Статья: "Особенности развития российской культуры в период пандемии коронавируса COVID-19
Оценка 4.6

Статья: "Особенности развития российской культуры в период пандемии коронавируса COVID-19

Оценка 4.6
docx
22.02.2024
Статья: "Особенности развития российской культуры  в период пандемии коронавируса COVID-19
Статья для публикации.docx

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19

 

Чаузова Софья Алексеевна

магистрант, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»,

РФ, г. Нижний Новгород

 

Аннотация. 2020 год стал уникальным во многих смыслах для всех без исключения стран мира. Пандемия коронавируса заставила людей перейти в совершенно иной и непривычный жизненный формат: лишила живого общения, простого и будничного рабочего графика, свободного независимого досуга. Именно говоря о досуге, мы всегда переключаем своё внимание на сферы культуры, спорта, туризма. Что происходило в сфере культуры в течение этого непростого года? Какие выходы были найдены и как адаптировалась эта сфера к новой реальности?

 

В течение первого квартала 2020 года организации сектора искусства и культуры по всему миру постепенно ограничивали свою общественную деятельность, а затем полностью закрылись из-за пандемии. По данным UNESCO, к середине мая 2020 года 86% объектов культурного наследия и 90% музеев в мире были закрыты. Во всех направлениях отрасли начались поиски альтернативных способов предоставления услуг.

На сегодняшний день ни одну сферу деятельности человека невозможно рассматривать в отрыве от технологического прогресса. Область культуры и искусства в данном вопросе всегда стояла особняком. Еще некоторое время назад разделение лагеря на сторонников и противников диджитализации в сфере образования и культуры было неравным. Люди консервативного блока призывали бросить телефоны и идти в музеи, на концерты, встречаться с друзьями лично, а не в чате, не пользоваться гаджетами в школах и институтах и вообще жить в реальном мире. И тут наступила пандемия, а вместе с ней и повсеместная изоляция. 

В таких условиях вынужденной оказалась ситуация «одноканальности» – интернет стал фактически единственным средством доступа не только к культурно-развлекательному контенту, но и к образовательной, воспитательной и коммуникативной среде. В результате резко выросло количество пользователей онлайн-сервисами.

Однако, наряду с устойчивыми положительными процессами в сфере открытия новых культурных и образовательных возможностей, объем цифрового контента стал многократно превышать способность человека ориентироваться в нем, что привело к беспрецедентной перегрузке восприятия. Многократно увеличилось количество людей, которые проводят массу времени перед экранами компьютеров и мобильных телефонов, в том числе для развлечения и просмотра онлайн-контента. Рост экранного времени негативно влияет на физическое и ментальное здоровье, повышая уровень тревожности человека.

Тем не менее, несмотря на все как положительные, так и отрицательные стороны, пандемия стала катализатором обновления культуры, ускорив наметившиеся тенденции и открыв новые направления для развития. По мнению экспертов, многие процессы, осуществление которых заняло бы несколько лет, были пройдены за несколько месяцев. Пандемия ускорила переход культуры в цифровое пространство. Если отдельные подотрасли, такие как кино, телевидение, дизайн, уже давно активно использовали современные технологии, то для других этот путь только начался.

Вот мнение комиссара и художественного руководителя Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алисы Прудниковой: «Мне кажется, что это такое было могучее испытание на гибкость людей и проверка на то, насколько вообще музей или культурный центр готов выступать в роли медиа. Это очень важная история, когда ни одно культурное учреждение не ставило в приоритет создание диджитал-продуктов, и вдруг стало понятно, что есть только одно пространство существования. Случился интересный эффект, грандиозное перепроизводство контента для онлайна».

Мировой опыт показал, что сфера культуры и искусства оказалась слабо подготовлена к переходу в цифровое пространство из-за определенной доли консерватизма и инерционности. Пандемия перевернула взгляды на то, что гуманитарная среда не нуждается в новых технологиях, и показала, что нуждается как никогда. Чем больше информации сейчас будет оцифровано, тем больше сохранится культурного наследия для будущих поколений. Кроме того, для потребителей и успешности бизнес–модели важны не только цифровые технологии, но и их синтез, взаимодействие с миром материальным.

Всеобщий переход организаций культуры в онлайн-пространство произошел довольно стремительно, учитывая необходимость преодолевать множество различных барьеров, как психологических и эмоциональных, так и технических, временных, практических. Более энергично стали развиваться не только доставка «культурных продуктов» и взаимодействие с аудиторией, но и профессиональные связи в секторах культуры, социальное партнерство и участие культурных институций в жизни сообществ. Это подтверждается многочисленными интервью руководителей организаций и акциями как государственных, так и негосударственных организаций культуры.

Однако рост цифровизации в сфере культуры может привести к усилению уже существующего неравенства в доступе к объектам культуры и искусства. Так, например, исследование посещения жителями Великобритании музеев и галерей в десятилетней динамике демонстрирует, что рост пользователей цифровых музейных сервисов происходит в первую очередь за счет оффлайн-посетителей, основная часть которых относится к группам с более высоким социальным статусом и культурным капиталом. Представители этой группы обладают и значительно более развитыми цифровыми навыками, что позволяет им активнее вовлекаться в новые культурные онлайн-форматы. Массовое использование культурно-досуговых онлайн-сервисов, несмотря на их относительно низкую стоимость, пока ограничено недостаточными цифровыми компетенциями представителей более низших слоев общества. Таким образом, существующий разрыв только усиливается из-за использования цифровых технологий в сфере культуры.

Непосредственным результатом пандемии стал резкий рост конкуренции не только внутри самой культурной среды, но и между различными отраслями, предлагающими провести освободившееся время с пользой. Эксперты сходятся во мнении, что пандемия заставляет быть «профи» в своей сфере, вытесняя с рынка поставщиков услуг игроков с низким и даже средним уровнем компетенций. В результате принудительного перехода в онлайн формат многие учреждения культуры впервые выступили в роли «новых медиа» и оказались вынуждены конкурировать со множеством производителей цифрового контента. В этой связи возрос спрос именно на тех специалистов, которые способны создавать контент с применением цифровых технологий и выгодно упаковывать его в форматах, понятных и востребованных у аудитории.

«Необходимы менеджеры культуры – кураторы, продюсеры в широком смысле, умеющие осуществлять фандрайзинг, создавать ивенты с пересекающимися между собой культурными параллелями, специалисты по entertainment, способные сформировать и настроить пространство и атмосферу мероприятия. Постоянно растет запрос на креативные кадры на местах», - считает Сергей Капков, директор Центра урбанистики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Существенные изменения коснулись и отдельных секторов культурного пространства, таких как исполнительское искусство, кино, музеи.

Физическое присутствие зрительской аудитории традиционно играет большую роль в исполнительских искусствах, ведь зритель является неотъемлемым участником действа. Невозможность проводить концерты и спектакли оффлайн стимулировало развитие новых каналов дистрибуции. Виртуальные концертные залы предоставили исполнителям возможность живой трансляции своих выступлений и размещения их записей. Однако, никакая онлайн-трансляция не может подарить тех эмоций, которые дает присутствие на живом концерте любимого исполнителя. Люди идут в театр или на концерт не только за контентом со сцены, но ради взаимодействия с окружающим миром. Впоследствии онлайн-трансляции могут стать хорошим подспорьем для оффлайн-ивентов, но не смогут заменить или вытеснить их.

Под влиянием пандемии резко вырос спрос на онлайн-кинотеатры: на конец апреля 2020 года прирост аудитории в России составил в среднем 50–100% по сравнению с весной 2019 года. По данным НАФИ, 40% россиян стали тратить больше времени на просмотр фильмов, сериалов и развлекательных передач. Выросло количество стриминговых платформ, в том числе за счет появления новых типов провайдеров. Приложения онлайн-кинотеатров впервые стали лидерами категории развлечения в App Store. Кинопоиск вошел в топ-10 приложений России (поднявшись на 150 позиций в рейтинге мобильных приложений), Premier – в топ-20 (плюс 250 позиций), Okko поднялся со 124-го до 31-го места.

Некоторые эксперты говорят о том, что многие кинотеатры могут трансформироваться в систему клубов по интересам, где будет собираться сообщество единомышленников, разделяющих интерес к определенному жанру, в первую очередь серьезному кино, и где после просмотра фильма можно остаться и поделиться своими впечатлениями.

Пандемия усилила необходимость цифровой трансформации музеев и расширения спектра инструментов онлайн-подачи контента с опорой на ранее оцифрованные ресурсы. Более 60% музеев Европы увеличили свое присутствие в онлайне за первые месяцы изоляции. В то же время не все музеи оказались готовы к резкому переходу в онлайн пространство. К сожалению, по данным исследования Microsoft и TAdviser, только 20% музеев Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области к концу лета 2020 г. реализовали стратегию цифровизации и только для трети российских музеев стали доступны технологии оцифровки коллекций и создания виртуальных туров.

«Среди консервативно настроенных музеев долгое время бытовали настроения о том, что значение цифровых технологий в музейном деле сильно преувеличено. Пандемия заставила их пересмотреть свои взгляды. Наш опыт показывает, что онлайн и офлайн – это разные аудитории, поэтому можно ожидать, что вновь освоенные музеями цифровые практики продолжат существовать и после пандемии.» - считает Анна Трапкова, генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы».

В условиях пандемии музеи начали активно экспериментировать с различными форматами взаимодействия с аудиторией: более половины из опрошенных представителей музеев в мире стали активнее продвигать свой контент через социальные сети; многие музеи впервые завели аккаунты в соцсетях и создали собственные YouTube-каналы; запланированные до пандемии офлайн-события были переведены в формат живых эфиров; при формировании экспозиции музеи стали использовать различные интерактивные форматы представления объектов.

Интерактивность постепенно становится обязательным инструментом современных культурных учреждений, которые таким образом имеют возможность донести до внимания аудитории значительно больше объектов, чем при традиционном формате. Важную роль в создании интерактивной среды играют технологии виртуальной и дополненной реальности, которые становятся все более доступными в связи со снижением их стоимости. Кроме того, становятся востребованы решения, позволяющие выстроить непрерывное взаимодействие с пользователем, не только при посещении площадки музея, театра, кино, но и за его пределами.

Отдельного внимания заслуживает оценка влияния COVID-19 на финансирование сферы культуры и экономическое положение учреждений культуры.

Анализ отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъектов РФ в части расходов в сфере культуры показал, что по итогам четырех месяцев 2020 г. сокращение расходов на культуру по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. наблюдалось в 12 субъектах РФ, а расходов на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям в сфере культуры – в 16 субъектах РФ. Сравнивая расходы на культуру лишь за один месяц (апрель 2020 г. с апрелем 2019 г.), наблюдается сокращение расходов на данную отрасль на 3,3% в среднем по России.

Выход из сложившей ситуации в основном был определен принятием мер в целях поддержки и обеспечения дальнейшего устойчивого развития сферы культуры. В перечень наиболее пострадавших отраслей российской экономики, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434, включены организации и ИП в сфере культуры, основным видом деятельности которых является:

·        деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений;

·        деятельность в области демонстрации кинофильмов;

·        деятельность музеев;

·        деятельность зоопарков;

·        производство изделий народных художественных промыслов;

·        деятельность по организации выставок.

В условиях распространения коронавируса организации в сфере культуры стремились сохранить рабочие места за своими сотрудниками. Но при этом они были вынуждены воспользоваться различными формами неполной занятости. В целом по Российской Федерации 15,7% от списочной численности работников организаций сферы культуры перешли на неполные формы занятости, введение которых неизбежно сопровождалось сокращением заработной платы работников.

Правительство Российской Федерации в 2020 г. выделило более 3,8 млрд рублей на поддержку федеральных учреждений культуры. Распоряжением (от 8 мая 2020 г. № 1231-р) предусмотрено выделение средств в целях сохранения уровня заработной платы работников федеральных государственных бюджетных учреждений культуры, подведомственных Минкультуры России, обеспечения расходов на охрану и пожарную безопасность и в том числе уплаты налогов.

Культурно-досуговые организации, зоопарки, парки, ДШИ и большинство музеев, театров, библиотек – это учреждения регионального и муниципального ведомства, и для них в период приостановки деятельности также требовалась финансовая поддержка. Региональные власти снизили налоговую нагрузку, рекомендовали снижать стоимость арендной платы, предоставили возможность получения антикризисных микрозаймов под низкий процент и ряд других мер.

В условиях чрезвычайной эпидемиологической ситуации отрасль культуры прошла серьезную проверку готовности к подобным испытаниям. С одной стороны, стали очевидны положительные результаты работы, проводимой в последние годы по укреплению материально-технической базы и цифровизации российской культуры. Так, многим учреждениям культуры удалось перейти на режим работы онлайн. Но, с другой стороны, пандемия выдвинула на первый план и имеющиеся в отрасли проблемы, в том числе: отсутствие или плохое качество интернет-связи, слабую техническую оснащенность многих учреждений культуры, финансовые сложности, отсутствие у сотрудников навыков дистанционной работы и другие. С учетом этого опыта получен ощутимый толчок для дальнейшего, более интенсивного развития отрасли, в первую очередь в части укрепления материально-технического состояния учреждений культуры и цифровой трансформации отрасли.

Пандемия напомнила обществу о важнейшей роли, которую культура играет в жизни человека. Оказавшись в «заточении» дома, люди обратились именно к культуре как к источнику восстановления душевного спокойствия и психологического равновесия, улучшения эмоционального состояния, усиления сплоченности и стойкости. Многие продукты культуры, такие как сериалы, для значительной части населения приобрели статус продуктов первой необходимости. Многие учреждения культуры, особенно музеи, расширили свою образовательную деятельность, предложив широкий спектр образовательных активностей для всей семьи. Организации культуры и искусства во время пандемии не только давали возможность повеселиться и отдохнуть, но и позволяли оставаться на связи и быть включенными в жизнь местного сообщества. Кризис повысил роль культуры в развитии хорошего психологического самочувствия.

 

Список литературы

1. Абанкина Т. В., Мацкевич А. В., Ксынкина Г. М, Николаенко Е. А., Романова В. В., Щербакова И. В. Экономические и социальные последствия Сovid-19 в сфере культуры в России. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире.

2. Аймалетдинов Т.А., Гильдебрандт И.А., Никишова Е.Н., Рассадина Д.С. Новая нормальность. Образ жизни, рынки, инфраструктура и коммуникации после пандемии / Аналитический центр НАФИ. М.: Издательство НАФИ, 2020.

3. Дайджест. Культура в условиях пандемии COVID-19. Департамент международного и регионального сотрудничества, 2020.

4. Культура и креативные индустрии. Исследование Агентства инноваций города Москвы, 2020.


 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

И тут наступила пандемия, а вместе с ней и повсеместная изоляция

И тут наступила пандемия, а вместе с ней и повсеместная изоляция

Случился интересный эффект, грандиозное перепроизводство контента для онлайна»

Случился интересный эффект, грандиозное перепроизводство контента для онлайна»

Таким образом, существующий разрыв только усиливается из-за использования цифровых технологий в сфере культуры

Таким образом, существующий разрыв только усиливается из-за использования цифровых технологий в сфере культуры

Однако, никакая онлайн-трансляция не может подарить тех эмоций, которые дает присутствие на живом концерте любимого исполнителя

Однако, никакая онлайн-трансляция не может подарить тех эмоций, которые дает присутствие на живом концерте любимого исполнителя

Среди консервативно настроенных музеев долгое время бытовали настроения о том, что значение цифровых технологий в музейном деле сильно преувеличено

Среди консервативно настроенных музеев долгое время бытовали настроения о том, что значение цифровых технологий в музейном деле сильно преувеличено

Анализ отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъектов

Анализ отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъектов

Правительство Российской Федерации в 2020 г

Правительство Российской Федерации в 2020 г

Многие продукты культуры, такие как сериалы, для значительной части населения приобрели статус продуктов первой необходимости

Многие продукты культуры, такие как сериалы, для значительной части населения приобрели статус продуктов первой необходимости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2024