть вложены жизненные правила, назидания, мудрость, накопленные человечеством. И эта назидательность выглядит достаточно естественно, ненавязчиво.  «Необычность, отвлеченность таких признаков, как время и место, влияет на воображение слушателя и в то же время показывает некую универсальность жизненного правила, которое было, есть и будет достаточно долго действовать» [10, с.32]. Поэтому в сказке часто встречаются такие слова, как «Где-то в тридесятом царстве», «В одной деревеньке» (неизвестно какой), «Далеко отсюда», «За тридевять земель», и время «В стародавние времена», «В далеком прошлом» или «Однажды», которые позволяют не привязываться к конкретному времени и месту.

Третьей особенностью сказочного текста являются такие выразительные средства как повторы в действиях, наличие заклинаний. К выразительным средствам можно отнести и гиперболизацию какого-либо признака. Если Царевна прекрасна, то она прекрасна во всех отношениях. А если герой - злодей, то это свойство также доведено до крайности. «В качестве выразительных средств выступают стихотворные тексты, прибаутки, которые играют не только роль эмоционального окраса сказочного текста, но и выступают как особенность в речи, присущая только таким текстам» [30, с.11]. Достаточно четко прописаны традиции начала сказки и окончания, выраженные в образных словосочетаниях. Это слова, которые позволяют свернуть время (долго - коротко) или расстояние (не далеко - не близко).  Обучать детей сочинению сказок возможно с помощью моделей. В качестве подготовительной работы по усвоению детьми моделей составления сказок является их обучение схематизации. «Для того, чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку, воспитателям необходимо научить их записывать схемами придуманный текст» [27, с.62].  Запись текста знакомых сказок лучше производить на полоске бумаги простым карандашом или ручкой слева направо. При такой записи схемы, изображенные ребенком, не должны иметь много деталей; действие к действию добавляется через стрелку.

Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада должна быть организована по двум направлениям:

1. Это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования (ТПФ).

2. Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок:

- модель составления сказки с помощью метода «Каталога»,

- модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»,

- модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»,

модель составления сказки с помощью ТПФ,

- модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника».

Формирование способности к придумыванию сказок способствует активизации детского воображения и мышления в целом. Сказка, как жанр авторского и народного словесного искусства является одним из источников возникновения творческого воображения дошкольников при сочинении ими собственных сказок. Методика сочинения сказок включает несколько этапов:

– обсуждение с дошкольниками сказок, созданных детскими писателями;

– придание известным народным и авторским сказкам определенного сюжета;

– сочинение сказки на заданный сюжет в микрогруппах или по цепочке;

– сочинение детьми собственных сказок (на занятие – индивидуально или в микрогруппах и дома с родителями);

– красочное оформление своих произведений;

– проведение  мероприятия, например «Вечера сказок»; организация выставки лучших работ.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Возможности сказки в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Возможности сказки в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время существует несколько классификаций сказок

В настоящее время существует несколько классификаций сказок

Нарушение объективных законов природы, с одной стороны, является мотивом, позволяющим заинтересовать и удержать внимание слушателя или читателя

Нарушение объективных законов природы, с одной стороны, является мотивом, позволяющим заинтересовать и удержать внимание слушателя или читателя

Запись текста знакомых сказок лучше производить на полоске бумаги простым карандашом или ручкой слева направо

Запись текста знакомых сказок лучше производить на полоске бумаги простым карандашом или ручкой слева направо

Вечера сказок»; организация выставки лучших работ

Вечера сказок»; организация выставки лучших работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2020