ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Линченко Лариса Николаевна,
преподаватель математики,
ГБПОУ «Жирновский педагогический колледж»
Одной из важнейших проблем, стоящих перед средним профессиональным образованием, является повышение качества подготовки специалистов. Студент и выпускник колледжа должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но также владеть методами исследовательской работы и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения. Именно решению этих задач и призвана самостоятельная работа студентов (СРС).
Специфика занятий математики обуславливается особенностями усвоения студентами математического материала: абстрактный характер материала требует тщательного отбора наглядных средств, методов обучения, разнообразия видов деятельности учащихся при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
СРС представляет собой одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Она завершает задачи всех видов учебной работы. Значимость СРС выходит далеко за рамки отдельного предмета. Самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.
При изучении математических дисциплин эффективны оба известные в педагогике вида самостоятельной работы:
- аудиторная самостоятельная работа, которая выполняется на учебных занятиях по заданию преподавателя и под его непосредственным руководством;
- внеаудиторная самостоятельная работа, выполняемая студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание СРС по математике определяется в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:
- подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);
- основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоение, переработка, применение, передача знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
- заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
При этом важно, чтобы:
- СРС была четко спланирована;
- материалы для самостоятельной работы были тщательно подобраны преподавателем;
- у студентов были инструкции по выполнению, методические указания и пособия;
- каждый преподаватель четко знал нормы времени, необходимые студентам на выполнение того или иного задания;
- были разработаны четкие критерии оценки СРС;
- работа систематически контролировалась преподавателем (в письменной, устной и смешанной формах).
Для организации СРС преподаватель может использовать разнообразные приемы. Успех любой самостоятельной работы, как известно, во многом зависит от того, как выполняющий ее студент умеет организовать свою деятельность. К сожалению, попадая в новые условия обучения после школы, многие студенты не владеют приемами самостоятельной работы, поэтому одной из основных задач преподавателя, в первую очередь, становится их обучение методам самостоятельной работы и помощь в ее организации. Уже на первых занятиях студент должен осознать целесообразность своей самостоятельной работы, только тогда она станет активной и эффективной.
Самостоятельная работа как прием обучения может решать самые разные задачи (осмысление изучаемого материала, формирование умений по применению изучаемого материала, формирование навыков, проверка усвоения материала или какого-то метода, а иногда и настоящий контроль: контрольные, срезовые работы и тесты), а значит, применяться на разных этапах занятия. В зависимости от цели, объема и конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности и уровня умений студентов она может осуществляться индивидуально или группами студентов.
При организации СРС на занятии важно применять индивидуальный (дифференцированный) подход, который предполагает, в частности, следующее:
- аудиторные занятия следует проводить так, чтобы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами и предусмотреть усложненные задания для учащихся, подготовленных лучше;
- на практических занятиях легко выявить студентов, успешно и быстро справляющихся с заданиями, поэтому им можно давать усложненные индивидуальные задания и консультирование более слабых студентов, проводя с «консультантами» дополнительные занятия.
Огромную роль в организации учебного процесса имеют также различные виды самостоятельной внеаудиторной работы – выполнение домашних работ, подготовка к лабораторным и практическим работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, презентаций, индивидуальных заданий, составление кроссвордов и т.п.
Подготовка домашнего задания является основной формой самостоятельной работы студентов очной формы обучения. Как правило, студенты получают задание на каждом занятии. Однако можно рекомендовать также выдачу всего домашнего задания по теме в начале изучения этой темы.
В целях совершенствования актуальных навыков или для наилучшего усвоения отдельных тем курса можно выдавать студентам индивидуальные домашние задания. Такая форма работы эффективна в случае объемного задания, например: «Исследовать и построить график функции», «Найти площадь фигуры, ограниченной линиями» (каждому студенту – свою функцию). При разработке индивидуальных заданий для СРС нужно учитывать результаты «входного контроля», который желательно проводить в начале изучения дисциплины, а также индивидуальные особенности студентов, исходить из того, что есть «тугодумы» и люди с «быстрым мозгом».
С большим интересом студенты выполняют такие виды самостоятельной внеаудиторной работы, как поиск необходимой информации через Интернет, подготовка докладов, написание рефератов, создание презентаций, составление тематических кроссвордов.
Составленные студентами кроссворды можно использовать на этапе опроса. Студенты, которые не любят, а чаще не умеют отвечать устно, с удовольствием разгадывают кроссворды. Что касается удивительных квадратов, то с их помощью можно не только проверять знания студентов (нашел термин – дал определение), но и подводить их к новой теме, написав в квадрат новый термин.
Организация выполнения студентами разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у студентов умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование компетенций.
Активизация СРС способствует:
- применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, игровые технологии),
- разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы;
- разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения.
Библиографический список:
1. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя / В. К. Буряк. - М.: Просвещение, 1984 - 64 с.
2. Жарова, Л. В. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986 -79 с.
3. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского - М.: Просвещение, 1988 -362 с.
4. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности: Учеб. пособие - М.: Изд-во МГПИ, 1978 – 77 с.
5. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы): Сб. статей / Сост. С.И. Демидова. Л.О. Денищева - М.: Просвещение, 1985 192 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.