Статья по теме «Сенсорное воспитание детей среднего и старшего возраста».
Все мы знаем: чтобы сенсорное развитие детей проходило полноценно, необходима целенаправленная ежедневная работа по сенсорному воспитанию.
Важную роль в развитии сенсорного развития детей играет совместная деятельность педагога и детей, задача взрослого научить ребенка разнообразным способам обследования предметов.
При этом решаются задачи развития восприятия через освоение предметного мира (сведения о названии и назначении предметов, испытания ощущения от прикосновения с ними); через освоение пространства; через ознакомление с природой (свойства воды, песка, глины); в ходе подвижных игр и развлечений.
Сенсорное воспитание осуществляю в нескольких направлениях.
1. Использование дидактических игр и упражнений на закрепление цвета, формы, величины, развитие тактильных ощущений, слухового анализатора.
2. Проведение игр – экспериментов на развитие всех видов восприятия, занятия по поисково-экспериментальной деятельности.
3. Организацию продуктивной деятельности.
4. Использование в режимных моментах и на прогулках.
5. Целенаправленная работа с родителями.
Я использовала дидактические игры и упражнения, направленные на развитие разных сенсорных ощущений.
ü Традиционные игры и пособия-вкладыши, пирамидки, матрешки, «лото».
ü Игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Найди пару».
ü Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: «Из каких фигур состоит предмет?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?».
ü Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины: «Палочки в ряд», «Пирамидки», «Матрешки».
ü Дидактические игры и упражнения на
закрепление цвета: «Собери гирлянду», «Сплети коврик из цветных полосок»,
«Неразлучные цвета».
Дидактические игры на различение запахов: «Вспомни, как они пахнут», «Коробочки
с запахами».
ü Игры и упражнения на развитие слухового восприятия: «Тихо и громко», «Шумящие коробочки», «Кто что услышит».
В своей работе я применяю такую форму организации активной детской деятельности, как игры - экспериментирования. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В процессе экспериментальной деятельности дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, обогащая сенсорный опыт.
В средней группе у нас был оформлен уголок воды и песка, где дети знакомились с их свойствами: переливали, пересыпали, просевали, строили и т.д.
В старшей группе он преобразовался в центр экспериментирования. Дети сравнивают предметы, могут называть их качества и свойства. Ознакомление с материалом организовывала так, чтобы, каждый ребенок практическим путем (действуя с материалом) мог выявить его свойства и качества. В игры-эксперименты можно включить такие игры, как «Веселые кораблики», «Тонет или плывет». Совместно с педагогом – напарником разработали картотеку опытов и экспериментов, собрали различные предметы, сделанные из разных материалов, оформили коллекции бумаги, тканей, ракушек. Создали так называемые массажные ванночки для рук, наполнили их перловкой, фасолью. Дети с большим удовольствием играют «Найди клад», «Назови геометрическую фигуру» узнают форму, величину, развивают мелкую моторику.
Особое внимание в своей работе я уделяю продуктивной деятельности, так как считаю, что продуктивная деятельность имеет большое познавательное значение. Продуктивные виды деятельности, отвечают интересам и потребностям детей одновременно обладают широкими возможностями и развивают умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивают самостоятельность.
Сенсорные игры я активно использую в режимных моментах. Когда дети моют руки, обращаю внимание на запах мыла, при вытирании рук полотенцем, у детей работают тактильно-двигательные анализаторы. Перед обедом, прошу детей, закрыв глаза, понюхать, чем пахнет. На прогулке наблюдаем за деревьями, цветами, небом, птицами обогащая сенсорный опыт в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков природы. Обращаем внимание на шум ветра, в осенний период на окраску и форму листьев, шуршание их, прощальные крики птиц, шум дождя. Все это позволяет открывать новые признаки в восприятии окружающего.
Активными помощниками в моей работе являются родители. В своей работе применяю такие формы, родительские собрания, как семинары-практикумы и мастер-классы, на которых родители получают не только теоретические, но практические навыки, возможность в дальнейшем применять их на практике. Мероприятия с родителями провожу в тесном контакте с узкими специалистами. Большой интерес вызвала гостиная по теме «Играя, развиваемся». В ходе гостиной родители и специалисты обозначили проблемы, поделились положительным опытом воспитания, определили пути решения проблемы.
И так, можно сделать вывод: сенсорные способности у детей дошкольного возраста можно развивать при помощи специально организованной работы (коррекционно-развивающей), обогащая их сенсорный опыт.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.