Формы и методы работы с одаренными детьми
Проблемы работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Я считаю, что долг и дар учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и нашёл путь для самореализации. Мой учебный предмет – начальные классы, обладает большим потенциаломдля развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Моя цель: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей.
Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни. А также уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны исследовательский, частично-поисковый, проблемный и проектный методы работы.
В работе с одаренными детьми в условиях обычного классав начальной школе внедряю развивающие и личностно-ориентированные методы обучения, нетрадиционные формы работы на уроке: самостоятельное освоение новых знаний и выполнение познавательных заданий; ролевые игры; библиотечные уроки; семинары, где ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.
Огромный
интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды,
ребусы, викторины, шарады. Для активизации умственной деятельности использую занимательные
вопросы и задачи, способствующие развитию логического мышления,
сообразительности.
Есть в арсенале и группа
игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию
образного и логического мышления, пространственных представлений.
Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время. Поэтому внеклассные занятия справедливо рассматриваются как важная составная часть работы учителя.
Методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности:
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- словесные игры и забавы;
- проекты по различной тематике;
- индивидуальные творческие задания.
На этих занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. На занятиях использую следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки ;
- задания с отсроченным вопросом;
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач;
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Наиболее полно отвечает задаче развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка такие формы работы с одаренными детьми как наставничество и мини-курсы.
Под мини-курсами имеются в виду краткосрочные занятия, которые могут длиться 2-6 часов. В педагогической практике эти курсы проводятся приглашенными специалистами. В ходе нашей работы она осуществлялась силами самих учителей. Тематика мини-курсов может быть разной:
- Сочиняем сказку;
- Изучение трудных заданий олимпиады по разделу «Фразеология»;
- Решение задач на развитие логического мышления и т.д.
Наставничество широко используется в образовательной практике массовых школ многих стран мира. Для успешного развития креативности у ребенка ему часто необходим образец творческой деятельности. В моей практике в качестве наставников выступили родители, бабушки и дедушки. Среди них много специалистов, любящих свое дело, работающих творчески. Их задача чтение мини –курсов и поиск единомышленников среди детей. Так родители помогли в постановке спектакля, подготовили детей к выступлению на фестивале народов России, вместе с детьми разработали проекты «Птичья столовая», «Что прелесть эта ёлка!».
При организации работы с одаренными детьми следую правилу – учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.
На развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей влияет воспитательная система, основанная на доверии с учащимися. Основой такой системы выступает рейтинговая система оценки деятельности учащихся класса.
Годовой рейтинг учащихся состоит из разделов:
1. Активность учащихся во внеклассной деятельности.
2. Активность учащихся в спортивных соревнованиях.
В первом и втором разделе фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг – по 10 бальной шкале.
3. Учёба (по 5 бальной шкале)
В конце года баллы суммируются и фиксируются как годовой рейтинг.
Итоги олимпиад (по всем предметам), участие в интеллектуальных конкурсах, идут учащимся в зачет, в рейтинговые таблицы по итогам 4 класса на конкурс «Ученик года». В этот рейтинг вношу с определенным коэффициентом и успехи учащихся во всех спортивных соревнованиях и конкурсах, включая эстетическое, художественное и другие направления.
В конце учебного года провожу родительское собрание и праздник для учащихся, где отмечаются достижения детей в научной, спортивной, культурной деятельности. Все юные таланты обязательно отмечаю дипломами.
Список использованной литературы и источников:
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007.
2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.
3.Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе//библиотека журнала «Директор школы» №1, 2001г.
4.. http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
5.http://school.iot.ru - Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.