Миронова Ирина Александровна
учитель начальных классов,
первая категория,
МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»
г. Ноябрьск
Организация работы по предупреждению,
устранению трудностей младших школьников
в выполнении итоговой работы по математике.
По итогам мониторинговых работ больше всего ошибок дети допустили в выполнении заданий на отношения: «больше/меньше на…», «больше/меньше в…», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше», «дороже-дешевле», «ниже-выше», «тоньше-толще» и т.д.
Перед нами тексты мониторинга по математике 1, 2, 3 классов в двух вариантах. Рассмотрим текстовые задачи на сравнение:
В 1 классе они находятся под номерами: 6, 8 - базовый уровень, 11, 14 - повышенный уровень;
Во 2 классе: 6, 7, 11 - базовый уровень, 15 – повышенный;
В 3 классе: 6, 7, 11, 12 - базовый уровень, 17 – повышенный.
Предлагаем план работы по преодолению трудностей, начиная с 1 класса:
Первый пункт плана: Специальная работа с текстами заданий, задач, содержащих отношения «больше/меньше на…», «больше/меньше в…», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше», включает в себя:
·Составление предметной модели (схемы) заданного отношения (с помощью рисунка, набора фишек, палочек);
·Установление соотношения между отношением и его представлением на математической модели (схемы);
·Формулирование математического отношения по модели (схеме).
Второй пункт плана – это составление сюжетной ситуации, текста, содержащего математическое отношение «больше/меньше», «выше/ниже», «больше/меньше на…», «больше/меньше в …».
Третий пункт плана – это совместное составление с учителем и использование алгоритма решения простой текстовой задачи, содержащей отношение «больше/меньше на…», «больше/меньше в…», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше», включает в себя:
·Чтение задачи;
·Выделение математического отношения и представление его на модели (схеме);
·Выбор математического действия, иллюстрирующего предложенное отношение (в том числе в ситуации косвенной формулировки условия задачи).
Алгоритм работы над задачей был проговорен в выступлении Нияниной Натальи Валентиновны.
Четвертый пункт плана – это самостоятельное составление алгоритма решения задачи, содержащей отношение «больше/меньше на…», «больше/меньше в…», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше».
Пятый пункт плана - включение ученика в парную работу с одноклассником, не испытывающим трудностей (в решении задач), участие в оценке результатов установления отношения другими учениками класса (в ходе парной, групповой, фронтальной работы).
Шестой пункт плана – это коррекционно-развивающие упражнения в рамках урока математики. Их можно проводить на этапе устного счета, самостоятельной работы учащихся, на этапе повторения).
Считаем очень важным и необходимым соблюдать все этапы урока и действовать в соответствии с методикой преподавания математики.
Седьмой пункт плана – это индивидуальная работа. Комментирование хода выполнения домашнего задания.
В текстах стандартной формы: условие выражено повествовательным предложением и предшествует вопросу, который выражен вопросительным предложением. В школе это иногда порождает такой «методический» прием, как чтение текста «до точки» (это условие), а далее в вопросительном предложении содержится вопрос. Подобный подход ведет к тому, что дети учатся работать только с типовыми задачами. Но при столкновении с нестандартными текстами (где требование выражено повествовательным предложением или текст задачи текст задачи трансформирован таким образом, что она сформулирована одним предложением, или условие разделено на две части и т.д.) дети теряются и не могут с ними работать.
Количество нестандартных задач в учебниках ограниченно или вовсе отсутствуют. Поэтому учителю приходиться искать материал в дополнительной литературе. А также, возможно, из-за нехватки времени мы избегаем подобных заданий. Их можно вынести на внеурочную деятельность или на другие уроки (используя метапредметность или интегрированные уроки).
Предлагаю такие варианты задач:
В гараже стояло 2 легковых и 5 грузовых машин. Найти количество машин в гараже.
Сколько карандашей было у Маши, если 3 карандаша она отдала брату, а 4 оставила себе?
На полке стояло 6 книг. Сколько книг осталось на полке после того как 2 книги Петя отнес в библиотеку?
Нестандартные тексты могут быть построены и на других принципах – это могут быть тексты с нехваткой или избытком данных, например:
На дереве сидели птицы. 5 из них – это воробьи, остальные голуби. Сколько было голубей?
В вазе лежало 8 яблок. Ваня съел 2 яблока, и Катя съела 3 яблока. Сколько апельсинов они съели?
Такая система работы способствует предупреждению и устранений ошибок школьников в выполнении мониторинговых и контрольных работ. Думаю, что все выше изложенные данные дадут положительный результат по предупреждению трудностей в выполнении итоговой работы по математике и наши сюжеты будут практическим этому подтверждением.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.