Статья: "Организация работы по предупреждению, устранению трудностей младших школьников в выполнении итоговой работы по математике"
Оценка 4.9

Статья: "Организация работы по предупреждению, устранению трудностей младших школьников в выполнении итоговой работы по математике"

Оценка 4.9
docx
математика
26.10.2020
Статья: "Организация работы по предупреждению,  устранению трудностей младших школьников  в выполнении итоговой работы по математике"
Миронова И.А.docx

Миронова Ирина Александровна

учитель начальных классов,

первая категория,

МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»

г. Ноябрьск

 

Организация работы по предупреждению,

устранению трудностей младших школьников

в выполнении итоговой работы по математике.

 

По итогам мониторинговых работ больше всего ошибок дети допустили в выполнении заданий на отношения: «больше/меньше на…», «больше/меньше в…», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше», «дороже-дешевле», «ниже-выше», «тоньше-толще» и т.д.

Перед нами тексты мониторинга по математике 1, 2, 3 классов в двух вариантах. Рассмотрим текстовые задачи на сравнение:

В 1 классе они находятся под номерами: 6, 8 - базовый уровень, 11, 14 - повышенный уровень;

Во 2 классе: 6, 7, 11 - базовый уровень, 15 – повышенный;

В 3 классе: 6, 7, 11, 12 - базовый уровень, 17 – повышенный.

Предлагаем план работы по преодолению трудностей, начиная с 1 класса:

Первый пункт плана: Специальная работа с текстами заданий, задач, содержащих отношения «больше/меньше на…», «больше/меньше в…», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше», включает в себя:

·Составление предметной модели (схемы) заданного отношения (с помощью рисунка, набора фишек, палочек);

·Установление соотношения между отношением и его представлением на математической модели (схемы);

·Формулирование математического отношения по модели (схеме).

 

 

  

 

 

Второй пункт плана – это составление сюжетной ситуации, текста, содержащего математическое отношение «больше/меньше», «выше/ниже», «больше/меньше на…», «больше/меньше в …».

   

 

  

 

Третий пункт плана – это совместное составление с учителем и использование алгоритма решения простой текстовой задачи, содержащей отношение «больше/меньше на…», «больше/меньше в…», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше», включает в себя:

·Чтение задачи;

·Выделение математического отношения и представление его на модели (схеме);

·Выбор математического действия, иллюстрирующего предложенное отношение (в том числе в ситуации косвенной формулировки условия задачи).

Алгоритм работы над задачей был проговорен в выступлении Нияниной Натальи Валентиновны.

 

Четвертый пункт плана – это самостоятельное составление алгоритма решения задачи, содержащей отношение «больше/меньше на…», «больше/меньше в…», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше».

      

 

Пятый пункт плана - включение ученика в парную работу с одноклассником, не испытывающим трудностей (в решении задач), участие в оценке результатов установления отношения другими учениками класса (в ходе парной, групповой, фронтальной работы).

 

Шестой пункт плана – это коррекционно-развивающие упражнения в рамках урока математики. Их можно проводить на этапе устного счета, самостоятельной работы учащихся, на этапе повторения).

 

 Считаем очень важным и необходимым соблюдать все этапы урока и действовать в соответствии с методикой преподавания  математики.

 

Седьмой пункт плана – это индивидуальная работа. Комментирование хода выполнения домашнего задания.

  

В текстах стандартной формы: условие выражено повествовательным предложением и предшествует вопросу, который выражен вопросительным предложением. В школе это иногда порождает такой «методический» прием, как чтение текста «до точки» (это условие), а далее в вопросительном предложении содержится вопрос. Подобный подход ведет к тому, что дети учатся работать только с типовыми задачами. Но при столкновении с нестандартными текстами (где требование выражено повествовательным предложением или текст задачи текст задачи трансформирован таким образом, что она сформулирована одним предложением, или условие разделено на две части и т.д.) дети теряются и не могут с ними работать.

Количество нестандартных задач в учебниках ограниченно или вовсе отсутствуют. Поэтому учителю приходиться искать материал в дополнительной литературе. А также, возможно, из-за нехватки времени мы избегаем подобных заданий. Их можно вынести на внеурочную деятельность или на другие уроки (используя метапредметность или интегрированные уроки).

Предлагаю такие варианты задач:

В гараже стояло 2 легковых и 5 грузовых машин. Найти количество машин в гараже.

Сколько карандашей было у Маши, если 3 карандаша она отдала брату, а 4 оставила себе?

На полке стояло 6 книг. Сколько книг осталось на полке после того как 2 книги Петя отнес в библиотеку?

   

Нестандартные тексты могут быть построены и на других принципах – это могут быть тексты с нехваткой или избытком данных, например:

На дереве сидели птицы. 5 из них – это воробьи, остальные голуби. Сколько было голубей?

В вазе лежало 8 яблок. Ваня съел 2 яблока, и Катя съела 3 яблока. Сколько апельсинов они съели?

Такая система работы способствует предупреждению и устранений ошибок школьников в выполнении мониторинговых и контрольных работ. Думаю, что все выше изложенные данные дадут положительный результат по предупреждению трудностей в выполнении итоговой работы по математике и наши сюжеты будут практическим этому подтверждением.  

Спасибо за внимание!


 

Миронова Ирина Александровна учитель начальных классов, первая категория,

Миронова Ирина Александровна учитель начальных классов, первая категория,

Второй пункт плана – это составление сюжетной ситуации, текста, содержащего математическое отношение «больше/меньше», «выше/ниже», «больше/меньше на…», «больше/меньше в …»

Второй пункт плана – это составление сюжетной ситуации, текста, содержащего математическое отношение «больше/меньше», «выше/ниже», «больше/меньше на…», «больше/меньше в …»

Четвертый пункт плана – это самостоятельное составление алгоритма решения задачи, содержащей отношение «больше/меньше на…», «больше/меньше в…», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше»

Четвертый пункт плана – это самостоятельное составление алгоритма решения задачи, содержащей отношение «больше/меньше на…», «больше/меньше в…», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше»

В текстах стандартной формы: условие выражено повествовательным предложением и предшествует вопросу, который выражен вопросительным предложением

В текстах стандартной формы: условие выражено повествовательным предложением и предшествует вопросу, который выражен вопросительным предложением

На дереве сидели птицы. 5 из них – это воробьи, остальные голуби

На дереве сидели птицы. 5 из них – это воробьи, остальные голуби
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2020