СТАТЬЯ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

  • docx
  • 25.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья-МОРЯиЛ-Образовательные здоровьесберегающие технологии в начальных классах.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Шадринский государственный педагогический университет»

Педагогический факультет

Кафедра теории и методики начального образования

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья

направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

(профиль «Начальное образование»)

Квалификация – бакалавр

 

 

 

Выполнил:

Масляева О.В.

студентка 1-32 (4,5) группы

заочная форма обучения

Руководитель:

Крючкова Т.А.

 

 

 

 

 

Шадринск-2018

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия (по определению Всемирной организации здравоохранения).  [2, с.3]

Школа, учителя и сами учащиеся обязаны заботиться о сохранении здоровья.

Знаменитый педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое здоровье, какое-нибудь недомогание или заболевание. [2, с.3]

Если ребенок сам понимает, что быть здоровым – это его обязанность, то он и будет здоров. Люди, не умеющие заботиться о своем здоровье, не адаптированы в жизни.

Дети, которые испытывают проблемы со здоровьем, которые часто пропускают уроки учатся хуже своих одноклассников. И учителя, в первую очередь, должны помочь им справиться с трудностями в учебе.

Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в сохранении и укреплении здоровья учащихся, повышения духовности среди молодежи, необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и внедрение аспектов валеологии в учебные планы организаций образования. В связи с этим принята в ФГОС нового поколения Программа №8 «Формирование здорового и безопасного образа жизни». [4, с. 14-18]

Рассмотрим, что же такое здоровьесберегающие технологии. Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

·    создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку);

·    учитывают возрастные возможности ребенка, то есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст;

·    рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка);

·    обеспечивают достаточный двигательный режим. [5] 

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе:

(принципы сформулированы Н.К. Смирновым)

·        "Не навреди".

·        Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

·        Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

·        Соответствие содержания обучения возрасту.

·        Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

·        Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.  [5] 

Наиболее общая классификация здоровьесберегающих технологий:

·        технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения;

·        технологии обучения здоровому образу жизни;

·        психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности (имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий);

·        коррекционные технологии. [5] 

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. [4, с. 14-18]

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов. [4, с. 14-18]

Перед начальной школой стоят серьезные проблемы:

-организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся младших классов;

-включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся.  [2, с.4]

К концу четвертого класса здоровье многих детей ухудшается. Некоторые ученики приобретают даже хронические заболевания.

Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Такая тенденция просто обязывает учителя к применению здоровьесберегающих технологий в начальной школе, направленных на предупреждение нарушений зрения и сохранения имеющихся показателей. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении.

Вторая проблема - это нарушения осанки. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, осанка искривляется. Длительное сидение за партой усугубляет положение. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе позволяет вести урок таким образом, чтобы снизить утомляемость и статическую нагрузку. [1]

Ещё один тревожный показатель - это рост нервно-психических расстройств. Учителям следует организовать обучение таким образом, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье детей. Эту очень важную задачу поможет решить применение здоровьесберегающих технологий. В начальной школе это особенно важно, так как у детей идёт активное развитие всех систем организма. [1]

Помимо физического здоровья, важную роль играет и психологическое здоровье младшего школьника.

Именно в первые месяцы обучения формируются те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. [3, стр. 3]

При поступлении в первый класс большинство детей испытывают: страх, агрессивность, повышенную слезливость, стресс.

Стресс – это ответная реакция организма на изменения окружающей среды. [2, с.7]

Стресс способствует сопротивляемости организма, он помогает нам достигать невероятных результатов, используя наши внутренние ресурсы.

От стресса «спрятаться» невозможно. И ограждать детей не следует. Стрессовые ситуации сопровождают нас всю жизнь. Важнее научить детей их преодолевать и защищаться от стресса.

Поступление в школу – один из важных и сложных этапов в жизни ребенка. Если у дошкольников ведущей деятельностью была игра, то сейчас – это учебная деятельность. Теперь жизнь ребенка имеет свой строгий график и определенные правила.

Чтобы трудовые будни младшего школьника не приносили вреда его здоровью, ему поможет учитель. Работа по укреплению и сохранению здоровья детей должна проводиться не только с детьми, но и с родителями.

В первом классе необходимо познакомить родителей с тем, как помочь ребенку стать школьником, как построить день ребенка, какой должен быть рацион питания, как относиться к удачам и первым школьным неудачам. [2, с.52]

Во втором классе можно напомнить родителям о важности режима дня, рассказать о том, как предупредить утомляемость детей, о способах повышения трудоспособности детей, о том, как способствовать формированию ценностного отношения к здоровью. [2, с.52]

Эти вопросы следует обсудить на родительских собраниях, на которые могут быть приглашены школьный врач, психолог, социальный педагог.

В третьем классе стоит рассказать родителям, как физическое взросление влияет на формирование личностных качеств ребенка. [2, с.53]

Укреплению здоровья детей способствуют и проведение спортивных соревнований таких, как «Мама, папа, я – спортивная семья».

Четвертый класс – подготовка к переходу в среднее звено. Здесь важно уделить внимание не только физическому здоровью детей, но и психоэмоциональному. [2, с.53]

Невозможно вырастить ребенка здоровым, если он сам не прилагает к этому никаких усилий. Педагогам в начальной школе следует с первых дней учить детей тому, как сохранит и укрепить свое здоровье.

По этим причинам медики, учителя и родители задумались над решением данной проблемы.

Подводя итоги, можно сказать, для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе требуется чтобы:

·        образовательный процесс проходил в комфортных условиях, предупреждающих стресс;

·         строился на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания;

·        обучение было рационально организовано с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями;

·         педагог учитывал индивидуальные особенности ребёнка;

·         для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки соотносились с возрастными возможностями ребенка;

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.        Корнийчук, А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация [Электронный ресурс] / А. Корнийчук // SYL.ru : [web-сайт]. – М., 2013-2018. – Режим доступа: https://www.syl.ru/article/194451/new_zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole-po-fgos-ih-vidyi-i-realizatsiya. – 12.02.2018.

2.        Образовательные здоровьесберегающие технологии [Текст]: опыт работы методического объединения учителей начальных классов / авт.-сост. В. Ф. Феоктистова. – Волгоград : Учитель, 2009. – 121 с.

3.        Психологическая поддержка младших школьников [Текст] : программы, конспекты занятий / авт.-сост. О. Н. Рудякова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель, 2017. – 89 с.

4.         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации.– 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2017. – 53 с. – (Стандарты второго поколения).

5.        Шутова, Г. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС. Пятнадцать здоровьесберегающих приемов для проведения уроков [Электронный ресурс] / Г. Шутова // Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой – PEDSOVET.SU : [web-сайт] / учред., гл. ред.: Е. И. Пашкова. – Н. Новгород, 2007-2018. – Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/5993_zdoroviesberegayuschie_technologii_v_shkole. – 01.03.2018.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также