УДК 373.2.016:81 – 028.31
Шурупова Ольга Сергеевна
ЛНУ имени Тараса Шевченко
shurupova.olga.sergeevna@mail.ru
Роль игры в формировании навыков иноязычной речи у дошкольников
Аннотация. В данной статье рассмотрена роль игры в формировании навыков иноязычной речи у дошкольников. Автор данной статьи утверждает, что в нынешнее время в воспитании детей ведущим является всестороннее развитие личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Поэтому основными целями обучения иностранному языку является изучение основных компонентов правильной дидактической и методической организации учебного процесса раннего обучения английскому языку, методов обучения технологии ролевой игры в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: дошкольное образование, иноязычная речь, речевая активность, мотивация, классификация игр.
Обучение дошкольников иностранному языку – это специфический вид деятельности. Понятие «обучение» в этом контексте употребляется достаточно условно. В отличие от школьников у дошкольников отсутствует мотивация «учиться». Они еще не понимают, зачем им учить иностранный язык, если они смогут пользоваться им только в будущем.
Дети живут в настоящем времени, поэтому иностранный язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение ни при каком условии не должно превращаться в имитативный процесс. Дети должны овладевать иностранным языком как средством общения. Все компоненты обучения (отбор и подача языкового материала, содержание действий по его реализации) необходимо подчинить коммуникативной цели. Курс иностранного языка призван иметь развивающий характер, то есть не только опираться на навыки и умения, а развивать их и формировать новые.
Только игра – ведущая форма деятельности дошкольников поможет обучать детей иностранному языку.
Игра на занятиях по иностранному языку выступает как метод и форма обучения.
Игра, как метод деятельности преподавателя предусматривает: введение (демонстрацию) языкового материала; организацию исправления детей в произношении (звуков, слов), построении фраз по образцу и т.д.; организацию исправления детей в общении на основе нового материала; ознакомлению (осмыслению) нового языкового материала; тренировки в употреблении его в собственной речи; применения нового материала в общении с воспитателем и сверстниками [1, с. 17-24].
Ведущей формой обучения дошкольников иностранному языку является занятие, которое проводится в виде дидактической игры.
Отличие дидактической (учебной) игры от обычной:
1. Наличие воображаемой ситуации и связанных с ней таких компонентов, как роли, игровые предметы и тому подобное. Например, дети в роли зверушек заблудились в сказочном лесу.
2. Осознание детьми игрового результата. Например, в результате игры сказочных зверушек, роли которых исполняют дети, пустят погреться в сказочную избушку.
3. Осознание детьми правил игры. Например, если зверьки правильно ответят на вопрос – их пустят в избушку.
4. Возможность выбора конкретного действия в игре для каждого ребенка, обеспечит индивидуальную активность в коллективной форме игры. Например, одни дети-зверушки играют роль хозяев лесной избушки, другие – роли домашних и хищных животных.
Дидактическая игра – это не коллективное развлечение, она имеет цель, правила, содержание, сюжет, роли, средства. Такая игра призвана осуществлять обучение детей иностранному языку.
В методике дошкольного образования имеют место различные подходы к классификации игр.
Предлагается следующая классификация игр по обучению дошкольников иностранному языку: по количественному составу участников; по характеру и форме поведения участников; по целям и задачам обучения.
По количеству участников игры могут разыгрываться: индивидуально; парно; коллективом группы детей; подгруппы.
По характеру и форме поведения участников игры и упражнения классифицируются на такие виды: игры-манипуляции с предметами (с натуральными предметами, игрушками и т.д.); игры, связанные с движениями, физическими действиями («Хоровод», «Поезд», прыжки, ходьба, бег и др.); игры-соревнования (в парах, группах, командах); ролевые игры на основе реальных и воображаемых ситуаций («У врача», «В магазине» и т.д.).
Согласно целям и задачам игры делятся на: языковые (фонетические, лексические, грамматические); речевые (развитие аудирования, говорения); коммуникативные (формирование навыков общения); рецептивные, репродуктивные, продуктивные (творческие) [2, с. 3-8].
Типичной формой занятия в детских садах выступает театрализованная игра, которой подчинены задачи занятия. Театрализованная игра-занятие характеризуется широким использованием элементов игры, соревнования, скрытых форм контроля, тематической музыки, сочетанием индивидуальной, парной, групповой деятельностью. Особое значение приобретают подвижные игры, которые помогают снять напряжение, дать выход двигательной энергии дошкольников во время занятия, стимулировать их умственную деятельность.
В ролевой игре выделяют следующие этапы: определить цель и языковой материал, на котором будет игра; составление декораций игры; предоставление ролей ученикам; психологическая подготовка обучаемых.
Технология ролевых игр может использоваться на разных уровнях. Предоставляются игры в парах, которые направлены на обучение определенных лексических единиц и грамматических структур, а также выход в речь. На занятии можно применить данную технологию в течение 10-15 минут. Например, ролевая игра «О магазинах» («Going shopping»). Карточки с указанием имени и, например, роли персонажа (продавец, покупатель). Дети добровольно выбирают себе роли. Задача первому ребенку: вы клиент, который приходит в магазин. Задача второго ученика: вы продавец магазина, который должен найти что-то подходящее покупателю. Дети запоминают выражения, структуры, и затем легко используют их в своей речи.
Ролевые игры могут быть разнообразными в зависимости от темы занятия, возраста детей, уровня владения материалом. Урок иностранного языка – это не только игра. Автор обращает внимание на то, что диалоги педагога с дошкольниками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и фактически играм, создают условия для реального использования иностранного языка в дальнейшей работе на уроке в школе [3, с. 93-105].
Многие методисты отмечают высокие учебные возможности игры (Н.В. Ангусова, В.И. Горецкая, В.Ю. Протасова, Т.Н. Шкварина). В процессе овладения английским языком, видоизменяя игровую ситуацию с помощью обучения, создаются условия для автоматического запоминания речевого материала.
Задумываясь над использованием игры на занятиях по английскому языку, автор статьи изучил работы Н.Д. Гальсковой, В.А. Глухаревой, Л.И. Дольниковой, В.И. Колосниковой, Ш.Г. Ашамджян, М.Ф. Стронина и др. Игра в их понимании – упражнение для тренировки речевых навыков. Также ученые считают, что овладение формами устного иноязычного общения возможно только с помощью игр, причем успешность игры зависит от уровня и усердия ее подготовки, правильности организации, регулярности применения данного приема обучения и, конечно, от мастерства учителя и его преданности своему делу.
По основным целям использования игры на занятиях иностранного языка, автор статьи согласен с Е.И. Пассовым и выделяет следующее: формирование определенных навыков, развитие определенных речевых умений, необходимых способностей и психологических функций, запоминание нового материала: рифмовки, сопровождение слов жестами и мимикой, повторение того же самого слова разными людьми (разных профессий, характеров).
М.Ф. Стронин утверждает, что игры способствуют выполнению методических задач: создание психологической способности детей к речевому общению; обеспечение естественной необходимости многократного повторения речевого материала; тренировка детей в выборе речевого материала, является подготовкой к ситуативной непринужденности речи в целом.
Рассмотрим механизмы, которые делают игры уникальным средством педагогики. Прежде всего, это мотивация. Ведь известно, что эффективность обучения в процессе использования игры на уроках английского языка в дошкольных учебных заведениях обусловлена в первую очередь уровнем мотивации, повышением интереса к предмету. Игра отвечает на вопросы (почему?), мотив (зачем?) – это определение целей.
Любая игра, чтобы быть эффективной, создает у игрока мотив, желание чего-то достичь. Образовательная игра, конечно, меняет местами мотив и цель – те знания, овладение которыми является образовательной целью игры, рассматриваются как средство для достижения определенной игровой цели. Еще одна из проблем образования – это высшая ценность знаний, ведет к определенной ситуации, когда ученик не рассматривает знания как нечто примененное к действительности. Игра – не действительность, но может заставить взглянуть на знание как на то, что может принести реальную пользу: английский язык – умение общаться с носителями иностранного языка.
Игра активизирует стремление детей к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и ребенком. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе детям говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх дети овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.
Практически все время в игре отведено на речевую практику, при этом не только тот, кто говорит, но и тот, кто слушает, максимально становится активным, так как он должен понять и запомнить реплику, действие партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов дошкольников, способствуют осознанному усвоению иностранного языка. Они способствуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитывают чувство коллективизма. Дети активно, с интересом работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей [4, с. 124-136].
Практика также указывает на положительное влияние воспитательного и учебного процесса в играх всех видов: дидактических, ролевых, подвижных и тому подобное. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению речевого материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений [3, с.93].
На занятиях английского языка игра очень привлекает внимание детей, но, кроме того, и имеет свою специфику, позволяет нам рассматривать ее как средство достижения учебно-воспитательных целей.
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяет детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игры на уроках иностранного языка [5, с. 116-119].
Таким образом, можно сделать вывод, что игры представляют собой мощные образовательные средства, включение процесса обучения английскому языку в контекст игровой деятельности (со всеми ее психологическими характеристиками) позволяет создавать все условия общения: мотивы, цели, задачи общения.
Во время игры дети дошкольного возраста значительно быстрее и лучше усваивают предлагаемый материал. Выбор игры зависит от задач конкретного занятия, особенностей данной группы детей, содержания материала, который изучается. Успех зависит от того, как умело, заинтересовано, эмоционально и артистично организует игру учитель.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка/ Л.С. Выготский // Вопросы психологии: – 1966. – №6. – С.17-24.
2. Комаров А.С. Игра и пьесы в обучении английскому языку/ А. С. Комаров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – С.3-8.
3. Мартыненко Л.С. Ролевые и деловые игры на уроках английского языка. – М.: Просвещение, 1997. – С.93-105.
4. .Полонская Т.К. Обучение иностранному языку/ Т.К. Полонская // Методические рекомендации к программе воспитания детей дошкольного возраста «Малыш» – К.: Свенас, – 1993. – С.124-136.
5. Шкварина Т.М. Занятия по английскому языку в дошкольном учебном заведении: Пособие для студентов педагогических училищ/ Т.М. Шкварина. – Умань, 1997. – С.116-119.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.