СТАТЬЯ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Оценка 4.9

СТАТЬЯ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Оценка 4.9
docx
25.01.2020
СТАТЬЯ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Статья-МОРЯиЛ-Образовательные здоровьесберегающие технологии в начальных классах.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Шадринский государственный педагогический университет»

Педагогический факультет

Кафедра теории и методики начального образования

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья

направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

(профиль «Начальное образование»)

Квалификация – бакалавр

 

 

 

Выполнил:

Масляева О.В.

студентка 1-32 (4,5) группы

заочная форма обучения

Руководитель:

Крючкова Т.А.

 

 

 

 

 

Шадринск-2018

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия (по определению Всемирной организации здравоохранения).  [2, с.3]

Школа, учителя и сами учащиеся обязаны заботиться о сохранении здоровья.

Знаменитый педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое здоровье, какое-нибудь недомогание или заболевание. [2, с.3]

Если ребенок сам понимает, что быть здоровым – это его обязанность, то он и будет здоров. Люди, не умеющие заботиться о своем здоровье, не адаптированы в жизни.

Дети, которые испытывают проблемы со здоровьем, которые часто пропускают уроки учатся хуже своих одноклассников. И учителя, в первую очередь, должны помочь им справиться с трудностями в учебе.

Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в сохранении и укреплении здоровья учащихся, повышения духовности среди молодежи, необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и внедрение аспектов валеологии в учебные планы организаций образования. В связи с этим принята в ФГОС нового поколения Программа №8 «Формирование здорового и безопасного образа жизни». [4, с. 14-18]

Рассмотрим, что же такое здоровьесберегающие технологии. Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

·    создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку);

·    учитывают возрастные возможности ребенка, то есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст;

·    рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка);

·    обеспечивают достаточный двигательный режим. [5] 

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе:

(принципы сформулированы Н.К. Смирновым)

·        "Не навреди".

·        Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

·        Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

·        Соответствие содержания обучения возрасту.

·        Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

·        Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.  [5] 

Наиболее общая классификация здоровьесберегающих технологий:

·        технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения;

·        технологии обучения здоровому образу жизни;

·        психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности (имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий);

·        коррекционные технологии. [5] 

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. [4, с. 14-18]

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов. [4, с. 14-18]

Перед начальной школой стоят серьезные проблемы:

-организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся младших классов;

-включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся.  [2, с.4]

К концу четвертого класса здоровье многих детей ухудшается. Некоторые ученики приобретают даже хронические заболевания.

Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Такая тенденция просто обязывает учителя к применению здоровьесберегающих технологий в начальной школе, направленных на предупреждение нарушений зрения и сохранения имеющихся показателей. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении.

Вторая проблема - это нарушения осанки. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, осанка искривляется. Длительное сидение за партой усугубляет положение. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе позволяет вести урок таким образом, чтобы снизить утомляемость и статическую нагрузку. [1]

Ещё один тревожный показатель - это рост нервно-психических расстройств. Учителям следует организовать обучение таким образом, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье детей. Эту очень важную задачу поможет решить применение здоровьесберегающих технологий. В начальной школе это особенно важно, так как у детей идёт активное развитие всех систем организма. [1]

Помимо физического здоровья, важную роль играет и психологическое здоровье младшего школьника.

Именно в первые месяцы обучения формируются те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. [3, стр. 3]

При поступлении в первый класс большинство детей испытывают: страх, агрессивность, повышенную слезливость, стресс.

Стресс – это ответная реакция организма на изменения окружающей среды. [2, с.7]

Стресс способствует сопротивляемости организма, он помогает нам достигать невероятных результатов, используя наши внутренние ресурсы.

От стресса «спрятаться» невозможно. И ограждать детей не следует. Стрессовые ситуации сопровождают нас всю жизнь. Важнее научить детей их преодолевать и защищаться от стресса.

Поступление в школу – один из важных и сложных этапов в жизни ребенка. Если у дошкольников ведущей деятельностью была игра, то сейчас – это учебная деятельность. Теперь жизнь ребенка имеет свой строгий график и определенные правила.

Чтобы трудовые будни младшего школьника не приносили вреда его здоровью, ему поможет учитель. Работа по укреплению и сохранению здоровья детей должна проводиться не только с детьми, но и с родителями.

В первом классе необходимо познакомить родителей с тем, как помочь ребенку стать школьником, как построить день ребенка, какой должен быть рацион питания, как относиться к удачам и первым школьным неудачам. [2, с.52]

Во втором классе можно напомнить родителям о важности режима дня, рассказать о том, как предупредить утомляемость детей, о способах повышения трудоспособности детей, о том, как способствовать формированию ценностного отношения к здоровью. [2, с.52]

Эти вопросы следует обсудить на родительских собраниях, на которые могут быть приглашены школьный врач, психолог, социальный педагог.

В третьем классе стоит рассказать родителям, как физическое взросление влияет на формирование личностных качеств ребенка. [2, с.53]

Укреплению здоровья детей способствуют и проведение спортивных соревнований таких, как «Мама, папа, я – спортивная семья».

Четвертый класс – подготовка к переходу в среднее звено. Здесь важно уделить внимание не только физическому здоровью детей, но и психоэмоциональному. [2, с.53]

Невозможно вырастить ребенка здоровым, если он сам не прилагает к этому никаких усилий. Педагогам в начальной школе следует с первых дней учить детей тому, как сохранит и укрепить свое здоровье.

По этим причинам медики, учителя и родители задумались над решением данной проблемы.

Подводя итоги, можно сказать, для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе требуется чтобы:

·        образовательный процесс проходил в комфортных условиях, предупреждающих стресс;

·         строился на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания;

·        обучение было рационально организовано с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями;

·         педагог учитывал индивидуальные особенности ребёнка;

·         для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки соотносились с возрастными возможностями ребенка;

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.        Корнийчук, А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация [Электронный ресурс] / А. Корнийчук // SYL.ru : [web-сайт]. – М., 2013-2018. – Режим доступа: https://www.syl.ru/article/194451/new_zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole-po-fgos-ih-vidyi-i-realizatsiya. – 12.02.2018.

2.        Образовательные здоровьесберегающие технологии [Текст]: опыт работы методического объединения учителей начальных классов / авт.-сост. В. Ф. Феоктистова. – Волгоград : Учитель, 2009. – 121 с.

3.        Психологическая поддержка младших школьников [Текст] : программы, конспекты занятий / авт.-сост. О. Н. Рудякова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель, 2017. – 89 с.

4.         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации.– 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2017. – 53 с. – (Стандарты второго поколения).

5.        Шутова, Г. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС. Пятнадцать здоровьесберегающих приемов для проведения уроков [Электронный ресурс] / Г. Шутова // Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой – PEDSOVET.SU : [web-сайт] / учред., гл. ред.: Е. И. Пашкова. – Н. Новгород, 2007-2018. – Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/5993_zdoroviesberegayuschie_technologii_v_shkole. – 01.03.2018.


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия (по определению

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия (по определению

Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов

Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов

Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении

Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении

Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении

Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении

Эти вопросы следует обсудить на родительских собраниях, на которые могут быть приглашены школьный врач, психолог, социальный педагог

Эти вопросы следует обсудить на родительских собраниях, на которые могут быть приглашены школьный врач, психолог, социальный педагог

Эти вопросы следует обсудить на родительских собраниях, на которые могут быть приглашены школьный врач, психолог, социальный педагог

Эти вопросы следует обсудить на родительских собраниях, на которые могут быть приглашены школьный врач, психолог, социальный педагог

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020