Добрый день! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!
Тема моей работы – Использование метода моделирования на уроках окружающего мира при изучении взаимосвязей в природе.
Моделирование как способ отображения реальности возникает в античную эпоху параллельно с зарождением научного познания. Однако, в отчётливой форме (хотя без употребления самого термина) моделирование получает широкое распространение в эпоху Возрождения; Микеланджело Буонарроти, Филиппо Брунеллески и другие итальянские архитекторы и скульпторы использовали модели проектируемых ими сооружений; а Г. Галилей и Леонардо да Винчи помимо простого применения модели в своих теоретических работах, также находят пределы применимости метода моделирования.
Разработку и применение моделей можно назвать одним из эффективнейших способов познания во всех науках об обществе, о живой и неживой природе. Настоящие процессы и объекты, как правило, настолько многовариантны и сложны, что наилучшим методом их исследования обычно выступает моделирование. Построенная модель воплощает какой-то принцип или закон, и потому более проста и наглядна, чем реальный процесс или объект.
Моделирование, в отличие от работы с моделью как с наглядным пособием, предполагает деятельность по созданию моделей. Это позволяет выявлять существенные свойства изучаемых объектов в ходе выполнения моделирования, в силу чего в различных его определениях подчеркивается практическая направленность метода.
Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект (исследователь), 2) объект исследования, 3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
В обобщенном варианте работы на уроке при использовании метода моделирования включает три последовательных этапа:
1 этап. Подготовительный
Учитель предварительно определяет возможности, цели, места и времени использования данного метода на уроке, составление примерного плана работы и конечного репрезентанта (представителя) образа.
2 этап. Основной
Каждый ученик создает идеальную модель; коллективное обсуждение вариантов моделей (возможно не просто словесное описание модели учащимся, но и опора на наглядное изображение).
3 этап. Подведение итогов работы
В него входит контроль учителя, взаимоконтроль и самоконтроль соответствия данной модели оригиналу.
К применению моделирования на уроках
по предмету «Окружающий мир» предъявляются следующие требования:
1) владение методикой применения метода;
2) соблюдение определенного плана работы.
3) сочетание моделирования с другими методами, в частности с наблюдением
реальных объектов в природе, демонстрацией натуральных объектов и опытов;
4) учет актуального уровня практических умений школьников, необходимых при создании модели;
5) наличие необходимых раздаточных материалов и оборудования;
6) соблюдение правил гигиены;
7) поэтапное обучение детей моделированию, что первоначально предусматривает работу с готовыми моделями; затем переход к упражнениям с элементами сравнения, обобщения, классификации; в дальнейшем — постепенную замену объектов (их свойств) условными знаками и символами;
8) использование различных
видов моделей в сочетании с разными формами работы".
Рассматривая конспекты уроков по теме моделирование на уроках окружающего мира
при изучении взаимосвязей, я пришла к выводу, что многие учителя начальных
классов используют метод моделирования на уроках окружающего мира при изучении
взаимосвязей в природе. Один из конспектов составляла учитель города Ижевска
Савинкина Т.Н., которая работает по УМК «Школа России». На своем уроке она
предлагала сделать учащимся модель Земли – глобус. Это и являлось методом
моделирования, но так же учитель на своем уроке вместе с детьми составляли
таблицу, для того чтобы понять сколько материков и океанов существует, их
размеры. Таким образом, можно сказать, что учитель на своем уроке использует 2
вида моделирования, в виде схемы-таблицы и создание самой модели, как в
конспекте учителя – Глобус Земли.
Второй из конспектов составляла учитель города Саратов Конова Н.В., которая работает по УМК «Начальная школа 21 века». Учитель в начале урока дает каждой группе рассмотреть глобус, понаблюдать за ним и в конце урока учитель просит детей нарисовать на шаре глобус Земли. То есть, можно сказать, что на данном уроке присутствовал метод моделирования, учащиеся воспроизводили глобус Земли. На данном уроке учитель использует 1 вид моделирования.
Сравнивая оба конспекта, я пришла к выводу, что преимущества моделирования в том, что данный метод делает учебную деятельность детей более осмысленной и более продуктивной.
У учителя Савинкиной Т.Н, данный урок был более интересен и развернут, чем у второго учителя Коновой Н.В., потому что учитель Савинкина Татьяна Николаевна на своем уроке использует разные виды моделирования, тем самым приводя детей к большему осмыслению темы.
Моделирование – обеспечит усвоение детьми структуры задачи, связей и соотношение между объектами. Создавая модель, дети абстрагируются от конкретных признаков предмета и сосредотачиваются только на количественных характеристиках ситуации. Уровень их самостоятельности в создании моделей постепенно повышается.
Данная работа может быть рекомендована для изучения учителям и студентам, обучающимся на специальности «Преподавание в начальных классах». Изучение этой работы не закончено и будет продолжаться. В рамках рассмотренной работы предполагается применять полученные знания в будущем на практике для проведения уроков окружающего мира с помощью метода моделирования.
Спасибо за внимание. Слушаю ваши вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.