МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Шадринский государственный педагогический университет»
Педагогический факультет
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья
направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
(профиль «Начальное образование»)
Квалификация – бакалавр
Выполнил:
Масляева О.В.
студентка 1-32 (4,5) группы
заочная форма обучения
Руководитель:
Крючкова Т.А.
Шадринск-2018
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия (по определению Всемирной организации здравоохранения). [2, с.3]
Школа, учителя и сами учащиеся обязаны заботиться о сохранении здоровья.
Знаменитый педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое здоровье, какое-нибудь недомогание или заболевание. [2, с.3]
Если ребенок сам понимает, что быть здоровым – это его обязанность, то он и будет здоров. Люди, не умеющие заботиться о своем здоровье, не адаптированы в жизни.
Дети, которые испытывают проблемы со здоровьем, которые часто пропускают уроки учатся хуже своих одноклассников. И учителя, в первую очередь, должны помочь им справиться с трудностями в учебе.
Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в сохранении и укреплении здоровья учащихся, повышения духовности среди молодежи, необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и внедрение аспектов валеологии в учебные планы организаций образования. В связи с этим принята в ФГОС нового поколения Программа №8 «Формирование здорового и безопасного образа жизни». [4, с. 14-18]
Рассмотрим, что же такое здоровьесберегающие технологии. Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
· создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку);
· учитывают возрастные возможности ребенка, то есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст;
· рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка);
· обеспечивают достаточный двигательный режим. [5]
(принципы сформулированы Н.К. Смирновым)
· "Не навреди".
· Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
· Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
· Соответствие содержания обучения возрасту.
· Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
· Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье. [5]
· технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения;
· технологии обучения здоровому образу жизни;
· психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности (имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий);
· коррекционные технологии. [5]
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. [4, с. 14-18]
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов. [4, с. 14-18]
Перед начальной школой стоят серьезные проблемы:
-организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся младших классов;
-включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся. [2, с.4]
К концу четвертого класса здоровье многих детей ухудшается. Некоторые ученики приобретают даже хронические заболевания.
Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Такая тенденция просто обязывает учителя к применению здоровьесберегающих технологий в начальной школе, направленных на предупреждение нарушений зрения и сохранения имеющихся показателей. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении.
Вторая проблема - это нарушения осанки. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, осанка искривляется. Длительное сидение за партой усугубляет положение. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе позволяет вести урок таким образом, чтобы снизить утомляемость и статическую нагрузку. [1]
Ещё один тревожный показатель - это рост нервно-психических расстройств. Учителям следует организовать обучение таким образом, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье детей. Эту очень важную задачу поможет решить применение здоровьесберегающих технологий. В начальной школе это особенно важно, так как у детей идёт активное развитие всех систем организма. [1]
Помимо физического здоровья, важную роль играет и психологическое здоровье младшего школьника.
Именно в первые месяцы обучения формируются те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. [3, стр. 3]
При поступлении в первый класс большинство детей испытывают: страх, агрессивность, повышенную слезливость, стресс.
Стресс – это ответная реакция организма на изменения окружающей среды. [2, с.7]
Стресс способствует сопротивляемости организма, он помогает нам достигать невероятных результатов, используя наши внутренние ресурсы.
От стресса «спрятаться» невозможно. И ограждать детей не следует. Стрессовые ситуации сопровождают нас всю жизнь. Важнее научить детей их преодолевать и защищаться от стресса.
Поступление в школу – один из важных и сложных этапов в жизни ребенка. Если у дошкольников ведущей деятельностью была игра, то сейчас – это учебная деятельность. Теперь жизнь ребенка имеет свой строгий график и определенные правила.
Чтобы трудовые будни младшего школьника не приносили вреда его здоровью, ему поможет учитель. Работа по укреплению и сохранению здоровья детей должна проводиться не только с детьми, но и с родителями.
В первом классе необходимо познакомить родителей с тем, как помочь ребенку стать школьником, как построить день ребенка, какой должен быть рацион питания, как относиться к удачам и первым школьным неудачам. [2, с.52]
Во втором классе можно напомнить родителям о важности режима дня, рассказать о том, как предупредить утомляемость детей, о способах повышения трудоспособности детей, о том, как способствовать формированию ценностного отношения к здоровью. [2, с.52]
Эти вопросы следует обсудить на родительских собраниях, на которые могут быть приглашены школьный врач, психолог, социальный педагог.
В третьем классе стоит рассказать родителям, как физическое взросление влияет на формирование личностных качеств ребенка. [2, с.53]
Укреплению здоровья детей способствуют и проведение спортивных соревнований таких, как «Мама, папа, я – спортивная семья».
Четвертый класс – подготовка к переходу в среднее звено. Здесь важно уделить внимание не только физическому здоровью детей, но и психоэмоциональному. [2, с.53]
Невозможно вырастить ребенка здоровым, если он сам не прилагает к этому никаких усилий. Педагогам в начальной школе следует с первых дней учить детей тому, как сохранит и укрепить свое здоровье.
По этим причинам медики, учителя и родители задумались над решением данной проблемы.
Подводя итоги, можно сказать, для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе требуется чтобы:
· образовательный процесс проходил в комфортных условиях, предупреждающих стресс;
· строился на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания;
· обучение было рационально организовано с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями;
· педагог учитывал индивидуальные особенности ребёнка;
· для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки соотносились с возрастными возможностями ребенка;
Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей. [1]
Список использованной литературы
1. Корнийчук, А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация [Электронный ресурс] / А. Корнийчук // SYL.ru : [web-сайт]. – М., 2013-2018. – Режим доступа: https://www.syl.ru/article/194451/new_zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole-po-fgos-ih-vidyi-i-realizatsiya. – 12.02.2018.
2. Образовательные здоровьесберегающие технологии [Текст]: опыт работы методического объединения учителей начальных классов / авт.-сост. В. Ф. Феоктистова. – Волгоград : Учитель, 2009. – 121 с.
3. Психологическая поддержка младших школьников [Текст] : программы, конспекты занятий / авт.-сост. О. Н. Рудякова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель, 2017. – 89 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации.– 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2017. – 53 с. – (Стандарты второго поколения).
5. Шутова, Г. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС. Пятнадцать здоровьесберегающих приемов для проведения уроков [Электронный ресурс] / Г. Шутова // Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой – PEDSOVET.SU : [web-сайт] / учред., гл. ред.: Е. И. Пашкова. – Н. Новгород, 2007-2018. – Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/5993_zdoroviesberegayuschie_technologii_v_shkole. – 01.03.2018.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.