НАСТАВНИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ СЕНСОНЕВРАЛЬНУЮ ТУГОУХОСТЬ
Моисеева Раиса Ивановна
Томская область, г. Томск, ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», учитель начальных классов, e-mail: rimoiseeva@list.ru
Аннотация: в статье сообщается информация, представляющая опыт сопровождения группы студентов ТГПУ в образовательном учреждении, в процессе организации внеклассных занятий с обучающимися, имеющими нарушения слуха. Значительность представленной статьи состоит в разнообразии форм проведения внеурочной деятельности.
Ключевые понятия: начальная школа, внеурочная деятельность, воспитательный процесс, воспитательный результат, наставник.
В Европе наставничество известно со времён Древней Греции. Варианты наставничества древних персов и эллинов были описаны в дошедшей до нас литературе. «Идея наставничества как способа обучения и воспитания взрослых впервые всерьез была реализована в Христианстве. Христос наставлял Апостолов и других верующих относительно того, как следует вести земную жизнь, чтобы попасть в Царство Божие. Позже эту роль на себя взяли священники, ставшие «духовными наставниками» прихожан» ⦋1⦌.
Древнегреческий герой Ментор, друг Одиссея, выступал первым профессиональным наставником (ментором). Одиссей поручил Ментору воспитание своего сына Телемаха, когда отправился путешествовать в Трою. С тех пор наставничество применяется, в основном, по отношению к подрастающему поколению. Очередная волна интереса к наставничеству пришлась на 1980-90ые годы вместе с работами Д. Меггинсона (D. Megginson), Д. Клаттербака (D. Clutterbuck) и др.
Российская система коррекционного образования качественно обновляется, способствует формированию ключевых компетенций младших школьников с нарушениями слуха, не только на основе развивающих, личностно-ориентированных технологий, а также с включением системы наставничества в образовательное учреждение.
Практикующие студенты испытывают определённые трудности в процессе организации внеурочной деятельности младших школьников, имеющих сенсоневральную тугоухость (СНТ), поэтому осуществление сопровождения профессиональной адаптации студентов через систему наставничества является необходимым и важным условием педагогической деятельности практикующего учителя. Основными задачами школьного наставничества являются:
ü привитие студентам интереса к педагогической деятельности и активизация желания трудиться в образовательном учреждении;
ü ускорение процесса профессионального становления и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на студента обязанности;
ü усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении.
В процессе сопровождения студентов ТГПУ 643 группы, были найдены пути безболезненного их сближения с обучающимися.
Во-первых, студенты получили информацию, характеризующую данную категорию детей. Слабослышащие дети – дети с недостаточностью слуха различной степени от I, до IV, приводящей к нарушению речевого развития. Слабослышащими считаются дети с понижением слуха от15-20 дБ до 75 дБ.
Во-вторых, студентам были представлены описательные характеристики каждого обучающегося 2 «А» класса.
В третьих, совместно со студентами были определены основные задачи внеурочной деятельности обучающихся на период взаимодействия с детьми.
1. Организовать внеурочную деятельность школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий.
2. Развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся.
3. Подготавливать к общественной и социальной жизни.
4. Способствовать развитию школьников посредством новых методов, осуществляемых в ходе внеурочной деятельности.
Помимо путей безболезненного сближения были определены ожидаемые воспитательные результаты:
ü активное участие детей на внеклассных занятиях;
ü развитие творческих способностей;
ü закрепление культурных навыков поведения.
Новизна сопровождения студентов состояла в том, чтобы помочь будущим педагогам понять важность применения новых видов, форм проведения внеурочной деятельности для общего развития детей, расширения их кругозора, активизации познавательных процессов с целью дальнейшей социализации. Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, фотоаппарат, принадлежности для трудовой творческой деятельности оказывало действенную помощь в процессе взаимодействия студентов с младшими школьниками.
При составлении занятий основывались на потребностях детей, их возможностях, поэтому старались больше разнообразить формы проведения занятий. Темы для занятий разрабатывали совместно, определили время для взаимодействия – вторая половина дня. В итоге были проведены внеклассные занятия, отражающие темы:
ü этикет.
ü духовно-нравственное развитие;
ü патриотическое воспитание;
ü познавательная активность;
ü физкультурно-оздоровительная деятельность;
ü артикуляционная гимнастика;
ü концертная деятельность.
Все запланированные занятия были отнесены к определённой форме:
ü занятие-праздник;
ü занятие-интервью;
ü занятие-игра;
ü художественно-творческая деятельность.
Весьма интересной и плодотворной формой проведения занятия является занятие-праздник. Эта форма занятия расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в родной стране, развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Вряд ли стоит доказывать, что самым надёжным свидетельством развития речи учащихся с депривацией сенсорных анализаторов является умение вести беседу по конкретной теме. В данном случае представили студентам, что наиболее целесообразно проводить занятие-интервью, так как это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком мероприятии, как правило, учащиеся овладевают определённым количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения, что весьма важно для детей с нарушениями слуха. Подготовка и проведение занятия подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению родного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Одним из важнейших приёмов при обучении детей является занятие-игра. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости – облегчает обучение. Игра конкретна, занимает важное место в жизни каждого ребёнка и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создаёт как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры.
Говоря о процессе сопровождения студентов, не забываем также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на внеурочных занятиях. Художественно-творческая деятельность (ХТД) позволяет в своей организации использовать значительно большее количество форм и методов работы (педагогической и художественно-творческой). ХТД гармонично развивает обучающихся с нарушениями слуха средствами художественного творчества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет также возможность детей взаимодействовать со студентами, педагогом, друг с другом во внеурочной среде, в открытой дружественной коллективной атмосфере.
Таблица 1
Выявление эффективных форм внеурочной деятельности детей с нарушениями слуха на основе наставничества
п/п |
Название учреждения, специалисты – наставники |
Группа |
Направления внеурочной деятельности, реализуемые студентами, формы занятий |
1. |
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», учитель начальных классов, учитель-дефектолог Моисеева Раиса Ивановна
|
643 |
Художественно-творческая деятельность (духовно-нравственное). Формы: занятие-мастерская, занятие-праздник, разговор-рассуждение с игровыми моментами, занятие-коллаж, занятие-инсценировка, занятие-игра Общеинтеллектуальное. Формы: занятие-путешествие, занятие-кругосветка, занятие-квест, занятие-игра, фото-кросс, занятие-интервью Общекультурное. Формы: занятие-игра, коллективная творческая деятельность Социальное занятие. Формы: занятие-игра, коллективно-творческая деятельность Спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное). Формы: занятие-путешествие, занятие-игра, коллективно-творческая деятельность |
«…работа с наставниками — это одно из самых нужных и востребованных дел. Именно хорошая система наставничества позволяет не только передавать ценнейший практический опыт следующим поколениям работников, но и прямо влияет на «воспитание» сотрудников…» ⦋1⦌.
Анализируя данные таблицы, а также отчёты студентов по реализации внеурочной деятельности, можно сделать вывод, что наиболее эффективные и доступные формы: занятие-праздник, занятие-игра, художественно-творческая деятельность и коллективно-творческая деятельность.
Таким образом, сопровождение студентов стимулирует творческого педагога-практика к самосовершенствованию, способствует профессиональной и личностной самореализации, призывает к непрерывному повышению квалификации и распространению опыта наставнической деятельности. Осуществление наставнической деятельности активизирует педагога к совершенствованию форм и методов работы, постоянному педагогическому поиску.
Литература
- Наставничество, менторинг [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://hr-portal.ru/blog/hr-azbuka-formatta-nastavnichestvo-mentoring (Дата обращения: 27.10.2019).
- Гусевская О.В. Современные исследования социальных проблем, 2017, том 8, № 6-2 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/hudozhestvenno-tvorcheskaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnom-protsesse-organizatsionno-metodicheskiy-aspekt.
- Система наставничества в УО «ВГМУ». Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика». Щастный А.Т., Коневалова Н.Ю., Городецкая И.В. и др. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-nastavnichestva-v-uo-vgmu (Дата обращения: 27.10.2019).
Приложение 1
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.