Статья "Не шелестят страницы"
Оценка 5

Статья "Не шелестят страницы"

Оценка 5
docx
01.02.2021
Статья "Не шелестят страницы"
Не шелестят страницы (о QR кодах).docx

Не шелестят страницы: ответ школьных библиотек в период пандемии.

 

Тоцкая Н. В., референт-аналитик информационных ресурсов, заведующая библиотекой Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 48 имени А.В. Суворова, г. Краснодар.

 

Аннотация: В статье рассмотрено применение QR-кодов для виртуальной выставки художественной литературы о войне к 75-летию Великой Победы.

Ключевые слова: QR-код, читатели, информация, поиск, доступность, кодирование.

 

Передача информации всегда была одним из важнейших видов человеческой деятельности и сопровождала его на протяжении всей жизни. Насыщенность информацией виртуального и реального мира уже никого не удивляет. Более того, даже когда кажется, что все информационные площадки уже заняты, появляются новые, ещё более неординарные, которые претендуют так же скоро стать привычными нам.

Для библиотеки личное взаимодействие с читателями — один из ключевых форматов работы. Это не только выдача литературы, но и лекции, презентации, мастер-классы, дискуссии и т.п. В условиях карантина многие библиотеки мгновенно сориентировались и начали проводить мероприятия удалённо. А непосредственную работу с пользователями перевели в Сеть.

Сегодня, я хочу затронуть воспитательную работу, а именно работа в библиотеке в период пандемии.

Впрочем, взаимодействовать с пользователями дистанционно можно было и ранее, так как все мощности для этого уже существовали. О электронном комплектовании библиотек уже подробно говорилось и в прессе, и на телевидении. Для художественной литературы существует множество сайтов, это: «Литрес: библиотека» и Global F5 и т.д., для образовательной литературы — электронные библиотечные системы.

Так или иначе, режим самоизоляции заставил переосмыслить подходы к работе и чтобы в будущем подобные события не могли парализовать  её, нужно было найти интересные решения. Одним из таких решений я и хочу сегодня поделиться.

Использование QR-кодов для библиотек открывает новые возможности в информационной, рекламной, культурно-просветительской деятельности и при разумном подходе способствует решению задачи по созданию современной комфортной зоны.

Итак, QR – код, что это? Он представляет собой графическую картинку в виде квадрата, в которой закодирован информационный фрагмент.

Самое главное преимущество данной инновации – это ее повсеместность. Основное достоинство QR-кода – это легкое распознавание сканирующим оборудованием. Преимущество QR-кода заключается в хранении большого объема данных при небольшой площади их размещения. Популярность QR-кодов легко объяснима развитием технологий, повсеместным распространением телефонов с хорошей фотокамерой и доступностью быстрого интернета.

Эффективно QR-коды используются и на собственных изданиях, календарях, афишах, библиографических списках, буклетах, флаерах и т.д. С каждым днем явление QR-кодов набирает обороты. Это совсем новая технология и даже специалисты еще не полностью научились ею пользоваться. Так, QR-коды на биллбордах находятся чересчур высоко, на автобанах — слишком быстро проносятся мимо… сюда же можно добавить коды, ведущие на немобильные сайты, коды, спрятанные за другими объектами… Список бесконечен.

Мы решили воспользоваться этой инновацией и разработали виртуальную выставку художественной литературы в преддверии 75-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

Формат виртуальной выставки - Microsoft PowerPoint.

На первом слайде - титульный лист, а далее на каждом последующем слайде рекомендуемая для прочтения книга, краткая аннотация содержания и QR – код (считывая который можно найти это произведение на бесплатном сайте).

После создания презентации, мы разместили ее на главной странице лицейского сайта и на страничке «Библиотека». Многие ребята лицея воспользовались выставкой и остались, очень довольны. Такой метод работы в дальнейшем будет использован нами для рекомендательного списка внеклассной литературы в начальной школе на лето.

Итак, QR-код позволяет быстро кодировать и считывать (декодировать):

  • тексты,
  • URL различных сайтов (были использованы нами для выставки)
  • активные ссылки для скачивания информации,
  • рекламу и т. п.

С помощью QR –кода  кодируется информация намного большего объёма, чем у привычного штрих-кода, а для декодирования могут быть использованы личные девайсы учащихся с установленной программой считывания кодов, что значительно облегчает работу в классе, где всего- лишь например, 1 компьютер.

В процессе обучения QR-кодирование можно использовать для:

1.     Кодирования заданий для групповой или индивидуальной работы.

2.     Ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, содержащие дополнительную информацию по определённой теме.

3.     Коллекции комментариев, информационных блоков и активных ссылок для работы над проектом.

4.     Ссылки на мультимедиа-, аудио- и видеокомментарии.

5.     Связи с онлайн контентами, обеспечивающими доступ в электронные библиотеки.

6.     Обогащения информационной среды школьного музея (размещение на стендах ссылок на тематические мультимедиаресурсы) и т.д.

QR-коды активно используются музеями и издательствами для кодирования дополнительной информации об объектах культурного и исторического наследия и размещения активных ссылок на свои сайты (с возможностью перехода по ним).

Создать свой собственный QR-код может любой желающий, причем абсолютно бесплатно – для этого достаточно лишь выбрать подходящий генератор QR-кода. Обладать навыками программирования для этого не нужно, достаточно лишь ввести информацию, а остальное программа сделает сама.

Сегодня QR-коды проникают во все сферы бизнеса и слои населения, их использование абсолютно бесплатно и они довольно симпатичны — настолько, что становятся новым витком информационной революции.

 

Список литературы:

1.      К.Ю.Поляков, Е.А. Еремин. Информатика 10-11 кл.[Текст]:/Учебник Углубленный уровень/Е.А. Еремин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019

2.      Босова Л.Л. Информатика и ИКТ 9 класс [Текст]: Учебник/ Босова Л.Л - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2018.

3.      Бухарбаева Н.А. Кодирование текстовой информации// Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5


 

4.     

Не шелестят страницы: ответ школьных библиотек в период пандемии

Не шелестят страницы: ответ школьных библиотек в период пандемии

Литрес: библиотека» и Global F5 и т

Литрес: библиотека» и Global F5 и т

Формат виртуальной выставки -

Формат виртуальной выставки -

Ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, содержащие дополнительную информацию по определённой теме

Ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, содержащие дополнительную информацию по определённой теме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2021