Дефектология, №5, 2005 г., с.19-31
Отношение педагогов и родителей к интегрированному обучению детей с нарушенным слухом
С.А. Алейникова,
Университет РАО, Москва
М.М. Маркович, Н.Д. Шматко,
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
В статье обобщаются результаты исследования отношения педагогов массовых, комбинированных и специальных учреждений, а также родителей детей с нормальным и нарушенным слухом к интегрированному обучению.
Одним из актуальных направлений развития системы специального образования является внедрение в широкую практику интегрированного (совместного) воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников.
В настоящее время дети с нарушениями слуха в условиях интеграции обучаются в массовых детских садах и школах, в дошкольных и школьных учреждениях комбинированного вида. Появилась новая форма воспитания и обучения детей дошкольного возраста - смешанные группы, в которых треть составляют дошкольники с нарушенным слухом, а две трети - нормально слышащие дети; в группе наряду с воспитателями работает сурдопедагог (основание - письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. № ин/23‑03).
Несмотря на значительные организационные и методические трудности опыт интеграции убеждает в эффективности ее применения [2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15]. Вместе с тем внедрение в практику совместного обучения требует изучения отношения к нему со стороны педагогов, родителей и детей. В настоящий момент имеются лишь отдельные публикации по этой проблеме (А.А. Дмитриев, И.В. Цукерман). В связи с этим нами было проведено исследование, направленное на выявление отношения к совместному обучению педагогов массового и специального образования, родителей слышащих и неслышащих детей. В нем приняли участие 616 человек (таблица 1).
Таблица 1
Распределение респондентов по типам образовательных учреждений[1]
|
Категория респондентов |
Количество (чел.) |
|
Педагоги специального образовательного учреждения |
24 |
|
Педагоги комбинированных образовательных учреждений (специальных и массовых групп и классов) |
93 |
|
Педагоги массового учреждения |
34 |
|
Родители слышащих детей |
256 |
|
Родители неслышащих детей |
209 |
Исходя из задач исследования, были разработаны 5 типов анкет: для родителей слышащих и родителей неслышащих детей, для педагогов, работающих в массовых, комбинированных и специальных учреждениях. Основные вопросы анкет были направлены на выявление отношения каждой категории респондентов к проблемам совместного обучения и имели одинаковые формулировки. Кроме того анкеты содержали пункты, касающиеся характеристики самих респондентов. Например, в анкетах для педагогов предлагалось указать педагогический стаж и наличие или отсутствие опыта работы с неслышащими детьми, в анкете для родителей неслышащих детей отметить, имеются ли нарушения слуха у самих родителей, предлагалось указать пол, возраст ребенка, место его обучения, а также дать характеристику состояния его слуха и речи и т.д. Полученные данные мы рассматриваем как предварительные, требующие расширения количества респондентов и географии опроса.
I. Отношение родителей к интегрированному обучению
1. Осведомленность об интеграции
Родители неслышащих детей достаточно хорошо знакомы с тем, что их дети могут обучаться и воспитываться вместе со слышащими сверстниками, в то время как родители слышащих детей знают об этом процессе в основном лишь в том случае, если их дети обучаются в комбинированных учреждениях: они ответили утвердительно в 77,5%, тогда как родители детей, посещающих массовые учреждения, - в 25% случаев. Для того чтобы процесс интеграции шире внедрялся в практику обучения и воспитания необходимо усиливать работу по информированности общества.
2. Отношение к дошкольному и школьному
интегрированному обучению
К совместному дошкольному обучению положительно относятся 47,4% родителей слышащих детей и 38,5% родителей неслышащих детей (диаграмма 1). Среди не определившихся с ответом родителей неслышащих детей в два раза больше. Это, по-видимому, обусловлено тем, что родители, имеющие ребенка с нарушенным слухом, невысоко оценивают его возможности в общении.
Диаграмма 1
|
|
По отношению к возможности интегрированного школьного обучения более оптимистично настроены родители неслышащих детей (диаграмма 2). Определенная настороженность родителей слышащих детей, по-видимому, обусловлена более высокими требованиями к обучению в школе, иными, по сравнению с дошкольным воспитанием задачами. Вместе с тем и родители неслышащих детей осознают сложность проблемы обучения в массовой школе - 41,8% из них затрудняются с ответом.
Диаграмма 2

Следует отметить, что отношение к интегрированному обучению в дошкольном и школьном возрасте во многом зависит от того, в каком учреждении обучается ребенок: в специальном, комбинированном или массовом. Наиболее ярко эти различия проявляются у родителей, дети которых обучаются в массовой школе (диаграмма 3). Различия обусловлены тем, что родители неслышащих детей были нацелены на обучение своего ребенка в массовой школе еще с дошкольного возраста и приложили много усилий, чтобы он удержался среди слышащих детей. Родители же слышащих школьников мало знакомы с особенностями и возможностями ребенка с нарушенным слухом, их в первую очередь волнует обучение собственных детей и то, чтобы наличие неслышащих детей в классах не мешало учебному процессу.
Диаграмма 3

При воспитании ребенка в дошкольном учреждении комбинированного вида позиция родителей слышащих и неслышащих детей значительно сближается в школьном возрасте (54,1% и 47,8%). В дошкольном возрасте родители слышащих детей относятся значительно более позитивно к интегрированному обучению, чем родители неслышащих детей (76,1% и 47,1% соответственно). Многолетняя целенаправленная работа по организации дошкольного интегрированного воспитания детей с нормальным и нарушенным слухом убеждает родителей слышащих детей в его значимости для нравственного развития ребенка. Не случайно в настоящее время комбинированные дошкольные учреждения не имеют проблем с комплектованием как массовых, так и смешанных групп. Именно родители слышащих детей часто выступают инициаторами сохранения этих групп [5, 11, 12]. Самый высокий процент положительного отношения к совместному воспитанию и обучению дошкольников выявлен как раз у родителей слышащих детей, посещающих смешанные группы (69,5%).
Позиция родителей детей с нарушенным слухом не зависит от типа учреждения, а определяется степенью нарушения слуховой функции ребенка. Так количество родителей, положительно оценивающих совместное обучение детей со средней тугоухостью равно 41%, с тяжелой - 39%, с глухотой - 31%. Еще более ярко проявляется эта зависимость в отношении уровня речевого развития ребенка (высокий, средний, низкий): чем хуже говорит ребенок, тем менее оптимистично оценивают родители интегрированное обучение (41%, 34% и 20% соответственно).
3. Отношение к интеграции слышащих и неслышащих родителей
Родители с нормальным слухом, имеющие неслышащих детей, более позитивно относятся к совместному обучению, чем родители с нарушенным слухом (диаграмма 4). Вместе с тем почти половина слышащих и неслышащих родителей затрудняются выразить свое отношение к интеграции, что говорит об определенной настороженности. При этом она характерна для всех родителей, независимо от типа учреждения, которое посещает ребенок. Нет сомнений лишь у тех, чьи дети обучаются в массовой школе: они однозначно выступают за интеграцию.
Диаграмма 4

Основными противниками интегрированного обучения всегда выступали неслышащие родители. Мы с радостью констатировали позитивные изменения в этом плане: лишь 15,2% неслышащих родителей возражают против интеграции, что является результатом целенаправленной работы, проводящейся в последние десятилетия.
4. Отношение к обучению в условиях полной интеграции
Родители положительно относятся к возможности обучения 1–2 говорящих неслышащих детей в коллективе слышащих (46% - положительно, 16% - возможно в отдельных случаях, и лишь 10% настроены отрицательно). При этом родители слышащих детей поддерживают модель полной интеграции в большей степени, чем родители неслышащих детей. Так, они считают такую форму обучения эффективной или возможной в 72% случаев, а родители детей с нарушенным слухом - лишь в 48%.
На оценку эффективности полной интеграции влияет вид учреждения, в котором обучается ребенок: массовое, комбинированное или специальное. Положительное отношение к возможности полной интеграции демонстрируют родители, чьи дети посещают комбинированные учреждения (52,2% считают ее эффективной, 15,2% - возможной в отдельных случаях). Наиболее позитивное отношение отмечается у родителей, дети которых воспитываются в смешанной группе (71% считают ее эффективной, 18% - возможной в отдельных случаях). Родители слышащих и неслышащих детей расходятся в оценке эффективности полной интеграции в том случае, когда дети обучаются в массовой школе. Если родители детей с нарушенным слухом выбирают ее безоговорочно, то родители слышащих детей менее оптимистичны, хотя в целом они и поддерживают ее (55,8% считают эффективной и возможной в отдельных случаях, возражают - 13,5%). По-видимому, на отношения родителей слышащих детей влияет конкретный позитивный или негативный опыт обучения в классе ребенка с нарушенным слухом. Наименее позитивно к полной интеграции относятся родители, чьи неслышащие дети обучаются в специальном учреждении (23% отрицательных ответов) Среди них сторонников обучения вместе со слышащими почти в два раза меньше, чем в комбинированном и в три - в массовом учреждении.
Отношение к полной интеграции среди родителей неслышащих детей зависит от того, имеют ли нарушения слуха сами родители. Данную форму интеграции поддерживают более половины слышащих родителей (55,7%) и лишь треть неслышащих (30,5%).
Отношение родителей детей с нарушенным слухом к полной интеграции зависит от времени потери слуха ребенком и от уровня владения речью. Чем позже наступило снижение слуха, тем более позитивно отношение родителей. Так, при потере слуха на первом году жизни родители считают полную интеграцию эффективной в 34% случаев, на втором - в 50%, на третьем - в 58%, а после четырех лет - в 80% и более. Не выявлено прямой зависимости отношения родителей к полной интеграции от степени снижения слуха. По-видимому, это связано с тем, что на собственном опыте родители неслышащих детей убедились, что не всегда успешность обучения ребенка определяется степенью снижения его слуха.
5. Отношение к обучению детей в смешанных группах
В целом оно является положительным: более половины родителей (53,6%) считают такую форму обучения эффективной, а часть - возможной в отдельных случаях (10,6%). Возражают против нее лишь 9,3% родителей.
Более позитивно к данной форме обучения относятся родители неслышащих детей (62% случаев). Родители слышащих детей считают ее эффективной в 47% случаев и возможной в 19,4%. Вместе с тем среди родителей неслышащих детей отрицательное отношение к обучению в смешанной группе зафиксировано в 2 раза чаще, чем среди родителей слышащих детей (соответственно в 12% и 7,1% случаев). Это может быть обусловлено повышенными требованиями к родителям неслышащих детей, необходимостью систематически дополнительно заниматься с ребенком дома, чтобы обеспечить его активное участие в общих занятиях в группе, боязнью интегрированного воспитания («могут обидеть моего ребенка»).
У родителей, чьи дети воспитываются в смешанных группах, зафиксирован наиболее высокий показатель положительной оценки данной формы обучения (79% родителей слышащих детей и 94% - неслышащих), отсутствие отрицательного отношения у родителей слышащих детей и небольшой процент отрицательного отношения у родителей неслышащих детей. Среди родителей неслышащих детей позитивное отношение было зафиксировано как у слышащих, так и у тех, кто имеет снижение слуха. Эффективным такое обучение считают соответственно 65% и 54% родителей, неэффективным - 10% и 17%, затрудняются ответить более четверти родителей – соответственно 25% и 29%. Признание данной формы обучения именно неслышащими родителями, которые первоначально относились к ней крайне пессимистично, является особенно показательным.
Анализ ответов родителей неслышащих детей показал, что их отношение к воспитанию в смешанной группе зависит от степени снижения слуха у ребенка. Чем больше снижен слух, тем более притягательной для них является смешанная группа (для 63% родителей, воспитывающих глухих детей, для 59% - воспитывающих ребенка с тяжелой тугоухостью и 51% - с легкой тугоухостью). Это связано с тем, что чем больше выражено снижение слуха, тем при прочих равных условиях менее доступной для сына или дочери будет полная интеграция.
Родители, чьи дети не воспитываются в смешанных группах, на вопрос «Согласились бы Вы на обучение Вашего ребенка в смешанной группе?» ответили положительно в 52% случаев, отрицательно - в 16%. Более позитивно к перспективе обучения ребенка в смешанной группе относятся родители неслышащих детей (63%) Следует отметить, что около трети всех родителей затруднялись ответить на этот вопрос.
Согласие родителей неслышащих детей на обучение в смешанной группе зависит от того, какое учреждение посещает ребенок. Так данную форму выбирают 51% родителей детей, посещающих специальное учреждение, 67% - комбинированное и 100% родителей, чьи дети учатся в массовой школе. При этом процент положительных ответов почти не зависит ни от состояния слуха ребенка, ни от уровня развития речи, ни от пола и возраста. Вместе с тем прослеживается определенная зависимость отношения к воспитанию ребенка в смешанной группе от времени потери слуха. При потере слуха ребенком на первом году жизни родители выразили свое согласие на обучение в смешанной группе в 49% случаев, на втором - в 64%, на третьем и четвертом - в 75%, а после четырех лет - в 84%.
Высокий процент положительных ответов подтверждает тот факт, что смешанные группы являются в данное время той формой обучения и воспитания, которая удовлетворяет как родителей слышащих детей, так и родителей детей с нарушенным слухом.
Интересные ответы были получены на вопросы: «Что приобрел бы Ваш ребенок, посещая смешанную группу?» и «Что потерял бы Ваш ребенок, посещая смешанную группу?». Почти половина родителей слышащих детей, которые не посещают смешанные группы, указали, что ребенок приобрел бы желание помогать слабому, а треть - доброту, и сочувствие. Помимо этого, родители отметили, что ребенок мог бы приобрести умение сопереживать, терпимость, великодушие, внимание к людям, умение адекватно реагировать на неслышащих людей, опыт общения с разными людьми. Кроме того, родители слышащих детей считают, что ребенок научился бы «понимать речь в разных звуковых выражениях», мог бы научиться читать раньше, чем при посещении обычной группы, и у него «появилось бы желание быть здоровым». В некоторых случаях родители посчитали, что их дети ничего не приобрели бы в такой группе, а незначительная часть родителей затруднилась ответить на этот вопрос.
Около 70% родителей слышащих детей затруднились ответить на вопрос: «Что потерял бы Ваш ребенок, посещая смешанную группу?», а 20% посчитали, что их ребенок ничего бы не потерял. В оставшихся ответах (10%) выявлена естественная озабоченность родителей в возможности снижения уровня и темпа обучения, в потере ориентира на более сильных и активных детей. Самый резкий ответ: «Я не хочу, чтобы мой ребенок общался с такими детьми» - был единственным.
По-иному ответили на этот вопрос родители, чьи слышащие дети воспитываются в таких группах. Они считают, что ребенок потерял плохие качества, ненависть и неуважение к людям, получил представление о том, что есть такие люди (неслышащие).
Большинство родителей детей с нарушенным слухом очень хотят, чтобы их дети постоянно общались со слышащими сверстниками, поэтому на первое место в перечне приобретенных качеств поставлено умение общаться со слышащими (62,5%). Почти половина родителей считают, что ребенок приобрел бы более высокий уровень речевого развития, 30% - коммуникабельность и 20% - самостоятельность. Посещая смешанную группу, неслышащий ребенок мог бы, по мнению родителей, приобрести уверенность в себе и адаптацию в кругу слышащих. Только в одном случае было высказано опасение, что у неслышащего ребенка возникнут трудности в общении со слышащими сверстниками.
Треть родителей, чьи дети посещают специальные учреждения, считают, что, в первую очередь, ребенок потеряет специальную помощь в течение всего дня, обучение с учетом возможностей ребенка, чувство равного со слышащими и общение с неслышащими. Родители, чьи дети посещают комбинированное учреждение, наиболее значимой считают потерю обучения с учетом индивидуальных возможностей ребенка и чувства равного со слышащими, менее значимыми - потерю общения с неслышащими и специальной помощи в течение всего дня. Часть родителей посчитала, что их ребенок ничего не потерял бы, треть затруднилась ответить на этот вопрос.
Известно, что интегрированное обучение неслышащего ребенка невозможно без активного повседневного участия родителей. Именно им приходится проводить дополнительные коррекционные занятия дома, осуществлять контроль над усвоением программы, оказывать иную помощь. Больше половины опрошенных родителей готовы к этому, а пятая часть готова оказать помощь в отдельных случаях, и лишь незначительной части родителей это не под силу. При этом готовность родителей с нормальным слухом и родителей, имеющих пониженный слух, оказать своим детям помощь почти одинакова. Наиболее активными в этом плане оказались родители неслышащих дошкольников, посещающих смешанную группу. Почти все они готовы активно участвовать в воспитании и обучении своего ребенка. Родители неслышащих детей, обучающихся в массовой школе, другие варианты ответов даже не рассматривали. Менее позитивно настроены на повседневную помощь своим детям родители, чьи дети посещают специальное учреждение (15% из них не готовы ее оказать, 12% затрудняются ответить на этот вопрос). Затруднения вызвал этот вопрос и у родителей неслышащих школьников из комбинированного учреждения, которое до последнего времени также являлось специальной школой. Родители неслышащих детей, обучающихся в специальном учебном учреждении, привыкли больше полагаться на помощь специалистов. В отличие от них родители, чьи дети обучаются по разным моделям интеграции, понимают, что без их постоянной помощи и поддержки ребенок не сможет успешно справиться с усвоением программы в необходимые сроки.
Подводя итог анализу данного этапа исследования следует отметить в целом положительное отношение родителей к возможностям совместного обучения детей с нормальным и нарушенным слухом. Позиция родителей слышащих детей во многом определяется тем, какое учреждение (массовое или комбинированное) или какую группу (смешанную или массовую) посещает их ребенок. Более позитивно относятся к интеграции родители, чьи дети посещают комбинированные учреждения, и особенно те, чьи дети воспитываются в смешанных группах.
Отношение к интегрированному обучению у родителей неслышащих детей определяется прежде всего возможностями их ребенка и зависит от состояния его слуха и речи, времени потери слуха, а также от состояния слуха самих родителей. Вместе с тем, значительно более позитивно относятся к интеграции те родители, чьи дети воспитываются в комбинированном учреждении или обучаются в массовой школе.
При оценке двух форм интеграции родители слышащих детей считают наиболее эффективной модель полной интеграции, а родители неслышащих - воспитание в смешанных дошкольных группах. Наиболее высоко оценивают эти формы интеграции родители, чьи дети уже обучаются в условиях полной и комбинированной интеграции или в смешанных группах.
II. Отношение педагогов к интегрированному обучению
От отношения педагогов к интеграции во многом зависит внедрение различных моделей совместного обучения и воспитания в практику. Мы рассмотрим позицию педагогов в целом по отношению к интеграции, к разным ее моделям, их опасения и предпочтения, а также сравним, в чем эти позиции совпадают, а в чем расходятся.
1. Осведомленность об интеграции
Педагоги, работающие в специальных и комбинированных учреждениях, достаточно хорошо осведомлены об интегрированном обучении детей с нарушенным слухом. В массовых учреждениях об интеграции знают 86% педагогов школ, где обучаются неслышащие и 62% педагогов школ и садов, где интегрированного обучения нет.
2. Отношение к интегрированному обучению в целом
У всех можно отметить положительное отношение к интегрированному обучению глухих и слабослышащих детей. Против такого обучения в дошкольном возрасте выступают 7,4% педагогов, в школьном - 5,4%. При этом отношение к интегрированному обучению в большей степени зависит от того, в каком учреждении они работают (таблица 2).
Таблица 2
Отношение педагогов к интегрированному обучению
|
Категории педагогов |
Отношение к интегрированному обучению (в % %) |
|||||||
|
В дошкольном возрасте |
В школьном возрасте |
|||||||
|
Положительно |
Отрицательно |
Возможно в отдельных случаях |
Затрудняюсь ответить |
Положительно |
Отрицательно |
Возможно в отдельных случаях |
Затрудняюсь ответить |
|
|
Педагоги массовых учреждений |
44 |
6 |
32 |
18 |
38 |
― |
38 |
24 |
|
Педагоги массовых дошкольных групп и классов в комбинированных учреждениях |
71 |
4 |
21 |
4 |
37,5 |
10,5 |
33 |
19 |
|
Педагоги специальных дошкольных групп и классов в комбинированных учреждениях |
67 |
2 |
19 |
12 |
47 |
― |
44 |
9 |
|
Педагоги специальных учреждений |
12 |
25 |
63 |
― |
8 |
13 |
75 |
4 |
Наиболее позитивно относятся к интегрированному обучению те учителя и воспитатели, которые работают в комбинированных учреждениях. Они считают такую форму обучения дошкольников эффективной или возможной в 92% случаев против 76%, отмеченных у педагогов массовых учреждений. По-видимому, это обусловлено положительным опытом работы с неслышащими детьми в комбинированных учреждениях и отсутствием или недостаточностью опыта у педагогов, работающих в массовых детских садах и школах. Также следует отметить, что все педагоги значительно более позитивно относятся к возможностям интеграции детей в дошкольном возрасте, чем в школьном. Это, с нашей точки зрения, обусловлено и большей проработанностью интегрированного обучения дошкольников, и особыми требованиями, которые предъявляются к детям с нарушенным слухом в массовой школе. Резко отличается от этой позиции отношение к интегрированному обучению специалистов, работающих в специальном учреждении (диаграмма 5).
Диаграмма 5

Практически все сурдопедагоги, работающие в настоящее время в комбинированных учреждениях, имеют большой опыт обучения детей с нарушенным слухом в условиях специальных детских садов и школ. Выявленные различия в позиции обусловлены тем, что эти педагоги в процессе целенаправленной работы по интеграции детей с нормальным и нарушенным слухом убедились в ее результативности. Педагоги, обучающие детей в специальном детском саду или школе, с одной стороны, мало знают о результатах обучения детей в условиях специально организованного интегрированного воспитания и обучения, а, с другой стороны, именно они часто сталкиваются с отрицательным опытом неорганизованной интеграции, при которой неслышащий ребенок посещает массовое учреждение не по рекомендации специалистов, а лишь по желанию родителей. Педагоги специальных учреждений неоднократно принимали на обучение неговорящих детей, которые в течение нескольких лет находились в массовых дошкольных или школьных учреждениях.
3. Отношение к обучению в условиях полной интеграции и в смешанной группе
Большинство педагогов достаточно высоко оценили эффективность обучения 1–2 говорящих неслышащих детей в коллективе слышащих (71,8%), и лишь в 6,7% случаев отнеслись к этому отрицательно (таблица 3). В большей степени поддерживают модель полной интеграции педагоги массовых дошкольных групп и классов, работающие в комбинированных учреждениях. Они считают эффективной такую форму обучения и воспитания в 83% случаев. Сурдопедагоги и педагоги массовой школы выбирают эту форму в 67% и в 65%. Менее позитивно относятся к полной интеграции сурдопедагоги специальных учреждений (54% положительных ответов). При этом у педагогов комбинированных учреждений почти в 3 раза реже, чем в специальных учреждениях, встречается отрицательное отношение к интеграции (9% и 25% соответственно).
Более сдержанной оказалась оценка педагогами эффективности воспитания детей в условиях смешанной группы (60,4% педагогов считают такую форму воспитания эффективной). Процент противников увеличился почти в 2,5 раза, он составил 16,1% против 6,7%. Как и в случае полной интеграции, наиболее позитивно к данной форме обучения относятся педагоги массовых дошкольных групп и классов комбинированных учреждений (73% случаев). Отношения педагогов массовых учреждений не изменилось - они считают эти две формы эффективными в 65% случаев. Позиция сурдопедагогов специальных учреждений принципиально отличается от отношения сурдопедагогов комбинированных учреждений. Они считают данную форму эффективной лишь в 17% случаев (против 67%) и неэффективной в 50% случаев (против 3%).
Таблица 3
Отношение педагогов к полной интеграции и к воспитанию детей в смешанных дошкольных группах
|
Категории педагогов |
Отношение к интегрированному обучению (в %%) |
|||||
|
В условиях полной интеграции |
В условиях смешанной дошкольной группы |
|||||
|
Положительно |
Отрицательно |
Затрудняюсь ответить |
Положительно |
Отрицательно |
Затрудняюсь ответить |
|
|
Педагоги массовых учреждений |
65 |
3 |
32 |
65 |
15 |
20 |
|
Педагоги массовых дошкольных групп и классов комбинированных учреждений |
83 |
6 |
11 |
73 |
12 |
15 |
|
Педагоги специальных дошкольных групп и классов комбинированных учреждений |
67 |
9 |
24 |
67 |
3 |
30 |
|
Педагоги специальных учреждений |
54 |
25 |
21 |
17 |
50 |
33 |
4. Оценка педагогами положительных и негативных сторон интегрированного обучения
Педагогам предлагалось оценить, какие факторы влияют на успешность интеграции ребенка с нарушенным слухом. По мнению учителей и воспитателей массовых учреждений, для успешности совместного обучения, прежде всего, необходимы хорошие навыки понимания устной речи, умение эффективно использовать остаточный слух. Более половины педагогов признали эти качества приоритетными. Способствует успешному интегрированному обучению и удовлетворительное состояние произносительной стороны речи ребенка, а также способность к обучению. Педагоги особо подчеркивают роль родителей в процессе интеграции и необходимость квалифицированной коррекционной помощи. Некоторые педагоги указали на необходимость дополнительных занятий с учителем класса или педагогом дошкольной группы.
Почти 75% педагогов массовых учреждений считают, что интеграция способствует развитию устной речи, приучает неслышащего ребенка к самостоятельности. Высказывалось мнение, что массовая школа «учит выживанию». Сурдопедагоги, в свою очередь, отмечали значение совместного обучения в развитии речи неслышащего ребенка и умения эффективно использовать остаточный слух. А около 40% из них считают, что в таких условиях происходит более успешное развитие восприятия устной речи окружающих.
Главными негативными последствиями интегрированного обучения значительное число педагогов называют неподготовленность неслышащего ребенка к общению с миром глухими и невозможность легко адаптироваться в их общество. Пятая часть сурдопедагогов отметила, что массовая школа не дает неслышащему ребенку полноценного образования и воспитывает иждивенческие настроения. Главным негативным последствием обучения в массовой школе некоторые педагоги называют «формирование комплекса неполноценности».
В качестве положительных сторон обучения в специальной школе были названы: обучение с учетом возможностей каждого ребенка, с учетом степени снижения слуха, получение профессиональной подготовки, чувство равного среди равных.
Интересным является тот факт, что примерно одинаковое количество педагогов и воспитателей на вопрос о негативных сторонах обучения в массовой и специальной школе указали: массовая школа (детский сад) не подготавливает глухих и слабослышащих детей к общению с неслышащими людьми, а в специальной школе недостаточна подготовка этих детей к общению со слышащими.
Около трети педагогов считают главным недостатком обучения в специальной школе отрыв от семьи и воспитание иждивенчества. Отмечалось также, что специальная школа «не дает возможности легко адаптироваться в общество слышащих», «не подготавливает к жизни в обществе».
III. Некоторые предварительные выводы
Мы проанализировали отношение к интегрированному обучению двух участников этого процесса: педагогов и родителей. Была выявлена достаточно высокая осведомленность педагогов о возможности интегрированного обучения. Следует отметить, что осведомленность педагогического коллектива о возможностях совместного обучения значительно более высокая, чем у родителей. Лишь 25% родителей, чьи слышащие дети обучаются в массовой школе, считают, что они знают о нем.
В целом педагоги положительно относятся к совместному обучению детей с нормальным и нарушенным слухом. При этом наиболее позитивно интегрированное обучение оценивают педагоги комбинированных учреждений, уже вовлеченные в него, более настороженно - педагоги массовых учреждений. Родители в целом относятся к интегрированному обучению более настороженно, чем педагоги массовых и комбинированных учреждений. При этом позиция родителей слышащих детей сближается с позицией педагогов, работающих в массовых учреждениях. Особую позицию занимают педагоги специальных учреждений: среди них наибольшее количество противников совместного обучения. Они меньше знают о положительном опыте обучения детей в условиях интеграции и часто сталкиваются с последствиями неорганизованной интеграции.
Столь разительное отличие отношения к интегрированному обучению у педагогов специальных детских садов должно насторожить специалистов. Необходимо продумывать мероприятия, которые будут в большей степени вовлекать специальные учреждения в процесс интеграции, в частности через психолого-педагогическое сопровождение детей, посещающих массовые детские сады и школы, через оказание им коррекционной помощи, через помощь педагогам массовых учреждений в обучении детей с нарушенным слухом.
Выявившееся различие в отношении к интеграции сурдопедагогов, работающих в комбинированных и специальных учреждениях, еще раз подчеркивает принципиально иные возможности в организации образовательной интеграции, которые имеются в комбинированных учреждениях, их перспективность на современном этапе совершенствования системы специального образования [8]. Следует также подчеркнуть, что именно в комбинированных учреждениях достаточно быстро происходит изменение позиции родителей слышащих детей в отношении возможности совместного обучения.
Литература
1. Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). - М., 2001.
2. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе… // Дефектология. - 1995. - № 3. - С. 39–46.
3. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Сост. Н.Д. Шматко - М., 1997.
4. Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. - 2005. - № 4. С. 4–8.
5. Дорофеева И.И., Гиндина Е.А., Теплоухова И.А., Лосева Л.Л. Из опыта работы по интеграции детей с нарушенным слухом // Дефектология. - 2003. - № 1. - С. 54–60.
6. Кулевая Б.М., Леонгард Э.И., Стребелева Е.А., Шматко Н.Д. Международная научно-практическая конференция по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) // Дошкольник и младший школьник. - 2002. - № 2. - С. 45–47.
7. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Начальная школа - 2000. - № 12. - С. 11–17.
8. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3–15.
9. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа // Дефектология. - 1995. - № 4. - С. 66–74.
10. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Под ред. Т.А. Власовой и др. - М., 1981.
11. Сводина В.Н. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология. - 1998. - № 6. - С. 38–41.
12. Терьянова Л.Н., Гуревич М.Г. Из опыта обучения детей с нарушенным слухом в смешанной группе // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 65–69.
13. Уфимцева Л.П., Куншина И.И., Беляева О.Л., Хомич Н.Г. Опыт работы по интеграции детей с нарушениями слуха в общеобразовательную школу // Дефектология. - 2005. - № 4. - С. 00-00.
14. Шипицына Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2. - С. 15–19.
15. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. - 1999. - № 1. - С. 41–46; № 2. - С. 49–56.
Скачано с www.znanio.ru
[1] По условиям анкетирования названия конкретных учреждений, где проводилось обследование, не указываются. Однако уточним, что специальное образовательное учреждение является одним из лучших в городе, имеет высокие результаты в обучении и воспитании детей с нарушенным слухом. В двух детских садах комбинированного вида работа по интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников проводилась в течение последних 15 лет. Школьное комбинированное учреждение работает в новом статусе всего год (до этого оно было специальной школой для слабослышащих и позднооглохших детей). В массовой школе интегрированное обучение осуществляется второй год.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.