Система естественнонаучного образования в гимназии как условия успешной реализации современных моделей
Если запастись терпением и проявить старание,
то посеянные семена знания
непременно дадут добрые всходы.
Ученья корень горек, да плод сладок.
Леонардо да Винчи
Педагогическая энциклопедия трактует естественнонаучное образование как образование в области естественных наук. Различают общее и специальное образование. Общее - имеет своей целью систематическое изучение и познание основ биологии, химии, физики, математики, астрономии, географии о различных формах существования и движения материи, о законах природы. Специальное естественнонаучное образование направлено на подготовку специалистов в области естественных наук для ряда отраслей народного хозяйства, науки и просвещения.
Таким образом, в процессе образования данного направления опосредованно осуществляется воспитание и развитие личности, выражающееся в сформированности естественнонаучного мышления и мировоззрения.
Содержание образования отражено в государственном стандарте общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта устанавливает следующие учебные предметы:
· Начальное общее образование - Окружающий мир.
· Основное общее образование - География, Биология, Физика, Химия.
· Среднее общее образование - География, Биология, Физика, Химия, Астрономия.
Все эти предметы объединены одной областью - «Естествознание». В этом учебном году предмет естествознание представлен в инженерных классах, учитель Львова Л.В. По выбору образовательного учреждения он изучается как углубление и расширение учебных предметов базового уровня Физики, Химии и Биологии. На этих занятиях усилена прикладная, практическая направленность всех учебных предметов.
Изучение естественных наук дает учащимся не только понимание явлений внешнего и внутреннего мира, но и развивает их органы чувств, мышление, нравственность. Особо можно отметить, что естествознание имеет своей целью научить учащихся «мыслить собственным умом, а не запоминать и повторять чужие мысли».
Задачами естественнонаучного образования можно считать:
- формирование миропонимания;
- раскрытие единства строения материи, универсальности, фундаментальности законов природы;
- усвоение научных методов познания;
- применение полученных знаний в повседневной жизни;
- приобретение умений ориентироваться в окружающем мире;
- развитие познавательных, нравственных, эмоциональных качеств личности;
- формирование природоохранных знаний и экологической культуры.
Естественнонаучные дисциплины характеризуют окружающую человека природу как среду обитания, формируют целостное представление о научной картине мира, содействуют познанию человеком самого себя и своего места в этом мире.
В школьном естественнонаучном образовании сегодня существует масса проблем. Об их наличии свидетельствуют и результаты государственной итоговой аттестации, и существенно более низкая популярность специальностей, связанных с физикой, химией, биологией при выборе приоритетных профессий выпускниками школ.
Все проблемы этого образования можно разделить на четыре больших группы:
Попробуем обозначить эти проблемы и, по возможности, указать если не пути их разрешения, то направления обсуждения.
Проблемы общества
С усилением внимания к общечеловеческим, гуманитарным ценностям, естественнонаучное знание почему-то стало противопоставляться им. Сами представители естественных и технических наук не всегда готовы на понятном широкому кругу людей языке говорить о сути своей деятельности.
Во многом из-за разрозненности общества и государство не готово чётко сформулировать свою образовательную политику, цели образования вообще и естественнонаучного в частности.
Многочисленные исследования показывают, что пик интереса учащихся к естественным наукам наблюдается в 10-12 лет. Понятно, что если не поддержать вовремя этот интерес, то он неминуемо угаснет. Именно так и происходит по учебному плану: изучение физики начинается в 7-ом классе (13 лет), химии — в 8-ом (14 лет). Дефицит времени заставляет при изучении физики и химии сразу, в ущерб пониманию предметного смысла, обрушивать на учащихся применение математики, темами которой они владеют недостаточно уверенно. А ведь несколько лет назад в гимназии были ведены занятия для учащихся начальной школы по физике, географии, химии и математике, которые позволяли учащимся овладеть методами научного познания, методами измерения, необходимыми в дальнейшем.
Проблемы государства, общества и дидактики естественным образом перетекают в проблемы гимназии и учителя.
Хороший учитель заинтересован в качестве своей работы, что невозможно без материально-технического обеспечения, в том, чтобы его квалификация как предметника как минимум сохранялась, а лучше повышалась, в хорошей нагрузке. И все это в нашем учреждении предоставлено каждому учителю. Кабинеты физики, химии, биологии, информатики и математики оснащены всем необходимым и по возможности периодически происходит обновление материальной – базы; у каждого учителя есть возможность повышать свою квалификацию через курсовую подготовку, вебинары, предметные семинары и мастер классы.
Сегодня учитель должен активизировать учебный процесс, вызвать у ученика потребность трудиться, трудом добывать знания: самостоятельно или под его руководством.
При подготовке к педагогическому совету было проведено анкетирование учащихся по отношению к предметам естественнонаучного направления:
ВОПРОСЫ ( «+» или «-» ) |
Химия (%) |
Биология (%) |
География (%) |
Икт (%) |
Физика (%) |
Математика (%) |
Нравится ли предмет |
44 |
59 |
68 |
73 |
57 |
71 |
На уроках интересно |
47 |
66 |
61 |
66 |
65 |
63 |
Является ли содержание предмета для вас трудным |
69 |
36 |
16 |
24 |
66 |
61 |
Нравится, как учитель ведет урок |
67 |
77 |
65 |
84 |
70 |
77 |
Много выполняете творческих заданий |
23 |
24 |
45 |
13 |
24 |
21 |
На уроках используют современные технологии |
64 |
68 |
73 |
87 |
58 |
64 |
Учитель позволяет спорить по рассматриваемой теме на уроках |
57 |
53 |
50 |
53 |
83 |
55 |
Хотите ли Вы посещать дополнительные занятия |
19 |
23 |
12 |
33 |
28 |
51 |
Помогает ли предмет в жизни |
30 |
46 |
58 |
59 |
50 |
64 |
ПОЧЕМУ затрудняетесь в решении задач: |
|
|
|
|
|
|
Не имею достаточной математической подготовки |
25 |
11 |
7 |
16 |
36 |
39 |
Затрудняюсь анализировать условие задачи, вникнуть в смысл описываемых в ней процессов |
44 |
17 |
10 |
21 |
48 |
33 |
не знаю, какие закономерности, формулы использовать |
46 |
14 |
5 |
17 |
46 |
24 |
Не могу образно представить условие задачи |
37 |
12 |
5 |
17 |
30 |
20 |
Нет достаточных знаний по предмету |
51 |
26 |
16 |
23 |
39 |
31 |
Нет желания работать |
29 |
26 |
24 |
19 |
26 |
20 |
Задумываемся ли мы над тем, какой он, путь совершенствования знаний, мышления, путь обогащения духовного мира? Как помочь ученику интересно и плодотворно пройти по этому пути? Во второй анкете гимназисты 4,8,9,10 и 11 классов ответили на вопросы:
№ п/п |
Почему (зачем) вы учитесь? Что вас заставляет ходить в школу |
4 кл (%) |
8кл. (%) |
9кл (%) |
10кл (%) |
11кл (%) |
1. |
Нравиться получать хорошие отметки |
79 |
88 |
90 |
96 |
69 |
2. |
Родители заставляют |
2 |
24 |
39 |
21 |
19 |
3. |
Учусь, потому что так надо |
75 |
76 |
73 |
43 |
69 |
4. |
Интересно, нравится узнавать новое |
94 |
80 |
86 |
92 |
80 |
5. |
Так как убежден, что знания основа будущих успехов |
94 |
80 |
76 |
93 |
76 |
6. |
Нравятся отдельные предметы |
57 |
74 |
78 |
88 |
92 |
7. |
Учиться не нравится, но общаться с друзьями нравится |
15 |
40 |
32 |
31 |
43 |
|
ВАШИ ЦЕЛИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: |
|
|
|
|
|
8. |
Окончить 9-11 класс |
88 |
98 |
96 |
97 |
83 |
9. |
Узнать как можно больше |
81 |
86 |
83 |
88 |
71 |
10. |
Освоить какую-либо практическую область |
72 |
86 |
67 |
88 |
63 |
11. |
Изучить глубже какие – либо предметы |
75 |
92 |
80 |
87 |
84 |
12. |
Научиться учиться |
86 |
44 |
75 |
80 |
75 |
Из двух проведенных анкет можно сделать вывод, что большинство учащихся заинтересованы в изучении предметов естественнонаучного направления. А педагоги должны им помочь добиться повышения качества. Необходимо выделение четких показателей качества и не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Выработка их требует большой осторожности и деликатности. Изучение качества того, что нами делается, позволяет четко видеть те элементы и направления работы, которые нуждаются в совершенствовании.
Педагоги гимназии определяют качество как низкое, удовлетворительное или высокое. Высокое качество образования – это:
1) высококвалифицированные кадры: из 95 учителей гимназии с высшим образованием , 67 человек имеют высшую категорию. На кафедрах естественных и точных наук работают педагоги, которые не один раз, вместе с детьми, проходили итоговую аттестацию.
2) На уроках и во внеурочной деятельности учителя гимназии используются такие педагогические технологии как: технология развивающего обучения; обучение учащихся методам научно-исследовательской деятельности; информационные технологии, предполагающие использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов; технологии, основанные на индивидуально-дифференцированном подходе к обучению; технологии сотрудничества. По другому строить свою работу, большинство из нас и не умеют. Ведь в гимназии в течение учебного года проводится очень много методических мероприятий, на которых нас знакомят со всем новым, что происходит в образовании.
3) Помогают достичь высокого качества многообразные дополнительные предметные мероприятия на кафедрах естественно научного направления - это проведение дней науки по химии, биологии, географии, физики и математике, во время которых учащиеся оформляют стенгазеты, проводят игры, показательные опыты по химии и физике для сверстников и младших гимназистов; участие в районных интеллектуальных играх; учитель географии проводит фотоконкурс «Есть в природе чудеса», ориентирование по карте «Иди туда, не зная куда, найди то, не знаю что»; ежегодное участие в игре «Мир на ладони»; учителя математики совместно с преподавателем вуза проводят математические бои; выходы в музеи, научно исследовательские институты. Еще очень много мероприятий можно перечислить. Участвуя в конкурсах, играх, конференциях и олимпиадах ребята становятся призерами и победителями. Результаты за три года представлены в таблице:
|
математика |
физика |
география |
информатика |
биология |
химия |
2017 |
Победители – Призеры - |
Победители – Призеры - |
Победители – Призеры - |
Победители – Призеры - |
Победители – Призеры - |
Победители – Призеры - |
2018 |
Победители – Призеры - |
Победители – Призеры - |
Победители – Призеры - |
Победители – Призеры - |
Победители – Призеры - |
Победители – Призеры - |
2019 |
Победители – Призеры - |
Победители – Призеры - |
Победители – Призеры - |
Победители – Призеры - |
Победители – Призеры - |
Победители – Призеры - |
Из всего сказанного можно было бы сделать вывод, что в гимназии по предметам естественнонаучного направления проблем нет, но ежегодно собирая и анализируя результаты ОГЭ, ЕГЭ и ВПР, которые показывают гимназисты по предметам естественнонаучного направления не всегда и во всем нас радуют:
ОГЭ
|
математика |
физика |
география |
информатика |
биология |
химия |
2016-2017 |
4,4 |
3,9 |
4,1 |
4,7 |
3,6 |
3,5 |
2017-2018 |
4,5 |
3,9 |
4,1 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
2018-2019 |
4,5 |
4,5 |
4,6 |
4,5 |
4,0 |
3,7 |
ЕГЭ
|
Математика профиль |
Физика |
Химия |
Информатика и ИКТ |
Биология |
География |
2017 |
57,9 |
61,6 |
58,8 |
68,6 |
71,7 |
0,0 |
2018 |
58,93 |
61,2 |
55,47 |
71,88 |
61,3 |
0,0 |
2019 |
66,6 |
65,2 |
43,8 |
83,4 |
59,8 |
74 |
ВПР
Статистика трех лет показывает, что почти большинство учащиеся 5 и 6 классов испытывают трудности при выполнение заданий практического содержания; проводить логические обоснования; работать с моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач. Парадокс при выполнении работ в 4 классе ребята с заданиями такого же содержания справляют от 70% и выше.
Что же мешает ребятам успешно готовиться к итоговым испытаниям и как с этим бороться?
Всех учеников можно разделить на три группы:
· Школьник излишне самоуверен
Обычно такие дети не испытывают трудностей со школьными предметами, запросто получают четверки и пятерки, пробные работы выполняют на хорошие результаты. Это порождает у них заблуждение: «Мне все по плечу». Хотя на самом деле большинству просто попались очень лояльные школьные учителя, которым иногда легче поставить хорошую оценку в журнале, чем спрашивать по строгости, а варианты, которые этот школьник решает, оказываются довольно легкими.
Как распознать: ребенок часто говорит, что сдаст экзамены без проблем, хвастается, что написал очередной пробник на высокий результат.
Решение проблемы: необходимо провести объективную оценку. Дать ученику решить варианты разной степени сложности и с максимально отличающимися заданиями, ограничив его по времени. Собрать статистику по результатам и посчитать среднее значение его оценок. Так вы и ребенок увидите вероятную картину, а также пессимистичный и оптимистичный прогноз на экзамен. А дальше совместно начинаем действовать, ведь даже сейчас еще есть временя, чтобы закрыть пробелы в знаниях.
· Школьник болезненно не уверен в себе
Такому в школе не повезло: учителя ставят сплошь двойки и тройки, постоянно напоминают, что «вот ты, точно не сдашь экзамен или не напишешь итоговую контрольную, можешь даже не пытаться». Согласитесь некоторые из нас, очень часто, произносят такие фразы. За годы обучения у такого ребенка формируются стойкое «я не знаю» и «это слишком сложно для меня, даже и пытаться не буду решить».
Как распознать: чаще всего довольно просто, ребенок сам говорит о том, что «математика/физика/химия — это не для него» и «никогда он их не сдаст даже на 3».
Решение проблемы: кажется удивительным, но лучшая терапия для такого ученика — это групповые занятия. Главное, чтобы группа состояла из таких же неуверенных в себе «двоечников». Находясь в среде себе подобных, ребенок раскроется с новой стороны. Так, шаг за шагом каждый такой ученик выходит на новый уровень и в итоге обретает крепкие «выстраданные» знания.
Школьник — патологический лентяй
Он три месяца не может выучить формулы и никогда не находит времени, чтобы выполнить домашнее задание. И когда до экзамена осталось полгода и когда две недели, он одинаково считает, что времени еще много и все успеется.
Как распознать: у ребенка нет прогресса (он как писал пробники на минимальный результат, так и продолжает их писать, хотя, вы знаете это, он готовится к экзаменам или говорит, что готовится), на ребенка поступают жалобы от преподавателя.
Решение проблемы: С такими гимназистами работать сложнее всего. К сожалению, их можно только чем-то припугнуть или предложить родителям пообещать ценную награду. Когда школьник поймет тяжесть последствий своей лени и насколько ценный приз ждет его в конце, составьте вместе с ним понедельный план подготовки к экзаменам. Подбадривайте его на этом пути и стимулируйте двигаться вперед.
Учителям для повышения качества выполнения работ в рамках ГИА и ВПР можно рекомендовать:
- заблаговременно выявлять обучающихся, изъявивших желание сдавать ЕГЭ и ОГЭ;
- проводить целенаправленную подготовку обучающихся независимо от форм ее организации;
- знакомить обучающихся со спецификацией работы, тем более что постоянно происходят изменения как в ее структуре, так и в содержании;
- проводить совместный анализ по результатам проведенных работ не по параллелям, а по предметам.
Совместная работа учителя и обучающихся со спецификацией, демоверсией работы и кодификатором, помогает сосредоточиться на главном при подготовке к ГИА и ВПР, вести целенаправленную, осознанную подготовку, избегая натаскивания по многочисленным изданиям с КИМами.
На уроках особое внимание следует обращать на умения обучающихся анализировать текст предлагаемых заданий и сосредотачиваться на том, что требуется для выполнения задания, следует ориентировать их на написание полного ответа на предлагаемый вопрос. Для того чтобы ребята чувствовали себя уверенно, следует использовать в качестве промежуточного и итогового контроля в течение года различные виды заданий, направленные на выявление уровня усвоения элементов содержания и умений, проверяемых в ходе ГИА и ВПР. Желательно использовать при работе бланки ответов. Успешность выполнения работы пропорциональна качеству организуемого учителем процесса обобщения в ходе подготовки к любой аттестации.
Определяющим необходимым условием для качественной подготовки обучающихся, безусловно, является профессиональная компетентность учителя, которая проявляется в степени владения теоретическими основами, обеспечивающими возможность грамотного отбора тренировочных КИМов, моделирования разнообразных типов заданий, адекватных целям подготовки и обязательном конструктивном анализе ошибок и неточностей, допускаемых обучающимися при выполнении задания.
Учителя гимназии включают трудные для понимания обучающихся темы в содержание занятий в урочное и внеурочное время, проводят уроки, где интегрируют темы, изучаемые в разных курсах, к темам, трудным для усвоения, периодически возвращаются, организуя повторение. Особое внимание обращают на вопросы, которые встречаются ежегодно и вызывают затруднения у участников ГИА.
Методическую помощь учителя предметники получают на кафедре НИПКиПРО в рамках:
- индивидуальных консультаций - занятий на курсах повышения квалификации;
- краткосрочных очных курсов;
- дистанционных модулей;
- обсуждения на методических объединениях учителей.
Современные тенденции развития ГИА по естественным и точным наукам свидетельствуют о возрастании сложности КИМ. Достижение уровня подготовки обучающихся, возможно лишь при изучении профильного курса. Поэтому в гимназии на протяжении многих лет в 9 классах организовано предпрофильное обучение через элективные курсы, а в 10-11 классе работа профильных групп по системе 5 плюс один. Наше образовательное учреждение одно из первых у кого начали функционировать профильные группы, но прошли годы и встал вопрос о пересмотре профильного обучения. Родители и гимназисты просят рассмотреть возможность выбора предметов для расширения и углубления знаний по предметам, которые им понадобятся для дальнейшего обучения и тогда, возможно, в какой-то степени будет решен вопрос о более успешном прохождении ГИА.
Свое выступление хочу закончить притчей о неопознанном: «Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?». Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: «Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга – познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все вне этих кругов – это не познанное ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений. Так что, чем глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов, тем больше мы хотим узнать нового».
Учить сегодня трудно, но и раньше было нелегко. И только от учителя зависит, какими будут наши дети. Желаю вам, чтобы ваши ученики светились от улыбок и любви, и на все возникшие вопросы всегда находились правильные ответы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.