Особенности поликультурного воспитания учащихся начальных классов
Аннотация: статья посвящена изучению специфики поликультурного воспитания учащихся начальной школы. Огромное воспитательное воздействие педагога на учащихся начальной школы связано с тем, что учитель с самого начала пребывания учащихся в школе бывает для них непререкаемым авторитетом. Однако не всегда авторитет становится предпосылкой для успешного воспитания. Поликультурное воспитание строится на диалоговом, а не на монологовом взаимодействии.
Ключевые слова: младшие школьники, поликультурное воспитание, начальная школа.
В качестве основных механизмов поликультурного воспитания личности младшего школьника выступают воспитание, обучение, общение, деятельность. Формирование навыков поликультурного взаимодействия и взаимопонимания может также реализоваться посредством тренинга культурного ассимилятора, этнокультурной компетентности, ролевых и деловых игр.
Формами поликультурного воспитания личности младшего школьника выступают коллективные взаимоотношения и индивидуально-парные взаимодействия, которые могут быть намеренно организованными (опыт и знания, приобретаемый обучающимся в ходе участия в семинарах, лекциях, дискуссиях), частично организованными или стихийными (знания и опыт, обретаемый младшим школьником в семейных отношениях, в отношениях с ровесниками и взрослыми).
Образовательные учреждения призваны направлять воздействие на юное поколение социальной среды, транслировать ему научные, достоверные знания, нацеленные на формирование позитивного отношения к своему и иным народам, их культуре, истории.
Основа поликультурного воспитания личности младшего школьника и потенциальное пространство его динамики действуют и лежат, прежде всего, в эмпирическом опыте личности.
Содержание поликультурного воспитания обучающихся начальной школы строится на фундаменте ведущих ориентиров: социокультурной идентификации личности; воспитания положительного отношения к культурному окружению; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; развития навыков социального общения.
Важным компонентом поликультурного воспитания представляет реализация следующих личностно-ориентированных технологий:
1. Направленных собственно, на личность:
- Методика решения вопросов поликультурного воспитания средствами дидактики (психологическое просвещение формирующейся личности, вовлечение ее в работу по изучению нюансов личностной психики, поведения и нюансов их взаимоотношений с окружающими людьми с целью самопознания, самораскрытия их самих в данной деятельности;
- Психологическая диагностика проблем индивида;
- Обучение основным способам общения, приемам бесконфликтного поведения, навыкам принимать решения и анализировать ситуации;
- Обучение главным приемам преодоления страхов и барьеров, развитие умения ориентироваться в непростых ситуациях, анализировать мотивы своего поведения и поступков иных людей, преодолевать депрессивные состояния).
2. Имеющих своей целью помочь семье в поликультурном воспитании:
- Анализ психологических условий развития толерантности у родителей;
- Технология помощи семье в поликультурном развитии (пути продуктивного решения вопросов формирования толерантности в отношениях детей и родителей);
- Механизмы проявления согласия и терпимости в семейных отношениях в зависимости от религиозной направленности и национальных особенностей семьи).
3. Направленных на развитие компетентности учителя, работающего в направлении поликультурного воспитания:
- пути совершенствование компетентности педагога, реализующего концепцию поликультурного обучения (оценка сформированности базовых компетентностей);
- развитие умения реализовать концепцию поликультурного обучения, углубление профессионального мастерства с учетом особенностей профессиональной педагогической работы по поликультурному воспитанию).
Условия эффективности воспитания поликультурной личности: 1) Наличие практически ориентированной и теоретически обоснованной Программы воспитания поликультурной личности и Концепции развития поликультурного образования. 2) опора на индивидуальный и возрастной подходы в реализации задач обучения. 3) Наличие специалистов, профессионально компетентных и внутренне мотивированных для проведения подобной деятельности с юным поколением. 4) Включенность родителей в деятельность по достижению целей поликультурного воспитания. 5) Создание организационно-методических возможностей для реализации такой работы (материальных, психолого-педагогических, организационных и методических).
Основными путями поликультурного воспитания выступают:
- целенаправленная, каждодневная значительная работа с обучающимися по формированию общечеловеческих ценностей: «любовь», «добро», «жизнь», «семья», «дом», «Родина», «дружба»;
- реализация лозунга «Все разные - все равны!»;
- деятельность по соблюдению правозащитных функций и реализации прав человека, формированию правильной национальной идентичности, предоставляющие возможность обеспечить жизнь, достойную человека;
- преодоление распространенного в наше время так называемого «мачоизма», основоположенного на подавлении и давлении на других и, наоборот, формирование ответственности, мужественности и патриотизма.
По отношению к младшему школьному периоду главенствующий принцип педагогики, базирующийся на философии диалога, - принцип позитивности, характеризуют:
- раскрытие перед обучающимся начальной школы его собственных возможностей в разных видах деятельности;
- позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных способностей и возможностей.
Таким образом, обсуждая предстоящую работу, ребенок должен иметь возможность высказывать предложения, а задача педагога - обсудить их совместно. Мнение ребенка должно быть учтено и взрослым, и детьми, а реакция на разные предложения - доброжелательной, заинтересованной.
Списокㅤ литературы
1. Борисенков В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. М., Ростов, 2014. - 576 с.
2. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. М.: Чистые пруды, 2017. -32с.
3. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественные труд: 1–4й классы: кн. для учителя / Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросул [и др.]. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.