Материалы к статье
Организация интегрированного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом в условиях комбинированного дошкольного учреждения
Сводина В.Н.,
ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1365,
г. Москва
Великий педагог Сухомлинский В.А. говорил о важности дошкольного образования «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунков, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям»
Дошкольное детство - уникальный возрастной период. Главная задача дошкольного воспитания и обучения - это оптимальное развитие ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями и согласно возрастным закономерностям. Это хорошо понимал наш педагогический коллектив, занимаясь воспитанием и обучением здоровых детей вплоть до 1991года.
В 1991 году по приказу Юго-Восточного окружного управления образования в нашем дошкольном учреждении была открыта первая специальная группа для детей с нарушениями слуха. Это было обусловлено большим притоком населения в наш отдаленный, по меркам Москвы, район. Открытие группы являлось социальным заказом. В это время мы практически ничего не знали ни о детях с нарушенным слухом, ни о системе их обучения. В наши планы не входило преобразование детского сада в комбинированное дошкольное учреждение. Особого энтузиазма в организации воспитания и обучения неслышащих детей у педагогического коллектива не было. Но, по-видимому, это была судьба. Неслышащие дети и учителя –дефектологи нас покорили. И уже без внутреннего сопротивления ежегодно открывалась одна специальная группа. Таким образом, за 4-5 лет мы превратились в детский сад комбинированного вида со специальными группами для детей с нарушением слуха всех возрастов: от ясельной до подготовительной. В настоящее время педагогический коллектив нацелен на помощь неслышащим детям и воспринимает их как своих, родных, не делая особых различий между слышащими и не- слышащими дошкольниками.
Первые дети с нарушенным слухом, поступающие в наш детский сад имели разную степень потери слуха (от 1-2 степени тугоухости до глухоты), разный уровень общего и речевого развития. Учитель-дефектолог, имевший большой опыт работы со слабослышащими детьми (Т.Ф.Разбоева), настоятельно рекомендовала использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку. Детей с высоким уровнем общего развития, развёрнутой фразовой речью, внятно говорящих, определили в массовые группы, где они стали воспитываться и обучаться совместно с нормально развивающимися детьми. В дальнейшем эти дети были готовы к обучению в общеобразовательной школе. Учитель-дефектолог помогал детям с нарушением слуха, проводил с ними коррекционные занятия и оказывал методическую помощь воспитателям массовых групп. Это была удачная попытка стихийной интеграции хорошо говорящих детей с нарушенным слухом. Кроме положительного опыта возникали и проблемы. Мы понимали, что необходимо расширить возможности общения со слышащими детьми всем дошкольникам с нарушенным слухом. Но как правильно обеспечить общение детей специальных и массовых групп с учетом, с одной стороны, уровня общего и речевого развития неслышащих детей, а с другой – интересов развития слышащих дошкольников и необходимости усиления работы по их нравственному воспитанию?
С 1994 года в рамках окружной экспериментальной площадки (научный руководитель к.п.н., ведущий н.сотр. Института коррекционной педагогики РАО Н.Д.Шматко) мы начали осуществлять целенаправленную работу по интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников (1, 2). В ходе опытно-экспериментальной работы были разработаны и апробированы разноуровневые модели интеграции с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка:
· постоянная полная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;
· постоянная частичная интеграция, при которой неслышащие дети, ещё не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня /например, на его вторую половину, на отдельные занятия по 1-2 человека/;
· временная частичная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со слышащими детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.
Так мы жили 4-5 лет. Модели достаточно эффективно работали, но нас тревожили некоторые моменты:
· хорошо говорящие дети, переходившие из специальной группы в массовую в старшем дошкольном возрасте, не всегда легко адаптировались в группе слышащих сверстников;
· в условиях постоянной частичной интеграции, когда дети во второй половине дня посещали занятия (ИЗО, ФИЗО, игра) в массовых группах и гуляли вместе со слышащими, они все равно тяготели к своей родной специальной группе, к своим друзьям.
Педагоги обратили внимание на то, что воспитанники младших групп значительно легче интегрировались и адаптировались, чем дети более старшего возраста;
Педагоги дошкольного учреждения по предложению нашего научного руководителя решили провести эксперимент, в рамках которого с разрешения ЮВОУО была открыта необычная группа – смешанная группа для детей младшего возраста. В этой группе воспитывались 10 слышащих детей и 4 дошкольника с нарушенным слухом. В группе работали 2 воспитателя и учитель-дефектолог. Обучение детей в смешанной группе также осуществлялось в рамках опытно-экспериментальной работы в режиме окружной экспериментальной площадки.
Мы внимательно следили за работой группы, и каждый день все более и более убеждались, что такое объединение детей возможно. В январе 2001 года в ходе международной конференции по проблемам интегрированного обучения данная форма воспитания дошкольников получила одобрение и высокую оценку со стороны не только участников конференции, но и руководителей образования различных регионов России и Министерства образования Р.Ф. Было подготовлено методическое письмо Министерства образования РФ с рекомендацией открывать смешанные группы в дошкольных учреждениях.
Увидев перспективы данной группы и имея поддержку и Министерства образования РФ, и Юго-Восточного окружного управления образования, мы в последствии постепенно изменили статус всех специальных групп. Они стали смешанными: от ясельной до подготовительной. В них, как правило, воспитываются 10 слышащих детей и 5 детей с нарушенным слухом. Среди последних все больше и больше имплантированных детей, и детей, с которыми коррекционная работа начата рано – с первых месяцев жизни.
Работа в смешанных группах организована очень интересно В первую половину дня нормально слышащие дети занимаются с воспитателем, а дети с нарушенным слухом - с учителем -дефектологом (как и в специальной группе); проводятся фронтальные и индивидуальные занятия. Время индивидуальных занятий значительно увеличено (т.к. в группе меньшее количество неслышащих детей, чем в специальной). На индивидуальных занятиях учитель -дефектолог работает не только над формированием устной речи, но и обучает детей чтению и подготавливает их к фронтальным занятиям с воспитателем во вторую половину дня. Вечером занятия проводятся со всей группой детей – и со слышащими, и с неслышащими. В учреждении внесены изменения в расписание занятий: все речевые занятия проводятся утром, а занятия, на которых речь не является определяющей – ИЗО, игра – вечером. Физкультурные и музыкальные занятия всегда проводятся вместе. На отдельных занятиях и утром вся группа занимается вместе. Такие занятия проводит учитель-дефектолог.
Но нет правил без исключения. Так сурдопедагог первой смешанной группы Л.Н.Терьянова на протяжении всех лет обучения занимается со всей группой детей. Ей удается в этих условиях добиваться блестящих результатов (3). Мы, конечно, пропагандируем этот опыт, но не считаем нужным предлагать всем сурдопедагогам работать в таком режиме.
Неслышащие дети направляются в смешанные группы медико-психолого-педагогическиой комиссией. В нее направляются слабослышащие и имплантированные дети, а иногда и глухие. К моменту поступления в группу дети имеют разный уровень речевого развития. Большинство детей поступают еще не говорящими. Опыт 12-летней работы смешанных групп убедил нас в том, что в них нецелесообразно принимать детей с нарушенным слухом, имеющих выраженные дополнительные отклонения в развитии. Слышащие дети поступают в смешанную группу по желанию родителей в обычном порядке с учетом возраста. На смешанную группу в соответствии с рекомендациями министерства образования РФ распространяется статус группы компенсирующего обучения, но родители слышащих детей оплачивают пребывание в детском саду.
Как правило, родители детей с нарушенным слухом одобрительно относятся к обучению в смешанной группе. Но отдельные родители хотят воспитывать своего ребенка в обычной специальной группе. Это, как правило, родители, сами имеющие нарушение слуха, а также некоторые слышащие родители, которые комплексуют от того, что они видят отличия своего ребенка от слышащего.
Родители слышащих детей при комплектовании первой смешанной группы не хотели, чтобы их малыш воспитывался вместе с неслышащими детьми. Нам удалось скомплектовать первую группу лишь потому, что в районе отмечалась большая нехватка мест в детских садах, и родители были вынуждены отдать ребенка в смешанную группу. Однако уже в первые месяцы ее работы родители успокоились и более того, они теперь уже стали стремиться отдать своих слышащих детей именно в смешанную группу. Почему? Меньше детей, учитель-дефектолог при необходимости оказывает помощь и слышащим детям. Позже они все больше и больше оценивали социальный аспект – их ребенок помогает тому, кому трудно. Хотя и сегодня есть родители слышащих детей, которые не хотят отдавать ребенка в смешанную группу. В этом случае он воспитывается в обычной массовой группе. Таких групп в нашем учреждении 4.
Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников не направлено на обязательную подготовку слабослышащих и глухих детей к обучению именно в массовой школе. Для нас важно обеспечить каждому ребенку реализацию его потенциальных возможностей. Как правило, все дети с нарушенным слухом хорошо подготовлены к школьному обучению. В разные годы от 60% до 75% детей с нарушенным слухом поступали в массовые школы и успешно в них обучаются. Остальные дети, как правило, оказываются готовыми к обучению в первом отделении (для хорошо говорящих) школы для слабослышащих и позднооглохших детей. Единицы глухих детей поступают в школу 1 вида.
При приеме в школы слышащих детей отмечается их высокий уровень их подготовки. Родителям часто задают вопрос: «В какой прогимназии Вы готовились к школе?». А ответ – «В смешанной группе».
Проведение целенаправленной работы, направленной на создание условий эффективного совместного воспитания и обучения, требует усиления индивидуального подхода к работе с каждым ребенком, индивидуализации содержания, методов и организации коррекционной помощи дошкольникам с нарушенным слухом. Именно индивидуализация коррекционной помощи и стала темой нашей опытно-экспериментальной работы, проводящейся в настоящее время (2006-2009 г.г.). Ее целью является совершенствование коррекционно-педагогической работы как условия эффективной интеграции детей нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников. Мы понимаем, что находимся лишь в начале пути.
Педагогами нашего учреждения начата разработка электронного пособия «Индивидуальная тетрадь» для работы с ребенком. В ней отражаются содержание и методика коррекционных занятий с дошкоьниками с нарушенным слухом. Важно, что электронный формат пособия позволяет, с одной стороны, обеспечить для всех детей группы возможность «прохождения» той или иной темы, а с другой – максимально индивидуализировать содержание работы с каждым ребенком в зависимости от уровня его общего и речевого развития В настоящее время заканчивается работа над тетрадью, посвященной начальному этапу коррекционного обучения неслышащего дошкольника.
Индивидуализации обучения, в том числе и коррекционной помощи детям с нарушенным слухом способствует широкое внедрение современных информационных технологий. Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют данные о возможностях использования разнообразных специализированных (коррекционных) электронных приложений (компьютерных программ) в процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушенным слухом.
На протяжении последних двух лет со старшими дошкольниками проводились систематические занятия по формированию элементарных математических представлений в компьютерном классе с использованием программы «Состав числа», разработанной сотрудниками ИКП РАО. Эта программа позволяет и педагогу, и ребенку выбирать уровень сложности (с составом какого числа – от 3 до 10 – будут выполняться упражнения, сами упражнения и т.п.). Программа позволяет быть успешным каждому ребенку на том уровне овладения составом числа, который ему сегодня доступен.
Все дети (и с нормальным, и с нарушенным слухом) овладели работой на компьютере в рамках данной программы. К середине обучения в подготовительной группе они хорошо овладели составом числа в пределах 5-10.
В настоящее время наш детский сад является своеобразным центром помощи детям с нарушенным слухом, как обучающимся в нашем учреждении, так и воспитывающимся дома или в массовых детских садах по месту жительства. Особое внимание мы уделяем оказанию психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушенным слухом – со второго года жизни. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа оказания ему коррекционной помощи.
Учреждение принимает самое активное участие в проведении различных курсов повышения квалификации для педагогов Юго-Восточного округа, других округов Москвы и страны, в семинарах, включая международные.
Литература
1. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. // Дефектология, № 1 и 2, 1999.
2. Сводина В.Н. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом (из опыта работы). // Дефектология, № 6, 1998.
3. Терьянова Л.Н., Гуревич М.Г. Из опыта обучения детей с нарушенным слухом в смешанной группе. // Дефектология, № 2, 2001.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.