Панфёрова В.Л. «Нетрадиционные формы уроков английского языка»
В данной статье рассматриваются особенности нетрадиционных форм уроков английского языка. Приводится классификация нетрадиционных занятий. Рассматриваются взгляды ученых по данной проблеме. Излагаются рекомендации для учителей, обеспечивающие успешное проведение нетрадиционного урока.
Ключевые слова: урок, нетрадиционные формы урока, обучение.
Сегодня иностранный язык в школах становится всё более популярным. На фоне этого возникают идеи усовершенствования преподавания данного предмета, с целью повышения уровня знаний и заинтересованности учащихся. Перед учителями английского языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Учитель должен формировать положительную мотивацию, необходимо связать ее с интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, умениями, навыками. По нашему мнению, именно для формирования у учащихся мотивации к изучению английского языка необходимо использовать на занятиях нетрадиционные техники преподавания.
Развитие методической науки неизбежно приводит к поиску более эффективных методов и приемов обучения, новых форм организации учебного процесса. С 1960-х годов методисты начинают задумываться о способах улучшения процесса обучения, способом внедрения в него нетрадиционных форм проведения урока. Разработкой этой проблемы занимались многие ученые. Данной проблемой занимался Институт русского языка им. А.С. Пушкина, а в частности А.А. Леонтьев, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова. Большой вклад в разработку данной проблемы внесла Липецкая методическая школа (Е.И.Пассов и другие). Подход каждого ученого своеобразен и отличается от других, и имеет право на дальнейшее развитие. Непосредственно разработкой нестандартных форм урока и методических и практических рекомендаций к ним в России занимались Е.И. Пассов, О.И. Медведева, В.П. Кузовлев, Н.Е. Кузовлева, Э.Л. Носенко, Л.П. Малишевская, В.И. Кунин, С.С. Соловей, И.Н. Верещагина, Г.В. Рогова, А.Л. Димент.
Так работа О.И. Медведевой «Творчество учителя» содержит обобщённый опыт работы учителей английского языка общеобразовательных школ города Москвы [1, c. 2].
Работа А.Л. Димент «Тематические вечера на английском языке» представляет интерес с точки зрения подготовки к проведению внеклассных мероприятий, так как содержит их сценарии. В эти сценарии входят стихотворения, пьесы, песни, игры, загадки, скороговорки, которые могут быть использованы и при проведении нестандартных уроков. Формы внеклассной работы могут быть легко перенесены в урок [2].
М.И. Дубровин предлагает проводить нетрадиционные уроки английского языка с использованием учебного кино и диафильмов, что повышает интерес к процессу обучения, делает его более эффективным [3, c. 25].
Э.Л. Носенко в своей книге «ЭВМ в обучении иностранному языку» предлагает использовать компьютер на уроках английского. Она анализирует различные методические подходы к программированию учебного материала для уроков иностранного языка [4].
Английские методисты подходят к проблеме нестандартных уроков в основном с практической стороны. Их разработки более просты в изложении. К. Ливингстоун, В.Т. Литлвуд, Р.Б. Кэтл, Р. Линтон посвятили многие свои работы ролевым играм в изучении иностранных языков. У каждого ученого своя методика проведения ролевых игр и свои взгляды на термин «ролевая игра».
К. Ливингстоун в своей книге «Role Play in Language Learning» излагает практические рекомендации преподавателям по проведению ролевых игр при обучении английскому языку. Пособие снабжено описанием ряда ролевых игр для всех этапов обучения [5].
В книге профессоров Кембриджского университета Э. Мэйли и Э. Дафф «Drama Techniques in Language Learning» идёт речь об элементах театрального действия, в которых авторы видят эффективное средство усвоения изучаемого языка. В обучение вносятся элементы естественности и непредсказуемости [6].
Таким образом, целью данной статьи является изучение и выделение наиболее эффективных нетрадиционных форм уроков английского языка.
Прежде всего, обратимся к рассмотрению сущности понятия урок.
Урок − форма организации обучения. Он является не только важной организационной, но и педагогической единицей процесса обучения и воспитания. Каждый урок вносит свой вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся [7].
Нетрадиционные форма урока используются для повышения эффективности образовательного процесса. Такие формы уроков позволяют повышать интерес к обучению. Нетрадиционные формы проведения занятий можно рассматривать как одну из форм активного обучения.
Нетрадиционные формы урока иностранного языка необходимо проводить с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что позволяет:
− стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка на уроке нетрадиционной формы;
− способствовать развитию познавательного и коммуникативного интереса;
− позволяет дифференцировать обучение и служит одним учащимся для ликвидации пробелов в знаниях, а другим для расширения своих знаний;
− способствует более глубокому и осознанному восприятию нового материала;
− формирует навык интегрированного применения знаний иностранного языка и информатики [7].
Существует множество нетрадиционных форм урока английского языка.
Рассмотрим наиболее распространенные: видео-урок, урок-проект, урок-игра, урок-праздник.
Видео-урок. Видеофильмы ставят перед собой цель приобщения школьников к культурным ценностям народа, язык которого мы изучаем. Важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Одним из достоинств видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. При просмотре видеофильмов происходит всестороннее восприятие учащимся предоставляемой информации, что способствует лучшему запоминанию материала. Использование видеофильма помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.
Урок-проект. Метод проектов набирает в последнее время все большую популярность. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является, по своей сути, творческой и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Урок-игра. Игра – особый вид детской деятельности, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. В игре учащегося намного легче заинтересовать. В такой необычной форме материал лучше усваивается. Игра также способствует развитию мышления, внимания и памяти. Для учащихся старших классов проводятся в основном ролевые игры, также различные лексические, грамматические, орфографические, на которых ученик сможет закрепить и проверить свои знания.
Урок-праздник. Интересной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Уроки-праздники стали традиционными: «Halloween», «St Valentine’s Day», «New Year and Merry Christmas», «Mother’s Day». В атмосфере праздника у учащихся повышается мотивация к действиям. Часто для проведения таких уроков привлекаются дети с низкой мотивацией к предмету. В дальнейшем всегда видно, что у них появляется интерес к предмету.
Кроме представленных форм существует ещё большое количество нетрадиционных техник проведения урока. При обучении английскому языку мы рекомендуем использовать интернет-сайт Puzzle-English.com. На данном сайте в интересной форме преподают английский с базового уровня. С данным сайтом учащийся способен повысить свой словарный запас, улучшить произношение, потренирует чтение, говорение и письмо на английском языке.
На основании вышеизложенного материала, считаем необходимым обозначить общие рекомендации для учителей, обеспечивающие успешное проведение нетрадиционного урока:
·Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые.
·Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе.
·В выборе нестандартных уроков нужна мера. Учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
·На уроке должна прослеживаться взаимосвязь содержания нетрадиционных уроков с учебным материалом урока.
Таким образом, подбор верных форм организации урока способен обеспечить трансформацию сложной и утомительной деятельности в увлекательное занятие. Кроме того, использование нетрадиционных форм урока дает возможность повысить уровень знаний учащихся, повышает интерес учащихся к предмету, а также развивает творческие способности детей.
Именно поэтому задача учителя на всех этапах обучения детей иностранному языку состоит, прежде всего, в том, чтобы найти максимум способов, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к познавательной деятельности, активно использовать различные подходы и приёмы в построении уроков английского языка.
В дальнейших исследованиях планируем разработать рекомендации для учителей по преодолению барьеров во взаимодействии с учащимися на нетрадиционных уроках английского языка.
Литература
1. Медведева О.И. Творчество учителя на уроках английского языка / Медведева О.И. – М.: Просвещение, 1992.− 261c.
2. Димент А.Л. Тематические вечера на английском языке / А.Л. Димент − М.: Просвещение, 1988
3. Дубровин М.И. Учебное кино и диафильмы в обучении английскому языку в средней школе / Дубровин М. И. – М.: Просвещение, 1979.− 143 c.
4. Носенко Э. Л. ЭВМ в обучении иностранным языкам / Носенко Э.Л. – М.: Высшая школа, 1988. 5. Livingstone С. Role Play in Language Learning / К. Ливингстоун – перевод на русск.яз. Гез Н. И. – М.: Высшая школа, 1988.−127 с.
5. Maley А., Duff А. Drama Techniques in Language Learning / Мейли А., Дафф А. – 3−е изд., перевод на русск.яз. Рогова Г. В. – M.: Просвещение, 1981.−256 с.
6. Климова Е.А. Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе [Электронный ресурс] / Климова Е.А. // Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе, nomu−yazyku−v−shkole
7.Ефимова И.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков 2008 г., г.Ярославль.−с.65.- Режим доступа: http://mirznanii.com/a/287958/ispolzovanie−netraditsionnykh−form−uroka−pri−obuchenii−inostranанглийского языка [Электронный ресурс] / Ефимова И. Е. // Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка, 2013г., г. Ростов.− С. 7. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye−yazyki/angliiskiy−yazyk/library/2013/10/31/netraditsionnye−formy−provedeniya
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.