Об авторской программе «Чугдаар»
Программа по изучению, преподаванию якутского народного фольклора «Чугдаар» включает в основном изучение песеннего, народно- музыкального якутского творчества в контексте новых информационных технологий.
Дополнительная общеразвивающая программа «Чугдаар» соответствует всем требованиям Федерального закона №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
По содержанию программа имеет культурно-творческую направленность, по функциональному предназначению является общеразвивающей, по форме организации – групповой.
Содержание дополнительной образовательной программы ориентировано на:
- создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.
Программа позволяет формировать национальный дух, основанный на духовной культуре и самобытность наших предков. Познать народные традиции, верования и далее использовать их в повседневной жизни. Изучать родной язык и говорить на чистом якутском языке. Уметь играть на инструментальном народном инструменте. Чувствовать настроение произведения и передавать тон основного материала через язык инструмента.
В основу программы положена национальная концепция, а именно изучение этнокультуры, сохранение традиционных ценностей, укрепление толерантности.
Новизна программы заключается в использовании интегральной методической системы, поскольку объединяет в единой технологии изучение предметов школьной программы: якутского языка и литературы, национальной культуры, краеведения, географии, истории. Создание творческих проектов с использованием информационных технологий.
Отличительные особенности данной программы от подобных в том, что для ее реализации внедряется процессная система совместной деятельности обучающихся и педагога по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Актуальность программы. Изучение этнокультуры и языка является важнейшим и обязательным компонентом в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание своего «Я», окружающего мира во всем его многообразии, понимание взаимодействия между человеком и процессами, явлениями, происходящими вокруг него, подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся самосовершенствования, самореализации, самосознания основанных на этнокультуре, развитие внутренней потребности любви к родному краю, родному языку и культуре, как следствие, бережного отношения, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.
Задачи в достижении цели:
Обучающие:
- обучение основам якутской национальной культуры;
- развитие умения работать с разными источниками информации;
- обучение приемам игры на национальных инструментах;
- формирование знаний, умений, навыков, основ личной гигиены;
Развивающие:
- создание условий для развития теоретического и диалектического мышления обучающихся;
- создание условий для поддержания высокого уровня познавательной активности обучающихся через организацию их собственной учебной деятельности;
- развитие способностей принимать не стандартные решения в исключительных ситуациях.
Воспитывающие:
- воспитание культуре через социализацию;
- формирование этнокультуры, чувства ответственности за сохранение народных традиций;
- воспитание личности способной сотворить, содействовать, созидать;
- формирование ценностных ориентиров, стремление утвердить себя в разнообразной деятельности, активной жизненной позиции;
- формирование ответственного отношения к исполнению обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм;
- формирование сценической культуры, ответственного отношения к труду другого человека
Программа рассчитана на педагогов дополнительного образования и предназначена для работы с детьми младшего и среднего звена (8-13 лет) в течении 3 года обучения.
Программа имеет 3 группы:
1 группа- якутский фольклор 3ч. в неделю, возраст 8-10 лет (четыре подгруппы )
2 группа – выразительное чтение, 3 часа в неделю, возраст 13 лет,
3 группа – игра на якутских народных инструментах, 3 часа в неделю, возраст 13лет
Планируемые результаты и способы их проверки.
Результаты обучения:
- Обучающиеся должны говорить и разговаривать на чистом якутском языке, знать историю якутского фольклора;
- Уметь играть на одном народном музыкальном инструменте;
- Различать виды, жанры якутского фольклора;
- Проводить исследовательскую работу, создавать презентации, защищать работу на конференциях;
- Выступать на сцене;
- приобрести навыки сценической культуры, знать и использовать правила техники безопасности.
Результаты развития:
- Исполнение жанров фольклора;
- Декламация пройденных произведений писателей;
- Игра на музыкальном инструменте;
- Создание проектов по якутскому фольклору;
- Снимать, фотографировать выступления сокружовцев;
- Работать с информационными источниками;
Результаты воспитания:
- обучающиеся должны уметь работать как индивидуально (приобретение новых знаний) так и в коллективе, созидая, сотворяя, создавая проекты, организуя экскурсии, праздники);
- формировать экологическую культуру, бережное отношение к народным традициям.
Образовательные технологии и приемы:
- Технология клубной деятельности.
- Технология проектной деятельности.
- Технология исследовательской деятельности.
- Игровые технологии (конкурсы, игры разных форматов).
- Коллективно- творческая деятельность;
В начале учебного года проводится входная диагностика учащихся по следующим параметрам:
- уровень исполнительского мастерства по якутскому фольклору;
- уровень умений и навыков выразительного чтения;
- умение работы в команде;
В середине года оценивается промежуточный, в конце года – конечный результат.
В конце года (в середине мая) проводится обрядовый праздник «Иэйэхсит туьулгэтэ», организуется выступление групп, показ фото и видеоотчетов групп, составляется итоговый рейтинг обучающихся. Так же в рейтинг включаются все результаты участия обучающихся в соревнования, научно-практических конференция, конкурсах и т.д.
Формы организации итоговой аттестации обучающихся
Отчетное выступление участников групп, составление «Портфолио».
Форма демонстрации результатов: участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, концертах, мероприятиях культурно- творческой направленности, выступления с докладами и отчетами перед родителями, проведение отчетных конференций для обучающихся других детских объединений в образовательных организациях.
Автор Федорова Саргылана Семеновна, руководитель фольклорного кружка «Чугдаар»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.