Волонтерство и профессиональные пробы как средство эффективного развития у обучающихся осознанного самоопределения и выбора профессий в сфере здравоохранения
Оценка 5

Волонтерство и профессиональные пробы как средство эффективного развития у обучающихся осознанного самоопределения и выбора профессий в сфере здравоохранения

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитание
9 кл—11 кл
22.05.2024
Волонтерство и профессиональные пробы  как средство эффективного развития у обучающихся осознанного самоопределения и  выбора профессий в сфере здравоохранения
Профессиональная ориентация школьников является одной из важнейших составляющих школьного образования, отражающей запрос государства и общества на готовность выпускника школы к осознанному выбору своей будущей профессии. Применение таких профориентационных форм как волонтерство, профессиональные пробы дают высокую результативность для профессионального самоопределения учеников. Волонтерство через добровольный выбор ребенка дает направление профессиональной подготовки, предоставляя возможность для развития базовых профессиональных компетенций, а профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии.
Волонтерство и профпробы как формы профориентации.docx

Профессиональная ориентация школьников является одной из важнейших составляющих школьного образования, отражающей запрос государства и общества на готовность выпускника школы к осознанному выбору своей будущей профессии. Применение таких профориентационных форм как волонтерство, профессиональные пробы дают высокую результативность для профессионального самоопределения учеников. Волонтерство через добровольный выбор ребенка дает направление профессиональной подготовки, предоставляя возможность для развития базовых профессиональных компетенций, а профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии.

 

 

Волонтерство и профессиональные пробы

как средство эффективного развития у обучающихся осознанного самоопределения и

выбора профессий в сфере здравоохранения

     Профессиональная ориентация школьников является одной из важнейших составляющих школьного образования, отражающей запрос государства и общества на готовность выпускника школы к осознанному выбору своей будущей профессии, а также с учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней.  Стратегические задачи профориентации в рамках общеобразовательного учреждения определяются федеральным государственным образовательным стандартом, в котором определено, что обучающиеся должны быть готовы к саморазвитию и самоопределению, выбору своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, понимать значение и содержание профессиональной деятельности. В подготовке квалифицированных кадров в сфере здравоохранения важнейшую роль играет концепция непрерывного медицинского образования, которая включает предпрофильную и профильную подготовку школьников.  В ГБОУ лицей № 623 им. И.П.Павлова медицинская профилизация определена как основное образовательное направление и создаются условия для педагогической поддержки обучающихся в их профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении своих реальных возможностей в освоении медицинских профессий, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Организация помощи в профессиональном самоопределении ребенка наиболее эффективна через практическую деятельность, погружение в профессиональную среду, что наиболее эффективно осуществить через сетевое взаимодействие профильными образовательными, лечебно-профилактическими, общественными организациями, а также используя государственные образовательные проекты и общественные движения. Государственная политика РФ, направленная на поддержку развития общественно значимых движений (волонтерское движение, «Движение первых» и др.), создание федеральных и региональных образовательных проектов («Моя первая профессия», «Молодые профессионалы» и др.), а также образовательные платформы общественных проектов («Добро.Университет» и др.) дают мне возможность применять многообразные формы и методы профессиональной ориентации обучающихся нашего лицея во внеурочное время.

     В своей работе ставлю следующую цель: создание условий для формирования у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению и осознанному выбору профессии в сфере здравоохранения через волонтерскую деятельность и профессиональные пробы. Определяю  задачи: формирование компетенции ориентирования школьников, как условия успешного профессионального самоопределения, проектирования жизненных стратегий, профессиональной карьеры в сфере здравоохранения; формирование у учащихся активного отношения к приобретению теоретических знаний, начальных практических умений и навыков будущего медицинского работника; мотивирование потребности в дальнейшем получении знаний в области медицинских наук; корректировка профессиональных планов учащихся.

     Актуальность обусловлена запросами государства, общества  и отражена в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиях действующего ФГОС основного общего и среднего образования к готовности выпускников школ делать осознанный выбор дальнейшего профессионального образования, а также высокой потребностью школьников в активной помощи педагогами, социумом для профессионального ориентирования и выбора своей будущей профессиональной деятельности. Психофизиологические особенности подростков предполагают интерес к самопознанию, активной деятельности, стремление к самопрезентации, самореализации, желание взаимодействовать со сверстниками, заниматься популярной деятельностью, быть успешным, нужным. Актуальным становится предоставление обучающимся возможности попробовать себя в различных профессиональных видах деятельности, что в дальнейшем поможет грамотно подойти к выбору профессии, определить индивидуальную образовательно-профессиональную траекторию и реализовать себя во взрослой жизни. Волонтерство через добровольный выбор ребенка дает направление профессиональной подготовки, предоставляя возможность для развития базовых профессиональных компетенций, а профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии, позволяющий сформировать у них способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, анализировать, исследовать, запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь и поддержку. Погружение в профессиональную среду, где ученик узнает особенности деятельности медицинских работников, практически реализует полученные знания, взаимодействует с профессионалами, соотносит свои личностные качества и учебные возможности, позволяет ему увидеть реалистичный образ тестируемой профессиональной деятельности и сделать личный профессиональный выбор. Следовательно, применение таких профориентационных форм как волонтерство, профессиональные пробы дают высокую результативность для профессионального самоопределения ученика.     

     Используя личностно-ориентированный подход, учитывая индивидуальные потребности, особенности, возможности, интересы и возрастные особенности учеников, мною определены основные направления деятельности обучающихся: 1) образовательное (онлайн обучение основам медицинских знаний на образовательных ресурсах и очное обучение  у сетевых партнеров с получением документов, подтверждающих результат обучения; участие на профильных  семинарах, конференциях в качестве спикеров и слушателей); 2) участие в социально значимых мероприятиях медицинской направленности (соревнованиях, фестивалях, конкурсах, квестах в качестве волонтеров-медиков и конкурсантов); 3) просветительство (санитарно-профилактическое просвещение, популяризация знаний о первой помощи среди детей и взрослых); 4) наставничество (курирование волонтерами групп, классов с просветительской целью); 4) помощь медицинскому персоналу (волонтерская помощь по запросу организаций).

Взаимодействие с профильными образовательными и лечебно-профилактическими учреждениями, применение возможностей федеральных, региональных и общественных площадок, участие в социально-значимых мероприятиях позволяет мне разносторонне использовать методы профориентирования подростков в медицинской сфере и медицинских профессиях - в этом проявляется содержательная новизна.

     Основные образовательные онлайн-площадки, которые мною выбраны - всероссийская образовательная платформа волонтёров РФ «Добро.Университет», сайт «Всё о первой помощи», на которых ребята проходят обучение и получают базовые медицинские знания. Обучение проходит как во время внеурочных занятий, так и в свободном режиме. Самостоятельное обучение обеспечивает у ребенка возможность контроля над процессом своего образования, формирует ответственность за его результаты. Мотивация и организация такой формы самообразования предполагает информационную поддержку, консультации и инструктаж ребят мною.

      Для волонтерской деятельности в сфере здравоохранения было выбрано Всероссийское общественное движение «Волонтёры-медики», где официально зарегистрирована команда волонтеров-медиков лицея №623 (электронный адрес официального сайта ВОД «Волонтеры-медики» https://www.волонтеры-медики.рф в разделе «Программы для школьников»). Сетевыми партнёрами для реализации волонтерской деятельности и профессиональных проб стали лечебно-профилактические учреждения (ФГБУ «Северо-Западный научно-клинический центр имени Л. Г. Соколова Федерального медико-биологического агентства», «НМИЦ им. В.А.Алмазова" Минздрава России, Военно-медицинская Академия имени С.М.Кирова, ГКУЗ МПБ Детский городской сурдологический центр), образовательные организации (СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, СЗГМУ им. И.И.Мечникова, СПБПОУ «Акушерский колледж», ГБНОУ «Центр опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга»), общественные организации (СПб РО «Российское общество первой помощи», общественное движение «Легион», Санкт-Петербургское региональное отделение РКК). 

     При организации, подготовке и проведении профориентационных мероприятий осуществляю активное взаимодействие с обучающимися, классными руководителями, родителями, администрацией школы. Проводимые мероприятия могут быть плановыми (внеурочные занятия, экскурсии, учебная или учебно-производственная практика, выездные занятия и др.) и внеплановыми (по запросу организаций для оказания волонтерами лицея помощи и др.). О планируемых и внеплановых мероприятиях информируются: администрация школы (утверждает и контролирует и осуществляет организационную поддержку), классные наставники (помогают в подготовке детей к мероприятию и в информировании родителей), медицинский работник школы (информирует об особенностях здоровья ребенка и возможности его участия в мероприятии), родители (дают разрешение на участие в мероприятии и получают инструктаж о подготовке ребенка к мероприятию). Необходимая для мероприятия теоретическая и практическая подготовка обучающихся, инструктажи проводятся во время внеурочных занятий и непосредственно перед мероприятием. Подготовка может быть фронтальная, групповая и индивидуальная, очная или с применением средств технической связи. Информация об участии в важных или наиболее значимых мероприятиях выкладывается на официальной странице лицея ВК «Лицей 623» (https://vk.com/litsey623pavlova).

    Индивидуальный результат каждого участника волонтерского деятельности и профессиональных проб оформляется документально в виде портфолио профессиональных достижений - грамот, благодарностей за участие в мероприятиях, копию личной волонтёрской книжки, дневник профессиональной пробы с отчетом о прохождении учебной или учебно-производственной практики. 

    Критериями эффективности определяются показатели позитивной динамики:

1)      количества обучающихся, вовлеченных в деятельность волонтеров-медиков ГБОУ лицей №623;

2)      количества обучающихся, прошедших обучение на онлайн курсах профориентационной направленности; количества обучающихся, прошедших профессиональные пробы в виде учебных и учебно-производственных практик на базе профильных сетевых партнеров.


 

3)     

Профессиональная ориентация школьников является одной из важнейших составляющих школьного образования, отражающей запрос государства и общества на готовность выпускника школы к осознанному выбору своей будущей профессии

Профессиональная ориентация школьников является одной из важнейших составляющих школьного образования, отражающей запрос государства и общества на готовность выпускника школы к осознанному выбору своей будущей профессии

Актуальность обусловлена запросами государства, общества и отражена в

Актуальность обусловлена запросами государства, общества и отражена в

Для волонтерской деятельности в сфере здравоохранения было выбрано

Для волонтерской деятельности в сфере здравоохранения было выбрано
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2024