Статья по теме: "Система естественнонаучного образования в гимназии как условия успешной реализации современных моделей"
Оценка 4.6

Статья по теме: "Система естественнонаучного образования в гимназии как условия успешной реализации современных моделей"

Оценка 4.6
docx
29.11.2020
Статья по теме: "Система естественнонаучного образования в гимназии как условия успешной реализации современных моделей"
статья о системе естественнонаучного образования в гимназии.docx

Система естественнонаучного образования в гимназии как условия успешной реализации современных моделей

 

Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания

непременно дадут добрые всходы.

Ученья корень горек, да плод сладок.

Леонардо да Винчи

 

       Педагогическая энциклопедия трактует естественнонаучное образование как образование в области естественных наук.    Различают общее и специальное образование. Общее - имеет своей целью систематическое изучение и познание основ биологии, химии, физики, математики, астрономии, географии о различных формах существования и движения материи, о законах природы. Специальное естественнонаучное образование направлено на подготовку специалистов в области естественных наук для ряда от­раслей народного хозяйства, науки и просвещения.

   Таким образом, в процессе образования данного направления опосредованно осуществляется воспитание и развитие личности, выражающееся в сформированности естественнонаучного мышления и мировоззрения.

     Содержание образования отражено в государственном стандарте общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта устанавливает следующие учебные предметы:

·        Начальное общее образование - Окружающий мир.

·        Основное общее образование - География, Биология, Физика, Химия.

·        Среднее общее образование - География, Биология, Физика, Химия, Астрономия.

   Все эти предметы объединены одной областью - «Естествознание». В этом учебном году предмет естествознание представлен в инженерных классах, учитель Львова Л.В. По выбору образовательного учреждения он изучается как углубление и расширение  учебных предметов базового уровня Физики, Химии и Биологии. На этих занятиях усилена прикладная, практическая направленность всех учебных предметов.

     Изучение естественных наук дает учащимся не только понимание явлений внешнего и внутреннего мира, но и развивает их органы чувств, мышление, нравственность. Особо можно отметить, что естествознание имеет своей целью научить учащихся «мыслить собственным умом, а не запоминать и повторять чужие мысли».

          Задачами есте­ственнонаучного образования можно считать:

-  формирование миропонимания;

-  раскрытие единства строения материи, универсальности, фундамен­тальности законов природы;

-  усвоение научных методов познания;

-  применение полученных знаний в повседневной жизни;

-  приобретение умений ориентироваться в окружающем мире;

-  развитие познавательных, нравственных, эмоциональных качеств личности;

-  формирование природоохранных знаний и экологической культуры.

         Естественнонаучные дисциплины характеризуют окружающую человека природу как среду обитания, формируют целостное представление о научной картине мира, содействуют познанию человеком самого себя и своего места в этом мире.

    В школьном естественнонаучном образовании сегодня существует масса проблем. Об их наличии свидетельствуют и результаты государственной итоговой аттестации, и существенно более низкая популярность специальностей, связанных с физикой, химией, биологией  при выборе приоритетных профессий выпускниками школ.

      Все проблемы этого образования можно разделить на четыре больших группы:

  • проблемы общества;
  • проблемы государства;
  • проблемы дидактики и методики;
  • проблемы образовательного учреждения и учителя.

    Попробуем обозначить эти проблемы и, по возможности, указать если не пути их разрешения, то направления обсуждения.

Проблемы общества

     С усилением внимания к общечеловеческим, гуманитарным ценностям, естественнонаучное знание почему-то стало противопоставляться им. Сами представители естественных и технических наук не всегда готовы на понятном широкому кругу людей языке говорить о сути своей деятельности.

    Во многом из-за разрозненности общества и государство не готово чётко сформулировать свою образовательную политику, цели образования вообще и естественнонаучного в частности.

     Многочисленные исследования показывают, что пик интереса учащихся к естественным наукам наблюдается в 10-12 лет. Понятно, что если не поддержать вовремя этот интерес, то он неминуемо угаснет. Именно так и происходит по учебному плану: изучение физики начинается в 7-ом классе (13 лет), химии — в 8-ом (14 лет). Дефицит времени заставляет при изучении физики и химии сразу, в ущерб пониманию предметного смысла, обрушивать на учащихся применение математики, темами которой они владеют недостаточно уверенно. А ведь несколько лет назад в гимназии были ведены занятия для учащихся начальной школы по физике, географии, химии и математике, которые  позволяли учащимся овладеть методами научного познания, методами измерения, необходимыми в дальнейшем.

      Проблемы государства, общества и дидактики естественным образом перетекают в проблемы гимназии и учителя.

      Хороший учитель заинтересован в качестве своей работы, что невозможно без материально-технического обеспечения, в том, чтобы его квалификация как предметника как минимум сохранялась, а лучше повышалась, в хорошей нагрузке. И все это в нашем учреждении предоставлено каждому учителю. Кабинеты физики, химии, биологии, информатики и математики оснащены всем необходимым и по возможности периодически происходит обновление материальной – базы; у каждого учителя есть возможность повышать свою квалификацию через курсовую подготовку, вебинары, предметные семинары и мастер классы.

       Сегодня учитель должен активизировать учебный процесс, вызвать у ученика потребность трудиться, трудом добывать знания: самостоятельно или под его руководством.

        При подготовке к педагогическому совету было проведено анкетирование учащихся по отношению к предметам естественнонаучного направления:

 

ВОПРОСЫ         

 ( «+» или «-» )

Химия

(%)

Биология

(%)

География

(%)

Икт

(%)

Физика

(%)

Математика

(%)

Нравится ли предмет

44

59

68

73

57

71

На уроках интересно

47

66

61

66

65

63

Является ли содержание предмета для вас трудным

69

36

16

24

66

61

Нравится, как учитель ведет урок

67

77

65

84

70

77

Много выполняете творческих заданий

23

24

45

13

24

21

На уроках используют современные технологии

64

68

73

87

58

64

Учитель позволяет спорить по рассматриваемой теме на уроках

57

53

50

53

83

55

Хотите ли Вы посещать дополнительные занятия

19

23

12

33

28

51

Помогает ли предмет в жизни

30

46

58

59

50

64

ПОЧЕМУ затрудняетесь в решении задач:

 

 

 

 

 

 

Не имею  достаточной математической подготовки

25

11

7

16

36

39

Затрудняюсь анализировать условие задачи, вникнуть в смысл описываемых в ней процессов

44

17

10

21

48

33

не знаю, какие закономерности, формулы использовать

46

14

5

17

46

24

Не могу образно представить условие задачи

37

12

5

17

30

20

Нет достаточных знаний по предмету

51

26

16

23

39

31

Нет желания работать

29

26

24

19

26

20

 

     Задумываемся ли мы над тем, какой он, путь совершенствования знаний, мышления, путь обогащения духовного мира? Как помочь ученику интересно и плодотворно пройти по этому пути? Во второй анкете гимназисты 4,8,9,10 и 11 классов ответили на вопросы:

 

№ п/п

Почему (зачем) вы учитесь? Что вас заставляет ходить в школу

4 кл

(%)

8кл.

(%)

9кл

(%)

10кл

(%)

11кл

(%)

1.      

Нравиться получать хорошие отметки

79

88

90

96

69

2.      

Родители заставляют

2

24

39

21

19

3.      

Учусь, потому что так надо

75

76

73

43

69

4.      

Интересно, нравится узнавать новое

94

80

86

92

80

5.      

Так как убежден, что знания основа будущих успехов

94

80

76

93

76

6.      

Нравятся отдельные предметы

57

74

78

88

92

7.      

Учиться не нравится, но общаться с друзьями нравится

15

40

32

31

43

 

ВАШИ ЦЕЛИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 

 

 

 

 

8.      

Окончить 9-11 класс

88

98

96

97

83

9.      

Узнать как можно больше

81

86

83

88

71

10.  

Освоить какую-либо практическую область

72

86

67

88

63

11.  

Изучить глубже какие – либо предметы

75

92

80

87

84

12.  

Научиться учиться

86

44

75

80

75

 

       Из двух проведенных анкет можно сделать вывод, что большинство учащихся заинтересованы в изучении предметов естественнонаучного направления. А педагоги должны им помочь добиться повышения качества. Необходимо выделение четких показателей качества и не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Выработка их требует большой осторожности и деликатности. Изучение качества того, что нами делается, позволяет четко видеть те элементы и направления работы, которые нуждаются в совершенствовании.

    Педагоги гимназии определяют качество как низкое, удовлетворительное или высокое. Высокое качество образования – это:

1) высококвалифицированные  кадры: из 95 учителей гимназии с высшим образованием , 67 человек имеют высшую категорию. На кафедрах естественных и точных наук работают педагоги, которые не один раз, вместе с детьми, проходили итоговую аттестацию.

2) На уроках и во внеурочной деятельности  учителя гимназии используются такие педагогические технологии как:  технология развивающего обучения; обучение учащихся методам научно-исследовательской деятельности; информационные технологии, предполагающие использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов; технологии, основанные на индивидуально-дифференцированном подходе к обучению; технологии сотрудничества. По другому строить свою работу, большинство из нас и не умеют. Ведь в гимназии в течение учебного года проводится очень много методических мероприятий, на которых нас знакомят со всем новым, что происходит в образовании.

 

3) Помогают достичь высокого качества  многообразные дополнительные предметные мероприятия на кафедрах естественно научного направления - это проведение дней науки по химии, биологии, географии, физики и математике, во время которых учащиеся оформляют стенгазеты, проводят игры, показательные опыты по химии и физике для сверстников и младших гимназистов; участие в районных интеллектуальных играх; учитель географии проводит фотоконкурс «Есть в природе чудеса», ориентирование по карте «Иди туда, не зная куда, найди то, не знаю что»; ежегодное участие в игре «Мир на ладони»; учителя математики совместно с преподавателем вуза проводят математические бои; выходы в музеи, научно исследовательские институты. Еще очень много мероприятий можно перечислить. Участвуя в конкурсах, играх, конференциях и олимпиадах ребята становятся призерами и победителями. Результаты за три года представлены в таблице:

 

 

математика

физика

география

информатика

биология

химия

2017

Победители –

Призеры -

Победители –

Призеры -

Победители –

Призеры -

Победители –

Призеры -

Победители –

Призеры -

Победители –

Призеры -

2018

Победители –

Призеры -

Победители –

Призеры -

Победители –

Призеры -

Победители –

Призеры -

Победители –

Призеры -

Победители –

Призеры -

2019

Победители –

Призеры -

Победители –

Призеры -

Победители –

Призеры -

Победители –

Призеры -

Победители –

Призеры -

Победители –

Призеры -

 

       Из всего сказанного можно было бы сделать вывод, что в гимназии по предметам естественнонаучного направления проблем нет, но ежегодно собирая и анализируя результаты ОГЭ, ЕГЭ и ВПР, которые показывают гимназисты по предметам естественнонаучного направления не всегда и во всем нас радуют:

ОГЭ

 

математика

физика

география

информатика

биология

химия

2016-2017

4,4

3,9

4,1

4,7

3,6

3,5

2017-2018

4,5

3,9

4,1

4,4

4,4

4,4

2018-2019

4,5

4,5

4,6

4,5

4,0

3,7

 

ЕГЭ

 

 

Математика профиль

Физика

Химия

Информатика и ИКТ

Биология

География

2017

57,9

61,6

58,8

68,6

71,7

0,0

2018

58,93

61,2

55,47

71,88

61,3

0,0

2019

66,6

65,2

43,8

83,4

59,8

74

 

ВПР

    Статистика трех лет показывает, что почти большинство  учащиеся 5 и 6 классов  испытывают трудности при выполнение заданий практического содержания; проводить логические обоснования; работать с моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач. Парадокс при выполнении работ в 4 классе ребята с заданиями такого же содержания справляют от 70% и выше.

     Что же мешает ребятам успешно готовиться к итоговым испытаниям и как с этим бороться?

Всех учеников можно разделить на три группы:

·        Школьник излишне самоуверен

    Обычно такие дети не испытывают трудностей со школьными предметами, запросто получают четверки и пятерки, пробные работы выполняют на хорошие результаты. Это порождает у них заблуждение: «Мне все по плечу». Хотя на самом деле большинству просто попались очень лояльные школьные учителя, которым иногда легче поставить хорошую оценку в журнале, чем спрашивать по строгости, а варианты, которые этот школьник решает, оказываются довольно легкими.

Как распознать: ребенок часто говорит, что сдаст экзамены без проблем, хвастается, что написал очередной пробник на высокий результат.

Решение проблемы: необходимо провести объективную оценку. Дать ученику решить  варианты разной степени сложности и с максимально отличающимися заданиями, ограничив его по времени. Собрать статистику по результатам и посчитать среднее значение его оценок. Так вы и ребенок увидите  вероятную картину, а также пессимистичный и оптимистичный прогноз на экзамен. А дальше совместно начинаем действовать, ведь даже сейчас еще есть временя, чтобы закрыть пробелы в знаниях.

·        Школьник болезненно не уверен в себе

  Такому в школе не повезло: учителя ставят сплошь двойки и тройки, постоянно напоминают, что «вот ты, точно не сдашь экзамен или не напишешь итоговую контрольную, можешь даже не пытаться». Согласитесь некоторые из нас, очень часто, произносят такие фразы. За годы обучения у такого ребенка формируются стойкое «я не знаю» и «это слишком сложно для меня, даже и пытаться не буду решить».

Как распознать: чаще всего довольно просто, ребенок сам говорит о том, что «математика/физика/химия — это не для него» и «никогда он их не сдаст даже на 3».

Решение проблемы: кажется удивительным, но лучшая терапия для такого ученика — это групповые занятия. Главное, чтобы группа состояла из таких же неуверенных в себе «двоечников». Находясь в среде себе подобных, ребенок раскроется с новой стороны. Так, шаг за шагом каждый такой ученик выходит на новый уровень и в итоге обретает крепкие «выстраданные» знания.

Школьник — патологический лентяй

   Он три месяца не может выучить формулы и никогда не находит времени, чтобы выполнить домашнее задание. И когда до экзамена осталось полгода и когда две недели, он одинаково считает, что времени еще много и все успеется.

Как распознать: у ребенка нет прогресса (он как писал пробники на минимальный результат, так и продолжает их писать, хотя, вы знаете это, он готовится к экзаменам или говорит, что готовится), на ребенка поступают жалобы от преподавателя.

Решение проблемы: С такими гимназистами работать сложнее всего. К сожалению, их можно только чем-то припугнуть или предложить родителям пообещать ценную награду. Когда школьник поймет тяжесть последствий своей лени и насколько ценный приз ждет его в конце, составьте вместе с ним понедельный план подготовки к экзаменам. Подбадривайте его на этом пути и стимулируйте двигаться вперед.

      Учителям для повышения качества выполнения работ в рамках ГИА и ВПР можно рекомендовать:

- заблаговременно выявлять обучающихся, изъявивших желание сдавать ЕГЭ и ОГЭ;

- проводить целенаправленную подготовку обучающихся независимо от форм ее организации;

- знакомить обучающихся со спецификацией работы, тем более что постоянно происходят изменения как в ее структуре, так и в содержании;

- проводить совместный анализ по результатам проведенных работ не по параллелям, а по предметам.

    Совместная работа учителя и обучающихся со спецификацией, демоверсией работы и кодификатором, помогает сосредоточиться на главном при подготовке к ГИА и ВПР, вести целенаправленную, осознанную подготовку, избегая натаскивания по многочисленным изданиям с КИМами.

       На уроках особое внимание следует обращать на умения обучающихся анализировать текст предлагаемых заданий и сосредотачиваться на том, что требуется для выполнения задания, следует ориентировать их на написание полного ответа на предлагаемый вопрос. Для того чтобы ребята чувствовали себя уверенно, следует использовать в качестве промежуточного и итогового контроля в течение года различные виды заданий, направленные на выявление уровня усвоения элементов содержания и умений, проверяемых в ходе ГИА и ВПР. Желательно использовать при работе бланки ответов. Успешность выполнения работы пропорциональна качеству организуемого учителем процесса обобщения в ходе подготовки к любой аттестации.

      Определяющим необходимым условием для качественной подготовки обучающихся, безусловно, является профессиональная компетентность учителя, которая проявляется в степени владения теоретическими основами, обеспечивающими возможность грамотного отбора тренировочных КИМов, моделирования разнообразных типов заданий, адекватных целям подготовки и обязательном конструктивном анализе ошибок и неточностей, допускаемых обучающимися при выполнении задания.

     Учителя гимназии включают трудные для понимания обучающихся темы в содержание занятий в урочное и внеурочное время, проводят уроки, где интегрируют темы, изучаемые в разных курсах, к темам, трудным для усвоения, периодически возвращаются, организуя повторение. Особое внимание обращают на вопросы, которые встречаются ежегодно и вызывают затруднения у участников ГИА.

     Методическую помощь учителя предметники получают на кафедре НИПКиПРО в рамках:

- индивидуальных консультаций - занятий на курсах повышения квалификации;

 - краткосрочных очных курсов;

 - дистанционных модулей;

- обсуждения на методических объединениях учителей.

     Современные тенденции развития ГИА по естественным и точным наукам свидетельствуют о возрастании сложности КИМ. Достижение уровня подготовки обучающихся, возможно лишь при изучении профильного курса.  Поэтому в гимназии на протяжении многих лет в 9 классах организовано предпрофильное обучение через элективные курсы, а в 10-11 классе работа профильных групп по системе 5 плюс один. Наше образовательное учреждение одно из первых у кого начали функционировать профильные группы, но прошли годы и встал вопрос о пересмотре профильного обучения. Родители и гимназисты просят рассмотреть возможность выбора предметов для расширения и углубления знаний по предметам, которые им понадобятся для дальнейшего обучения и тогда, возможно, в какой-то степени будет решен вопрос о более успешном прохождении ГИА.

    Свое выступление хочу закончить притчей о неопознанном: «Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?». Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: «Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга – познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все вне этих кругов – это не познанное ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой,  следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений. Так что, чем глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов, тем больше мы хотим узнать нового».

    Учить сегодня трудно, но и раньше было нелегко.  И только от учителя зависит, какими будут наши дети. Желаю вам, чтобы ваши ученики светились от улыбок и любви, и на все возникшие вопросы всегда находились правильные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Система естественнонаучного образования в гимназии как условия успешной реализации современных моделей

Система естественнонаучного образования в гимназии как условия успешной реализации современных моделей

В школьном естественнонаучном образовании сегодня существует масса проблем

В школьном естественнонаучном образовании сегодня существует масса проблем

ВОПРОСЫ ( «+» или «-» )Химия (%)Биология (%)География (%)Икт (%)Физика (%)Математика (%)

ВОПРОСЫ ( «+» или «-» )Химия (%)Биология (%)География (%)Икт (%)Физика (%)Математика (%)

Так как убежден, что знания основа будущих успехов 94 80 76 93 76 2

Так как убежден, что знания основа будущих успехов 94 80 76 93 76 2

Результаты за три года представлены в таблице: математика физика география информатика биология химия 2017

Результаты за три года представлены в таблице: математика физика география информатика биология химия 2017

Парадокс при выполнении работ в 4 классе ребята с заданиями такого же содержания справляют от 70% и выше

Парадокс при выполнении работ в 4 классе ребята с заданиями такого же содержания справляют от 70% и выше

Подбадривайте его на этом пути и стимулируйте двигаться вперед

Подбадривайте его на этом пути и стимулируйте двигаться вперед

Наше образовательное учреждение одно из первых у кого начали функционировать профильные группы, но прошли годы и встал вопрос о пересмотре профильного обучения

Наше образовательное учреждение одно из первых у кого начали функционировать профильные группы, но прошли годы и встал вопрос о пересмотре профильного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2020