Статья по Педагогической психологии
«Взаимоотношения младших школьников со сверстниками»
Подготовила студентка ВН-НиР-2
Шипилова Елена
По всему миру обучающихся в образовательных учереждениях называют в зависимости от того где он учится (в школе – школьник, гимназия-гимназисты, высшие учебные заведения-студенты). Эти наименования в зависимости от возраста делятся на более мелкие обозначения. По другому их называют культурно-историческая дифференциация, лежащая в основе социокультурной возрастной периодизации субъектного бытия обучающегося. Наиболее распространенной является следующая переодизация, котору предложил Б.Г.Ананьев[2]:
1. преддошкольный (3-5 лет)
2. дошкольный (5-7 лет)
3. младший школьный (7-11 лет)
4. подростковый (средний школьный) возраст (11-15 лет)
5. ранняя юность, или старший школьный возраст (15-18 лет)
6. студенческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость) - (17-18 лет - 22-23 года).
Как видно у ребенка ко времени поступления к школе возможности очень велики, главное их рассмотреть и не погубить. У ребенка так же развиваются и личностные качества: они обладают настойчивостью, могут ставить перед собой цели и достигать их. Они могут уже оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции их общественной значимости, у них вырабатывается чувство долга и ответственности.
Все выше сказанное относится к объективной психологической готовности ребенка к школе, но есть и другая сторона – субъективная. Здесь уже выделяются желание и стремление к обучению, готовность к новым взаимоотношениям со сверстниками.
Принято считать - умения ребенка подчинять свою деятельность правилам принятых для всех в обществе, в котором ребенку придется жить. Умение подчинять свою деятельность общим правилам учит ребенка контролировать свое поведение и управлять им.
В учебной деятельности ребенок в основном сталкивается с теоретическими знаниями т.е.они усваивают основные отношения предмета, который они изучают. При решении учебных задач дети учатся оценивать свои собственые достигнутые результаты и результаты других.
При наблюдении за младшими школьниками можно сделать вывод, что связь между успеваемостью ребенка и его представления о своих собственных способностях к обучению тесно между собой связаны. Чем выше у ребенка успехи в обучении тем выше его самооценка, и наоборот, чем выше самооценка, тем больше его успехи в обучении, у ребенка появляется больше уверенности в своих силах, появляется определенная мотивация, ребенок лучше усваивает учебный материал. В педагогической психологии принято считать, что дети в возрасте 10 лет часто сталкиваются с тем, что у них резко падает самооценка, это сведетельствует о том что ребенок переживает стресс с которым постоянно сталкивается в школе. Стресс у школьников вызывает смена ихниго привычного окружения, много дополнительной умственной нагрузки, а так же стресс может вызывать школьная организация, которая не ориентированна на создание благоприятной эмоциональной средыы для ребенка. Отличительные черты младшего школьного возраста:[1]
1. перестройка познавательных процессов;
2. формирование произвольности, продуктивности и устойчивости - развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий);
3. развитие саморегуляции поведения, воли;
4. усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
5. овладение навыками домашнего труда;
6. расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе;
7. игры развивающие занимают второе место после учебы;
8. формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;
9. формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».
Также уже в начальной школе дети сталкиваются с новыми для них видами деятельности такими как чтение, письмо, работа с компьютерами, рисование, начало конструкторско-композиционной деятельности. Так же не стоит забывать и о том, что ребенок это личность, а личности как известно все разные. Школьники при поступлении в школу с разным уровнем подготовленности, есть те которые отлично подготовлены, умеют уже писать, читать, считать, знают как себя вести, а есть те которые ничего этого не умеют. Так же у каждого ребенка свои особенности, свой тип характера и как бы не старался учитель избавиться от этого у него не получится. Педагог должен наоборот опираться на эти особенности, способности детей и при организации учебного процесса учитель непременно должен учитывать это и строить его так, чтоб все дети себя комфортно чувствовали. Различия между детьми так е сказывается и на познавательной сфере: у одних лучше развита зрительная память, у других слуховая, у одних абстрактно-логическое, у других наглядно-образное мышление. Это должен учитывать учитель, когда строит свой урок.
Таким образом, можно сделать вывод, что для детей младшего школьного возраста учебная деятельность является ведущей – ребенок формирует свои собственные учебные мотивы, овладевает ее содержанием и предметным содержанием.
Со времени когда ребенок поступает в школу, у него не только развиваются уже имеющиеся познавательные интересы и появление новых, но и формируются условия для личностного роста человека. В этот период жизни главной для человека становится учебная деятельность.
В младшей школе ребенок является субъектом учебной деятельности, он сам развивается и осваивается в ней, узнает новые для него методы анализа, синтеза, классификации, обобщения. «Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов», - подчеркивает Д. Б. Эльконин[7]. В процессе обучения у школьника формируется определенное отношение к себе, к родителям, к учителю, к одноклассникам, к школе, к обществу, к природе и ко всему миру в целом, а самое главное, что именно эти отношения и отображаются в учебной деятельности.
От того какие средства и методы общения будут ребенком освоены и как он будет ими пользовать зависит как к нему будут относиться окружающие люди. Именно в школе ребенок формирует социальные отношения. Здесь ребенок на бессознательном уровне осваивает новые для себя стили общения. Также ребенок не задумываясь применяет эти стили общения при общении со своими сверстниками либо же взрослыми. Часто детям приходится сталкиваться с проблемой разрешения ситуации фрустрированного общения.
В. С. Мухина[5] различает следующие типы поведения в ситуации фрустрации:
1. активно включаемый, адекватно лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации тип поведения - адаптивная (высоко позитивная) форма социального нормативного реагирования;
2. активно включаемый, неадекватно лояльный, фиксированный на фрустрации тип поведения - адаптивная форма социального нормативного реагирования;
3. активно включаемый, адекватно нелояльный, агрессивный, фиксированный на фрустрации тип поведения - негативная нормативная форма социального реагирования;
4. активно включаемый, адекватно нелояльный, игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип поведения - негативная нормативная форма социального реагирования;
5. пассивный, невключаемый тип поведения - неразвитая, неадаптивная форма социального реагирования.
При использовании лояльного типа общения школьник пытается найти правильные речевые и эмоциональные формы, которые помогут ему установить дружеские отношения с собеседником. Если же ребенок использует неадекватно лояльный тип общения то ребенок наоборот, он не может найти свои собственные методы общения с собеседником, не может доказать свою точку зрения, поэтому чаще всего им легче согласиться и принять те методы общения и ту точку зрения, которую предлагает собеседник. При этом типе общения так же часто формируются агрессия между детьми, что представляет опасность для личности ребенка. При нелояльном типе общения ребенок отвечает агрессией на агрессию собеседника, а при лояльном типе общения ребенок сохраняет спокойствие и не реагирует на агрессию собеседника. Это общение помогает сохранять у ребенка чувство собственного достоинства и оставаться личностью. Если же ребенок предпочитает пассивный тип общения, то здесь ребенок избегает всякого рода общение, а если ему и приходится с кем то общаться то он начинает вести себя не уверенно, смущается, сжимается, старается как можно быстрей закончить разговор и уйти. Это конечно не лучший вариант для ребенка, таким детям обычно приходится тяжело в классе и в дальнейшем по жизни, поэтому учителю вместе с родителями необходимо позаботиться о том, чтоб ребенок переключился на другой тип общения, а для этого им необходимо убедить школьника в том, что тип общения который предлагают они, намного лучше того типа который выбрал он сам.
В начальной школе у ребенка значительно меняются отношения с окружающими. С тех пор как ребенок пошел в школу формируются уже совершенно другие отношения со взрослыми и сверстниками. Обычно выделяют 2 сферы социальных отношений: «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок». Эти две сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. Мы же будем рассматривать только одну сферу общения «ребенок-ребенок».
Взаимоотношения со сверстниками становятся самыми важными в жизни ребенка, именно благодаря им формируется социальное положение ребенка в обществе и развитие его личности. После того как ребенок учится анализировать, осмысливать мысли, чувства, намерения других – ребенок начинает осознавать, что же это такое быть другом. Те дети которые научились смотреть на вещи, ситуации со стороны имеют больше возможности построить настоящие крепкие близкие отношения с другими людьми.
После того как ребенок пошел в первый класс, у ребенка происходят существенные изменения во взаимоотношениях с другими людьми, во многом это и зависит от смены социального статуса ребенка. В первую очередь у ребенка увеличивается время отводимое на общение, большую часть дня ребенок постоянно общается с родителями, учителем и конечно же со сверстниками. Так же существенно изменяется и содержание общения, если раньше ребенок разговаривал только на темы связанные с играми, развлечениями, то теперь он разговаривает и на более взрослые темы. В 1-2 классе школьники конечно больше общаются с учителем т.к. на этом этапе авторитет учителя очень высок, к сверстникам на этом этапе интерес небольшой. Но уже с 3-4 классов ход дела меняется. Здесь уже интерес к учителю падает так же как и авторитет, на этом этапе возрастает интерес к общению со своими сверстниками, они находят общие темы для общения, начинают проявлять первые симпатии или же антипатии, этот интерес к сверстникам постепенно возрастает на протяжении всех 11 лет обучения в школе. На основе того, что значительно меняется харектер взаимоотношений между сверстниками, так же меняются и мотивы и темы этих взаимоотношений. Если например в 1-2 классах дети общаются на основе успеваемости т.е. отличники общаются с отличниками. А менее успевающие дети в обучении с себе подобными, то в 3-5 классах дети уже начинают общаться совершенно на другие темы и здесь уже успеваемость в обучении не влияет на взаимоотношения между школьниками.
В школе у ребенка уже формируется осознанное отношение к себе, к сверстникам, взрослым, к событиям, к действиям своим и окружающих.
В младшей школе дети сталкиваются с разными типами отношений, в первую очередь со своими сверстниками. Здесь все школьники находятся в одинаковом положении со своими одноклассниками или сверстниками, они сталкиваются с такой ситуацией, что не только он один во внимании и не все к нему будут относиться положительно как было до этого в семье, в классе они находятся во взаимоотношении с детьми у которых разные культуры, у каждого ребенка свое индивидуальное общение с окружающими, и уже с самого первого класса дети могут сталкнуться с первыми пусть и не серьезными, но все таки конфликтными ситуациями. Дети поступая в школу из семьи, где его оберигали от всех неприятностей, пытались не ругать его и относиться к нему всегда положительно, всегда его внимательно слушали, ребенок попадает в реальный мир, где сталкнется с тем, что ему придется вырабатывать свое мнение и отстаивать его, он должен отстаивать свои права равноправно общаться с другими детьми. До школы дети обычно общаются только в кругу семьи, но с поступлением в школу для него открывается новый мир общения, где присутствуют другие дети, взрослые, учителя, одноклассники. Я-концепция позволяет понять развитие ребенка в младшем школьном возрасте, так как она пронизывает его личность и социальное поведение. Теперь дети лучше понимают, какими навыками они обладают, какие у них есть ограничения, и их знание себя ориентирует и организует их поведение. Ребенок постоянно сравнивает себя со своими ровесниками. С. Хартер[6] дала удачную формулировку, указывая, что появление Я-концепции детей создает «фильтр», через который они оценивают свое собственное поведение и поведение других.
Взаимоотношение со сверстниками выходит на передний план у школьников, и оказывает основное влияние на развитие и поведение ребенка. Дети учатся слушать других людей, принимать во внимание их точку зрения, учатся анализировать чувства и намерения другова человека и на основе этого у него вырабатывается понимание, что такое быть другом. Те школьники, которые могут, умеют смотреть на вещи и вообще на окружающий мир в целом, чаще всего могут построить близкие, дружеские, доверительные отношения. Роберт Селман изучал дружеские отношения детей в возрасте от 7 до 12 лет. Детям рассказывались истории, содержащие в себе дилемму, связанную с отношениями, а затем задавались вопросы, направленные на оценку их установок о других людях, их самосознания, способности к рефлексии, представлений о личности, а также мыслей о дружбе. Таки истории поднимали вопросы о природе взаимоотношений, о противостоянии старых и новых друзей, о верности и доверии. Они требовали от детей размышлений и рассуждений о том, как формируются и поддерживаются новые дружеские отношения, и о том, что в дружбе важно. На основании ответов детей на эти вопросы Селман описал четыре стадии дружбы . На первой стадии (в возрасте 6 лет и младше) друг - это просто товарищ по играм, некто, живущий неподалеку, которых ходит в ту же школу или имеет интересные игрушки. На этом этапе не существует представления о позиции другого человека. На второй стадии (от 7 до 9 лет) начинает появляться осознание того, что другой человек тоже испытывает некоторые чувства. На третьей стадии (9-12 лет) появляется представление о том, что друзья - это люди, которые помогают друг другу, а также возникает понятие доверия. На четвертой стадии, изредка наблюдавшейся у исследованных Селманом 11-12-летних детей, проявлялась совершенная способность видеть отношения с позиции другого человека. Селман доказывал, что ключевым фактором изменений в развитии дружеских отношений детей является способность принимать позицию другого человека.[3]
Но не все исследователи согласны с ним. Ведь в реальном мире взаимоотношения между детьми гораздо изменчевей, чем предположил Селман в своей модели. Ведь не всегда взаимоотношения могут быть взаимны или же дружеские между всеми детьми, они также могут быть и отрицательными, также есть масса случаев, когда дружеские отношения переростали в враждебные и наоборот.
Все дети да и взрослые всегда получали только пользу от дружбы. Благодаря дружбе дети усваивают новые понятия, новые не известные ему до это традиции, , они учатся самовырожаться, и уметь сопереживать другим людям. Замечено , что те дети которые умеют дружить и у которых есть настоящие друзья у них развивается больший интерес к учебе, к играм, добиваются больших успехов на работе, в жизни, они более активны нежели те которые предпочитают ни с кем не дружить и не общаться.
Характер дружбы меняется на протяжении детства.. Если у ребенка есть друг, то он может поделиться с ним своими переживаниями, эмоциями, какими та счастливыми моментами, благодаря этому у детей формируется доверительное открытое общение к другим людям, он учится быть более раскованным в общении и не быть замкнутым. Но принято считать, что к близким отношениям больше склонны девочки, чем мальчики, они по своей натуре меньше доверяют и раскрываются друзьям.
Но не всем детям удается так хорошо налаживать крепкие дружеские отношения, есть такие дети, которые либо из за своего своеобразного характера или же по другой причине замкнуты сами по себе, у таких детей адаптация будет происходить значительно позже, чем у других детей. Здесь уже не обходимо вмешиваться взрослым и помогать таким детям строить отношения с другими детьми. Многие исследователи считают, что если у такого ребенка появится хотя бы один друг ему уже будет легче адаптироваться и по тихоньку начинать и подберать способы общения с другими детьми.
Характер дружбы меняется на протяжении детства. по Селману, дошкольники и ученики 1-2-х классов, изменяется в течение младшего школьного возраста, когда дети начинают устанавливать более близкие отношения и у них появляются верные друзья. В конце детства и в отрочестве наиболее распространенной становится групповая дружба. Группы обычно бывают большими и содержат ядро из нескольких мальчиков и девочек, регулярно участвующих в общих затеях.[4]
В дружбе между двумя детьми они могут взаимодополнять друг друга, удовлетворяя потребности друг друга. Например один ребенок любит рассказывать, то другой хороший слушатель. Так же дружба может служить и средством самовыражения. Дети часто себе в друзья выбирают совершенно непохожих на него личностей, пртивоположных себе по характеру. Если ребенок активен, общителен, то он может выбрать в качестве друга себе замкнутого ребенка, предпочитающего находиться одному не жели в кругу других. Вдвоем эти дети состовляют отличную пару с многообразным наличием черт, чем у них по раздельности. Но такая дружба свойственна только в младшем возрасте.
Бывают случаи, что дети начинают дружить со школы и продолжают свою дружбу на протяжении всей жизни. Но чаще встречаются случаи, когда дружба прерывается. Этому могут служить разные факторы, переезд одного из друзей в другой город, смена интересов, часто с возрастом у детей меняются взгляды на жизнь, интересы, и они ищут себе в друзья новых людей более интересных ему, а со старым другом отношения постепенно угасают, так же переход в другую школу одного из детей, здесь дети скучают друг по другу чувствуют некую пустоту, до тех пор пока не найдут себе нового друга.
Практически в каждом классе и младшие классы не исключение делятся на небольшие микрогруппы. Они Объединятся в эти группы обычно дети с одинаковыми взглядами, интересами, они в этих группах взаимодействуют друг с другом и с другими микро группами тоже. Также в каждой группе имеется свой лидер, обычно самый активный и тот который в большей мере проявляет те интересы по которым сформировалась эта самая группа.
Эти микро группы играют важную роль для ребенка. Эти группы Группы сверстников остаются важными для ребенка в течение всего младшего школьного возраста, но за время обучения в начальной школе значение для ребенка, меняются лидеры, дети переходят из одной микро группы в другую и у них нет какой конкуренции между этими группами, как можно встретить в старшей школе. В этих группах у детей появляются новые интересы, растет влияние членов этой группы друг на друга, у них формируется свой стиль общения, свои правила, традиции.
В каждой группе есть популярные дети и нет. Популярность обычно зависит от того на сколько хорошо научился ребенок строить взаимоотношения с другими детьми, также его активность и чувство юмора, на популярность влияет и то насколько ребенок хорошо завязывает новые знакомства и открыт он к общению или нет, противоположные же им по характеру и способу общения им значительно сложней в этих группах и они испытывают некий дискамфорт среди таких популярных детей.
Популяные дети обычно хорошо учатся, у них высокие спортивные достижения, у не популярных детей обычно меньшие успехи и в учебе и в спорте, они из за этого нередко сталкиваются с насмешками со стороны одноклассников, а также в некоторых случаях их просто не замечают и игнарируют другие.
Но не всегда популярные дети остаются популярными, если же они слишком агрессивны или высокомерны, то они быстро терят свой авторитет в классе и это может приводить к большей агрессии.
Таким образом, для детей младшего школьного возраста наиболее характерны групповые дружеские отношения. Отношения со сверстниками становятся все более важными и оказывают практически основное влияние на социальное и личностное развитие детей.
Литература:
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Пи тер, 2008. – 400 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
2. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстни ков: Автореф. докт. дис. – М., 1981.
3. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Про свещение, 1980. – 352 с., ил.
4. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы пси хологии. – 688 с.
5. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
6. Спок Б., Розенберг М. Б. Ребёнок и уход за ним / Пер. с англ.; Худож. обл. М. В. Драко. – 3-е изд. – Минск: ООО «Попурри», 1998. – 848 с.: ил.
7. Шкуричева Н. А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников. – М.: Маска, 2008. – 226 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.